Интегрированный урок по окружающему миру 3 класс "Вода. Свойства воды"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Интегрированный урок по окружающему миру 3 класс "Вода. Свойства воды". Урок предпочтительно проводить совместно с учителем физики в кабинете с оборудованной лаборатрией. Урок включает в себя теоретическую основу и практическую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_okrfizika.docx | 24.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира, в соответствии ФГОС
«Замечательное вещество – вода. Свойства воды»(3 класс)
(обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии,
технология проблемного обучения)
Цели урока:
Обучающие:
-формировать знания о важности воды для всего живого на Земле, о бережном её использовании;
-формировать знания об основных свойствах воды в процессе опытов и практической работы;
-формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения,
-делать выводы по результатам
-наблюдений, анализировать и обобщать;
-учить работать с гипотезой (предположение через деятельный метод и практический подход).
Развивающие:
-создать условия для личностного развития ученика;
-активизации самостоятельной деятельности и работы в группе;
-развития способности к конструктивному творчеству, наблюдательности, умению сравнивать и делать выводы;
Воспитательные:
-создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде, хозяйственного подхода к использованию природных богатств;
-создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнение других, ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.
Оборудование:
1. Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран)
2. Сосуд с водой, сосуд с прозрачной жидкостью (перекись, спирт, уксус), стаканы, ложки, соль
3. Полоски белой бумаги
4. Стакан с кофе, с водой
5. Ваза, банка, бутылка
6. Листы исследования
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности
Сегодня на нашем уроке присутствуют гости! Поприветствуйте их!
Вы готовы слушать и слышать, спрашивать и отвечать?
-А чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны дополнить девиз нашего урока универсальными учебными действиями
(слайд2)
Урок мы будем …….., изучать
Информацию из урока … извлекать
Точку зрения… высказывать
На вопросы ……………, отвечать
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом …………..! развивать
(Слова-подсказки: изучать, отвечать, извлекать, высказывать, развивать.)
— Правильно! Сегодня наш урок будет посвящен открытию новых знаний.
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.
— К нашему мероприятию некоторые ребята нашего класса подготовили стихи-загадки, посвященные теме нашего урока. Многие могут сразу догадаться, о чем пойдет речь, но мы будем вежливыми и прослушаем все загадки до конца.
Ученик 1
Что за тела? Это реки и море, (Слайды 3 – 7)
Это лед Антарктиды, это снег или град.
Это синее озеро там, на просторе,
И красивый и громкой речной водопад.
И весенний ручей, и осенняя лужа,
Ученик 2
Что за вещество? — интересно ребятам, (Слайды 8-9)
Это то, без чего нам, друзья, не прожить.
Человечеству послана она во благо,
И этим, конечно, должны мы дорожить.
Ученик 3
О чем же идет речь? — Я отвечу легко.
Это то, что, бесспорно, нам жизненно нужно, (вместе)
Что в судьбу человека вошло глубоко.
(слайд 10)
О чем будем с вами говорить на уроке? Назовите тему урока (О воде)
Какова будет цель урока?
- Чтобы изучить свойства воды для начала ответим на вопрос «Что такое вода?». А поможет нам в этом следующее задание. Внимание на экран. (слайд 3)
Соотнесите понятия
Природное явление – Снегопад Природное явление – Дождь ПЯ - Туман
Тело – Снежинка Тело – капля Тело - пар
Вещество – Вода Вещество - Вода Вещество - Вода
У(Ю.А.): Посмотрите на таблицу, которая у нас получилась. Что такое вода?
( Вода – вещество.)
У (Ю.А.) Сегодня на уроке мы узнаем о воде и какими свойствами она обладает.
Для того, чтобы познакомится со свойствами воды, давайте вместе с вами станем юными исследователями в научной лаборатории кабинета физики.
Кто знает, что такое лаборатория? (Место, в котором проводятся научные опыты.)
3. Этап постановки проблемы.
Взгляните на экран. (Слайд 4). Вы видите три тела. Назовите их. (Лед, жидкость, пар) Из какого вещества они состоят?
Вода очень интересное вещество, которое в зависимости от температуры может изменять свое состояние. Как у нее это получается? Порассуждайте. (При нагревании вода превращается в пар, а при охлаждении в лед)
(слайд 5)
Молодцы!
Рассмотрим воду в жидком состоянии.
У (А.Р.) Ребята, перед нами проблема. В нашу научную лабораторию поступило два сосуда с жидкостью. (Показываем сосуды с прозрачной жидкостью.) В одном из них вода, во втором - другое вещество.
К концу урока мы должны определить с вами, в каком из них вода? Объектом нашего исследования – будет жидкость в сосуде.
— Как вы думаете, что это? (Ответы детей)
— Похоже на воду. Можно ли точно сейчас сказать, что это вещество – вода? (Нет! Да! – ПОЧЕМУ?)
— А кто – нибудь из вас встречал в жизни вещества, похожие на воду? (Сравнение с перекисью, спиртом и т.д.)
— Как можно отличить одно вещество от другого? С помощью чего? (Органы чувств, вкус, запах).
— К концу урока мы должны узнать: «Является ли жидкость в сосуде – водой?» (Слайд 6)
4. Этап открытия новых знаний
Для этого переходим к следующему этапу нашей работы, исследование воды.
— Как же мы будем исследовать воду?
1. Сами проведем опыты и понаблюдаем за веществом.
2. Сделаем выводы. (слайд 7)
А.Р.: — Настоящие исследователи часто работают с неизвестными веществами, и для безопасности соблюдают определенные правила, которые и мы
должны знать. Сейчас вы с ними познакомитесь. (Инструктаж по технике безопасности)
Какое правило самое важное?
— Использовать для опытов мы будем только известные вещества, поэтому перчатки нам не понадобятся, а вот аккуратность при проведении опытов не помешает.
— Все результаты опытов вы будете записывать в «Лист исследований» (сказать как отмечать)
Работа в парах.
ОПЫТ №1
Опыт 1.Уч-ль: Опустите в стакан с водой ложку
- Видна ли ложка в стакане?
Уч-ся: Видна
—Что можно сказать?
Вывод: вода прозрачна
Опыт 2.
Уч-ль: Около стакана с водой положите полоску белой бумаги. Сравните цвет жидкости с цветом полоски. Имеет ли вода цвет?
Уч-ся: Вода не имеет цвета
Вывод: вода не имеет цвета
- Сделайте отметку в «Листе исследований»
ОПЫТ №3а
— Можно ли каким-то способом, не видя содержимого стаканов, узнать о том, что в них находится? (Понюхать).
— Сейчас мы будем узнавать вещество по запаху. Вспомните правила безопасности при определении запаха. Как нужно нюхать неизвестные вещества? (2 стакана обернуть бумагой: кофе, вода)
— Приглашаю к демонстрационному столу группу экспертов. Глаза мы завяжем. (пара учащихся выходит к столу)
Я буду подносить вам для определения запаха разные вещества, а вы постарайтесь их узнать. (Узнают кофе, сок.)
— Какое чувство помогло вам? (Обоняние)
— Почему было трудно определить третье вещество? (Нет запаха)
— Давайте посмотрим, какое вещество не имеет запаха? вода
— Какой сделаем вывод?
Отметьте это свойство в «Листе исследований».
Физкультминутка
ОПЫТ №4
Уч-ль: А сейчас добавьте в стакан соль. Размешайте. Что произошло с солью?
Уч-ся: растворились
Уч-ль: почему вода растворила соль? О чем это может свидетельствовать?
Уч-ся: это свидетельствует о том, что все состоит из молекул и эти молекулы двигаются
Вывод: Вода – растворитель
— Недавно на глаза мне попалась сказка, в которой содержался вопрос, на который вы, я думаю, теперь сможете мне ответить. Два осла шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой — ватой. Первый осел едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй осел шел весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, зашел в воду и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась его поклажа. Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго — тяжелее?
— Ребята, а если я насыплю песок в воду, он растворился?
Опыт №5 Вода проводит электричество (проводится учителем физики)
Опыт №6 Вода принимает любую форму
Уч-ль: Посмотрите внимательно, я сейчас налью воду в банку, стакан, бутылку и вазу. Какую форму имеет вода?
Уч-ся: Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Своей формы вода не имеет.
Вывод: Вода не имеет форму, а может принимать форму того сосуда, в котором находится
Опыт №7 Вода изменяет свой объем при нагревании и охлаждении
Дополнительные опыты
ОПЫТ
Случайно проливаю воду.
— Ой! Что произошло? (Вы пролили воду.)
— И что же с ней произошло на полу? Растеклась.
Разлилась, расплескалась.
— Это говорит еще об одном свойстве воды – текучести.
Аккуратно зачерпните ложкой воду из стаканчика и снова вылейте её в него. Течет вода? Почему?
Уч-ся: Течет. Потому что вода жидкая.
Вывод: Вода – жидкая; течет
Мы доказали с вами, что вода это жидкость. Да
Отметьте это свойство в «Листе исследований».
Итог
— Ну, теперь давайте подведем итог наших исследований
— Какое вещество было объектом нашего исследования? (Вода)
— Какими свойствами она обладает?
У (Ю.А.): Давайте сделаем вывод, опираясь на свой лист исследования
Вывод: Вода прозрачная, бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха. Вода растворяет многие вещества, проводит электричество, принимает различные формы в которые ее нальют и изменяет свой объем в зависимости от температуры окружающей среды (Слайд 9)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
— Мы возвращаемся к проблемному вопросу, чтобы ответить на него. «Является ли жидкость в сосуде – водой?»
— В начале урока мы могли это определить? А теперь?
— Сравним свойство этой жидкости со свойствами воды.
ПРОЗРАЧНА?
ЗАПАХ? – давайте проверим
Жидкая ? Наливаю в стакан.
(Вода.)
— Ответили мы на проблемный вопрос, поставленный в начале урока?
— В начале урока вы сказали, что жизнь без воды невозможна. Однако многие люди не разумно относятся к воде и расходуют ее, загрязняют. Об этих вопросах мы поговорим с вами на следующем уроке.
7. Рефлексия учебной деятельности.
Подведем итог нашего исследования.
– Мы научились определять свойства воды?
— Мы выполнили цель урока?
Молодцы, ребята!
Поднимите вверх ладошки кому понравился урок. Хорошо.
Поднимите те, кто испытывал трудности. В чем они проявлялись?
Что бы вы еще хотели узнать о воде?
8. Домашнее задание:
– проработать материал учебника на с.55– 57;
– подобрать пословицы о воде.
А закончить урок мне хотелось бы словами Антуана Сент -Экзюпери
— «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты есть. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь… Ты самое большое богатство на свете»
-Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока химия-окружающий мир "Газ.Огонь.Вода" 3 класс "Школа России"
Конспект интегрированного урока химия-окружающий мир. 3 класс...
Интегрированный урок по окружающему миру и технологии. Тема урока: «Средневековье.Рыцарские замки.» 4 класс.
В 4 классе по окружающему миру изучается тема веков. Когда мы изучали тему "Средневековье. Рыцарские замки", я вспомнила, что в учебнике Т.В.Просняковой "Технология", предлагается сделать ...
Конспект урока по окружающему миру по теме "Вода.Свойства воды."4 класс
Обучающиеся знакомятся с водой, её значением, свойствами через практические опыты....
Урок по окружающему миру на тему "Вода и её свойства"
Свойства воды1. Цвет 2. Запах 3. Вкус 4. Прозрачность 5. Текучесть 6. Форма 7. Упругость...
Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс «Вода и её свойства»
Умение ставить простейшие опыты, исследуя свойства воды, называть основные, легко определяемые свойства воды. Формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира ...
Открытый урок по окружающему миру "Волшебные свойства воды".
Урок-исследование для 2 класса...
Конспект урока по окружающему миру по теме "Вода. Свойства воды"
Разработка урока...