Урок в ТРКМ "Работа с информационным текстом"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Урок построен в ТРКМ, учебный предмет "Окружающий мир", УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
PLAN_UROKA_OKRUZhAYuShchEGO_MIRA.doc | 71 КБ |
Tehnologicheskaya_karta_TUNDRA.doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока окружающего мира в 4 классе
по УМК «Школа России»
Учитель: Богодушко Ольга Николаевна
МОУ «Исилькульский общеобразовательный лицей»
Тема. Тундра
(технология развития критического мышления
«Работа с информационным текстом»)
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление изученного.
Цели:
- иметь представление о природной зоне – тундра;
- знать её географическое положение, климатические условия, растительный и животный мир, деятельность человека;
- уметь находить данную природную зону на географической карте.
Задачи:
- развивать познавательный интерес, умение работать в группе;
- воспитывать чувство ответственности при работе в группе.
Оборудование: информационные тексты для каждой группы;
дополнительная справочная литература (справочники,
детские энциклопедии, атласы-определители);
карта «Природные зоны»;
наборы картинок растений и животных разных природных
зон;
презентация слайдов животных разных природных зон;
компьютеры;
ножницы, клей, фломастеры, маркеры;
карточки – анаграммы.
Ход занятия
- Организационный этап
- Здравствуйте, садитесь. Сейчас урок – окружающий мир. Чтобы узнать тему урока, я предлагаю разгадать кроссворд, ключевое слово и будет темой.
5 | |||||
1 | 3 | ||||
4 | |||||
2 | 6 | ||||
1. Короткое название ледяной зоны.
2. Птица с необычным красным клювом.
3. Название острова, на котором расположен
заповедник.
4. Арктика царство снега и … .
5. Растения, живущие в толще воды.
6. Вид рыбы, обитающий в северных морях.
(Ответы: 1. Арктика. 2. Тупик. 3. Врангеля. 4. Льда. 5. Водоросли. 6. Сайка.
Ключевое слово: Тундра).
- Вызов
- Итак, тема нашего урока «Тундра». Это название следующей природной зоны России.
- По какому плану изучаем любую природную зону? (Учащиеся называют основные пункты, по которым идет изучение каждой природной зоны.)
В результате на доске составляется кластер.
Тундра
Климат Деятельность человека
Местоположение Животный мир
Растительный мир
- Мы рассмотрим данную природную зону, работая по группам. В конце занятия работа каждой группы будет оцениваться. Учитывается полнота и точность ответа, участие всех ребят в работе группы. При работе в группе следует соблюдать правила: не перебивать друг друга, слушать других и высказываться самому, быть доброжелательным и вежливым.
- Откройте атлас на странице 30-31, найдите эту природную зону на своих картах, пользуясь условными обозначениями. Зона тундры протянулась южнее зоны арктических пустынь, вдоль берегов северных морей. Расположена на материке Евразия. (Показ на карте, работа в парах).
- На тысячи километров с запада на восток – холодная безлесая тундра. Тундра в переводе с финского языка означает «бесплодная» или «враждебная». Показ природной зоны тундра на карте у доски учеником по желанию.
- Работая в группах, вам предстоит ответить на вопросы:
- Каков климат? («Географы»)
- Что растет? («Ботаники»)
- Кто живет? («Зоологи»)
- Как живут? («Экологи»)
- Осмысление
Каждая группа получает задание.
«Географы»: Изучить природные условия тундры и составить схему (поверхность, температура воздуха зимой, продолжительность лета).
«Ботаники»: Изучить растительность тундры, показать основных представителей, перечислить характерные признаки, приспособление к природным условиям.
«Зоологи»: Изучить животный мир тундры, показать основных представителей, перечислить приспособление к месту обитания: птицы (питание, оперение, окраска); животные (питание, мех, окраска).
«Экологи»: 1. Представить в виде схемы деятельность человека в тундре.
2. Указать экологические проблемы, возникшие в тундре в результате деятельности человека.
Группы «Ботаники» и «Зоологи» получают дополнительное задание, которое нужно выполнить, используя компьютер. Выбрать среди предложенных слайдов те, которые относятся к их заданию.
Группа «Экологи» для выполнения задания делится на две микрогруппы.
(Ведется работа в группах с текстом учебника, информационными листами, энциклопедиями, справочниками, атласами). Учащиеся самостоятельно распределяют роли в группе.
- Рефлексия
- Каждая группа представляет свое задание. Дополняется кластер. Группы «Зоологи» и «Биологи» представляют свою работу в виде коллажей, определяют растения и животных данной природной зоны на предложенных слайдах, демонстрируют их. Группы «Экологи» и «Географы» представляют свои задания в виде структурированных схем.
- В завершение предлагается разгадать анаграммы, в которых зашифрованы названия растений и животных тундры.
течерк – кречет
минглем – лемминг
лукик – кулик
сецеп – песец
корашом – морошка
бигулока – голубика
сникаруб – брусника
онель – олень
- Сегодня мы рассмотрели еще одну природную зону России. Выяснили, где она расположена, каков её климат, какие растения и животные распространены на её территории, каковы значение и влияние деятельности человека в тундре.
- Оценивание работы групп.
- Домашнее задание.
С. 87-97 «проверь себя». Задание 1, 2 стр. 97. ТПО стр.31 задание 9.
- Урок окончен. До свидания.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
Этапы занятия | Цель этапа | Время мин. | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности учащихся | Средства обучения | Формы деятельности | Методы обучения | Измерители |
Организационный | Организовать учащихся на дальнейшую деятельность | 4 | Актуализация опорных знаний | Ответы на вопросы кроссворда | Кроссворд | Фронтальная | Беседа | Вопросы |
Вызов | Активизация ранее полученных знаний | 3 | Создание учебных групп, установление критериев оценки | Ответы на вопросы учителя | Кластер, географическая карта | Фронтальная, работа в паре | Мозговой штурм | |
Осмысление | Знать: месторасполо- жение природной зоны – тундра; её климатичес-кие условия, растительный и животный мир, деятельность человека. Уметь: находить данную природную зону на карте. | 25 | Организация групповой работы. Консультант. | Ознакомление с заданием. Анализ материала. Выполнение задания. | Карты – задания, информацион-ные листы, атласы, компьютер, учебник, энциклопедии, справочники, подборки рисунков растений и животных разных природных зон. | Работа индивидуальная групповая, в микрогруппах. | Самостоя-тельная работа, дискуссия в группах. | |
Рефлексия | Уметь: представлять и аргументировать групповое решение; обобщить материал по изученной теме. | 8 | Организация работы по дополнению кластера. Подведение итогов по сказанному. Оценка работы . | Презентация результатов групповой работы. | Дополненный кластер, слайды. | Фронтальная, групповая. | Демонстрация, групповая оценка | Соответствие выполнения критериям оценки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование умений работать с информационными текстами на уроках русского языка, математики
задания для развития у младших школьников навыков осознанного чтения...
Приёмы работы с информационными текстами на уроках в начальной школе.
Задания для развития у младших школьников навыков осознанного чтения....
Формирование умений работать с информационными текстами на уроках в начальной школе
Задания для развития у младших школьников навыков осознанного чтения....
Развитие читательских умений младших школьников при работе с художественными и информационными текстами
Умение работать с научным текстом складывается из трех составляющих: поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации, оценка информации. Научиться понимать те...
Технологическая карта урока русского языка на тему «Текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение» 4 класс УМК «Перспектива»
Цели деятельности учителя: совершенствование умений определять тип текста и составлять собственные тексты разных типов, развитие орфографической зоркости при объяснении изученных орфограмм....
приёмы работы с информационными текстами для решения различного круга практических задач
представленный текст по читательской грамоте может быть использован в работе 3 - 4 классов...
Стратегии работы с информационным текстом
Одним из главных путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. Стратегии чтения - это набор действий, который использует учащийся для совершенств...