Урок окружающего мира в 3 классе по теме: "Во что верили славяне. Масленица" УМК " Начальная школа XXI век"
методическая разработка (окружающий мир, 3 класс) по теме
Современный урок окружающего мира в 3 классе по теме: "Во что верили славяне. Масленица". УМК "Начальная школа XXI век". Урок был дан на муниципальном Мастер-классе в гимназии № 87 города Саратова в 2010 году. Урок был разработан учителем высшей категории Ежовой Н.А. и получил высокую оценку коллег.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_master-klass.docx | 32.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный Мастер – класс в гимназии №87 города Саратова (10 марта 2011г.)
Урок окружающего мира в 3 классе по теме: «Во что верили славяне. Масленица».
Провела: учитель высшей категории, МОУ «СОШ № 34 с углубленным изучением художественно – эстетических предметов»,
Заводского района, города Саратова Ежова Наталья Александровна
1.Дидактическое обоснование:
Окружающий мир в 3 классе, «Окружающий мир 3 класс» (2 часть), Н.Ф.Виноградова. УМК «Начальная школа XXI века».
Тема урока: «Во что верили славяне. Масленица».
Дидактическая цель: приобщить младших школьников к культурному наследию и традициям наших предков.
Тип урока: открытия новых знаний
Задачи урока: формировать представление у учащихся о том, как была организована жизнь наших далёких предков;
развивать наглядно – образное и логическое мышление, речь, воображение и творческие способности;
воспитывать уважительное отношение к истории своего народа, положительную мотивацию к учению.
Методы обучения: репродуктивный метод.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность
Средства обучения: учебная презентация
2.Технологическая карта занятия:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1.Самоопределение к деятельности. | Настрой на работу. Предлагает объяснить смысл пословицы: «Даже горстка зёрен хранит свою историю». | Подготовка класса к работе. Объясняют смысл пословицы. | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Проверяет знание славянских божеств и духов. Учебная презентация. | Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Отгадывают названия славянских божеств и духов. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. |
3.Постановка учебной задачи. | Активизирует знания учащихся и создаёт проблемную ситуацию. Загадка о Масленице. | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. «Как праздновали на Руси Масленицу». | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование; Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; Логические – формулирование проблемы. |
4.Построение проекта выхода из затруднения. | Организует учащихся на исследование проблемной ситуации. Предлагает поучаствовать в мини – проекте «Что такое масленица?» | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель) Распределение ролей в группах для выполнения заданий. | Регулятивные: планирование, прогнозирование, Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
5.Первичное закрепление. | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. Индивидуальная помощь при выполнении сложных заданий. | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. Осуществляют помощь при выполнении коллективных заданий. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Организует деятельность по применению новых знаний. Организует помощь в показе результатов проектной деятельности. | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Презентация выполненных работ по мини – проекту. | Регулятивные: контроль, коррекция и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. |
7.Рефлексия деятельности. | Организует рефлексию. Вопрос: Что тебя удивило или о чём бы ты хотел ещё узнать? Предлагает выбрать цветовую оценку своего восприятия урока. | Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Намечают перспективу последующей работы. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия; Личностные: смыслообразование. |
3.Приложение:
Мини – проект: «Что такое Масленица».
1 группа: «Поисковая»
Цели: с помощью разных источников информации (интернет, энциклопедии, журналы, книги) найти ответ на вопрос: Что такое Масленица, и какие атрибуты этого праздника существуют?
2группа: «Информационная»
Цели: собрать пословицы о Масленице и объяснить их значение.
3группа: «Деятельностная»
Цели: изготовить их предложенного материала весеннее Солнышко и выучить весеннюю закличку.
4группа: «Трудовая»
Цели: по эталону собрать символ праздника – куклу Масленицу и рассказать, какие ритуалы связаны с ней.
Каждой группе предлагается «карточка – помощница» поэтапного выполнения заданий:
1группа: «Поисковая»
1.Распределитесь в группе, кто и где ищет информацию.
2.Запомните ответ на вопрос: Что такое Масленица?
3.Найдите информацию об атрибутах (главных вещах) Масленицы: о блинах (символ, что обозначает); о веселье (проводы зимы).
4.Раскажите выразительно и интересно.
Желаю удачи!
2 группа: «Информационная»
1.Дружно соберите пословицы по цвету.
2.Попробуйте друг другу объяснить их значение.
3.Выберите более точное значение.
4.Прикрепите пословицы на доске.
5. Приготовьтесь выразительно и интересно их объяснить.
Желаю удачи!
3 группа: «Деятельностная»
1.Распределитесь: кто будет обводить тарелочку и вырезать круг, кто изготовит лучики (6-7 штук).
2.Другие ребята в это время учат весеннюю закличку.
3.Приготовьте ответ на вопрос: Для чего кричали весенние заклички?
Желаю удачи!
4 группа: «Трудовая»
1.Рассмотрите, как изготовлена кукла Масленица.
2.По образцу изготовьте свою куклу.
3.Приготовьтесь ответить на вопрос: Какие древние славянские ритуалы связаны с ней?
Желаю удачи!
4.Сценарий урока окружающего мира в 3 классе по теме: «Во что верили славяне. Масленица».
1.- Здравствуйте, ребята. Доброе утро, уважаемые коллеги.
Чтобы наш урок начать предлагаю поиграть:
(Тем, кто хочет больше знать – нужно руку поднимать!)
Кто пришёл сюда скучать и ребятам всем мешать?
……………
(Рада, здесь лентяев - нет, замечательный ответ)
Кто ребята много знает и всегда всем помогает?
………….
(Молодцы, приятно знать, что готовы помогать!)
Покажите мне рукой у кого настрой плохой?
………….
(Очень рада нет таких, ну и нам не нужно их!)
Кто мне станет помогать: громко, чётко отвечать?
……..
( Поработаем мы дружно! Потрудиться всем нам нужно! )
2.- Ребята, в начале нашего необычного урока я предлагаю вам объяснить смысл слов:
«Даже горстка зёрен хранит свою историю».
(ответы детей)
- Верно, у каждого предмета есть своя история, а у каждого человека она очень богатая, ведь наши предки жили на земле давным – давно.
Из своего прошлого необходимо взять все самое светлое, сохранить ра-дость и ра-зум. Ведь даже само название нашей страны раньше читалось как “Ра-сея” – сияние божественного света.
До принятия христианства наши предки верили в существование богов природы.
-Родившиеся тогда суеверия долгое время влияли на жизнь людей, отражались в сказках, легендах, преданиях, праздниках.
- Давайте вспомним, как называлась эта вера?
Славяне в дохристианский период не обладали религией, единой для всех племен. Однако их представления о природе, окружающем мире, властвующих в нем стихиях очень близки друг другу. Это позволяет говорить о существовании у древних славян особой народной веры, т. е. ЯЗЫЧЕСТВА.
Что означает “язычество”? Я “зычу естество”, то есть: “я озвучиваю природу”. Слово-то, какое хорошее.
-В чем сила язычества?
Жить с природой в единстве, не пытаться ее поработить.
3.- Давайте сейчас попробуем угадать богов и духов древних славян .(презентация)
1…Податель благ земных, бог солнечного света!
Твой щит сияет так, как будто всюду – лето.
Славянской стороной ты первым правил встарь,
Ты первым учредил закон и календарь.
Четвёркою коней ведома колесница,
И гривы их горят, и жезл твой лучится.
Дающий бог, даруй же вечный день,
Где чем теплее свет, тем благодатней тень! (Даждьбог)
Даждьбог (Дажьбог) – бог солнца. Как только поднималось солнышко, славяне говорили, что это сам Даждьбог по небу на чудесной колеснице едет. Славяне верили, что солнце всё видит: и хорошие поступки и плохие.
2…Он клубится, гремит в небесах
И повсюду грозит непогодой –
Бог неистовый рыжебородый
В брызгах молний на тёмных кудрях.
Чтоб творился лишь праведный суд
В мире стихнувшем, как на ладони, -
Вороные и белые кони
В колеснице его несут! ( Перун)
Бог громовик Перун. Он тёмные тучи, что грозят солнышко спрятать, стрелами – молниями поражает. Пройдёт гроза и легче становится дышать.
3… Лишь ею нить судьбы прядётся
Людских тревог, надежд и слёз,
Покуда солнце не коснётся
Её распущенных волос.
О, Макошь вечно молодая –
Богиня – вечная моя !
Спешит вода твоя живая
Досыта напоить поля! (Мать – Сыра Земля)
Мать-Сыра Земля в представлении славян была живым, мыслящим существом. Её считали матерью и кормилицей всего живого, живущего на Земле. Земля дарует богатство тем, кто почтительно к ней относится.
4…Заботливый ворчливый хлопотун,
Незримая душа родного дома,
Ты – ночью половицами скрипун,
Ты – за стеной шуршащая солома.
Ты – хоть волшебный, но домашний, свой,
В избе хранитель мира и уюта:
Дух предков наших, добрый, дорогой.
Косматое, хозяйственное чудо. (Домовой)
Кроме богов природы, были у славян и другие духи – домашние. Свой дух имелся и у каждой славянской избы. Звали его Домовой.
Домовой был маленького роста, бородатый и волосатый.
Если домового вовремя покормить и не обижать, то в доме будут хлеб, соль и мёд, а ссоры из избы сами уйдут.
Когда семья переходила в другой дом, домового торжественно приглашали сесть в стоптанный лапоть или на лопатку для выпечки хлеба и отпраздновать новоселье.
5…По его одежде слева вечно катится вода…
Довести его до гнева не пытайтесь никогда!
С позволения его мелет мельница муку.
Места нет в воде такого, где б он не был на веку:
И в колодцах он ютится, и по омутам живёт, -
И вкусна его водица, и прохладна круглый год. (Водяной)
Хозяином воды считался Водяной – старичок с большим животом, наполненным водой , и с длинными зелёными, как водоросли, волосами. Жил он обычно в омутах, болотах и у мельниц. Всё, что когда – то утонуло, становилось его добычей.
Женат Водяной на Русалке.
6…То он всех деревьев выше,
То он ниже всех кустов,
То он дальше, то он ближе –
Мчится вихрем без следов:
Вот глаза его зелёным
В чаще светятся лесной,
Вот он духом окрылённым
Всюду носится весной. . . (Леший)
А в славянских лесах всем заправлял Леший. Он просыпался по весне и тут же начинал озорничать: хлопать в ладоши, мычать, как корова, мяукать, как кошка, шуметь, как река.
А чтобы Леший не запутал в чаще, человек, отправляясь в лес, нёс ему гостинец. И тогда ягоды и грибы сами в лукошко просились.
4.- Многие праздники, которые и сейчас отмечает русский народ, родились, когда славяне верили в языческих богов.
О каком же из них идёт речь в стихотворении?
Что за праздник к нам идёт раннею весною?
Сколько радостей несёт он всегда с собою!
Ледяные горы ждут, и снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут, смех не умолкает.
Дома аромат блинов праздничный чудесный,
На блины друзей зовём, будем есть их вместе.
Шумно, весело пройдёт Сырная седмица,
А за ней – Великий пост, время, чтоб молиться.
Широкая Масленица! Честная масленица!
Сахарные твои уста! Сладкая твоя речь!
5. Предлагаю вам ребята окунуться в эпоху того далёкого времени и узнать об этом весёлом празднике побольше.
Узнать и нам рассказать!
Поучаствуйте в «Мини – проекте» Весёлая Масленица!
1 группа: «Поисковая»
Будет из источников информации из книг и энциклопедий узнавать : Что такое масленица? Какие существуют атрибуты (главные вещи) этого праздника?
2 группа: «Информационная»
Соберёт 2 пословицы, относящиеся к этому празднику, и нам их объяснит.
3 группа: «Деятельностная»
Изготовит из предложенного материала Солнышко и выучит закличку весеннюю.
4 группа: «Трудовая»
Соберёт по эталону символ праздника – куклу Масленицу и расскажет, какие древние славянские ритуалы связаны с ней.
Через небольшое количество времени группы представят плоды своей работы нам всем.
(Играет весёлая музыка, я предлагаю помощь детям).
6.Продукт деятельности:
1группа: (читают) Что такое Масленица? Главные атрибуты: блины, кукла Масленица.
2группа:пословицы
«Не всё коту Масленица, будет и Великий пост».
Не всегда в праздниках и отдыхе время нужно проводить, нужно и о делах и душе подумать.
«Блинцы, блинчики, блины – как колёса у весны». А ещё говорили: «Зиму провожаем, на блинах в весну въезжаем». Масленичная неделя приходится на конец зимы, начало весны.
3 группа: Вешают Солнышко на Доске и кричат закличку.
4 группа: Показывают Масленицу и рассказывают о ритуале сжигания куклы.
Мы очень хорошо потрудились!
Какое открытие вы для себя сделали?
Что вас заинтересовало и о чём вы хотели бы ещё узнать?
7. Рефлексия.
Кружочки на столы: Выберите красный кружок, если вам на уроке было весело; жёлтый – если скучно ; зелёный – если интересно. (Сложить в стаканчик)
Если останется время: игра «Курочки» и петушки».
- За урок всем спасибо! Приглашаю попробовать наши блинчики. (музыка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трунова А.И. урок окружающего мира 1 класс по теме "Красная книга" УМК Перспективная Начальная Школа
урок окружающего мира ПНШ 1 класс...
Урок окружающего мира 2 класс по теме: «Расти здоровым» УМК «Перспективная начальная школа»
Разработка урока окружающего мираво 2 – ом классе по теме:«Расти здоровым»УМК «Перспективная начальная школа»...
Разработка урока окружающего мира 3 класс по теме "Древнерусское государство" УМК "Начальная школа 21 века"
На уроке в ходе фронтальной и групповой работы учащиеся подходят осознанному пониманию понятий «Древнерусское государство», «роль личности в истории». К уроку есть необходимое приложение + презентация...
Конспект урока окружающего мира 3 класс по теме: «Бюджет семьи. Доходы и расходы». УМК «Школа России»
Конспект урока по окружающему миру УМК «Школа России» соответствует ФГОС.Тема урока: "Семейный бюджет». Урок составлен по учебнику А.А. Плешакова для учащих...
Конспект урока окружающего мира "От кого зависит твой режим дня?" + презентация (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс).
Цель деятельности учителя: формирование знаний о термине «режим дня» и его значении в жизни; формирование знаний об условиях жизни, влияющих на здоровье; формирование знаний о полезных при...
Конспект урока окружающего мира 3 класс по теме "Большой круговорот веществ в природе" УМК "Школа 2100"
Подробный конспект урока окружающего мира 3 класс по теме "Большой круговорот веществ в природе" по учебнику А.А.Плешакова УМК "Школа 2100"....
Урок окружающего мира 3 класс по теме: «Заглянем в крестьянскую избу» (урок формирования новых знаний УМК«Начальная школа XXI века».
Урок окружающего мира 3 класспо теме: «Заглянем в крестьянскую избу»(урок формирования новых знаний УМК«Начальная школа XXI века»....
Комментарии
благодарность