Конспект урока окружающего мира "Зона арктических пустынь"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Цель урока: формировать у учащихся понятие "Арктика", умение находить и показывать её на карте полушарий, воспитывать бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira.docx | 19.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира . Тема: «Зона арктических пустынь».
Цель: формировать у учащихся понятие «арктика», умение находить и показывать её на карте полушарий; воспитывать бережное отношение к природе; формировать умение пользоваться атласом и энциклопедиями; учить учащихся определять существенные признаки природных зон и сравнивать их.
Оборудование: карта полушарий, иллюстрации животного и растительного мира Арктики, учебники, рабочие тетради.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Вступительное слово.
Слайд 1. Арктика.
На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдом полярные области: Антарктика на крайнем юге, Арктика – на севере. Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Другие полгода оно не заходит за горизонт, однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от снега. Самое холодное место планеты – Антарктида, закованный в лёд материк на Южном полюсе. Но наш путь сегодня лежит в Арктику – центральную часть Северного Ледовитого океана с островами и прилегающими побережьями материков.
На карте показывается область Арктики, охватывающая Исландию и приполярные районы Скандинавских стран, России, США и Канады.
Арктика – это зона островов, лежащих около Северного полюса. Климат этой полярной области очень разнообразен. Холодные порывистые ветры гуляют по безмолвным просторам, прижимая к земле и без того редкие низкорослые кустарнички карликовой берёзки и полярной ивы. Здесь долгая холодная зима и короткое холодное лето, поэтому растительность скудная: мхи да лишайники. Белыми пустынями называют огромное пространство Севера, где только льды да снега. Всё белым – бело до боли в глазах. Но вдруг попадается зелёная льдинка. Откуда она здесь? Оказывается, есть мельчайшие растения, которые могут жить на снегах и во льдах. Их называют снежными водорослями. В Арктике несколько месяцев не заходит солнце – продолжается полярный день. Зимой наступает долгая полярная ночь: темным – темно и совсем холодно. Но и к этим суровым условиям приспособились обитатели Севера.
Слайд 2. Моржи и тюлени.
Моржам и тюленям не даёт замёрзнуть толстый слой подкожного жира. Тюлени живут как в Арктике, так и в Антарктике. Моржи – близкие родственники тюленей, большие и сильные, и мало кто решается нападать на них. У них два длинных клыка, которые они используют в боях и чтобы выбираться на лёд для отдыха. У моржей крепкие губы, позволяющие высасывать съедобных моллюсков из раковин. Морж может съесть 3000 моллюсков в день.
Подкожный слой жира выручает и белуху в этих суровых условиях.
Слайд 3. Белый медведь.
Да и густой мех белого медведя хорошо сохраняет тепло. Сутками бродит великан Арктики по снежной пустыне в поисках добычи. Он часами может лежать возле лунки во льду, выжидая, когда вынырнет за порцией воздуха тюлень. Полярные (белые) медведи – самые крупные и сильные животные Арктики, на них никто не нападает. В середине зимы в снежных берлогах у них рождаются детёныши. Мать корми их своим молоком, а сама ничего не ест, пока не потеплеет настолько, что она может выйти на охоту. Огромные белые медведи имеют великолепный нюх и могут очень быстро бегать по льду, преследуя жертву. Они хорошо плавают и ныряют. Взрослый медведь весит около 500 кг. Он так силён, что может убить человека одним ударом лапы. Летом питаются они травой, лишайниками, черникой и леммингами.
Слайд 4. Птичий базар.
На скалистых берегах – птичьи базары, здесь гнездится множество морских птиц: топорики, кайры, тупики, различные чайки. По побережью живут гуси, утки. Среди них наиболее известны гаги, имеющие мягкий тёплый пух.
Некоторые животные могут жить круглый год в Арктике, как на море, так и на суше. Другие животные только летом навещают эти места, когда лёд тает, и море очищается ото льда.
Растения, которые появляются летом, - основной источник питания для многих животных.
- Фронтальная работа.
- Как вы думаете, какая температура воздуха преобладает в этой природной зоне?
- Покажите на карте границы Арктики.
-Почему в Арктике всегда холодно?
- Какие явления природы можно наблюдать в Арктике?
- Как вы думаете, почему они возникают?
- Какие растения могут расти в полярных районах? Почему?
Опасно ли пребывние человека в Арктике? Почему вы так думаете?
- Работа с учебником.
- Сейчас я предлагаю вам ознакомиться с материалом учебника, чтобы продолжить работу и получить больше информации об этой природной зоне.
Работа по учебнику окружающего мира А.А. Плешакова для 4-го класса.
- Работа над обобщением материала. Работа с подвижной планшетной картой.
- «Подумай!» - вопросы на странице 49 учебника.
- Заполнение подвижной планшетной карты (карта напоминает иллюстрацию «В Арктике», но без растительного и животного мира.
- Давайте определим, на какую высоту над уровнем поверхности нам надо прикрепить солнце? Объясните своё решение. Выберите и прикрепите картинки с теми животными, которые обитают в Арктике. Расскажите коротко о том, как приспособились эти животные к условиям Арктики.
-Выберите и прикрепите картинки с теми птицами, которые обитают в Арктике. Расскажите коротко о том, как приспособились к условиям Арктики эти птицы.
-Прикрепите к карте картинки с изображением растений, растущих в Арктике. Почему в Арктике растут только эти растения?
-Назовите обитателей моря Арктической зоны. Нанесите их на карту.
6. Работа в парах. Составление пищевой цепочки.
- У вас на партах лежат карточки. Вам с помощью этих карточек надо составить пищевые цепочки, характерные для Арктики.
Водоросли, водоросли, водоросли, рачки, рачки, тюлени, рыбы, рыбы, белые медведи, птицы, тюлени.
7.Закрепление изученного материала. Работа в группах.
- Откройте конверт №2. Вам предстоит разгадать кроссворд. Старайтесь прислушиваться к мнению всех членов вашей группы.
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 |
Вопросы.
- Эти птицы собираются летом на скалистых берегах в шумные «птичьи базары», очень любят полакомиться рыбкой.
- Близкий родственник тюленей.
- Птицы, которые откладывают яйца прямо на голые уступы скал.
- На них очень любит поохотиться полярный (белый) медведь.
- Самые распространённые растения полярных районов.
- Самый крупный обитатель морей и океанов.
- Маленькие жители морей, которыми питаются рыбы.
Проверка (ответы) 1. Чайка. 2. Морж. 3.Кайры. 4. Тюлень. 5.Лишайники. 6. Кит. 7. Рачки.
-Какое слово получилось на жёлтом поле? (Арктика).
8. Рефлексия. Итог урока.
- Чем вам запомнился сегодняшний урок?
- Что нового вы сегодня узнали?
-Что вызвало сегодня ваше удивление?
- Понравился вам урок?
9. Домашнее задание.
-Прочитайте статьи в учебнике, ответьте на вопросы, выполните задание в тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта и конспект урока окружающего мира в 4 классе. Тема: зона арктических пустынь
Технологическая карта и конспект урока окружающего мира в 4 классе. Тема: зона арктических пустынь...
Презентация к уроку окружающего мира "Арктическая пустыня" 4 класс
Презентация к уроку окружающего мира (4 класс, УМК «Школа России»)...
Конспект урока окружающего мира по теме: «Зона Арктических пустынь» 4 класс.
В курсе окружающего мира одной из самых обширных и объёмных тем является изучение природных зон. Рассказывая об Арктике, учащиеся часто сравнивают её с ледяной снежной пустыней. Им очень сложно предст...
Конспект урока. Окружающий мир 4 класс. Тема "Зона Арктических пустынь"
Конспект урока с презентацией. Испульзуется мультимедия, карта «Природные зоны России»; рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира Арктики; подвижная планшетна...
Конспект урока Окружающий мир 4 класс Тема:Зона Арктических пустынь
конспект урока по окружающему миру 4 класс, тема :Зона арктических пустынь, изучение новой темы...
Тест по окружающему миру " Арктические пустыни" 4 класс
Тест имеет 2 варианта и разработан для учащихся 4 класса по программе "Перспектива"....
Конспект урока , окружающий мир , 4 класс "Природные зоны России. Зона Арктических пустынь"
Тема: Природные зоны России. Зона арктических пустынь.Цели: сформировать у обучающихся представление о зоне арктических пустынь. Продолжить работу по созданию комплексного представления о богатстве и ...