Конспект урока по теме "Петр I, царь и человек"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля помогло мне установить правильность выполнения домашнего задания и корректировать пробелы.
На основе опорных знаний я смогла их подготовить к активной учебно-познавательной деятельности.
В усвоении активных знаний я максимально использоваласамостоятельность в добывании знаний и овладении способами действий. При закреплении материала учащиеся самостоятельно выполняли задания, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.
Мои учащиеся получили информацию о реальных результатах учения.
Использование компьютера для проверки знаний — контролирующие программы, помогли мне объективно оценить учащихся. Цели урока были достигнуты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_i_obzh.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира и ОБЖ.
Тема урока «Пётр I, царь и человек».
Цели урока.
Формировать образное представление о России начала XVIII века. Охарактеризовать Петра I как выдающуюся историческую личность, отметить прогрессивность его деятельности на благо Отечества.
Развивать интерес к историческому прошлому нашей Родины, умение сравнивать, выделять главное.
Воспитывать у учащихся уважение к людям, борющимся за независимость и процветание своей страны.
Оборудование: слайды “Виды Санкт-Петербурга”, карта территории России XVII-XVIII веков, портрет Петра I, тестовые задания, гравюры с изображением Петра I, карточки, компьютер.
ХХХХод урока.
I. Организационный момент.
Д. Прекрасно всё на небе
Прекрасно на земле.
Прекрасно в нашем классе,
Прекрасно всё во мне.
У. И вот такие прекрасные дети садятся за парты и начинают прекрасно работать.
II. Актуализация знаний
1.Проверка домашнего задания.
3 ряд Назовите ваше домашнее задание.
Д.Знать историю и достопримечательности города Санкт-Петербурга.
У. Остальные учащиеся что подготовили на сегодняшний урок Окружающего мира?
Д. Повторили исторические даты, связанные с Россией.
У. 3 ряд проверяет свои знания на компьютере о истории и достопримечательностях города Санкт-Петербурга
1 ряд работает по карточкам в парах.
Соотнесите даты
1054 г | Рождение Петра I |
1147 г | Умер князь Ярослав Мудрый |
30 мая 1672 г | Первое упоминание о Москве |
1240 г. | Ледовое побоище |
5 апреля 1242 г. | Сражение на реке Неве со шведами |
3 сентября 1380 г | Куликовская битва |
1547 г. | Первая книга «Апостол» |
1564 г. | Венчание Ивана IV на царство |
1682 г. | Санкт-Петербург |
1703 г. | Петр провозглашён царём |
28 августа 1812 г. | Сражение при Бородино |
2 ряд отвечает на вопросы
Работа с датами.
На доске карточки.
1613г. | 1613-1645 гг. | 1645-1676 гг. | ||
Начало правления династии Романовых | Царствование Михаила Романова | Царствование Алексея Романова |
Учитель. Что общего в этих датах?
Дети. Здесь указаны события XVII века, так как 1600 год уже прошёл.
Д. Здесь общего не только то, что все даты XVII века, а то, что все это время царствования Романовых.
У. Что можете сказать о датах?
Д.1613 год – год начала правления династии Романовых.
(На доске выставляется карточка)
- 1613-1645 года - в это время царствовал Михаил Романов.
- 1645 – 1676 года – года царствования Алексея Романова
У. После смерти Ивана Грозного и двух его сыновей прекращается царский род Рюриковичей. Наступает Смутное время. На троне за короткое время сменяется несколько царей. В 1613 году был избран новый царь – Михаил Романов. Цари из рода Романовых правили Россией более трёхсот лет.
III. Постановка учебной проблемы.
У. Кем мог быть этот человек?
«Любил он всё делать сам. Оттого с рук его не сходили мозоли. Чтобы всё успеть, с трёх часов утра был он уже за делом. Он быстро осваивал любое ремесло: мастерил лодки, стулья, посуду, табакерки. Считался опытным зубным врачом. После его смерти остался целый мешок с выдернутыми им зубами. Но особенно привлекало его корабельное дело»
Д. Наверное, это врач.
Д. Может быть, это мастер, которые делает корабли?
У. Рост этого человека 2 метра 4 сантиметра. Одевался скромно, носил простой немецкий кафтан, только в холод надевал шапку.
Д. Затрудняемся ответить. Этих фактов недостаточно.
(Учитель показывает слайд, где изображён портрет)
Д. Это царь Пётр I.
У. С одной стороны –
- носил скромную одежду;
- стремился овладеть различными ремёслами;
- мог строить корабли;
- врачевать…
А с другой стороны – это царь. Это выдающаяся личность.
Какова тема нашего урока?
(Дети формируют тему урока: «Петр I, царь и человек»)
У. Царь Петр I – продолжатель династии Романовых.
IV. Усвоение нового.
У. Изучать историческую личность мы будем по плану.
План изучения личности:
- В какое время жил?
- Внешность и характер.
- Введённые новшества.
- Ваше отношение к личности.
1. Словарная работа: (на доске)
Империя – монархическое государство, во главе которого стоит император или императрица.
Монархия – форма правления, при которой верховая власть принадлежит единоличному (обычно наследственному) правителю
Сенат – высшее судебно-административное учреждение в Российском государстве с 1711-1917гг.
Пошлина – денежный оклад, собираемый в казну с товаров и других вещей.
Кунсткамера – музей, собрание редкостей, диковинных предметов.
Реформа - преобразование
2. Рассказ учителя о времени.
Посмотрите внимательно на карту России XVII - XVIII веков. Проведите курсором по границам государства российского, отмеченных зеленым цветом.
- Что удивило вас при просмотре карты? (На территории России нет морей).
- Почему у России не было выхода к морю? (У России не было выхода к морю, потому что она граничила с землями других государств).
- Посмотрите и назовите, землями каких государств Россия отделена от Балтийского моря? (Литва, Швеция, Финляндия…)
- Какие средства передвижения были в те времена? (Конь, лодка).
- Как вы думаете, могла ли Россия, не имея выхода к морю, иметь торговые отношения с заморскими государствами? (Рассуждения детей).
- Действительно, не имея выхода к морю, Россия не имела флота. Россияне были мало знакомы с научными открытиями и изобретениями, известными в Европе. А значит, Россия была отсталой страной. Но появился человек, который изменил ситуацию. (Это Петр I).
Пётр Алексеевич Романов – первый российский император. Он родился в Москве, в Кремле 30 мая 1672 года. В 10 лет вместе со своим братом Иоанном был провозглашён царём. Но правила страной при малолетних братьях их сестра – царевна Софья. Она стремилась уничтожить Петра и захватить царский трон. А Иоанн был болен и не являлся соперником Софье на пути к трону. В 1689 году Пётр окончательно утвердился на царствование. Софья была свергнута и отправлена в монастырь. С этого времени юный Пётр стал править государством один.
3. Внешность.
У. Опишите внешность Петра I.
Д. (подготовленный) «Высокий и крепкий, телосложения обыкновенного, подвижный, живой и ловкий во всех движениях; лицо круглое с несколько суровым выражением, темные брови и волосы, коротко остриженные и курчавые… Ходит большими шагами, размахивая руками и держась рукой за рукоятку нового топора», - писал в своих записках Нумен.
Д. (подготовленный) «Царь очень высокого роста, слегка горбится, голова обыкновенно опущена. Он брюнет, и на лице у него печать суровости; обладает, по-видимому, быстрым умом и сообразительностью», в манерах есть некоторая величавость, но не хватает выдержанности», - отрывок из архива Вед.
Иностр. Дел Франции 1717года.
У. Можно заметить, что эти два описания, созданные в разных местах, очень похожи между собой и не далеки от истины. Петр по внешности был красивый мужчина очень высокого роста – ровно 2,045 метра, - смуглый –
«такой смуглый, словно родился в Африке», утверждает один из его современников, крепкого телосложения, величавой наружности, с некоторыми недостатками в манере держаться и досадной болезненностью, портящей общее впечатление.
Одевался Петр неаккуратно, небрежно, и часто менял платье, военное и штатское, иногда выбирая чрезвычайно странный костюм.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о его внешности фразой венгерского кардинала: «В его личности, внешности и манерах нет ничего выдающегося, указывающего в нем царское происхождение». (Слайд)
4. Дела Петра I.
У. Откройте учебники на с.92-95. Прочитайте про себя, выделите новшества, которые ввёл Петр I.
(Дети самостоятельно работают с учебником с карандашом в руках.)
У. Какие же новшества ввёл Петр I?
- Изменена система летоисчисления: с так называемой византийской эры Пётр велел перейти на принятую в Европе систему «от Рождества Христова»
- Создана регулярная армия
- Создан русский флот
- Выход к Балтийскому морю
- Основал город Санкт-Петербург
- Открыты новые школы
- Напечатана первая книга на русском языке с арабскими цифрами
- Запрет на ношение «русского и черкесского платья». Вместо него Пётр повелевает надевать «верхние - саксонские, а исподнее, башмаки, камзолы и пр., - немецкие»
- Введён новый алфавит с упрощённым начертанием букв, буквы «пси», «омега» и некоторые другие исключены из алфавита
- Ношение «русского платья» и бород карается каторгой и конфискацией имущества в царскую казну
- Открыта Академия наук
- Открыт первый музей – Кунсткамера
- Издана первая газета «Ведомости»
- Появляются первые ордена
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Ваше отношение.
У. -А какое впечатление на вас произвёл личность Петра I?
Д. Мне понравилось то, что он наравне был с народом и смог поднять развалившую страну.
Д. Можно восхищаться тем, что он сделал для России, но он был жестоким, заставлял всю жизнь служить солдат, отрывая их от родных, продавал девушек.
У. Очень многие русские писатели и поэты обращались в своих произведениях к образу Петра, по- разному понимая и трактуя его: кто-то обращал большее внимание на черты тирана, который реформами погубил Россию; кто-то восхищался его преобразовательной деятельностью.
Работа в парах.
Давайте посмотрим как известные личности относились к Петру в своих трудах.
1 ряд
У. Как вы понимаете высказывание историка Н.М.Карамзина: "Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России - виною Петр!".
Д. Петр I перенимал обычаи европейцев, многое что было в России искоренил,
нравилось это народу или нет. Карамзин сурово критикует Петра за чрезмерное
увлечение иностранным, стремление сделать Россию Голландией. Резкое изменение
«старого» быта и национальных традиций, предпринятое императором, по мнению
историка, далеко не всегда оправдано. В результате русские образованные люди
«стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами
России».
2 ряд
У. Как характеризирует Петра А.С.Пушкин в своем произведении «Стансы»
«Стансы» А.С. Пушкин.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Д. Пушкин восхищается его огромной работоспособностью и пишет о нем «на троне вечный был работник», «неутомим». Царь не боялся никакой работы, сам освоил несколько ремесел и специальностей: инженер, плотник, кузнец, токарь, шил одежду, обувь.
3 ряд
К сегодняшнему уроку я просила вас прочитать поэму «Медный всадник» и выписать в тетрадь определения, которыми автор наделяет этого фантастического героя. Прочитайте ваши записи.
Д. «Кумир на бронзовом коне», «ужасен он в окрестной мгле», его «волей роковой» «мощный властелин судьбы», «державец полумира», «горделивый истукан».
Д Я хочу сказать словами Пушкина:
О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
Здесь показано, что Петр не только величествен, но и жесток. Он, не думая о себе, заботится только о народе, мечтая, пусть даже ценой силы, сделать его более просвещенным.
У.Все его реформы тяжелым бременем легли на плечи народа: за время царствования Петра население России сократилось на 1/3. Современники считали Петра лучшим корабельным мастером. При Петре 1 Россия сделала огромный шаг вперёд. Пётр был предан России, верил в её гигантские возможности, а потому его не устрашали и не могли остановить неудачи. Едва ли не самой яркой чертой его личности было поразительное трудолюбие, которое проявлялось всюду. Недаром А.С. Пушкин называл Петра I "вечным работником".
У. Можно ли из поэмы понять отношение автора к своему герою – Медному всаднику?
Д.Это отношение неоднозначно. Это уже не великий преобразователь, а грозный, ужасный царь, который, совершая великие деяния в интересах государства, совсем не думает о простых бедных людях.
У.Все его реформы тяжелым бременем легли на плечи народа: за время царствования Петра население России сократилось на 1/3.
V Первичное закрепление
А сейчас проверим знания полученные на уроке.
4 детей решают тесты на компьютере, остальные отгадывают логогриф.
- Первая русская газета.
- Орган управления страной.
- На реке Воронеж был построен русский...
- В ходе Северной войны появилась регулярная...
- Навигацкие, артиллерийские, инженерные, "цифирные"...
- Область, которой управлял губернатор...
- Кунсткамера - это первый русский...
У. Какое слово получилось по вертикали?
Д. Великий.
У. Подходит ли это слово к оценке деятельности Петра I?
(Дети высказывают свои мнения).
У. Незадолго до смерти Петра I Сенат провозгласил его императором и повелел величать Великим. Россия с этого времени стала империей.
VI. Итог урока.
У. Благодаря чему Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе?
Д.Благодаря преобразованиям ПетраI.
У. Изречение Петра: «И впредь надлежит трудиться и все заранее изготовлять, понеже пропущение времени смерти невозвратной подобно», наиболее всего характеризует эту историческую личность и как человека, и как государственного деятеля.
VII. Домашняя работа
У. Наш урок подошел к концу. Вы узнали новое, повторили ещё раз то, что знали. Я вам предлагаю на этом не ставить точку, а продолжить рассмотрение темы дома. Подготовить рассказ по плану: "Описание личности". Отобрать в тексте глаголы, прилагательные – эпитеты, которыми определяются действия, поступки и черты личности Петра I. Составить кроссворды, логогрифы. Подготовить тесты по теме "Пётр Великий".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру "Строение тела человека" 2 класс
Конспект урока по окружающему миру "Строение тела человека" 2 класс...
Конспект урока по окружающему миру "Строение тела человека"
Конспект урока по окружающему миру "Строение тела человека" для 2 класса (А.А.Плешаков"Окружающий мир"2 класс УМК "Школа России")...
Конспект урока по ОРКСЭ "Православное учение о человеке"
Размышление о человеке с точки зрения православной культуры....
План - конспект урока - исследования по окружающему миру "Как человек использует свойства воды", 4 класс
Урок носит научно-исследовательский характер и проходит в форме игры. Учащиеся попадают в научную лабораторию, проводят опыты, исследуют свойства воды. Знакомятся с законами Архимеда. На протяжении вс...
Конспект урока Изо в 4 классе Красота Человека
Урок Изо по программе Б.Неменского 4 класс...
Конспект урока по окружающему миру - строение тела человека, 3 класс
Конспект урока по окружающему миру на тему СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА для 3 класса...