Разработка урока по окружающему миру.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Тема урока: "Леса России" по программе Плешакова. К этому уроку есть классная презентация, но из-за большого обёма она не загружается на сайт. Её можно найти на сайте 1 сентября в разделе "Презентации к уроку".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lesa_rossi1.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Леса России». По курсу «Окружающий мир», 4 класс.
Павлова Татьяна Владимировна, учитель начальных классов
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе
Цели:
сформировать у учащихся представление о лесной зоне;
ознакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом;
познакомить с животным и растительным миром зоны лесов;
развивать познавательную активность учащихся, умение работать с картой, дополни-тельной литературой, компьютером;
воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
учебник «Окружающий мир» 4 класс, рабочая тетрадь,
гербарий,
Красная книга России,
фотографии и картинки с изображением животных и растений,
«Знаки охраны природы»,
видеопроектор.
План урока:
- Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
- Проверка знаний и умений.
- Работа над новой темой.
- Физкультминутка.
- Работа по теме.
- Закрепление.
- Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
Я рада этой новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
В путешествиях можно многое узнать
И друзьям об этом потом рассказать.
Новая природная зона приглашает нас –
И опять в экспедицию отправляется класс.
А чтобы тему урока узнать,
Загадку нам надо сейчас отгадать.
(Слайд 3. Учитель читает загадку.)
Это дом. Огромный дом.
Места всем хватает в нём.
И бельчонку, и зайчонку,
И зубастому волчонку.
(Дети отгадывают загадку. Слайд 4).
- Молодцы! Тема, которую будет изучать наша экспедиция, - «Леса России» (запи-сать на доске).
- А что мы будем изучать? (Какие в лесу живут звери и птицы, какие там растут растения.)
- В загадке сказано, что лес – это дом. И места всем хватает в нём. Сегодня мы уз-наем, кто в нём живёт и что в нём растёт. Но об этом немного позже. Мы не можем отправиться в новую экспедицию, не закрепив знания, которыми обогатились в предыдущем путешествии.
2. Проверка знаний и умений.
а) Фронтальная работа.
- По какой природной зоне мы путешествовали на прошлом уроке? (Зона тундры.)
- Помогите мне, пожалуйста, отыскать эту природную зону на карте. (Работа с картой.)
- Что интересного вы узнали о природных условиях зоны тундры? Я приглашаю вас побывать на выставке детских работ, которая называется «Тундра глазами де-тей». (Заслушиваются ответы учеников и дополнения авторов рисунков. Дети под-готовили не только рисунки, но и интересные факты о растениях и животных зоны тундры.)
б) Графический диктант.
Условные обозначения: + - да, - - нет.
- Зона тундры расположена южнее арктических пустынь. (+)
- Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохлад-ное лето.(+)
- В тундре зимой только полярная ночь, а летом – только полярный день. (-)
- В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения. (-)
- Главное занятие коренного населения тундры – земледелие. (-)
- Растения тундры низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.(+)
- Лишайник ягель растёт быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища. (-)
- Дикие северные олени обычно живут стадами. (+)
- В тундре добывают нефть и природный газ.(+)
- Тундровый заповедник расположен на Кольском полуострове.(-)
( Ответы: + + - - - + - + + -)
- Работа над новой темой.
(Слайд 5. Звучит музыка.)
- Рассматривая условные обозначения на карте, мы видели, что зона лесов обоз-начена зелёным цветом. Найдите и покажите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?
(Дети делают самостоятельные выводы, работая с картой, что лесная зона нахо-дится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зелёным цветом. Эта при-родная зона – самая большая. В этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, она закрашена тёмно-зелёным цветом, ещё есть смешанные леса – тоже зелёный цвет, но светлее, и ещё одна часть – широколиственные леса, зе-лёный цвет ещё светлее.
- Наша экспедиция готова отправиться на изучение природной зоны лесов. Доб-рый вам путь! Вы, наверное, заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более тёмным цветом. Что это? (Это лесотунд-ра.)
- А какую она роль играет? (Это плавный переход к другой природной зоне.)
- На прошлом уроке мы с вами уже заметили, что к югу тундры природные ус-ловия становятся мягче, и появляются карликовые деревья, а лесотундра лежит прямо у линии Северного полярного круга. Мы говорили о том, что одним рас-тениям надо больше тепла, света и влаги, а другим – меньше.
- Как вы думаете, какие деревья будут расти в тайге? Что растёт в смешанных и широколиственных лесах? Кто живёт в лесной зоне?
(Работа в группах.)
Первая группа рассказывает о растительном мире тайги. Информацию для выступлений дети брали в учебнике (стр.103), атлас-определитель «От земли до неба», энциклопедия «Я познаю мир. Растения», детская энциклопедия «Мир леса», демонстрационный материал «Деревья», гербарий.
План выступления первой группы:
- Что называют тайгой?
- Природные условия тайги.
- Этажи леса (Слайд 6.)
- Что общего у всех растений тайги?
- Какие растения растут в тайге? Краткие сведения об этих растениях с ис-пользованием демонстрационного материала.
Вторая группа рассказывает о растительном мире смешанных и широколист-венных лесов. Информация взята из тех же источников.
План выступления второй группы:
- Типы лесов (Слайд 7.)
- Какие леса называют смешанными?
- Какие леса называют широколиственными?
- Какие растения растут в этих лесах? Краткие сведения об этих растениях с использованием демонстрационного материала.
- Растения, занесённые в Красную книгу.
4.Физкультминутка.
- Спасибо вам, ребята за проделанную работу. Прежде, чем мы заслушаем уче-ников из третьей группы, проведём разминку.
Мы разминку начинаем,
Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх.
Отдохнёт спина у всех. (Потягивания — руки в стороны и вверх.)
Начинаем приседанья —
Раз, два, три, четыре, пять.
А теперь три раза нужно,
Как лягушки, проскакать. (Приседания — 5 обычных и 3 раза подпрыгнуть в приседе.)
Мы разминку завершаем,
Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх.
Отдохнёт спина у всех. (Потягивания — руки в стороны и вверх.)
5.Работа по теме.
Третья группа расскажет о животном мире лесной зоны. Информацию дети находили в учебнике, в атласе-определителе, в энциклопедии «Я познаю мир. Животные», детская энциклопедия «Мир леса», демонстрационный материал «Дикие животные России».
План выступления третьей группы:
- Кто живёт в лесу? (Слайд 8.)
- Краткие сведения о представителях животного мира лесной зоны с исполь-зованием демонстрационного материала.
- Животные, которые занесены в Красную книгу.
Работа в рабочей тетради.
Задание №1 с. 31. Запишите названия лесных растений, которые вы смогли определить. (Проверка)
Задание №2 с. 31. Используя текст учебника, заполните таблицу. (работа в парах)
Задание №3 с.31. Узнайте хвойные деревья по рисункам веточек и шишкам. Пронумеруйте рисунки. (Взаимопроверка по учебнику или атласу-определите-лю.)
- Закрепление.
(Слайд 9,10. Учитель читает стихотворение С. Никулина «Русский лес»).
– Ребята, от каждого из нас зависит, будет ли жить на Земле такое разно-образие растений и животных, потому что каждый из нас является частью одного общего дома, одной семьи, имя которой ПРИРОДА. Каждый из вас дол-жен был дома придумать и нарисовать «Знак охраны природы».
(Дети показывают знак и объясняют его).
- Какой же лес без гомона птиц? (диск «Голоса птиц»)
- Чьи голоса вы узнали?
- Используя учебник, запишите на доске цепи питания, характерные для леса.
(Два ученика работают у доски. Проверка.)
- Наша экспедиция сегодня завершает свою работу, но изучение зоны лесов вы продолжите на следующем уроке. (Слайд 11, 12.) Вам предстоит узнать ка-кую огромную роль играет лес в жизни человека, и какие проблемы леса возни-кают по вине человека.
- Подведение итогов урока.
- Какие леса входят в зону лесов?
(Слайд 13.) Дети делают вывод о необходимости бережного отношения к лесу, к природе в целом.
Выставление оценок.
Домашнее задание. С. 98-105 читать, ответить на вопросы. В рабочей тетради с. 32-34.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по Окружающему миру "ПОЖАР"
Урок по теме "Пожар" с сопутствующей темой интегрированного курса ОБЖ "Друг огонь нам или враг?" позволяет уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности, расширить и уточнить знания детей о п...
методическая разработка урока по окружающему миру " Путешествие в космос"
Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс. Можно использовать и как внеклассное мероприятие ко дню космонавтики...
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
Разработка урока по окружающему миру по учебнику Окружающий мир А.А.Плешакова на тему: Будь природе другом 2 класс
Тема: Будь природе другомЦели:получение основ экологических знаний;расширение и углубление знаний о животных, растениях, о взаимоотношениях человека с окружающей средой, правилах поведения в природе;р...
разработка урока по окружающему миру. Тема урока: «Природа в классе». «Перспектива»
Цель урока: : познакомить учащихся с наиболее распространенными комнатными растениями; учить распознавать комнатные растения в классе....
Методическая разработка урока по окружающему миру "Весна в мире насекомых"
Не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг испытывает человек, впервые увидев весной порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.Сегодня нам предс...
Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 Б классе. Тема урока: "Дикие и домашние животные"
Цели урока: закрепление знаний обучающихся о диких и домашних животных, формирование представлений о целостности окружающего мира, взаимозависимости структурных компонентов...