Урок-Защита проекта "Копейка рубль бережёт"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Липина Анастасия Борисовна

Проект направлен на воспитание учеников в новых экономических условиях. Т.к. в начальной школе знакомство с экономикой носит пропедевтический характер, то проект позволит сделать акцент на отдельных элементарных экономических понятиях, тех с которыми учащиеся сталкиваются в повседневной жизни (например, «Что такое деньги и зачем они нужны?», «Как научится с раннего возраста грамотно расходовать денежные средства?»). В ходе работы учащиеся получают не только базовые экономические понятия по данной теме, но и учатся принимать решения, учитывая экономические аспекты и факторы, исследуя и анализируя жизненную ситуацию, а также приобретают практический опыт, необходимый для правильного выбора при покупке товаров, правильного расходования семейного бюджета. В процессе анализа проблемы расходования денежных средств учащиеся осваивают методы сбора и анализа информации, как экономической, так и социологической.Материалы проекта можно использовать при проведении внеклассных мероприятий (олимпиад, викторин, конкурсов). В ходе данной работы дети настолько заинтересовались этой работой, что даже после урока-зашиты проекта на районном семинаре дети приносили материал по данной теме ещё долгое время. Надеюсь и Вам понравится наша работа!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и целей урока.      Слайд

Ну, что сказать о первом слоге?                       Слайд

О нём известно, слава Богу,

Что он антоним слову "ночь"

И приведенья гонит прочь.

Второй же слог - спросите маму,

Француза, автора романов,

Усатого де Мопассана,

По имени все как зовут.

И что за слово вышло тут?

Что получают в день зарплаты?

Что прячут в сундуках пираты?

За что конфеты продают?

Ученики: деньги.

Показ отрывка из мультфильма "Незнайка на Луне" (часть 2, где Незнайка задаёт вопрос: что такое деньги?)

Учитель: Какой вопрос задаёт Незнайка? (Что такое деньги?)           Слайд 

Ответ на этот вопрос и ещё многие другие, связанные с деньгами и умением с ними обращаться мы с вами искали в течение месяца. Для этого мы  с вами разделились на группы и каждая группа  провела небольшое исследование, нашла много интересного.  А итогом нашей работы стала книга «Копейка рубль бережёт»

1 раздел нашей книги – введение.

Давайте послушаем ребят из 1 группы.

Итак, слово первой группе.

Мы искали ответ на вопрос:     Слайд 

- что такое деньги

- история создания денег

-  валютный курс рубля.        

Ученик1: Слайд

Деньги –это мера стоимости товара или услуги при купле-продаже. С помощью денег происходит обмен, платежи, измерение стоимости и накопление капитала. Деньги бывают металлические и бумажные. Каждый из денежный знаков имеет свой номинал.

Ученик1: Функции денег. Слайд                                                                     Липина А.Б. 218-174-524

  • Средство обращения
  • Средство измерения
  • Средство сбережения
  • Средство платежа

Ученик 2: Слайд . Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы - наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы - зерно, растительное масло, скотоводы - быков, овец, шерсть и кожи. Воины-победители - своих пленников. Но обменивать товары очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Например, за одного барана можно было получить два топора или четыре кувшина. Чтобы упростить обмен, люди придумали деньги. Правда, сначала деньгами служили различные предметы, например морские раковины, шкурки зверей и даже сушёная рыба. На смену им постепенно пришли монеты и бумажные деньги.

 Ученик3: Итак, деньги пришли на смену натуральному обмену, когда люди просто обменивались между собой товарами. Деньги оказались очень удобной вещью: их брали в обмен на что угодно, они не портились при длительном хранении. Появились первые цены — за любую вещь давали определенное количество денег. Затем начали возникать определенные проблемы с деньгами, для больших покупок требовались целые горы денег. Тогда люди придумали деньги разного достоинства.

Слайд   Ученик 4: Первые бумажные деньги появились в Китае в 9 веке. В Европе они появились лишь в 17 веке и назывались БАНКНОТАМИ или КУПЮРАМИ, на которых было написано, какому количеству, хранящемуся в банке золоту они равны. Слайд 

Ученик5: банк Легкие и удобные бумажные деньги быстро завоевали популярность. Но затем у людей возникла новая проблема: появились излишки денег и люди не знали где их хранить.Тогда люди решили построить склад для лишних денег — тихий, уютный и безопасный. Но чтобы не путать его с другими складами решили назвать его Банк.

Деньги других государств называют валютой. В нашей коллекции представлены деньги…

В разных странах сейчас используются различные денежные единицы. Назовите денежные единицы России.

Ученики: Рубль, копейка. Слайд 

Интересна история денег в России..

Ученик:  Рубль на Руси появился не сразу. Долгое время денежными единицами служили шкурки животных, особенно куницы и белки. Были в ходу и серебряные слитки - гривны. Если нужно было заплатить половину гривны, её рубили топором пополам. Такую половину называли "рубль" (от слова "рубить"). Отсюда пошло хорошо нам известное название российских денег. Гораздо позже стали выпускать копейки - монеты, на которых был изображён всадник с копьём, а потом и рублёвые монеты. Слайд 

Ученик2: Сейчас, например, в России используются монеты достоинством: 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей ,10 рублей и купюры:, 50 рублей, 100 рублей, 1 000 рублей и 5 000 рублей. Купить машину проще имея купюры достоинством 5 000 рублей, а в магазин за молоком мы скорее пойдем имея в кармане 50 рублей

Практическая работа

Липина А.Б. 218-174-524

Учитель: У вас на столе российские монета 5 рублей. Что на ней изображено и написано? Кто знает, как называются части монеты? (Высказывания детей) Слайд

Учитель: Сторона, на которой изображён герб (портрет или другой рисунок), - лицевая. Она называется "аверс" или "орёл". Другая сторона - оборотная. На ней указан её номинал, то есть достоинство (например, 1 рубль, 5 рублей). Эта сторона называется "реверс" или "решка". Надпись на монетах называется легенда, а ребро монеты - "гурт".

Учитель: Положите монеты перед собой так, чтобы вам была видна лицевая сторона. Как она называется? А теперь положите так, чтобы была видна оборотная сторона. Как она называется? Какой номинал на ней указан? А легенда?

Ребята,  посмотрите на края монеты. Какие они? Почему они ребристые нам сейчас расскажет Катя. Слайд

Ученик : А вы знаете, Почему у монет ребристые края? Всё дело в том, что изначально достоинство монеты было основано на количестве содержащегося в ней золота или серебра. То есть в золотой монете 10$ содержалось золота на эту сумму. Но мошенники обрезали монеты по краю, чтобы впоследствии пустить эти обрезки на переплавку. Нанесение бороздок позволило это предотвратить, их отсутствие говорило о том, что монета была обрезана. Сегодня, монеты производят не из серебра и золота, тем не менее, при их производстве продолжают наносить насечки на края монет.

Отчёт о валютном курсе рубля. Слайд 

Валютный курс – это цена денежной единицы страны, выраженная в денежных единицах другой страны. Слайд

Мы изучили валютный курс рубля. Для того, чтобы определить самую дорогую денежную единицу,  мы составили таблицу, где наглядно можно увидеть, что  по данным центрального банка на 18 марта 2011 года самая дорогая денежная единица - …. Слайд

Фунт стерлингов – официальная валюта Великобритании, одна из самых известных мировых валют. Фунт стерлингов можно назвать предшественником доллара – ведь Америка когда-то была колонией Англии. Фунт долгое время выполнял функции мировой валюты, пока не был вытеснен с рынка.

Скажите, а как называется европейская валюта? А валюта США? Слайд

А теперь откройте рабочие тетради и выполните упражнение …., для этого у вас на партах лежат конверты. Слайд

Учитель:    Муха, Муха- Цокотуха,

Позолоченное брюхо,

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

   А я Муха – Цокотуха,

Позолоченное брюхо,

Я по полю нынче шла

И нашла, нашла, нашла

Денежку, денежку, денежку большую,

Никуда не денешься, на базар схожу я

За вареньем и печеньем,

И за прочим угощеньем.

А когда начну я торг,

Продавец придет в восторг.

Будет снижена цена,

Денежка -  всего одна.                                                                                        Липина А.Б. 218-174-524

Всем привыкла нравиться

Муха- раскрасавица.              

Продавец:    Подходите, подходите,

Мой товар скорей купите.

Вот и ложечки резные,

Самовары расписные,

Вот и пряники печатные,

Вот и сушки ароматные.

Муха:     Самовар и угощенье,

            Я справляю день рожденья.

Продавец:    Вам с доставкой али как?

Муха:   Уложусь ли я в пятак?

Продавец:    Здесь хоть и простая лавка,

Но бесплатная доставка!

Учитель: Я думаю, что все ребята в классе знают:

Покупка – это обмен товара на деньги.

 Слайд .Следующий раздел нашей книги называется «Учимся экономить» За него отвечала 2 группа.Давайте послушаем отчёт этой группы по этой теме.

Ученики. Слайд 

Нужные товары люди покупают в магазинах. Мы ходили на экскурсию и исследовали разные виды торговых точек

Торговая точка на рынке

магазин «…»,

магазин «…»,

Слайд.Мы делали контрольную закупку –шоколадку «Алёнка». Её цена была разной. Слайд, Слайд, Слайд

В результате этого исследования мы сделали вывод.

Самый красивый, удобный магазин с огромным залом самообслуживания – это магазин «……», но цена товара там выше. … магазин продают шоколадку по самой низкой цене. Если вы хотите сэкономить, то выбирайте место покупки.

Слайд

В магазине.

В магазине интересно, глазки разбегаются.

За прилавком дяди, тёти мило улыбаются

В кошельке у мамы деньги, маму попрошу,

Чтобы денежку достала: «Дай я подержу!».

Что купить? Не знаю прямо! Хочется всего!

И игрушку, шоколадку, и с совком ведро!

Что мне делать, я гадаю! Что же мне нужней?

И кому отдать, не знаю, денежки скорей.

Мама смотрит, улыбаясь, сверху на меня:

«Ну, сынок, давай быстрее, выбирай, дитя!».

Нет, игрушек не хочу – их надо убирать,                                                        Липина А.Б. 218-174-524

Книжечку себе куплю – буквы изучать!

Физкультминутка

Следующий раздел – «Расходы семей 3 «Б» класса» Слайд 

А теперь слово дадим третьей группе. Давайте послушаем, что интересного они для нас приготовили. Ход работы: Посчитать средний балл класса по данным статьям расходов ,определить максимально и минимально затратные статьи

Ученики.

Мы обрабатывали материалы анкет, считали средний балл в таблице расходов семьи. Вот какие результаты у нас получились…Слайд

В среднем в семьях нашего класса самый большой расход на питание – 24.

На втором месте – одежда, обувь –15.

На третьем месте – жильё - 14

Минимальный расход – транспорт и медицинское обслуживание – 6  

А ещё третья группа нашла очень много пословиц, поговорок, сказок, загадок, связанных с деньгами. Некоторые из них они нам сейчас и загадают. Слайд

Загадки.

  • Он в Америке родился,

Путешествовать пустился.

С тех пор по миру он гуляет,

Везде цену себе знает.

С ним торгуют, управляют…

Как его все называют? (Доллар)

  • Чтоб продукты потреблять,

В платьях модных щеголять,

Чтобы вкусно есть и пить,

Нужно всё это …(купить)

  • Угадай, как то зовётся,

Что за деньги продаётся.

Это не чудесный дар,

А просто-напросто…(товар)

  • Чтобы врач купил пирог

Заплати скорей …(налог)

  • Та сумма, что заплатит покупатель,

Та сумма, что устроит продавца;                                                            Липина А.Б. 218-174-524

Как мера для обмена всех товаров,

На рынке называется…(цена)

При работе над проектом мы узнали много нового, вот некоторые интересные факты о деньгах

Знаете ли вы … - Что Иена – это денежная единица Японии.

- Что фальшивомонетчик – это человек, который подделывал монеты или снижал содержание в них драгоценных металлов.

- Что национальная денежная единица в России появилась во времена царствования Ивана III.

- Что первые бумажные деньги в России появились во времена царствования Екатерины II.

- Что в Канаде в XVII веке губернатор приказал использовать игральные карты с его подписью в качестве денег.

- Что Китай – страна, которая первой в мире стала печатать бумажные деньги.

- Что коллекционирование монет называется нумизматика.

- Что денежная единица какой-либо страны называется валюта.

- Что товар – это продукт, предназначенный для обмена.

- Что деньги – это средство платежа.

- Что наука, о разумном ведении хозяйства называется экономика.

А теперь давайте проверим, насколько хорошо вы изучили данную тему. Я вам предлагаю поиграть в «Занимательный лабиринт» (у каждой группы лист с заданием.)Слайд

Слайд  Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме деньги большое внимание.  Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Слайд   Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к деньгам

Итак, сегодня мы с вами завершаем работу над проектом. Мы узнали много нового и интересного. Давайте посмотрим на пословицы, которые нашли ребята из 3 группы. После того,  как мы с вами проделали такую работу, можете ли вы объяснить смысл пословицы, которая послужила названием нашего проекта «Копейка рубль бережёт». (Пословица используется как совет быть бережливым, не тратить деньги попусту.)

Ученики:  Слайд

На уроке не скучали: ценность денег изучали

Знаем мы, как их копить, чтобы что-нибудь купить.

Будь ты молод или стар, знай, что деньги - твой товар.

Все мы вдумчиво считали; что дороже узнавали.

Будем мы, чтоб проще жить,с экономикой дружить.

Липина А.Б. 218-174-524


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Копейка рубль бережёт

В работе проводится анализ значимости копейки для государства и для простого гражданина,в заключение ученик делает вывод, что реформа копейки дорого обходится гражданину, но очень выгодно для эко...

Конспект урока «Защита проекта - «Упаковка для новогоднего подарка»

Цель: подвести итоги проектной деятельности учащихся...

Урок защита проектов: Великий гражданин нашего Отечества Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)

Подвести итог сформированных  представлений о жизни основоположника отечественной науки М.В.Ломоносова;Обобщить знания;Проверить сформированность умения  делать выводы;Воспитывать чувс...

Урок защиты проекта по окружающему миру в 3-м классе по теме «Живи, ёлочка!»

Урок защиты проекта по теме «Живи, ёлочка!»   На уроке используется компьютерная презентация, пословицы о ели, книга Г. Х. Андерсена «Ель», фотографии ёлок на свалках после ново...

Презентация к уроку "Защита Отечества"

Презентация к уроку "Защита Отечества" по курсу ОРКСЭ...

Сказка "Копейка рубль бережёт"

Материал для проведения "Дня финансовой грамотности"...


 

Комментарии

Ахметова Айна Мурадбековна

Просто прекрасная работа! Вы молодец, Анастасия Борисовна! В современном мире и обучение должно быть современным. Ваша работа тому подтверждение. Спасибо за интересную разработку!