Урок окружающего мира "Птицы зимой" 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Дурыгина Ольга Фёдоровна

Создание информационного проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_vo_2_klasse.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2 классе.

Тема: «Птицы зимой»

Цель: создать информационный проект «Зимние цветы леса», мини - картотеку на зимующих птиц.

Задачи:  дать представление о жизни птиц зимой,  способах приспособления к условиям обитания, познакомить с мероприятиями по охране птиц; содействовать воспитанию чувства сострадания к живым организмам, культуры сотрудничества и  культуры труда; развивать умения ориентироваться в информационном пространстве, работать в группе, управлять своей деятельностью.

Планируемые результаты:

       1. Личностные  УУД                                                                                                                                      - осознание себя как гражданина России, испытывающего чувство любви к своему краю;

      - представление о защите животных, о любви к «братьям меньшим»;

      - способность к самооценке;

      - осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями.

        2.Метапредметные:

Регулятивные УУД

- принимать и сохранять цель познавательной деятельности;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы в работу.

Познавательные УУД

- находить необходимую информацию в различных источниках;

      - выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;

      - моделировать информацию в схемы

       Коммуникативные УУД                                                                                                                                          - строить монологическое высказывание;

       - сотрудничать с одноклассниками в ходе совместной деятельности;

       -  распределять обязанности при работе в группе; учитывать мнение партнеров.

        3.Предметные:

       Обучающийся научится:

       - называть зимующих птиц родного края;

       - узнавать птиц по описанию.

       Обучающийся получит возможность:

       - создать мини-картотеку на зимующих птиц.

Этапы проекта:

1)мотивационный, целеполагание, погружение в проект.                                                                                                                  2) планирование деятельности, деление на группы                                                   3)практически – деятельностный: поиск информации о птице, подбор нужного корма для птицы;  составление мини-картотеки  на зимующих птиц.                                                                                                                   4) презентация - выступление перед  классом, оформление дерева,                                                                                                                              

5)рефлексивно-оценочный –  рефлексия, оценивание  работы.

Оборудование: презентация, карточки с описанием корма для птиц, таблица «Корм птиц»  раздаточный материал – корм для птиц, зимние деревья, сигнальные карточки.

1.ОРГ. МОМЕНТ.

2.МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП, целеполагание, погружение в проект.                                                                                                                  

Природа - как музыка, она властно привлекает внимание и заставляет любоваться своей красотой.

Зима. Февраль. Еще не отшумели последние вьюги, и ветер гонит с места на место снежную пыль.  С каждым днём всё медленней гаснут голубые сумерки. Иногда выдаются необыкновенно яркие дни. Чистое голубое небо и искрящийся снег. Снег на земле. Снег на  деревьях. Ели, окутанные белой пеленой, склонились друг к другу и шепчутся о чём-то, чуть покачивая  вершинами. И вдруг  на деревьях расцвели  три  прекрасных цветка. Что за чудо? Вот такое впечатление производят яркие птички среди  белоснежного царства леса. Это  снегирь, свиристель, поползень. А вы знаете, как выглядят  эти птицы, какие у них особенности жизни в лесу. Чем они питаются?

Мы узнаем это в ходе выполнения проекта   «Зимние цветы леса». Главная цель - составить  мини-картотеку  на зимующих птиц, для того чтобы знать какие птицы могут прилететь к вам зимой на кормушку и как им правильно подобрать корм, оформить  зимнее дерево.                

2 ЭТАП -  ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сегодня на уроке у нас будет работать 5 научных лабораторий, специализирующихся на   изучении зимующих птиц.    Для этого мы разбились в группы, где каждый человек выполняет своё задание (Приложение 2)

Член-корреспондент -  рассказывает о птице.

Секретарь -  заполняет карточку.

Зоолог - лаборант - подбирает корм.

Орнитолог - находит картинку с изображением птицы.

Эколог -  изучает среду обитания, вывешивает модель  птицы на дерево.

Директор  - отвечает за дисциплину, время выполнения задания.                                

Каждая научная лаборатория изучает свою птицу.

Я дам карточку с информацией о птице (Приложение 1), вам необходимо найти по описанию птицу, составить карточку, подобрать корм для птицы, рассказать о ней классу.

Вам необходимо работать по плану:

1.  Узнай  птицу по описанию, занеси данные в карточку, подбери нужное изображение;

1.         Определи особенности обитания птицы, занеси их в карточку;

2.         Определи по таблице, какой корм нужен птице, запиши в карточку;

3.         Расскажи ребятам, что ты узнал;

4.         Посади птицу на дерево.

3. ПРАКТИЧЕСКИ - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП.

Работа в группах.

А) Найти описание птицы, записать его в карточку. Выбрать  изображение птицы подходящее под описание.

Б) Найти в  раздаточных материалах описание особенностей жизни птицы, записать в карточку.

В) Изучить таблицу «корм для птиц», подобрать необходимый корм, занести данные в таблицу.

                  Практическая работа (Приложение 3)                                                                                               (дети рассматривают образцы семян, лежащие в конвертах, определяют какой корм подходит для каждой птицы)

                                 

КОРМ ДЛЯ ПТИЦ                                      

                                                      СЕМЕНА

                                              Подсолнечника (все птицы)

    Овса  (овсянки, синицы)         Арбуза  (синицы, поползни)

Пшена, проса (воробьи, синицы)        Тыквы, дыни, кабачков (поползни, синицы)

 Кедровых орешков (поползни, дятлы)        Рябины, калины (снегири, свиристели)

Льна (все птицы)        Клевера (щеглы, чечётки, воробьи, синицы)

                                                      Сало, мясо

                                            ( очень любят синицы, дятлы)

 Зимние птицы  бывают голодны, поэтому близко подлетают к  человеческим жилищам  в поисках пищи.

Теперь вы знаете, чем кормить  зимующих птиц.

Г) ФИЗПАУЗА

Как головами между ветвями

Дятлы деревья долбят

Как на кормушке вместе с подружкой

 Синицы тихонько летят

Как наклонились и удивились

 Нет на кормушке зерна.

Зябко пичуги крылья сложили

Ох, и сурова зима

Смотрят, выходят дети из леса,

крошки бросают на снег.

Птицы слетели, крошек поели.

Им снова помог человек.

 4. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА – выступление группы с докладом перед классом.

 

Давайте поблагодарим группу за выполненную работу.

ОФОРМЛЕНИЕ  ЗИМНЕГО ДЕРЕВА.                                              

Улетели птичьи стаи

Лес в сугробах до ветвей

Вот тогда и мы дождались

Наших северных гостей.

                                               Зимний лес не спит, а дремлет

                                               Серебром унизан весь,

                                                Не покинув эту землю

                                                Много птиц осталось здесь.

Кто там ловко и упорно

Лазит острым клювом вниз?

Это поползень проворный

Перед стайкою синиц.

                                                У опушки в старых ёлках

                                                От зари и до зари

                                                Разговор ведут чечётки,

                                                Громко вторят снегири.

Пёстрый дятел крикнет громко

Разогнав лесную тишь

А на вырубках и липках

Отзовётся бойкий чиж.

                                             

                                                 Я могла ещё так много

                                                 про лесных сказать птенцов

                                             Как средь стужи и морозов

                                             Вывел клёст своих птенцов.

Как рассвет встречая новый

 Будит лес своих гостей

 Не опишешь даже словом

 Красоту земли моей.

Мало знать какой корм любят птицы, надо сделать удобные кормушки.

Кормушки могут быть самые разнообразные: без навеса, с навесом, кормушка садовая, автоматическая кормушка.

Покормите птиц зимой,

Чтоб со всех концов

К вам слетались, как домой

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их - не счесть

Видеть тяжело,

А ведь в нашем доме есть

И для них тепло.

Не богаты их корма,

Горсть одна нужна.

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

 Приручите птиц в мороз

 к своему окну,

Чтоб без песни не пришлось

Нам встречать весну.

                                       А.ЯШИН.

5) РЕФЛЕКСИВНО - ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП

Анализ работы:  Соответствует ли полученный результат поставленной цели?

         Смогли ли мы создать мини-картотеку?

Как вы можете ей воспользоваться?

          Что этот  проект  дал для жизни?

       

 РЕФЛЕКСИЯ. «Смайлики».  Выберите смайлик, соответствующий вашему состоянию. Если у вас радостное, светлое настроение, урок вам понравился, то  поднимите жёлтый смайлик с весёлым лицом.  Если у вас грустное, печальное настроение, урок вам не понравился, то поднимите синий смайлик с грустным лицом.                  

Литература:

1. Бианки В. « Лесная газета»

2.Владимиров С. Игра « Букварь природы» » газета  Начальная школа № 31 1998

3. Голованова Э.Н. « Птицы возле дома». Ленинград, Гидрометеоиздат. 1990

4. Дерим-Оглу Е.Н. «Календарь природы. Зима» журнал Начальная школа № 3,9, 11-12 1998г.

5.Мунова Е.Н. « Межпредметные связи при работе с «Лесной газетой» В. Бианки как природоведческой энциклопедией» журнал Начальная школа № 2 1992

6. Мухин И.А. «Острова жизни» Москва. Советская Россия 1988г

7.Рахманов  А.И.« Птицы - наши друзья»

Информационные источники – материалы  био-энциклопедии Архива Природы России                          «Красота  природы спасёт мир»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

МАТЕРИАЛ О ПТИЦАХ

СНЕГИРЬ. Снегирь одна из широко известных и заметных птиц лесов. В наших лесах снегири появляются в большом количестве с осени и остаются до середины  весны.  Летом они летают в более северные районы. Окраска весьма красива. У самца грудь, шея и щеки - ярко-красные. Спинка голубовата - серая, а голове - от клюва до затылка – чёрная шапочка. Крылья и хвост чёрные, на крыльях светлые, беловатые полоски. У снегиря клюв:  чёрный, толстенький и широкий.

Снегирь - малоподвижная птица. Держится всю зиму стайками. Гнезда устраивают  в зарослях молодых ёлочек на небольшой высоте. Птенцов  высиживает самка, потому что окраска у неё скромнее, она не заметна среди ветвей.

Питаются преимущественно  растительной пищей - семенами клена, ольхи, березы, липы,  их почками и побегами. Своим широким тупым клювом и  твёрдым  небом быстро  достают семена из плодов. Налетают стайками на рябину, черёмуху, можжевельник.

                                                 

                                                 КАРТОЧКА

НАЗВАНИЕ ПТИЦЫ______________________________

ОПИСАНИЕ ВНЕШНЕГО ВИДА:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

ОСОБЕННОСТИ     _________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

ЧЕМ ПИТАЕТСЯ ЗИМОЙ                           _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                            

ДЯТЕЛ. Дятел красивая, очень пёстрая птица. Голова, спинка - чёрные,  бока шеи - белые,  брюхо грязно-белое,  под хвостом красное пятно.  У самца  красное  пятно на голове. Большой дятел весит сто граммов.  Клюв дятла - длинный, сильный. Клювом дятел долбит дерево, выдалбливая дупло для гнезда. Язык -  клейкий.  Интересна манера передвигаться по деревьям. Передвигаются дятлы снизу вверх, цепляясь за кору острыми когтями и активно помогая себе хвостом.

 Зимой дятел питается семенами сосны и ели - приносит шишки к специально оборудованной "кузнице", где их удобно "потрошить".

Дятлы делают важное дело,  избавляют лес от вредителей, которые могут перейти на здоровые деревья и погубить их.

                                             

                                                    КАРТОЧКА

НАЗВАНИЕ ПТИЦЫ______________________________

ОПИСАНИЕ ВНЕШНЕГО ВИДА: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

ЧЕМ ПИТАЕТСЯ  ЗИМОЙ                          ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПОПОЛЗЕНЬ

Вот по стволу пробирается  голубовато- серая птичка,  с белым  брюшком и рыжими боками. У неё длинный клюв и чёрная полоска, идущая через глаз. Клюв острый, сильный, хвост короткий, прямой.

«Настоящий акробат»- птица может  передвигаться по стволу вниз головой. Поползень очень энергичная и подвижная птица. Ползает по стволам деревьев, обшаривает все щели и углубления. Просунет свой клюв в скважину коры, где заметит какое-нибудь насекомое или его личинку.

 Поползень  запасает корм впрок. В трещины коры засовывает жёлуди, орешки, семена. Часто посещает кормушки, в городских парках приучается брать корм с протянутой ладони. Поползень занимает дупло, брошенное дятлом, отверстие замазывает глиной, оставляя  маленькую дырочку.

                                               

                                             

КАРТОЧКА

НАЗВАНИЕ ПТИЦЫ______________________________

ОПИСАНИЕ ВНЕШНЕГО ВИДА:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

КАК ПЕРЕДВИГАЕТСЯ_____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

ЧЕМ ПИТАЕТСЯ ЗИМОЙ                          ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                            

СВИРИСТЕЛИ

Свиристели  довольно крупные птицы, размером со скворца, появляются стаями. Они прилетают к нам только на зиму. Свиристели доверчивы, позволяют себя рассматривать с близкого расстояния.  Эти птицы примерно в 2 раза крупнее воробья и значительно красивее. Их нежнейшее оперение имеет дымчато-розовую окраску, на голове пушистый хохолок, а темный хвостик заканчивается широкой желтой полоской. А если присмотреться, то можно увидеть, что на крыльях  перья заканчиваются маленькой алой пластиночкой.

Основной корм свиристелей зимой - ягоды рябины. В поисках ее они кочуют всю зиму. Многие птицы внутри стаи держатся парами. И стоит одному из членов такой пары перелететь на соседнее дерево, как туда же отправляется и вторая птица. Начиная с марта - апреля свиристели отправляются на север, где в приполярной тайге они выводят птенцов. Свиристели - одна из наших немногих осенне-зимних радостей.                                            

                                                     КАРТОЧКА

НАЗВАНИЕ ПТИЦЫ______________________________

ОПИСАНИЕ ВНЕШНЕГО ВИДА: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

ОСОБЕННОСТИ_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЧЕМ ПИТАЕТСЯ                           ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                          

КЛЕСТЫ

 Перья самцов - клестов окрашены  в красно-оранжевый цвет, у  самок и молодых птенцов - зеленоватые.  Лапки  у клестов цепкие, клюв ухватистый. Клесты любят повиснуть вниз головой, держась лапками за верхнюю веточку, а клювом схватившись за нижнюю. Клюв у клеста крестом: верхняя половинка вниз загнута, нижняя - вверх. Кстати, у птенцов клювы нормальные, клювы меняются к двухмесячному возрасту.

Молодые птицы начинают питаться самостоятельно - раскрывать плотные шишки сосны и ели и извлекать из них семена. Выводить птенцов клесты могут только зимой, когда шишек много, семена в них созрели, но еще не высыпались. Гнезда клестов специально утепляются: в стенки и дно обильно вплетаются мхи, висячие лишайники. Отложив первое яйцо, самка, не дожидаясь окончания кладки, садится обогревать его. Она практически не сходит с гнезда. Все это время ее постоянно кормит самец. Птенцы тоже очень долго, не менее трех недель, остаются в гнезде, согревая друг друга. Выкармливают птенцов кашицей из полупереваренных семян, образующейся в зобу родителей.                                    

                                               КАРТОЧКА

НАЗВАНИЕ ПТИЦЫ______________________________

ОПИСАНИЕ ВНЕШНЕГО ВИДА:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

ОСОБЕННОСТИ_____________________________________________________________________________________________________________________                            

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________                                        ЧЕМ ПИТАЕТСЯ  ЗИМОЙ                       ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

               

 РОЛИ

Член-корреспондент -  рассказывает о птице.

Секретарь -  заполняет карточку.

Зоолог - лаборант - подбирает корм.

 Орнитолог - находит картинку с изображением птицы.

Эколог - изучит среду обитания, повесит птицу на дерево.

 Директор  - ответственный за дисциплину.

Хронометрист – следит за временем

Член - корреспондент         рассказывает о птице.

Секретарь        заполняет карточку.

Зоолог - лаборант        подбирает корм.

Орнитолог        находит картинку с изображением птицы.

Эколог        изучает среду обитания, вывешивает модель птицы на дерево.

Директор        отвечает за дисциплину, следит за временем выполнения задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 с 1 по 3 урок

уроки + презентации по окружающему миру для 3 класса по УМК Школа 2100...

уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 с 4 по 5 урок

уроки окружающего мира для 3 класса по программе 2100 с презентациями...

уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 6 урок

урок + презентация по окружающему миру 3 класс...

Урок окружающего мира 1 класс (УМК "Планета знаний") Тема урока: Жизнь животных

Цели: 1. Систематизировать и расширить представление детей о жизни животных. 2. Учить находить признаки живого у животных, назвать условия, необходимые для их жизни. 3. Развивать мышление и речь у ...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...