Урок окружающего мира 3 класс по теме: «Заглянем в крестьянскую избу» (урок формирования новых знаний УМК«Начальная школа XXI века».
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Урок окружающего мира 3 класс
по теме: «Заглянем в крестьянскую избу»
(урок формирования новых знаний УМК«Начальная школа XXI века».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 122.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Этап урока, время | Методы формы работы | Содержание урока | Деятельность учащихся | Компетент-ность (УУД) |
Организационный этап, 1-2 мин. | Метод стимулирования | -Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Послушайте пословицы Скажи, какой у тебя дом, и я скажу где ты живешь. Мой дом- моя крепость. Как вы понимаете смысл этих пословиц и поговорок? | Настраиваются на урок. Успокаиваются после перемены. | Коммуникативнаясоциальная |
Актуализация знаний, 3-4 мин. | Словесный метод: беседа. ТСО | - О чем на прошлом уроке мы так много говорили? Что такое землянка? Выбери нужный ответ:
| - Какими были жилища Домашнее задание: пересказ | Предметные учебные действия |
Постановка темы урока, 4-5 мин. Слайд 1 | Словесный метод: беседа, учебная дискуссия. Наглядный метод: иллюстрация. ТСО | - Посмотрите, на экран и предположите, о чём пойдёт речь на уроке? - Именно о доме, о жилище людей в старину мы будем говорить сегодня на уроке. - Какую цель вы для себя поставите? - Что бы вы хотели узнать? -Кто нам в этом поможет? - Что нам в этом поможет? | - О домах в которых жили наши предки. Из чего строили жильё, как выглядел дом изнутри | Умение ставить цели, планировать работу |
Изучение нового материала, 20-25 мин. Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 5 Слайд 6 Индивидуально-творческое задание Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 | Словесный метод: объяснение, рассказ, беседа, учебная дискуссия. Частично-поисковая деятельность, поиск решения проблемного вопроса, моделирование, учебная дискуссия Наглядный метод: демонстрация, наблюдение, иллюстрация. ТСО ТСО ТСО ТСО ТСО Работа по учебнику Индивидуально-творческое задание ТСО ТСО Показ макета избы и в ней лампады, далее ТСО ТСО ТСО |
- Особое внимание я бы хотела обратить на слово кров. Поднимите руку те, кто его слышал раньше? –Слово «кров» возникло слова кровля, что значит крыша. - Долгое время на Руси пользовались полуземляными жилищами. Крыша такого дома опиралась на землю. Иногда в яме делался сруб, который снаружи засыпали землей. Полы были земляные, утоптанные, промазанные глиной. - Прочитай пословицу. «Скажи, какой у тебя дом, и я скажу, где ты живешь». Как вы думаете можно ли по дому узнать, где живет его житель? - Я вам расскажу особенности домов на Руси, а вы попробуете определить, какой из этих домов, находится на севере, а какой на юге. Слайд 3 - В этой части станы много глины и часто бывает засуха, вокруг него широкая степь. Хата-мазанка - В этой части страны холода и много влаги, поэтому леса очень много. ИЗБА Слово "изба" связана с глаголом "истопить". Изба значит отапливаемое помещение - сруб с печью, а неотапливаемое помещение называли клетью. С каким словом похоже слово «клеть»? - Посмотрите на доску и установите соответствие. Как выглядела изба начиная с 8 века. 8 век 9 век 10 век 11 век - И чего строили избы? - Из какой породы деревьев? Почему именно деревья? Что значит строить «во мху»? На эти вопросы нам поможет ответить..... Сообщение подготовленное самостоятельно дома. №1. Леса, прекрасного строительного материала, было в изобилии. Что же касается трудолюбия и старания, то русским людям их всегда было не занимать. Для строительства использовали сосну или ель (стволы ровные и древесина крепкая). Избу рубили топором без единого гвоздя. Пригоняли брёвна друг к другу плотно, без малейшей щёлочки. Для лучшего сохранения тепла между брёвнами клали мох. Называлось это — строить избу «во мху». - Теперь мы можем ответить на вопросы? Работа с учебником - Откройте стр.62 Прочитайте Заглянем в крестьянскую избу 1.Без чего не бывает избы? 2. Как вы понимаете выражение: топить печь по – чёрному. 3 Захотелось ли тебе пожить в такой избе? 4. Как вы понимаете выражение: «Без печки изба – не изба»? - А как еще использовали печь нам расскажет....... - А вы считайте сколько же функций она выполняла. Сообщение подготовленное самостоятельно дома. №2. Именно печь превращала холодную клеть, в теплое жилище. В те далекие времена готовили в печке и хлеб пекли и всю еду для людей и всякой живности - коров, коз, свиней - готовили в печке. К тому же русская печь обогревала дом, на ней сушили одежду и обувку, грибы и ягоды, мелкую рыбешку. Даже мыться крестьяне ухитрялись в печи и парились не хуже, чем в бане, - жар до костей пронимал. Словом, без хорошей печи жизни не было, и дом был не дом. На печке можно было спать, особенно любили это делать старики и ребятишки. На печке рассказывали и сказки долгими зимними вечерами. - Сколько же вы насчитали? Назови. А какие сказки вы знаете, где упоминается печь и изба? *– А кто из вас знает, что обозначает это выражение «Начни танцевать от печки». - Что самое главное в избе? Расскажу об одном интересном углу, который был в каждом доме, а вы мне ответите зачем он нужен. Наискосок от печи находился «Красный угол». Это было самое почетное место – духовный центр дома. В углу на особой полочке стояли иконы, украшенные вышитыми полотенцами. Здесь всегда горел «небесный» огонь – лампада. В доме всегда горели два огня– земной и небесный. Один - для души, другой - для тела. - Что за огонь для души/тела?
- Наши предки предпочитали верить в разные суеверия. Например, они думали, что за печкой у них живёт домовой. Он бережёт домашний уют, следит за порядком. Слайд 8 - Как ты думаешь домовой – это реальное или сказочное существо? - Как называли древние славяне волшебных существ, которые жили в лесу? В водоёме? | 1. Это то место, где мы живём
2Дом, кров, жилище. 3.Значение, место где живут. Поднимают руки. Рассматривают иллюстрации. Запоминают значение слова «кров». Знакомятся с полуземлянками в которых жили наши предки. Читают пословицу. Выдвигают гипотезу. Проверяют, гипотезу, делают вывод: что по дому можно узнать, где живет его обитатель. Знакомятся с историей возникновения слова изба. Околеть - это значит замерзнуть. Устанавливают соответствие, рассматривают, сравнивают, ищут отличия и сходства. - Дерево.- Сосна или ель. Леса было много.- Слушают выступление подготовленного ученика. Ищут ответы на вопросы. Мхом утепляли избу Открывают учебник. 1 Без печи 2 Без дымохода.
4.Изба, называется так потому, что в ней тепло. Слушают выступление Считают функции которые выполняла печь:
1.Емеля - «По щучьему велению»; 2. Илья Муромец; 3. Колобок; 4. «Гуси- лебеди» и др. обозначает оно, что начинать нужно с главного, с самого начала. – это печь. Выслушивают рассказ, рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы: - Красный угол, в нем находились иконы, славяне молились богам. - Лампада для души, печь – тела. Предположение детей Леший, водяной. | Формирование навыков поисковой деятельности, умений учебного сотрудничества. Способность анализировать. |
Закрепление новой темы, 5-6 мин. Слайд 11 | Работа по учебнику; Практический метод (работа в парах) ТСО | - Давайте закрепим полученные знания на уроке. - Вставь пропущенные слова КАРТОЧКА (работа в парах) с 41. Внешний вид дома всегда зависел от окружающей __, __, особенностей ____, которые были приняты в данной местности. Сначала дома строились только ___, дворы были очень большими, _______. Это оберегало дома от __. По этой же причине при великих __ в Москве запрещалось рядом с домом готовить ______ и печь _______. *- Нарисуй избу. | В парах выполняют задание поиск по учебнику, вставляют пропущенные слова. Природы, климата, строительства, деревянные, просторными, пожаров, князьях, еду, хлеб. * Рисуют избу. | Формирование навыков поисковой деятельности, умений учебного сотрудничества. Способность анализировать. |
Итог занятия, 2-3 мин. Домашнее задание | Рефлексия Словесный метод: беседа, объяснение. |
5. Что главное в избе? 6. Что обозначает слово кров? 7. Как утепляли стены? 8. Как называлось место, где висели иконы? 9. О чем бы вы рассказали своим друзьям, родителям. 10. Выставление оценок - Достигли поставленной цели? Кто достиг покажите мне «+», а для кого это занятие не принесло никакой пользы «-» . Учебник страница 56-61 пересказ. Урок окончен. Спасибо за работу. | 1. Заглянем в крестьянскую избу 2. Из чего строили жильё, как выглядел дом изнутри... 3. В деревянных избах 4. Отапливаемое помещение 5. Печь 6. Кровля – крыша 7. С помощью мха 8. Красный угол Оценивают достижение цели. 9. Ответы ребят | Умение анализировать достижение цели |
Приложение.
Внешний вид дома всегда зависел от окружающей _____________, __________________, особенностей ________________, которые были приняты в данной местности.
Сначала дома строились только _________________, дворы были очень большими, _______________. Это оберегало дома от ______________. По этой же причине при великих _____________ в Москве запрещалось рядом с домом готовить ______ и печь _______.
№1. Леса, прекрасного строительного материала, было в изобилии. Что же касается трудолюбия и старания, то русским людям их всегда было не занимать. Для строительства использовали сосну или ель (стволы ровные и древесина крепкая). Избу рубили топором без единого гвоздя. Пригоняли брёвна друг к другу плотно, без малейшей щёлочки. Для лучшего сохранения тепла между брёвнами клали мох. Называлось это — строить избу «во мху».
№2. Именно печь превращала холодную клеть, в теплое жилище. В те далекие времена готовили в печке и хлеб пекли и всю еду для людей и всякой живности - коров, коз, свиней - готовили в печке. Печь не только обогревала дом, на ней ещё сушили одежду и обувь, грибы и ягоды, мелкую рыбешку. Даже мыться крестьяне ухитрялись в печи и парились не хуже, чем в бане, - жар до костей пронимал. Словом, без хорошей печи жизни не было, и дом был не дом. На печке можно было спать, особенно любили это делать старики и ребятишки. На печке рассказывали и сказки долгими зимними вечерами. В русских народных сказках печь часто упоминается и бывает связана с главным героем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру в 4 классе по теме «Кожа, её строение и значение» по УМК «Начальная школа ХХI века»
На этом уроке дети познакомятся со строением и свойствами кожи, узнают о её значении для организма; убедятся в необходимости ухода за кожей....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку по окружающему миру в 4 классе по теме «Кожа, её строение и значение» по УМК «Начальная школа ХХI века»
В презентации представлены интересные факты, исторические сведения, рекомендации по уходу за кожей, занимательные задания....
«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Перспективная начальная школа»
«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Перспективная начальная школа» ...
Тесты по окружающему миру "Вода и водные жители", "Луг и его обитатели" 2 класс по программе "Начальная школа 21 века".
Две тестовой работы на закрепление тем "Вода" и "Луг" во 2 классе....
Урок по окружающему миру в 1 классе по теме "Как растения расселяются на новые места", "Перспективная начальная школа"
Урок построен согласно требованиям ФГОС. К уроку необходимо приготовить семена различных растений: ягод, семян-крылаток, репейника, желудей, которые можно собрать предварительно на экскурсии. Для пров...
урок математики "Умножение трёхзначного числа на однозначное" Урок открытия новых знаний УМК "Начальная школа 21 века"
Урок открытия новых знаний деятельностного типа....
урок математики "Умножение трёхзначного числа на однозначное" Урок открытия новых знаний УМК "Начальная школа 21 века"
Урок открытия новых знаний деятельностного типа....