Урок окружающего мира в 4 классе "ПётрI - реформатор"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Урок составлен в соответствии с дидактическими принципами развивающего обучения Л.В. Занкова. использованы разные методы и формы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Urok_okruzhayushchego_mmira_v_4_klasse._Pyotr_I_-_reformator.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 4 классе по системе РО Л.В. Занкова
Учебник Дмитриевой Н.Я. «Окружающий мир» 4 класс
ТЕМА: Пётр I – реформатор
Цели:
- обобщить знания учащихся по теме «Россия при Петре I», предложив им дать характеристику этого исторического деятеля
- формировать представление о времени его правления, о неоднозначности и противоречивости оценок его деятельности
- воспитывать чувство патриотизма, хорошие манеры
Оборудование: Иллюстрация Петра I
Выдержки из «Юности честное зерцало»
Карточки с реформами
ХОД УРОКА:
1 Обмен настроением
2 Введение в тему:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
А.С.Пушкин
-Прочитайте. Оком эти слова? Как вы догадались?
- Какова тема урока?
ПЕТР I -
- На прошлом уроке мы изучили большой материал о Пётре I, вы изучали дома дополнительный материал. Сегодня мы поговорим о том, что это был за человек и царь. Рассмотрим его царствование с разных сторон, какое значение оно имело для России.
- Вспомните, Россия в средние века находилась в очень трудном положении, отставала в развитии от других государств. Как говорили некоторые историки, это была дикая, дремучая страна, которая не знала ни просвещения, ни цивилизации. Татаро-монгольское иго, которое длилось более 200 лет, отбросило Россию в развитии намного лет назад. Поэтому необходим был такой человек, который бы вывел Россию из глубочайшего сна и поставил бы её вровень с крупнейшими европейскими государствами. Таким человеком стал Пётр I.
- Историк Белинский говорил:
«Пётр явился вовремя: опоздай он на четверть века, и тогда – спасай или спасайся, кто может!»
- А каким вы представили Пётра I? Что можете сказать о его внешнем виде?
(иллюстрация)
3 Проверка домашнего задания.
- Как изменилась жизнь России при Пётре I? Какие реформы были им проведены?
(по ходу ответов учеников на доске вывешиваются карточки с названиями реформ)
- упрощение алфавита типографии
-календарь морская школа
-русский флот кораблестроение
-строительство новых городов новые обычаи
-фабрики и заводы усиление крепостного права
- Обобщение учителя.
-Вы должны понимать, что жизнь менялась, но оставалась по-прежнему очень тяжёлой для крестьян (большие налоги, мужчин забирали в армию, женщины оставались одни с детьми)
- А ещё Пётр I стремился привить господам хорошие манеры. По его указу перевели с немецкого языка книгу «Юности честное зерцало»
- Как понимаете смыл названия? (отражение, как в зеркале, своего поведения)
- По ней усваивали правила приличия. Что можно было узнать из этой книги?
4 Работа в группах
А) Каждой группе дан отрывок из этой книги. Задача: изучит предложенный материал, подготовиться к изложению материала для других ребят.
Б) Обобщение:
- Есть ли что-то новое для вас в этих правилах? (нет)
- Оказывается, введены они были ещё при Пётре I и актуальны до сих пор. Детей начинают воспитывать именно с этих правил и дома, и в д/саду, и в школе.
Вывешивается табличка ХОРОШИЕ МАНЕРЫ
5 Обобщение.
- Итак, конечно, при Пётре I произошло много изменений, он провёл очень много реформ, чтобы сделать жизнь людей лучше, поэтому Пётра I по праву называют царём – реформатором.
- Кто такой реформатор? ( вывешивается табличка к теме урока)
- Почему он смог осуществить все эти реформы? (обладал сильным характером)
6 Характеристика Пётра I
А) Вот и давайте обсудим, а какие черты характера помогли ему всё это осуществить? Причём, как у любого человека, наверное, были и у Пётра I как положительные, так и отрицательные качества.
(группы составлены дифференцированно)
1 группа: положительные качества
2 группа: отрицательные
3 группа: положительные и отрицательные качества
Б) Обмен мнениями( с доказательствами)
В) Обобщение
- Посмотрите на доску, может быть, какие-то качества не указали:
грозный упорный мудрый
жестокий целеустремлённый трудолюбивый
не знал меры настойчивый строгий
умный талантливый
Г) А отрицательные качества характера помогали или мешали проведению реформ?
(Для того чтобы вывести Россию из наитруднейшего положения, был необходим именно такой человек. Иначе, может быть, ничего и не получилось. Именно Пётр I своей железной рукой заставил Россию учиться и работать. Конечно, был спасителем всего будущего России)
- Вернёмся ещё раз к словам Белинского.
-Посмотрите ещё раз на изображение Пётра I. Что можете сказать в концк урока? (его внешний вид подчёркивает внутренний)
7 Заключение.
-В заключение мне хотелось бы сказать, что любое событие или явление следует рассматривать с разных сторон. У любого исторического явления, как у любого человека, есть свои сильные и слабые стороны.Нам нужно уметь оценить его.
- Какой вывод вы сделали о Пётре I и о времени его царствования? (были т положительные и отрицательные стороны, простым людям всё ещё жилось очень тяжело, но в целом Россия сделала большой шаг вперёд в развитии за это время.)
- Сейчас Россия тоже находится на переходном этапе. Жизнь сложна и не сегда справендлива. Посмотрите,как по-разному живут люди: кто-то богатый, кто-то нищий, сколько несправедливости, как трудно найти работу, многие ваши родители вынуждены уезжать на работу. Может быть, такое положение чем-то похоже на то время, о котором мы сегодня говорили. И нам тоже нужен такой человек – реформатор, который сможет поднять Россию.
- на кого мы возлагаем свои надежды?(на президента Медведева Д.А., который продолжает курс реформ, начатых Путиным В.В.)
А что получится – судить нашим потомкам.
8 Рефлексия. Какое настроение у вас после урока?
ДЗ: написать сочинение-рассужднение «Моё мнение о царствовании Пётра I и его личности»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
- Прежде всего дети должны отца и мать уважать и относиться к ним с великим почтением. Все приказы родителей выполнять. Слушая их распоряжения, шляпу всегда надо снимать. Вперёд них не садиться. Стоять не сними рядом, а позади.
- За столом руками и ногами не болтать. Сидеть тихо и смирно. Есть надо спокойно. Вилкой и ножом по скатерти не чертить, по тарелке не стучать.
Если родители или кто из старших позовёт, нужно тотчас отозваться и спросить: «Что изволите, государь батюшка или государыня матушка?». Нельзя спрашивать «Что? Чего? Чего хочешь?».
-Мальчик должен быть учтив и вежлив, не драчлив. Здороваться надо, не доходя до знакомого три шага и шляпу приятным образом сняв.
Вежливых ценят и говорят: «Он молодец и смиренный кавалер». Грубиянам же говорят: «Он есть спесивый болван».
-Если случиться в кругу друзей стоять и беседовать, или разговаривать, сидя за столом, или же с кем-либо танцевать, то никому нельзя плевать.
- Неприлично в носу пальцем ковырять или платком нос чистить, особенно при посторонних людях.
-Сидя за столом, следует соблюдать следующее правило: во-первых, надо обрезать ногти, чтобы не выглядели они, словно бархатом обшитые. Руки надо вымыть и сидеть прямо. Первым еду с блюда не хватать. Есть надо то что перед тобой лежит. Когда ешь не чавкай как свинья, головы не чеши. Не проглотя куска, не говори. Зубы надо чистить не ножом, а зубочисткою, прикрыв рот рукой. Около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и прочего. Когда перестанешь есть, умой руки и лицо и выполощи рот.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"
Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира
Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»
Девятый урок в разделе программы «Человек и природа»...
Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...
Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс
Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...