Умею ли Я дружить?
классный час по окружающему миру (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
«Умею ли я дружить?»
психологический кружок «Познай себя»
Подготовил
педагог психолог
Морозова Н.В.
Маркс
2011
Кружок : психологический
Тема: «Умею ли я дружить?»
Цель: помочь детям осознать качества настоящего друга; подвести учащихся к осознанию собственного умения дружить.
Задача: актуализация знания о качественных изменениях во взаимоотношениях детей со значимыми взрослыми – учитель и родители, и между сверстниками.
Оборудование:
- разноцветные бумажные лепестки
- карандаши
- лист ватмана
- магнитофон
- спокойная музыка
Ход встречи. Организационно-мотивационный этап.
- Ребята, я рада встрече с вами. Покажите своё настроение, улыбнитесь друг другу.
Физминутка.
- Сядьте на стул поудобнее. Сделайте вдох и выдох. Медленно выдыхайте.
Вдох, задержите дыхание, выдохните. - Ребята, давайте выполним упражнение, которое повысит ваше внимание и поможет улучшить мыслительную деятельность.
- Упражнение «кулак, ребро, ладонь».
Разминка
«Чувства и ассоциации». Я буду называть то или иное чувство и предлагаю подобрать к нему ассоциации, сравнивая чувства с различными предметами или явлениями. Например: «Если бы радость была собакой, то какой породы?» (Можно предлагать подбирать ассоциации на самые разные темы: по года, рельефы, растения, вид транспорта и т.п.)
«Кто сказал "прости"?» Из участников тайно выбирается один, кто будет передавать через рукопожатие просьбу о про щении, в то время как все остальные будут просто здоровать ся. Водящий, стоит в центре круга. Должен суметь отли чить это рукопожатие от обычных.
Основное содержание встречи. Создание проблемной ситуации «Нужно ли уметь дружить?»
Я прошу детей рассказать о том, что они умеют, перечислить свои умения: «Я умею пользоваться компью тером», «Я умею кататься на роликах», «Я умею плавать», «Я умею играть на пианино», «Я умею выразительно читать сти хи» и т.д. И если будет ответ «Я умею дружить» - то провести дискуссию, можно ли дружбу считать умением, нужно ли этому учиться, все ли умеют дружить, и т.д. Предлагается участникам встречи высказать свои точки зрения.
Работа со сказкой. Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.
Про маленькую Бабу Ягу (А. Завалишина) В одном лесу жило необыкновенное семейство: Баба Яга — мама, Баба Яга — тетка и Баба Яга — девочка. Они занима лись колдовством и черной магией. Но вот решили мама и тетка отдать маленькую — ее в миру звали Матильдой — в школу, авось пригодится. Для этого пришлось им переехать из леса в город. Правда, поселились они на самой его окраи не, и недалеко от домика был лес.
Школа, в которой начала учиться маленькая Баба Яга, была самой обыкновенной современной школой. И дети там учи лись обыкновенные. Первый день в школе для Матильды ока зался настоящим кошмаром. Как только она вошла в класс, все девчонки так и заверещали.
- Ну и прикид! — сказала первая модница в классе, Анже ла. — Это же настоящие лохмотья!
- А волосы! Похоже, она месяца три не мылась и не приче сывалась!
- Она к тому же и босая!
- А на плече, смотрите, ворона сидит!
Кое-как бедняжка просидела до конца уроков и в слезах прибежала домой. Она набросилась на маму с теткой:
— А вы-то мне говорили, что я красивая, что я талантливая! А в школе меня обозвали уродиной! А еще чучелом! Они ска зали, что я не должна учиться с ними в одном классе! Все меня невзлюбили! — И слезы у Матильды полились рекой.
Взрослые ведьмы принялись успокаивать маленькую Бабу Ягу.
— Не плачь ты! — говорили они в один голос. — Ты же колдунья и можешь сделать с обидчиками все, что захочешь. Преврати их всех в жаб! Угости их лягушачьим отваром, и пусть себе квакают! Прекрати плакать и помни, что ты самая умная и красивая ведьмочка на свете!
С тех пор на одноклассников Матильды несчастья так и посыпались. У отличниц в дневниках появились двойки. У мальчишек брюки укоротились на пятнадцать сантиметров. У модницы Анжелы за неделю сломались четыре каблука и семь расчесок. Из всех портфелей выскакивали лягушки. Все догадывались, чьих это рук дело, и продолжали смеяться над Матильдой и еще больше не любили ее. Да и самой Матильде от ее проделок легче не становилось. В итоге эта необычная девочка сделалась посмешищем всей школы. Однажды весной школьники отправились в лес на пикник. Матильду взяли с собой только затем, чтобы не скучать, мол, будет над кем по смеяться! Матильда понимала это, но все-таки пошла вместе со всеми: ведь она так любила лес! А еще ее не покидала на дежда, что рано или поздно ее отношения с одноклассниками наладятся.
Пока шли по лесу, ребята постоянно осмеивали Матильду.
— Смотрите-ка, она с березой разговаривает! Вот умора! А вот какие-то сорняки в букетик собирает! Ха-ха-ха!
А Матильда добродушно объясняла: это, мол, не сорняки, а лечебные травы. Эта от астмы, эта — от простуды, а эта — для заживления ран. И дети прислушивались к ней, поддраз нивая все реже. Им становилось интересно в лесу, и они по нимали, что это заслуга Матильды.
Вдруг у тропинки дети увидели большой куст с красными ягодками. Мишка, первый красавчик в классе, тут же подбе жал к нему и сунул ягоду в рот. И тут все услышали крик Матильды:
— Стой! Нельзя! Они ядовитые!
Все отошли от куста и молча пошли дальше.
Но впереди их поджидала новая опасность. Анжела подня ла с земли изогнутую веточку, но веточка оказалась змеей. Не очень большой, но настоящей ядовитой змеей. Анжела вскрикнула и вмиг стала белой как мел. Все обернулись к Ма тильде. Она пожала плечами:
— Я не в силах спасти ее. Все, что я могу сделать, — это приостановить действие яда.
Быстро насобирав каких-то травинок, она склонилась над ранкой.
Весь обратный путь Анжела не приходила в сознание. Че рез два часа добрались до больницы, где девочку удалось спа сти. Доктора говорили, что это произошло каким-то чудом, неизвестным медицине, поскольку девочка должна была уме реть еще час назад.
Но все одноклассники знали, что это за чудо. Матильду ста ли уважать, ее поступком в лесу все восхищались. Ее переста ли дразнить колдуньей, но зато она стала известной целительницей, к которой приходили многие жители города со своими хворями.
И недоверчивые к людям взрослые ведьмы — мама и тетка Матильды — стали понимать, что уважения и внимания мож но добиться хорошими делами, а не злыми проделками. Они помогали Матильде во всех ее заботах.
А тетушка принялась особо следить за тем, чтобы Матильда всегда была чистенькой и опрятной. Анжела подарила ей мод ные платья, а местный парикмахер сделал ей красивую стриж ку. Впервые в истории в домике, где живут три Бабы Яги, по явились гости. Это было в день рождения Матильды, которая стала общей любимицей.
Вопросы для обсуждения:
- Как встретили в классе Матильду ученики?
- Что ей дома сказали взрослые?
- Какие проделки Матильда устраивала одноклассникам, помогли ли они наладить отношения?
- На что надеялась Матильда?
- Что помогло (какие поступки) Матильде наладить отношения.
- Чему научились взрослые ведьмы, что они стали понимать?
- А в нашей жизни бывает, что встречают по одежке, а провожают по уму?
Упражнение «Ромашка».
Друзей у нас может быть много. Давайте изобразим их на лепестках ромашки разных цветов. Это могут быть друзья ровесники, одноклассники, друг-взрослый, герой мультфильма.
Затем собрать лепестки в единую ромашку, объединить вокруг круглой серединки.
Каждый ребенок может представить своих друзей.
Упражнение «Мои взрослые друзья».
- У кого из вас есть друзья среди взрослых? Расскажите, почему вам нравится иметь взрослого друга?
- Чему он может научить?
Упражнение на расслабление. «Верный друг». ( звучит спокойная музыка)
Психолог. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте глуб окий вдох и медленный выдох...
Представь себе, что ты гуляешь по небольшой тропинке в лесу. Ты слышишь плеск воды, подходишь к мосту над мелкой спокой ной речкой, останавливаешься посередине моста и смотришь вниз на воду. На ее поверхности ты видишь свое отражение...
И вдруг ты чувствуешь, что ты не один. Есть еще кто-то непо далеку, и ты чувствуешь, что его присутствие тебя успокаивает. На воде ты видишь, как рядом с твоим отражением появляется еще одно. Ты чувствуешь, что этот кто-то, кто очень хорошо к тебе от носится и тебя понимает. Это может быть взрослый человек, а мо жет быть, это какое-то животное или кто-то, живущий в твоем во ображении. Это неважно, главное - ты чувствуешь, что это твой верный друг, который давно знает тебя и которому ты можешь до верять. (30 секунд.)
Через какое-то время он начинает говорить о тебе, о твоей жизни. Твой друг говорит тебе, что ты в любой момент можешь прийти к не му вновь, когда тебе будет нужна его помощь, совет или понимание.
Теперь поблагодари своего друга за поддержку и попрощайся с ним.
Медленно пройди к маленькому мосту. Еще раз посмотри на свое отражение в воде. Ты помнишь о том, как было приятно, когда ты оказался на этом мосту не один, как это хорошо, когда у тебя есть человек, которому можно полностью доверять.
А теперь потянись, напряги и расслабь свое тело. Медленно открой глаза.
IV. Рефлексия занятия.
- Что вы узнали сегодня о разных видах дружбы?
- Почему важно иметь разных друзей?
- Какие чувства вы испытываете сейчас?
V. Ритуал прощания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Умей в гости звать, умей и встречать
Формирование навыка правильной сервировки стола. Знакомство учащихся с нормами поведения в обществе, формирование умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях ...
Конспект внеклассного мероприятия. Умей трудиться, умей отдыхать
Конспект внеклассного мероприятия. 3 класс. Тема «Умей трудиться, умей отдыхать»...
Я умею/я не умею
Уметь: рассказывать о себе и о своем друге; использовать существительные во множественном числе в речи; понимать на слух содержание небольшого текста.Оборудование: рисунки с изображением режима дня....
Классный час в 4 классе по теме: «Я умею думать, я умею рассуждать, Что полезно для здоровья, то и буду выбирать!»Иванова Екатерина Семёновна
Девиз классного часа: «Я умею думать, я умею рассуждать,что полезно для здоровья, то и буду выбирать!»Привычка – это действие, которое со временем становится автомати...
«Мало уметь читать, надо уметь думать. Звук [ш]. буква Ш, ш.»
«Мало уметь читать, надо уметь думать. Звук [ш]. буква Ш, ш.»...
"Мало уметь читать, надо уметь думать"
В данном материале представлено занятие внеурочной деятельности, где дети создают тематическую газету по творчеству В.Осеевой....
Азбука 1 класс УМК "Школа России" Тема:«Мало уметь читать, надо уметь думать. Звук [ш]. буква Ш, ш.»
Цели деятельности учителя: : создание условий для ознакомления со звуком [ш], буквой Ш, ш.Планируемые результатыПредметные:знать: правило (ШИ пиши с И), характеристику звукауметь: : опознава...