Урок защиты проекта по окружающему миру в 3-м классе по теме «Живи, ёлочка!»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Урок защиты проекта по теме «Живи, ёлочка!»
На уроке используется компьютерная презентация, пословицы о ели, книга Г. Х. Андерсена «Ель», фотографии ёлок на свалках после новогодних праздников, сценка, схема «С кем дружит ель», схема «Использование ели», стихи, физминутка для глаз «Ёлочка», опрос-исследование, плакаты и экологические знаки в защиту ёлочки, ладошки-пожелания для составления коллективного экологического знака, девиз «Живи, ёлочка!».
Итоговое занятие работы над проектом было проведено после новогодних праздников (16 января), поэтому тема была очень актуальна, близка и понятна детям. Работа несла большое воспитательное значение, велась по плану и в группах. Каждая группа работала и подводила итог по своему направлению:
-сообщение о ели;
-загадки, стихи, песни, приметы, пословицы о ели;
-с кем дружит ель;
-использование ели;
-охрана елей.
Звучали стихи, песни, загадки, пословицы, сценка из жизни леса, сказка. Дети рассказывали наизусть, пересказывали, рассуждали о применении ёлок после Нового года, о том, как встретить Новогодние праздники без живой ёлочки, об использовании ели, о дружбе с растениями и животными. Нарисованы плакаты и экологические знаки в защиту ёлочки. В конце занятия составлен коллективный экологический знак в защиту ёлочки. Ответы детей обобщались и дополнялись. На протяжении всего урока прослеживалась связь с жизнью людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_shibalovoy_n._v.doc | 51 КБ |
opros_po_teme_zhivi_yolochka_shibalovoy_n._v.doc | 20.5 КБ |
prezentatsiya_na_temu_zhivi_yolochka_shibalovoy_n._v.ppt | 2.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок защиты проекта по экологии в 3-м классе
на тему «Живи, ёлочка!»
Слайд 1.
Тема: Живи, ёлочка!
Цели:
образовательные: расширить знания детей о ели и её роли в природе и жизни человека, привлечь внимание детей к способам решения проблемы ели;
развивающие: развивать умение обобщать, сравнивать, делать выводы на основе полученной информации, анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы;
воспитательные: прививать гуманное отношение к природе, умение работать в группе.
1.Оргмомент.
Назовите праздник, который мы отмечаем зимой. Праздник, который мы считаем самым сказочным, самым весёлым в году. (Новый год).
Без чего не обходится ни один Новый год, отгадайте:
Жду в лесу я вас в любой день и час,
К вам сама приду только раз в году:
На свою беду, а вам на радость? (Ёлка)
2.Сообщение темы и цели занятия.
Сегодня мы подведём итоги нашего проекта «Живи, ёлочка!».
Для работы над проектом мы поделились на группы. Каждая группа работала по своему направлению.
-сообщение о ели;
-загадки, стихи, песни, приметы, пословицы о ёлке;
-с кем дружит ель;
-использование ели;
-охрана елей.
3. Актуальность проблемы.
Под Новый год огромное количество елей бывает срублено, а уже через несколько дней их можно увидеть на улицах и даже на свалках.
Одно то, что ель заселила каждый десятый лесной гектар в нашей стране, внушает уважение.
Ель свои 1,5 – 5 м набирает 10 - 15 лет. Если каждый год к празднику будем рубить ёлки, то через несколько лет в лесу мы не увидим ни одной ёлочки. А это значит, мы погубим животных, питающихся шишками. Кроме того, ель очищает воздух, обогащая его фитонцидами. А также ель имеет широкое применение в народном хозяйстве.
Слайд
4.Отчёт каждой группы о проделанной работе.
А) –хвойное, вечнозелёное дерево;
-хвоинки меняются каждые 5-9 лет;
-растёт в хвойных и смешанных лесах;
-живёт 250-300 лет;
-высота 20-50 метров, занимает верхний ярус в лесу;
-теневынослива;
-корневая система поверхностная, поэтому ураганы валят и выворачивают ели с землёй;
-легко повреждается во время лесных пожаров;
-выделяет фитонциды, очищает воздух;
-боится заморозков, копоти, газов, сухости воздуха;
-существует около 45 видов елей;
-любой снегопад нипочём;
-важнейшая лесообразующая порода.
Б) О ели сложено много песен, стихотворений, загадок. Конечно, большинство из них связаны с Новым годом.
- Какие загадки знаете? (Дети рассказывают загадки.)
Есть и приметы, пословицы про ель.
Например:
Ель не сосна, шумит неспроста. (Ель считается деревом молчаливым. Стоит ёлка, как монашка в тёмном платье до пят, и помалкивает. Вокруг ветерок шумит, а под ёлкой тихо. Вот где спать хорошо в тихий час.)
Не ищи шишки под дубом, а жёлуди под ёлкой.
-У Г.-Х. Андерсена есть сказка «Ель» (показ). Я вам советую её прочитать.
Сценка Ель.
-Узнать меня может всякий, - говорит Ёлка Берёзе. – В каждом доме в новогодний праздник стоят мои наряженные подружки
-Ты забыла сказать, что колючие зелёные иголки на тебе круглый год, - напомнила белоствольная Берёза. – Иначе тебя можно спутать с Лиственницей, ветви которой одеты маленькими мягкими иголками только летом.
-Права ты, соседушка. Про меня даже загадка есть:
Что за стройная девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
-Но мало кто тебя узнает по голосу, - поддержал разговор Клёст-еловик.
-Как по голосу? Почему я ничего не знаю? – затараторила сидевшая на макушке дерева Сорока-белобока.
-У каждого дерева свой голос. Самый звонкий и певучий - у Ели, - пояснила птица с крестообразным клювом.
-Клёст правду говорит… - задумавшись и что-то вспоминая, проговорила Ель. – Ещё в давние времена из древесины елей великие мастера делали скрипки.
И по сей день не только скрипки, но и другие музыкальные инструменты делают из этого певучего дерева. Почему из него? Да потому что ни одно другое дерево не даёт такого отголоска, отзвука, как ель.
-Интересное дерево, - Сорока перелетела с макушки на ветку. – Казалось бы, самая обыкновенная ель. Оказывается, вовсе и нет. Видно, много загадок хранит она в себе.
-Что правда, то правда, - согласилась с ней Берёза. – Снег метёт уже который день. Надел на деревья белые шубы. Рыхлые и пушистые шубы, тяжёлые. Ломают они сучья и даже стволы. Маленькие берёзки гнутся до самой земли. И только елям любой снегопад нипочем.
-На моих ветках много снега не бывает, - улыбнулась Ель.
-Тяжёлый снег гнёт нас к земле, - пояснили широкие ветви-лапы, - но он нас не ломает, потому что мы эластичные и пружинистые. Мы наклоняемся всё ниже и ниже, и снег с нас сползает.
-Но ёлке несдобровать от сильного ветра, - вздохнула стоявшая неподалёку Сосна. – Если мои корни уходят глубоко в землю, то у соседки они расходятся в почве почти под самой поверхностью. Поэтому в сильный ветер такие корни не всегда могут удержать могучее дерево.
Старые ели падают, выворачивая корни. Они похожи на руки лесных чудищ в сказочном царстве лесного царя Берендея.
Еловый лес называют ельником. Стоят в нём мощные прямые деревья, словно доблестные воины, охраняющие покой и тишину. Кругом сумрачно. Под елями стелется мягкий мох. Кое-где виднеются шляпки сыроежек. А когда посмотришь на свисающие лишайники, так и кажется, что где-то недалеко стоит на курьих ножках избушка Бабы Яги.
Но ель растёт не только в ельнике, её можно встретить рядом с берёзой, осиной, липой, дубом.
Не успеет сойти снег, а «под ногами» у деревьев уже зелено.
-Половина моих спутников, - расправляя ветви-лапы, продолжила рассказ Ель, - такие же, как и я, зелёные растения. Даже зимой, в лютый мороз и сильную вьюгу, грушанка, брусника и зимолюбка не снимают своего летнего наряда.
-А вы видели, сколько шишек на Ёлке? – зацокала Белка. – Иногда их так много, что от тяжести даже ветки ломаются. Скажу по секрету, мы едим не только семена Ели, наш народец не прочь полакомиться и крупными почками. Любим мы и молодые побеги.
-Если под Елью снег будто ковром устлан зелёными веточками-коротышками, - добавил Клёст, - значит, Белка сюда на обед приходила. А ещё это значит, что будет урожайный год и на нашей Ели вырастет множество красивых шишек.
Слайд
В) С кем же дружит ель?
Еловый лес называют ельником. Здесь свой микроклимат: темно, сыро, тихо. Травы и кустов мало. Господствуют зелёные мхи, а где сквозь густую крону елей пробиваются лучи солнца, растут черника, кислица, майник, брусника. Эти растения приспособились к жизни в тёмном лесу. Половина спутников ели такие же, как и она, зелёные растения. Даже зимой, в лютый мороз и сильную вьюгу, грушанка, брусника и зимолюбка не снимают своего летнего наряда.
Дружит ель и с грибами.
Ель на Руси называют «щедрым деревом». Иногда на ёлке столько шишек, что от их тяжести даже ветки ломаются. А в шишках любимое лакомство для многих животных.
Слайд
Семенами хвойных деревьев питается дятел, бурундук, мышь, клёст-еловик. Крепка еловая шишка, но как начнёт клёст её клювом потрошить, только шелуха по ветру летит.
За короткий зимний день только для себя взрослая птица должна извлечь до 2000 мелких еловых семечек, а во время высиживания птенцов 5000 семян в день.
Белочки едят не только семена, но и крупные почки, и молодые побеги.
Ель любят птицы.
Густые еловые лапы не пропускают в чащу злой леденящий ветер, оттого тут и теплее. Поэтому-то птицы в непогоду и летят в ельник. Он и от метели укроет, и на ночь приютит. В густых, пушистых ветвях, под заснеженными еловыми лапами, пичуги ночуют целыми стайками.
Ель даёт укрытие зайцам. (стих-ие) Лиза
Медведь чаще строит свою берлогу под елью.
Вывод: посмотрите, скольким животным ель даёт пищу и укрытие. Что может произойти с животными леса, если люди вырубят ели? (Животные лишатся мест обитания, пищи; нарушатся пищевые цепи и т.д.)
Слайд
Г) Но и люди пользуются щедростью этого дерева. Ель на Руси называли «помощником всех дел».
Давным-давно наши предки познали лечебные свойства ели. За что же так ценят ель в народе? За неповторимый и целебный смолистый запах, за красоту и щедрость её наряда, за то, что ёлка – лесной доктор.
Во-первых, она выделяет фитонциды, которые воюют со всеми микробами.
Во-вторых, в хвое целый букет витаминов. Поэтому не только народная, но и научная медицина используют её против разных инфекций.
Древесина ели является основным сырьём для производства бумаги в нашей стране.
Ель даёт строевой лес, искусственный шёлк, целлофан, спирт, глицерин, целлюлозу, скипидар, лекарства, каучук, канифоль, витамины, искусственную кожу.
Из ели делают музыкальные инструменты. У ели самый звонкий и певучий голос. Ещё в давние времена из древесины елей великие мастера делали скрипки. Ни одно другое дерево не даёт такого отзвука, как ель. Еловая древесина – незаменимый материал для изготовления альтов, пианино, роялей.
Из хвои делают зелёную муку – витаминную добавку к корму животных.
Вывод: Посмотрите, как широко используется ель. Сколько полезных и нужных вещей делается из неё.
Физминутка для глаз «Ёлочка».
Д) И самое главное, ни один Новый год не обходится без ёлки.
Обычай украшать ёлку пришёл к нам издавна. Когда день начинал прибывать, люди в ожидании тёплых дней шли в лес, который согревал и кормил их. Там они украшали самую большую ель игрушками, которые символизировали богатый урожай в поле, обилие птиц и зверей в лесу.
В древности люди веровали, что именно в ёлке живёт добрый дух леса, охраняющий всё живое. Они приходили к ней совершать таинственные обряды. Развешивали на ветвях дары, призванные умилостивить лесное божество. Домой люди приносили еловые ветки.
А в наше время, наверное, не зря про ёлочку говорится в загадке: «К вам сама приду только раз в году: на свою беду, …».
Мы провели опрос:
1.Какую ёлочку вы наряжали дома?
2. Почему (искусственную) живую?
3! Что сделали после праздника с живой ёлкой?
Итог.
Слайд
Рассмотрите фотографии «Ёлки на свалке»
- Какие чувства у вас вызывают эти ёлочки?
Да, действительно, жалко их.
Как этого можно было избежать?
Слайд
-нарядить искусственную ёлку (стих-ие); Диана Ш.
-У искусственной ёлки есть свои плюсы. Какие?
(Искусственная ёлка прослужит вам не один год, удобна в хранении, не нужно каждый год тратить время и деньги на покупку ёлки, никогда не осыпается, поэтому не придётся убирать по всему дому иголки, не вызывает аллергии, производится из специального пожаробезопасного материала.)
-нарядить ёлку в лесу или у дома;
-украсить еловые ветки вместо ёлки;
-вырастить самим ёлочку (опыт) (фото мальчика)
Лесоводы придумали интересный способ сохранения «новогодних» ёлочек. Нужно взять ёлку из леса прямо с корнем и поместить её в плоский ящик. А чтобы меньше повредить корневую систему, которая далеко уходит в стороны, ёлочку нужно не выкапывать, а … выдирать из земли, потянув за стволик. Такая ёлочка лучше приживается. Когда новогодний праздник заканчивается, ёлочку выносят на улицу, в летнее время её поливают. Там она и живёт до следующего Нового года, превращаясь в «вечную» ёлку.
А если ёлочку всё-таки срубили, как её можно использовать? Какую ещё пользу она может принести?
-в деревне – на дрова;
-могучие ели на площадях – строительный материал (скворечники, кормушки для птиц);
-хвоя – удобрение, корм домашним животным;
-Германия – непроданные ёлки идут на корм лосям – едят с удовольствием.
-А что мы с вами можем сделать сами?
-изготовить плакаты;
-придумать экологические знаки в защиту ёлочки (показ – дети рисовали дома).
5. Коллективная работа.
Изготовление экологического знака.
(Каждый обводит свою ладошку, вырезает и пишет на ней пожелание или призыв к людям. Например, «Люди, берегите ёлки!», «Не рубите ёлки!»)
Готовые ладошки прикрепляются на доску по кругу, в центре нарисованная ёлочка; получается большой экологический знак.
-Давайте, ребята, окружим ёлочку своим хороводом и никому её в обиду не дадим!
Человек, погубив природу, погубит и себя, так как он сам - часть этой природы.
6.Итог.
-Посмотрите на доску, какие слова рассыпались? (Живи, ёлочка!) Это девиз нашего урока.
Дети читают стихи.
Слайд
Новый год. Украшенная ёлка.
Все смеются, кружатся вокруг.
А бедняжка плачет втихомолку –
Лишь вчера была среди подруг.
Не руби ж красавицу лесную,
Если ты природе верный друг!
Не губите, люди, ёлочку в лесу,
Не губите ёлочку – русскую красу.
Не рубите вы её ради двух-трёх дней,
Вам с ёлочкой искусственной будет веселей.
Предварительный просмотр:
1.Какую ёлочку вы наряжали дома?
-искусственную – 20 человек;
-живую – 1 человек;
-и искусственную, и живую – 2 человека;
-ветку сосны – 1 человек;
-вообще не наряжали – 2 человека.
2.Почему наряжали искусственную ёлочку?
-не хотели рубить живую ёлку – 3 человека;
-потому что живую выкидывают – 3 человека;
-нравится искусственная – 5 человек;
-от живой много иголок – 2 человека;
-жалко ёлку – 1 человек;
-просто – 6 человек.
Почему наряжали живую ёлочку?
-подарил родственник – 1 человек
3.Что сделали после праздника с живой ёлкой?
-фигурки – 1 человек;
-вытащили на улицу – 1 человек;
-вырыли яму и посадили обратно (была с корнями) – 1 человек.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока по окружающему миру во 2-ом классе по теме "Солнечная семья"
План – конспект урока по курсу «окружающий мир» во 2 классеТема урока: Солнечная семья.Цель урока: Познакомить с понятием «Солнечная система», с отличительными признаками Земли от других планетЗ...
Защита проекта по окружающему миру 3 класс "Экономика родного города"
После проведения большой работы по изучению экономики родного города. Мы подготовили защиту этого проекта и создали постер для защиты проекта, каждый ученик нашего класса. Это поможет нам в будущем за...
конспект урока по окружающему миру 1 кл УМК "Перспектива" на тему "Живая и неживая природа"
Конспект урока по окружающему миру с использованием презентации....
Презентация. Защита проектов по окружающему миру "Мои домашние питомцы" 1 класс
Природа – это раскрытая книга и надо только уметь ее читать, а для этого надо научиться терпеливо наблюдать.Наблюдение за животными заставило нас самих обратить внимание на свое поведение, эмоции не т...
Презентация Защита проектов по окружающему миру "Моя малая родина" 1 класс Б
У каждого человека есть своя малая родина. Где она? Она там, где твой дом...В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения и восстановления духовности, формирования нравственной личности ...
Проект по окружающему миру «Аквариум в нашем классе» в рамках раздела «Живая природа» (1 класс)..
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении проектных задач. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается ...
Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром в 1-м классе на тему «Жизнь птиц »
Урок по окружающему миру в 1 классе "Жизнь птиц". Учащиеся познакомятся с зимующими птицами, научатся различать их и воспитывать бережное отношение к птицам. Научатся называть птиц, об...
- Мне нравится (1)