Урок по окружающему миру "Дети имеют право на особую заботу и помощь"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Попова Марина Михайловна

Конспект урока может быть использован и во внеклассной работе.

Тезисы к уроку.

 

  1. Игра «Знакомство».

Поможет узнать вкусы и интересы детей. Возникает вопрос: Что ещё объединяет всех нас.

  1. Чтение рассказа.

Поможет  выяснить, что  у нас есть права.

  1. Тема урока.

Составляется кластер к понятию ПРАВА.

  1. Чтение и обсуждение рассказа. (продолжение).

Уточняются сведения о правах.

Знакомство с Декларацией прав человека и Конвенцией прав ребёнка.

  1. Знакомство с Декларацией.

Работа по книге «Права человека» ((Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г., М., Вита-Пресс, 1996 год))

  1. Подведение итога.

Составление синквейна.

  1. Итог урока.

Выставка работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_i_prava.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

Авторы:  Попова М.М.            

     Колпаченко И.М.

Урок правовых знаний в III-IV классах

«Мы и наши права»

Цель урока: дать первоначальные представления о правах ребёнка.

Задачи:

  • работа над понятием «права человека», «права ребенка».
  • знакомство детей  с Конвенцией прав ребёнка;
  • развитие чувства человеческого достоинства.

Оборудование:  шаблоны голубей, ¼ белого листа А4, черновики для синквейна,  толковый словарь,   ножницы, плакат, книга «Ваши права» (Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г., М., Вита-Пресс, 1996 год), книга «Учимся думать о себе и о других» С-Пб, «Специальная литература», 1997.

Ход урока:

  1. Подготовительная работа.  Игра «Знакомство».

 Начиная с учителя, каждый ребенок представляется: «Меня зовут...,

я люблю ...». Каждый последующий ученик повторяет всю информацию о предыдущих. (Например, «Меня зовут Даша, я люблю мороженое». Следующий должен повторить: «Даша любит мороженое. Меня зовут Андрей, я люблю играть». Третий ученик: «Даша любит мороженое, Андрей любит играть. Меня зовут... Я люблю...» и так далее).

Игра развивает внимательность, позволяет детям узнать что-то новое о вкусах и интересах друг друга. Также эта игра создает дружественную атмосферу в классе.

Можно провести поочерёдно на каждой колонке; или сократить информацию до одного предыдущего человека.

     

 -Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. Все мы понимаем, друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет.

- Что же нас с Вами объединяет? (Принимаются варианты ответов).

    2. Чтение рассказа из книги «Учимся думать о себе и о других»,

          Книга «Учимся думать о себе и о других». (С-Пб, «Специальная литература», 1997). А.Усачёв «Приключения маленького человечка»

         - Послушайте рассказ  А.Усачёва «Приключения маленького человечка» и подумайте, что ещё может нас объединять? ( читаю до слов «…никто в городе даже не слышал о Правах Человека.», стр.226)

        -Что же ещё нас объединяет? (права)

  1. Тема урока «Права Человека». 

   На доске появляется плакат.

Какие ассоциации со словом «права» возникают?  (Ответы детей записываются на доске).

         -Как понимаете это слово?

-Право-система общеобязательных норм, установленных и охраняемых государством. Право появилось с возникновением государства, с выходом первых государственных актов, в которых формулировались правила поведения членов общества, определялся порядок общественной жизни и устанавливались наказания   за его нарушение. С момента своего возникновения право выполняло общую охранительную функцию, определяя систему запретов.

   4. Продолжение чтения рассказа. Беседа.  -чтение (стр.226-230)

           - Где прописаны наши права?  (1948г.)        

        -Как понимаете слово «ДЕКЛАРАЦИЯ»?  Зачитать значение из толкового словаря.

Декларация - это основные принципы, к которым стремится государство.

 -Права человека никто не дает, человек получает права от рождения. Все мы люди, и мы все равны, а значит у нас всех одинаковые, равные права. Все основные права, основные принципы, к которым стремится государство, записаны в документе - Всеобщая декларация прав человека. (1948г.)

-Права человека есть у всех людей, в том числе и у детей. Специально  для охраны прав детей – Конвенция о правах  ребенка.

- Что значит это слово? Зачитать значение слова «КОНВЕНЦИЯ» из толкового словаря.

- Конвенция о правах  ребенка принята ООН в 1959году, а Россия приняла в 1990году. В этом году - 20 лет.

                                                                                                   

5. Знакомство с Декларацией. Работа в четвёрках  с книгой  «Ваши права».   

        -Сегодня мы начнём знакомство, а продолжим на уроках Окружающего мира.                                                                                        Рассмотрите книгу. Почему начинают с 30 статьи? (основной принцип построения)

- Найдите самые важные, главные, значимые, по вашему мнению, статьи и зачитайте их, называя страницу и №.

-ВЫВОД: Они все главные.

6. Подведение итогов урока.

        

        -Зачем нам нужны права?

            - Если все будут уважать права других, то не будет войн, все будут жить в мире.

           - Кто знает,  какая птица является символом мира? (голубь)

           -Сейчас вы с помощью шаблона изготовите этот символ.

           -Каждый попробует написать синквейн  на листочках.

Вспомните, что такое синквейн? Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Происходит от французского слова «5». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из 5 строк: 

Правила написания синквейна?

  1. – тема существительное,
  2. – два прилагательных, которые по твоему мнению подходит к теме существительного,
  3. – три глагола по теме,
  4. – осмысленная фраза на данную тему,
  5. – резюме к теме (желательно 1 слово или словосочетание).

Какое слово будет первым? (права или человек, по выбору детей). Работа в парах.

Примеры синквейнов:

                           

                           Человек.                                                               Права.

              Умный, дипломатичный.                                       Необходимые, равные.

            Мыслит, дружит, защищает.                            Даются, регулируют, защищают.

           У каждого человека есть права.                          Надо уважать права другого.

                              Индивид.                                                         Декларация.

Детские работы зачитываются, обсуждаются в парах.

 Составляется новый синквейн (в паре). Его дети записывают на голубя.

7. Итог урока.                

 Голуби вывешиваются на доску вокруг плаката.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру "Дети имеют право на особую заботу и помощь"

Урок с использованием СПС "КонсультантПлюс: Средняя школа"...

Открытый урок по окружающему миру. Тема "Правила вежливости", 2 класс ФГОС

Открытый урок  по  окружающему миру. Тема "Правила вежливости", 2 класс ФГОС...

Открытый урок по окружающему миру. Тема "Правила вежливости", 2 класс ФГОС

Открытый урок  по  окружающему миру. Тема "Правила вежливости", 2 класс ФГОС...

урок по окружающему миру. УМК "Школа России" 4 класс. "Дети имеют право на особую заботу и помощь ".

презентация к уроку "Дети имеют право на особую защиту и помощь"....