Перспектива 3 класс Конспект урока чтение «Сказка о царе Салтане. Обобщение.»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Козлова Наталия Владимировна

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

литературное чтение

Выполнила студентка 46 гр.        

Козлова Наталия                        

Проверила: Палченкова В. В.

Отметка:                                

                                                                                                                                                                            Дата: 25.02.16                                

Челябинск, 2016

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3 «б»

Тема урока: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Обобщение.»

Цели урока: обобщить знания о «Сказке царе Салтане» и сделать необходимые выводы.

Планируемые результаты:

  • Предметные: осмыслить представления русского народа о семье, о роли и ответственности родителей и детей за благополучие и процветание рода; воспитывать интерес к творчеству А. С. Пушкина; выразительно читать стихотворный текст; осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения.
  • Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Тип урока: урок комплексного использования знаний.

Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Перспектива. «Просвещение» 2013; Презентация в формате PowerPoint 97-2003.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

Учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг. Момент.

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы.

1 мин.

- Закройте глаза. Представьте, что вы смотрите на звёздное небо. Бесчисленное количество звёзд поражает нас своими сиянием. А вот и желтоглазая луна, которая манит к себе. Вдруг одна звезда упала с небосклона. Можно загадать желание. Загадайте.

- Сейчас тихо как мышки сядут девочки, и ещё тише мальчики. И пусть до конца дня у вас будет хорошее настроение. Сядьте ровненько и красиво.

Настраиваться на предстоящую работу.

Садиться на места.

Регулятивные - организовывать рабочее место. Познавательные - воспринимать речь учителя.

Постановка учебной задачи и ее решение 

Практический:  

игра «верю - не верю»

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

8 мин.

- Ребята, с какой сказкой мы знакомились, последние несколько уроков?

- Давайте проверим, как хорошо вы её знаете, и сыграем в игру «Верю - не верю». Я буду читать строчки из сказки, а вы будите говорить, правильно я прочитала или допустила ошибки. 

- Вы готовы? Тогда начнём.

1) «Здравствуй, красная девица,-

      Говорит он, - будь царица

      И роди богатыря

      Мне к исходу ноября (-) (сентября)

2)   Остров, на котором жил Гвидон, назывался Боян (-) (Буян)

3)   Царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку, прочитали закон. (-) (указ)

4)   Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна. (+)

5)   Гвидон превращался в муху, комара, стрекозу (-) (комар, муха, шмель)

6)   Смотрит- видит дело лихо:

      Бьётся лебедь средь зыбей,

      Орёл носится над ней... (-) (коршун)

7)   Ребёнок родился 71 см. (+)  (аршин - старинная русская мера длины 71 см)

8)   Гвидон сам построил город на острове. (-) ( лебедь ему сделала подарок)

9)   Застреленный Гвидоном коршун оказался Чародеем (+)

10) Белка песенку поёт «Во поле берёза стояла» (-) (Во саду ли в огороде)

11)  Гвидон пять раз летал к Салтану. (-) (3)

12)  Лебедь стала женой князя Гвидона. (+)

13)  Царевна-лебедь встречала Гвидона у моря словами:

       « Здравствуй, принц, ты мой прекрасный!

       Что ты тих, как день ненастный.. (-) (князь)

14)  О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от Бабарихи  (-) ( От корабельщиков)

15)  Каждая из героинь - ткачиха, повариха, Бабариха осталась без одного глаза. (-) (Гвидон пожалел свою бабушку)

-Сколько сказок Пушкина известно вам? (5) Назовите их.

-На самом деле Пушкиным написаны 7 сказок. Вы с ними не знакомы. Одна не была закончена (Сказка о медведихе), а другая не предназначена для детского чтения (Жених).

-Какой интересный факт о сказках Пушкина вы знаете? (никогда не писал сказки для детей)

-Почему они вошла в круг детского чтения? (понятны и интересны детям)

-С каждой из этих сказок мы с вами уже знакомились, сегодня у нас заключительный урок по «Сказке о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди »

- Какие цели мы перед собой поставим?

Слушать учителя.

Строить речевые высказывания.

Принимать участие в игре.

Отвечать на вопросы учителя.

Воспринимать речь учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Называть сказки.

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Слушать учителя.

Формулировать тему и цели урока.

Регулятивные -

постановка учебной задачи.

Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения;

строить речевые высказывания в устной форме.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

Практический: работа с учебником; аудио фрагмент.

15 мин.

 - За несколько лет до своей трагической гибели А.С.Пушкин увлекся  сказками  и вызвал удивление у своих современников. Его критиковали за то, что его сказки - это дешевая подделка, подражание, это всего лишь готовая русская народная сказка, под которой  Пушкин поставил свое имя. Пушкина - сказочника не приняли, называя его сказку самым слабым созданием поэта.  Но, непризнанная критиками, пушкинская сказка живет до сих пор, и вы с детства знаете  строки из сказок поэта.

- Пушкин творчески переосмыслил приемы народной сказки. Вспомните, какими устойчивыми формулами начинаются народные сказки (в некотором царстве, за горами, за долами, жили-были…)

-Где были, где жили, и что это за дол? Русская сказка ответа не дает. А Пушкин? Найдите в тексте сказки описание места, где поселился  князь Гвидон с матерью.

-Пушкин описывает архитектуру средневекового города, нравы и традиции русского народа. Этот город напоминает наши старинные города Владимир, Суздаль, Нижний Новгород. Как встретили Гвидона в городе?

-Пушкин описывает город как богатый, изобильный: « … изоб нет, одни палаты…», все в том городе «богаты». Кто приносит городу богатство? Прочтите описание белочки. Какую песенку поет белочка?

- Послушайте ее (фрагмент песни «Во саду ли в огороде»)

- В сказочном городе все не только богаты, в нем все счастливы. В сказке есть упоминание о двух свадьбах. Чьих?

- Найдите эпизод, где описывается желание Гвидона жениться. Что отвечает ему царевна Лебедь?

- Как надо понимать эти слова? (жениться, вступать в брак надо осознанно, чтобы потом не жалеть, не  сделать друг друга несчастными).

- О чем говорят слова царевны? (о ее мудрости). 

- Что отвечает князь Гвидон? Можно ли назвать намерения Гвидона серьезными? (да, он пережил в детстве потерю отца, он хочет соединить отца с матерью, восстановить семью и на радость всем построить свою).

-Почему  именно царевну он выбирает в жены? (она мудра, чиста, благодарна, она помогает ему преодолеть трудности и встретиться с царем-отцом). 

- К каким персонажам можно отнести царевну? (Положительным)

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Находить доказательство своим словам в книге.

Слушать фрагмент песни.

Воспринимать речь учителя.

Участвовать в беседе.

Искать ответы в учебнике.

Строить речевое высказывание.

Выполнять задание учителя.

Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

строить речевое высказывание в устной форме.

Физ. Минутка Практический: выполнение двигательных упражнений.

1 мин.

- Ребята, наверное, вы устали.  Давайте выполним физминутку.

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаем отдыхать!

Спинку бодро разогнули,

Руки к верху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Выполнять двигательные упражнения.

Личностные - установка на здоровый образ жизни.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

Практический: работа с учебником.

15 мин.

- Кому противопоставлены положительные персонажи сказки? Назовите имена.

- Давайте подумаем, кем приходились повариха  и ткачиха Гвидону? (тетки), а сватья баба Бабариха? (родной бабушкой). 

- Почему родные люди поступили с Гвидоном и его матерью так жестоко? (их съедала зависть и злость)

-В жизни часто так бывает, что чужие люди становятся ближе и роднее, чем родственники.

-Что приобрели  завистницы, стала ли их жизнь счастливее? Что происходило с царем? (он грустил, больше не женился). 

- Какой вывод можно сделать в этой ситуации? (Семья - это самое дорогое,  что есть у человека. Родители должны любить своих детей, защищать от бед,  А дети обязаны почитать и уважать родителей,  тогда род будет процветать и крепнуть)

- А сейчас, первый вариант готовит пересказ эпизода с чудом про белочку, а второй вариант, готовит пересказ с чудом про тридцать три богатыря.

- Давайте послушаем, что у вас получилось. (2-3 человека с каждого варианта)

- Вспомните, ребята, что стало причиной несчастий молодой царевны?

- Вспомните примеры из своей школьной жизни, когда это нехорошее качество стало причиной ссор. Обсудите его в парах.

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Доказывать свою точку зрения.

Объяснять свои ответы.

Слушать учителя.

Делать вывод.

Пересказывать отрывки сказки.

Слушать учителя.

Работать в парах.

Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Познавательные - высказывать предположения;

строить речевое высказывание в устной форме.

Итог урока.

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы; обобщение.

3 мин.

- И теперь давайте подведём итоги урока и ответим на вопросы.

- «Сказка о царе Салтане…» народная или авторская? Докажите.

- Вспомните народный источник этой сказки. Как она пришла к Пушкину?

- Что делает «Сказку о царе Салтане» волшебной?

- Какие мы ставили цели урока?

- Мы добились целей?

Отвечать на вопросы учителя.

Анализировать проделанную работу.

Делать выводы.

Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Домашнее задание

1 мин.

- Запишите домашнее задание.

Выбрать понравившийся эпизод из сказки и выучить наизусть.

Записывать Д/З

Рефлексия

Словесный: самоанализ.

1 мин.

- Ребята, вы очень хорошо поработали на этом уроке. Оцените свою работу по принципу «трёх карандашей»

Оценивать свои достижения.

Регулятивные - анализировать проделанную  работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Продолжить знакомство учащихся с творчеством А.С. Пушкина, показать яркость языка произведений и многоплановость творчества автора, прививать любовь к Родине....

Конспект урока литературного чтения для 3 класса А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане" УМК "Школа России"

Конспект урока  литературного чтения в 3 классе  с красочной презентацией .  Тема: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о пре...

Урок чтения "Сказка о царе Салтане" 3 класс Школа России

Чтение 3 класс "Сказка о царе Салтане"...

Технологическая карта урока литературного чтения "Сказка о царе Салтане"(УМК "Перспектива", 3 класс)

Цель урока: создание условий для развития умения работать с текстом, составлять сравнительные характеристики героев с опорой на текст на основе произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане....