Конспект урока окружающего мира "Зона арктических пустынь"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Цель урока: формировать у учащихся понятие "Арктика", умение находить и показывать её на карте полушарий, воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира . Тема: «Зона арктических пустынь».

Цель: формировать у учащихся понятие «арктика», умение находить и показывать её на карте полушарий; воспитывать бережное отношение к природе; формировать умение пользоваться атласом и энциклопедиями; учить учащихся определять существенные признаки природных зон и сравнивать их.

Оборудование: карта полушарий, иллюстрации животного и растительного мира Арктики, учебники, рабочие тетради.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово.

Слайд 1. Арктика.

    На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдом полярные области: Антарктика на крайнем юге, Арктика – на севере. Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Другие полгода оно не заходит за горизонт, однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от снега. Самое холодное место планеты – Антарктида, закованный в лёд материк на Южном полюсе. Но наш путь сегодня лежит в Арктику – центральную часть Северного Ледовитого океана с островами и прилегающими побережьями материков.

     На карте показывается область Арктики, охватывающая Исландию и приполярные районы Скандинавских стран, России, США и Канады.

Арктика – это зона островов, лежащих около Северного полюса. Климат этой полярной области очень разнообразен. Холодные порывистые ветры гуляют по безмолвным просторам, прижимая к земле и без того редкие низкорослые кустарнички карликовой берёзки и полярной ивы. Здесь долгая холодная зима и короткое холодное лето, поэтому растительность скудная: мхи да лишайники. Белыми пустынями называют огромное пространство Севера, где только льды да снега. Всё белым – бело до боли в глазах. Но вдруг попадается зелёная льдинка. Откуда она здесь? Оказывается, есть мельчайшие растения, которые могут жить на снегах и во льдах. Их называют снежными водорослями. В Арктике несколько месяцев не заходит солнце – продолжается полярный день. Зимой наступает долгая полярная ночь: темным – темно и совсем холодно. Но и к этим суровым условиям приспособились обитатели Севера.

Слайд 2. Моржи и тюлени.

    Моржам и тюленям не даёт замёрзнуть толстый слой подкожного жира. Тюлени живут как в Арктике, так и в Антарктике. Моржи – близкие родственники тюленей, большие и сильные, и мало кто решается нападать на них. У них два длинных клыка, которые они используют в боях и чтобы выбираться на лёд для отдыха. У моржей крепкие губы, позволяющие высасывать съедобных моллюсков из раковин. Морж может съесть 3000 моллюсков в день.

    Подкожный слой жира выручает и белуху в этих суровых условиях.

Слайд 3. Белый медведь.

Да и густой мех белого медведя хорошо сохраняет тепло. Сутками бродит великан Арктики по снежной пустыне в поисках добычи. Он часами может лежать возле лунки во льду, выжидая, когда вынырнет за порцией воздуха тюлень. Полярные (белые) медведи – самые крупные и сильные животные Арктики, на них никто не нападает. В середине зимы в снежных берлогах у них рождаются детёныши. Мать корми их своим молоком, а сама ничего не ест, пока не потеплеет настолько, что она может выйти на охоту. Огромные белые медведи имеют великолепный нюх и могут очень быстро бегать по льду, преследуя жертву. Они хорошо плавают и ныряют. Взрослый медведь весит около 500 кг. Он так силён, что может убить человека одним ударом лапы. Летом питаются они травой, лишайниками, черникой и леммингами.

Слайд 4. Птичий базар.

На скалистых берегах – птичьи базары, здесь гнездится множество морских птиц: топорики, кайры, тупики, различные чайки. По побережью живут гуси, утки. Среди них наиболее известны гаги, имеющие мягкий тёплый пух.

Некоторые животные могут жить круглый год в Арктике, как на море, так и на суше. Другие животные только летом навещают эти места, когда лёд тает, и море очищается ото льда.

Растения, которые появляются летом, - основной источник питания для многих животных.

  1. Фронтальная работа.

- Как вы думаете, какая температура воздуха преобладает в этой природной зоне?

- Покажите на карте границы Арктики.

-Почему в Арктике всегда холодно?

- Какие явления природы можно наблюдать в Арктике?

- Как вы думаете, почему они возникают?

- Какие растения могут расти в полярных районах? Почему?

Опасно ли пребывние человека в Арктике? Почему вы так думаете?

  1. Работа с учебником.

- Сейчас я предлагаю вам ознакомиться с материалом учебника, чтобы продолжить работу и получить больше информации об этой природной зоне.

Работа по учебнику окружающего мира А.А. Плешакова для 4-го класса.

  1. Работа над обобщением материала. Работа с подвижной планшетной картой.
  1. «Подумай!» - вопросы на странице 49 учебника.
  2. Заполнение подвижной планшетной карты (карта напоминает иллюстрацию «В Арктике», но без растительного и животного мира.

- Давайте определим, на какую высоту над уровнем поверхности нам надо прикрепить солнце? Объясните своё решение. Выберите и прикрепите картинки с теми животными, которые обитают в Арктике. Расскажите коротко о том, как приспособились эти животные к условиям Арктики.

-Выберите и прикрепите картинки с теми птицами, которые обитают в Арктике. Расскажите коротко о том, как приспособились к условиям Арктики эти птицы.

-Прикрепите к карте картинки с изображением растений, растущих в Арктике. Почему в Арктике растут только эти растения?

-Назовите обитателей моря Арктической зоны. Нанесите их на карту.

6. Работа в парах. Составление пищевой цепочки.

- У вас на партах лежат карточки. Вам с помощью этих карточек надо составить пищевые цепочки, характерные для Арктики.

Водоросли, водоросли, водоросли, рачки, рачки, тюлени, рыбы, рыбы, белые медведи, птицы, тюлени.

7.Закрепление изученного материала. Работа в группах.

- Откройте конверт №2. Вам предстоит разгадать кроссворд. Старайтесь прислушиваться к мнению всех членов вашей группы.

1

2

3

4

5

6

7

Вопросы.

  1. Эти птицы собираются летом на скалистых берегах в шумные «птичьи базары», очень любят полакомиться рыбкой.
  2. Близкий родственник тюленей.
  3. Птицы, которые откладывают яйца прямо на голые уступы скал.
  4. На них очень любит поохотиться полярный (белый) медведь.
  5. Самые распространённые растения полярных районов.
  6. Самый крупный обитатель морей и океанов.
  7. Маленькие жители морей, которыми питаются рыбы.

Проверка (ответы) 1. Чайка. 2. Морж. 3.Кайры. 4. Тюлень. 5.Лишайники. 6. Кит. 7. Рачки.

-Какое слово получилось на жёлтом поле? (Арктика).

8. Рефлексия. Итог урока.

- Чем вам запомнился сегодняшний урок?

- Что нового вы сегодня узнали?

-Что вызвало сегодня ваше удивление?

- Понравился вам урок?

9. Домашнее задание.

-Прочитайте статьи в учебнике, ответьте на вопросы, выполните задание в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта и конспект урока окружающего мира в 4 классе. Тема: зона арктических пустынь

Технологическая карта и конспект урока окружающего мира в 4 классе. Тема: зона арктических пустынь...

Презентация к уроку окружающего мира "Арктическая пустыня" 4 класс

Презентация к уроку окружающего мира  (4 класс, УМК «Школа России»)...

Конспект урока окружающего мира по теме: «Зона Арктических пустынь» 4 класс.

В курсе окружающего мира одной из самых обширных и объёмных тем является изучение природных зон. Рассказывая об Арктике, учащиеся часто сравнивают её с ледяной снежной пустыней. Им очень сложно предст...

Конспект урока. Окружающий мир 4 класс. Тема "Зона Арктических пустынь"

Конспект урока с презентацией. Испульзуется мультимедия, карта «Природные зоны России»; рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира Арктики; подвижная планшетна...

Конспект урока Окружающий мир 4 класс Тема:Зона Арктических пустынь

конспект урока по окружающему миру 4 класс, тема :Зона арктических пустынь, изучение новой темы...

Тест по окружающему миру " Арктические пустыни" 4 класс

Тест имеет 2 варианта и  разработан для учащихся 4 класса по программе "Перспектива"....

Конспект урока , окружающий мир , 4 класс "Природные зоны России. Зона Арктических пустынь"

Тема: Природные зоны России. Зона арктических пустынь.Цели: сформировать у обучающихся представление о зоне арктических пустынь. Продолжить работу по созданию комплексного представления о богатстве и ...