Перспектива 3 класс Конспект урока чтение «Сказка о царе Салтане. Обобщение.»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
...
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Технологическая карта урока
литературное чтение
Выполнила студентка 46 гр.
Козлова Наталия
Проверила: Палченкова В. В.
Отметка:
Дата: 25.02.16
Челябинск, 2016
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3 «б»
Тема урока: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Обобщение.»
Цели урока: обобщить знания о «Сказке царе Салтане» и сделать необходимые выводы.
Планируемые результаты:
- Предметные: осмыслить представления русского народа о семье, о роли и ответственности родителей и детей за благополучие и процветание рода; воспитывать интерес к творчеству А. С. Пушкина; выразительно читать стихотворный текст; осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения.
- Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Тип урока: урок комплексного использования знаний.
Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Перспектива. «Просвещение» 2013; Презентация в формате PowerPoint 97-2003.
Этап урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока. Деятельность Учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Орг. Момент. Словесный: слово учителя; ответы на вопросы. | 1 мин. | - Закройте глаза. Представьте, что вы смотрите на звёздное небо. Бесчисленное количество звёзд поражает нас своими сиянием. А вот и желтоглазая луна, которая манит к себе. Вдруг одна звезда упала с небосклона. Можно загадать желание. Загадайте. - Сейчас тихо как мышки сядут девочки, и ещё тише мальчики. И пусть до конца дня у вас будет хорошее настроение. Сядьте ровненько и красиво. | Настраиваться на предстоящую работу. Садиться на места. | Регулятивные - организовывать рабочее место. Познавательные - воспринимать речь учителя. |
Постановка учебной задачи и ее решение Практический: игра «верю - не верю» Словесный: слово учителя, ответы на вопросы. | 8 мин. | - Ребята, с какой сказкой мы знакомились, последние несколько уроков? - Давайте проверим, как хорошо вы её знаете, и сыграем в игру «Верю - не верю». Я буду читать строчки из сказки, а вы будите говорить, правильно я прочитала или допустила ошибки. - Вы готовы? Тогда начнём. 1) «Здравствуй, красная девица,- Говорит он, - будь царица И роди богатыря Мне к исходу ноября (-) (сентября) 2) Остров, на котором жил Гвидон, назывался Боян (-) (Буян) 3) Царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку, прочитали закон. (-) (указ) 4) Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна. (+) 5) Гвидон превращался в муху, комара, стрекозу (-) (комар, муха, шмель) 6) Смотрит- видит дело лихо: Бьётся лебедь средь зыбей, Орёл носится над ней... (-) (коршун) 7) Ребёнок родился 71 см. (+) (аршин - старинная русская мера длины 71 см) 8) Гвидон сам построил город на острове. (-) ( лебедь ему сделала подарок) 9) Застреленный Гвидоном коршун оказался Чародеем (+) 10) Белка песенку поёт «Во поле берёза стояла» (-) (Во саду ли в огороде) 11) Гвидон пять раз летал к Салтану. (-) (3) 12) Лебедь стала женой князя Гвидона. (+) 13) Царевна-лебедь встречала Гвидона у моря словами: « Здравствуй, принц, ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный.. (-) (князь) 14) О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от Бабарихи (-) ( От корабельщиков) 15) Каждая из героинь - ткачиха, повариха, Бабариха осталась без одного глаза. (-) (Гвидон пожалел свою бабушку) -Сколько сказок Пушкина известно вам? (5) Назовите их. -На самом деле Пушкиным написаны 7 сказок. Вы с ними не знакомы. Одна не была закончена (Сказка о медведихе), а другая не предназначена для детского чтения (Жених). -Какой интересный факт о сказках Пушкина вы знаете? (никогда не писал сказки для детей) -Почему они вошла в круг детского чтения? (понятны и интересны детям) -С каждой из этих сказок мы с вами уже знакомились, сегодня у нас заключительный урок по «Сказке о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди » - Какие цели мы перед собой поставим? | Слушать учителя. Строить речевые высказывания. Принимать участие в игре. Отвечать на вопросы учителя. Воспринимать речь учителя. Отвечать на вопросы учителя. Называть сказки. Слушать учителя. Отвечать на вопросы учителя. Слушать учителя. Формулировать тему и цели урока. | Регулятивные - постановка учебной задачи. Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать. Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения; строить речевые высказывания в устной форме. |
Решение частных задач Словесный: слово учителя, ответы на вопросы. Практический: работа с учебником; аудио фрагмент. | 15 мин. | - За несколько лет до своей трагической гибели А.С.Пушкин увлекся сказками и вызвал удивление у своих современников. Его критиковали за то, что его сказки - это дешевая подделка, подражание, это всего лишь готовая русская народная сказка, под которой Пушкин поставил свое имя. Пушкина - сказочника не приняли, называя его сказку самым слабым созданием поэта. Но, непризнанная критиками, пушкинская сказка живет до сих пор, и вы с детства знаете строки из сказок поэта. - Пушкин творчески переосмыслил приемы народной сказки. Вспомните, какими устойчивыми формулами начинаются народные сказки (в некотором царстве, за горами, за долами, жили-были…) -Где были, где жили, и что это за дол? Русская сказка ответа не дает. А Пушкин? Найдите в тексте сказки описание места, где поселился князь Гвидон с матерью. -Пушкин описывает архитектуру средневекового города, нравы и традиции русского народа. Этот город напоминает наши старинные города Владимир, Суздаль, Нижний Новгород. Как встретили Гвидона в городе? -Пушкин описывает город как богатый, изобильный: « … изоб нет, одни палаты…», все в том городе «богаты». Кто приносит городу богатство? Прочтите описание белочки. Какую песенку поет белочка? - Послушайте ее (фрагмент песни «Во саду ли в огороде») - В сказочном городе все не только богаты, в нем все счастливы. В сказке есть упоминание о двух свадьбах. Чьих? - Найдите эпизод, где описывается желание Гвидона жениться. Что отвечает ему царевна Лебедь? - Как надо понимать эти слова? (жениться, вступать в брак надо осознанно, чтобы потом не жалеть, не сделать друг друга несчастными). - О чем говорят слова царевны? (о ее мудрости). - Что отвечает князь Гвидон? Можно ли назвать намерения Гвидона серьезными? (да, он пережил в детстве потерю отца, он хочет соединить отца с матерью, восстановить семью и на радость всем построить свою). -Почему именно царевну он выбирает в жены? (она мудра, чиста, благодарна, она помогает ему преодолеть трудности и встретиться с царем-отцом). - К каким персонажам можно отнести царевну? (Положительным) | Слушать учителя. Отвечать на вопросы учителя. Находить доказательство своим словам в книге. Слушать фрагмент песни. Воспринимать речь учителя. Участвовать в беседе. Искать ответы в учебнике. Строить речевое высказывание. Выполнять задание учителя. | Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать. Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; строить речевое высказывание в устной форме. |
Физ. Минутка Практический: выполнение двигательных упражнений. | 1 мин. | - Ребята, наверное, вы устали. Давайте выполним физминутку. Раз, два, три, четыре, пять. Начинаем отдыхать! Спинку бодро разогнули, Руки к верху потянули! Раз и два, присесть и встать, Чтобы отдохнуть опять. | Выполнять двигательные упражнения. | Личностные - установка на здоровый образ жизни. |
Решение частных задач Словесный: слово учителя, ответы на вопросы. Практический: работа с учебником. | 15 мин. | - Кому противопоставлены положительные персонажи сказки? Назовите имена. - Давайте подумаем, кем приходились повариха и ткачиха Гвидону? (тетки), а сватья баба Бабариха? (родной бабушкой). - Почему родные люди поступили с Гвидоном и его матерью так жестоко? (их съедала зависть и злость) -В жизни часто так бывает, что чужие люди становятся ближе и роднее, чем родственники. -Что приобрели завистницы, стала ли их жизнь счастливее? Что происходило с царем? (он грустил, больше не женился). - Какой вывод можно сделать в этой ситуации? (Семья - это самое дорогое, что есть у человека. Родители должны любить своих детей, защищать от бед, А дети обязаны почитать и уважать родителей, тогда род будет процветать и крепнуть) - А сейчас, первый вариант готовит пересказ эпизода с чудом про белочку, а второй вариант, готовит пересказ с чудом про тридцать три богатыря. - Давайте послушаем, что у вас получилось. (2-3 человека с каждого варианта) - Вспомните, ребята, что стало причиной несчастий молодой царевны? - Вспомните примеры из своей школьной жизни, когда это нехорошее качество стало причиной ссор. Обсудите его в парах. | Слушать учителя. Отвечать на вопросы учителя. Доказывать свою точку зрения. Объяснять свои ответы. Слушать учителя. Делать вывод. Пересказывать отрывки сказки. Слушать учителя. Работать в парах. | Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать. Познавательные - высказывать предположения; строить речевое высказывание в устной форме. |
Итог урока. Словесный: слово учителя; ответы на вопросы; обобщение. | 3 мин. | - И теперь давайте подведём итоги урока и ответим на вопросы. - «Сказка о царе Салтане…» народная или авторская? Докажите. - Вспомните народный источник этой сказки. Как она пришла к Пушкину? - Что делает «Сказку о царе Салтане» волшебной? - Какие мы ставили цели урока? - Мы добились целей? | Отвечать на вопросы учителя. Анализировать проделанную работу. Делать выводы. | Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. |
Домашнее задание | 1 мин. | - Запишите домашнее задание. Выбрать понравившийся эпизод из сказки и выучить наизусть. | Записывать Д/З | |
Рефлексия Словесный: самоанализ. | 1 мин. | - Ребята, вы очень хорошо поработали на этом уроке. Оцените свою работу по принципу «трёх карандашей» | Оценивать свои достижения. | Регулятивные - анализировать проделанную работу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."
Продолжить знакомство учащихся с творчеством А.С. Пушкина, показать яркость языка произведений и многоплановость творчества автора, прививать любовь к Родине....
Конспект урока литературного чтения для 3 класса А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане" УМК "Школа России"
Конспект урока литературного чтения в 3 классе с красочной презентацией . Тема: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о пре...
Перспектива 3 класс Конспект урока чтение «А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане. Приём звукописи.»
......
Урок чтения "Сказка о царе Салтане" 3 класс Школа России
Чтение 3 класс "Сказка о царе Салтане"...
Технологическая карта урока литературного чтения "Сказка о царе Салтане"(УМК "Перспектива", 3 класс)
Цель урока: создание условий для развития умения работать с текстом, составлять сравнительные характеристики героев с опорой на текст на основе произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане....