Открытый урок по окружающему миру "Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Цель урока: расширить знания обучающихся о бабочках и цветах луга, повторить и обобщить новые правила поведения в природе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гнездиловская средняя общеобразовательная школа»
Открытый урок окружающего мира в 1 классе
по теме «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?»
(УМК «Школа России»)
д.Разиньково, 2019 год
Технологическая карта урока
Тема урока «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?»
Цель урока: расширить знания обучающихся о бабочках и цветах луга, повторить и обобщить новые правила поведения в природе. с правилами поведения в природе.
Задачи:
1. Образовательные:
- дать представление о цветах и бабочках, встречающихся на лугу; учить посредством мыслительных операций логично и аргументировано отвечать на проблемный вопрос;
- расширять кругозор детей.
2. Развивающие:
- совершенствовать мыслительные операции: анализ, обобщение, сопоставление;
- развивать психические процессы: память, мышление, внимание, восприятие;
- развивать эстетические представления учащихся об окружающем мире.
3. Воспитательные:
- воспитывать чувства ответственности и бережного отношения к миру природы;
- воспитывать у детей интерес к изучению природы родного края;
- воспитывать аккуратность, любознательность.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Формы работы: парная, групповая, фронтальная работа.
Планируемые результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
научатся узнавать изученные природные объекты; объяснять, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек (от этого страдают беззащитные живые существа и исчезает красота природы); определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку;
получат возможность научиться: формулировать правила поведения в природе; оценивать свое поведение на лугу; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление;формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной ситуации.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии цветов и бабочек, о необходимости сохранения природного окружения; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.
Регулятивные: ориентироваться в учебнике и рабочей тетради; принимать и сохранять учебную задачу;оценивать результат своих действий; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям, целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Оборудование:учебник А. А. Плешакова «Окружающий мир», рабочая тетрадь № 2, презентация на тему «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?», картинки с цветами и бабочками.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
I. Мотивация учебной деятельности | - Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Все тихонько быстро встали, Подравнялись и собрались. Скажем: «Здравствуйте!» друг другу И посмотрим на столы Всё, что нужно принесли? А теперь мы прямо сели, На меня все посмотрели. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем – Ничего не пропускаем. - Улыбнитесь друг другу, пожмите друг другу руки и пожелайте удачи. | Присаживаются, проверяют свою готовность к уроку. Дети улыбаются друг другу и желают удачи своим одноклассникам. | Р: организация своего рабочего места. Л:создание положительного настроя на урок. |
II. Актуализация знаний | Сейчас мы с вами вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. А поможет нам вспомнить загадка: Приказало солнце: стой, Семицветный мост крутой! Тучка скрыла солнца свет! Рухнул мост и щепок нет (Радуга) - Давайте проверим, как вы усвоили материал прошлого урока. - У вас на столе лежат семь полосок из цветной бумаги. Вам нужно расположить эти полоски в такой последовательности, чтобы получилась радуга. | Работают в группах | |
III. Выявление затруднений в речи и целеполагание | – Ребята! Посмотрите, кто к нам пришёл в гости? - Вам знакомы эти герои? - А что они принесли с собой? - Сегодня Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха приглашают нас на прогулку, а чтобы понять куда, Муравьишка просит вас отгадать загадку: На полянку мы пришли Вот трава, а вот цветы Порхают бабочки вокруг Зовётся это место … луг - Правильно, сегодня мы отправимся на луг - Ребята, посмотрите на луг. - Давайте послушаем, какие звуки до нас доносятся с этого прекрасного места. Включена аудиозапись - Представьте, пожалуйста, что мы можем почувствовать на лугу? - Какие звуки вы услышали? - А хотели бы вы погулять по такому лугу? - А чего нельзя делать на лугу? -Догадались ли вы, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? - Тема нашего урока «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?» - Какие учебные задачи мы поставим перед собой? Я начинаю, а вы заканчиваете. | Да, знакомы. Это Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха. - У Муравьишки цветок, а Мудрая черепаха принесла бабочку. Отгадывают загадки Дети рассматривают слайд с фотографией луга. - Цветы, бабочки, трава…Дети слушают звуки (жужжание насекомых, пение птиц) - Дуновение ветерка, запах цветов… Дети сами пытаются сформулировать цель и задачи урока. - Узнаем, какие цветы и бабочки живут на лугу. - Научимся некоторым важным правилам поведения в природе. | П: общеучебные - осознанно и произвольно высказываться в устной форме; логические- расширять имеющиеся знания. К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; обмениваться мнениями, слушать друг друга. Л: понимать многообразие природного мира и место человека в нем П: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; логические – осуществление поиска необходимой информации Р: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. |
IV. Совместное открытие знаний | 1. - Посмотрите, дети, я тоже нарисовала луг (на доске нарисована картина луга, без цветов и насекомых). Нравится ли он вам? - Что здесь не хватает? - Давайте заселим луг. Отгадайте загадки: 1. На лугу растут сестрички. Жёлтый глазок, белые реснички (ромашки) 2. Эх, звоночки, синий цвет, С язычком, а звону нет (колокольчик) 3. Я шариком пушистым Белею в поле чистом, А дунул ветерок - Остался стебелёк (одуванчик) 4. Синее небо упало на луг. Синим, пресиним всё стало вокруг, На лугу расцвели, у синей руки, Как синее небо, цветки … (васильки) - Скажите, какой теперь стал наш луг? - Какой можно сделать вывод? Почему нельзя рвать цветы? - Но как же нам обойтись без цветов? - Какие цветы можно срывать? (садовые) 2. Работа в рабочей тетради (с. 30, задание № 1) - Как вы думаете, что на предлагают сделать? - Ребята, а еще есть такие цветы, которых осталось очень мало на нашей планете. Как вы думаете, как мы должны к ним относиться? - Эти цветы занесены в Красную книгу и охраняются законом (демонстрация Красной книги). Музыкальная физминутка
Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел – Он вспорхнул и улетел (бабочка) - Кроме ярких и красивых цветов на нашем лугу много разных бабочек. Посмотрите, сегодня они прилетели к нам в класс и сели на ваши парты. Ребята, а вы знаете, как их зовут? - Давайте попробуем подобрать каждой бабочке её название. Я вам дам небольшую подсказку: иногда бабочкам дают названия по цвету их крыльев. Перед вами лежат карточки с изображениями бабочек, а рядом написаны их названия. Названия и изображения перепутаны. Соедините изображения бабочек с их названиями. - Почему этих бабочек так назвали? - Ребята, можно ли ловить бабочек на лугу? - А вы знаете почему? А ещё многие из них, как и растения, занесены в Красную книгу России. - Вы посмотрите, как интересно всё получается - бабочки опыляют цветы, а цветы кормят бабочек нектаром. Какой вывод можно сделать из моих слов? | Дети отгадывают загадки. Учащиеся высказывают своё мнение, доказывают свою точку зрения, формулируют вывод. - Цветы нельзя рвать, потому что будет пусто и некрасиво без таких прекрасных цветов Дети выбирают правильные ответы в парах. - Бабочка Работают в группе Дети проверяют и исправляют ошибки. Если бабочки исчезнут, то некому будет опылять цветы, а тогда у цветов не будет плодов и семян и цветы просто исчезнут. В природе всё взаимосвязано. Если исчезнут цветы, исчезнут и бабочки и наоборот, если исчезнут бабочки, исчезнут и цветы. | П: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о взаимосвязи цветов и бабочек; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.). К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Л: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов. П: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о взаимосвязи цветов и бабочек |
V.Первичное закрепление во внешней речи | Я бабочка - красавица Крылья голубые. И разве вам не нравятся Глаза мои большие? От восхода до заката Я летаю на лугу. И ловить меня не надо, Потому что не смогу: Опылять ромашки, розы, Землянику с лебедой. Это значит для природы Обернется всё бедой! Нет семян, и нет растений. Чистый воздух вдруг исчез. И тогда порой осенней В золотой не сходим лес. - О какой беде рассказали нам ребята? - Что полезного делает бабочка? - Почему же мы с вами не будем ловить бабочек? | Отвечают на вопросы. Если погибнут бабочки, то погибнут цветы и другие растения Опыляет цветы, растения и без этого у цветов не будет плодов и семян А еще бабочки - это корм для птиц. Если исчезнут все бабочки, то погибнут многие птицы. | П: умение ориентироваться на страницах в учебнике; использовать отобранную информацию для решения проблемы; выявлять и выражать в речи признаки сходства и различия. Р: умение действовать по плану. К: доносить свою позицию, понимать других; умение сотрудничать Л: оценивать конкретные поступки людей, как хорошие или плохие |
VII. Включение в систему знаний и повторение | 1. Работа по учебнику Рассмотрите рисунки на с.46. 1 вариант - что дети делают неправильно, придя на луг? 2 вариант - что надо делать, чтобы сохранить красоту луга? 2. Составление памятки «Как нужно вести себя в природе?» | Работают в парах Ученик читает вслух правило Читают вывод на с.47 Коллективная работа | Р: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, формулируют цель и делают вывод К:умение участвовать в коллективном обсуждении |
VIII. Рефлексия | - Наш урок подходит к концу. Сейчас я проверю как вы усвоили новый материал. Игра «верно - неверно» Если верно - изображаем бабочек, если нет, то цветочек. 1. Пришёл на луг, нарви большой букет цветов (неверно) 2. Не ловите бабочек, они так нужны цветам, бабочки опыляют их (без этого не будет плодов и семян) (верно) 3. Не рви цветы зря! Без них не будет так красиво, они нужны бабочкам, потому что бабочки питаются нектаром (верно) 4. На лугу можно шуметь и кричать, там ведь никого нет, поэтому я никому не буду мешать (неверно) 5. Сколько красивых бабочек на лугу, можно их поймать и засушить! (неверно) - Так почему же мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? - Кто всё понял и может рассказать другому, посадите своих бабочек на желтый цветок! - Кто - на голубой! - А кто три и больше – на красный! - Урок хочу закончить такими словами: Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок… Если все: и я, и ты – Если мы сорвем цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты… И не будет красоты И не будет доброты. | Дети выбирают цветы и прикрепляют их на плакат с лугом. Таким образом, бабочки не могут жить без цветов, потому что питаются нектаром. Но и цветам плохо без бабочек, потому что бабочки опыляют их. Без этого у цветов не будет плодов и семян. |
Лютик золотой
Лютик - самое обычное растение, но оно ядовитое. Животные это знают и не едят его. Почему так назвали этот цветок?
Оказывается за жгучий сок. Жгучий - по-народному лютый.
А в некоторых местах его называют «куриной слепотой» за то, что по поверьям, то ли куры от него слепнут, то ли люди неосторожные, натерев случайно глаза соком лютика, слепнут на некоторое время.
Клевер
Клевер - украшение луга. Цветёт с мая по сентябрь. В цветках клевера много сладкого нектара, поэтому клевер часто навещают пчёлы. Клевер специально сеют на полях, так как он даёт питательное сено для животных. Используется клевер для лечения самых разных заболеваний. Например, при простуде и кашле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-презентация по окружающему миру в 1 классе "Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?"
Давай пройдемся медленно по лугуИ: "Здравствуй!" - скажем каждому цветку.Я должен над цветами наклонитьсяНе для того, чтоб рвать или помять,А для того,чтобы увидеть добрые их лицаИ доброе лицо им пока...
Открытый урок по окружающему миру с использованием Macbook "Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек" 1 класс
Цель урока: познакомить учащихся с цветами и бабочками луга и изучить правила поведения в природе. Задачи урока: 1. Образовательные: знакомство учащихся с цветами и бабочками луга; посредством мы...
Открытый урок по окружающему миру "Почему нельзя рвать цветы и ловит бабочек" 1 класс
На уроке окружающего мира была интеграция с литературным чтением, информатикой, музыкой. Ребята работали с интерактивной доской, на компьютерах Мас в программе перволого...
Методическая разработка урока по окружающему миру "Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?" 1 класс УМК "Школа России"
Урок проводится как интегрированный урок - проект по окружающему миру и ИЗО. В конце урока получается очень красивый плакат....
Самоанализ урока "Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек"
Класс: 11.В самоанализе урока конкретно указаны планируемые результаты: Предметные: формулируют правила поведения в природе; личностные: самоопределение к деятельности; Метапре...
Открытый урок по окружающему миру на тему:" Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?"
Открытый урок в 1 классе по окружающему миру...
Конспект урока по окружающему миру "Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?" в 1 классе, УМК "Школа России"
Тема урока - «Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?» Предмет - окружающий мирТип урока - комбинированный Цель урока: Знакомство с правилами поведения на лугу и предста...