Что такое общество?
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Конспект данного урока дает возможность пошагового объяснения нового материала, а также на протяжении всего урока проходит воспитательная работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
OKR.MIR_._UROK_6_.docx | 25.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе
Подготовила и провела учитель высшей категории Рогожина Л.Н.
МОУ СОШ №2 г. Калининска
УРОК «ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО?»
(по учебнику тема 6)
Цели по линиям развития личности ученика. ЛИНИЯ 1. Овладение картиной мира: объяснять, какие интересы объединяют тебя с людьми твоего общества.
ЛИНИЯ 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: довести до сознания ребят мысль о том, что общество основано на взаимосвязи интересов, взаимозависимости людей.
объяснить, что такое конфликт людей, истоки и способы выхода из конфликтных ситуаций.
учиться предотвращать и преодолевать конфликты между людьми.
План урока.
I. Постановка проблемы: что такое общество?
II. Версии детей, актуализация знаний.
III. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
1. Общество.
2. Конфликты.
IV. Задания на применение знаний.
V. Итоги урока.
VI. Домашнее задание.
Ход урока I Проверка домашнего задания
Как узнать внутренний мир человека?
Назовите врождённые признаки человека?
А какие приобретённые вы знаете?
Расскажите о положительных эмоциях?
Что вы знаете об отрицательных эмоциях?
Что такое в вашем понимании устойчивые чувства?
А характер? Это что такое?
II. Постановка проблемы.
Все ли люди одинаковы?
А может быть их что-то может объединять?
А что такое общество в вашем понимании?
На доску вывешивается карта России. По всей территории страны расставлены условные фигуры человечков, которые держатся за руки.
Учитель: Что за люди изображены на этой картинке?
Ученики: Жители одной страны.
Учитель: Вспомните из курса «Мое Отечество», как можно назвать всех жителей одной страны, которых связывает друг с другом их настоящее, их история и культура?
Ученики: Общество.
На доске под картой появляется запись: «Общество - так можно назвать всех жителей одной страны, которых связывает друг с другом их настоящее, их история и культура».
Рядом на доску вывешивается плакат с надписью: «Дети и взрослые, вступайте в общество охраны природы!» На плакате соответствующее изображение - дерево, зайчонок на человеческой ладони .
Учитель: Как вы думаете, можно ли утверждать, что все жители страны состоят в «Обществе охраны природы»?
Ученики: Нет, плакат только призывает к этому, значит, только часть жителей состоит в «Обществе охраны природы».
На доске под плакатом появляется запись: «Общество может включать не всех жителей одной страны».
Учитель: Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие?
Ученики: Общество - это все жители страны, но и в то же время - не все.
Учитель: Какой возникает вопрос?
Ученики: Что такое общество?
Проблема урока записывается на доску.
II . Версии детей, актуализация знаний.
Рассмотрите рисунки на с. 30(внизу страницы) и ответьте на вопросы:
Что объединяет людей на первом рисунке? (Им нравится команда ЦСКА.) Их можно назвать «спортивное общество команды ЦСКА»? (Да.)
Что объединяет людей на втором рисунке? (Им нравится команда «Спартак».) Их можно назвать «спортивное общество команды "Спартак"»? (Да.)
Что вы видите на третьем рисунке? (Те же люди, которые болели за разные команды, вместе болеют за сборную России.) Что их объединяет? (То, что они жители одной страны, болеют за свою команду - российскую.) Они являются представителями российского общества? (Да.)
Так что же объединяет людей в общество? Почему мы можем назвать различные объединения людей «обществом»?
Ученики высказывают свои мнения. Возможно, среди них встретятся и такие:
- обществом можно назвать людей, которые вместе что-то делают;
- обществом можно назвать людей, которым вместе интересно;
- общество объединяет людей, которым есть о чем пообщаться, и т.д.
Предположения необходимо выслушать, как верные, так и неверные, но не комментировать. От проблемы урока провести стрелки, под которыми ключевыми словами записать основные версии.
- Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
1. Что такое общество?
Проверим предположения ,воспользуемся текстом фрагмента «Что объединяет людей в обществе?» (стр. 31 , первый абзац) Текст читаем по цепочке вслух. Как только прозвучит фраза из текста, подтверждающая одну из версий, учитель может поставить около этой версии знак «+». Таким образом, некоторые версии подтвердятся, недостающую информацию можно дописать рядом.
Вывод, что все группы людей, у которых есть общие интересы, можно назвать обществом.
Задание на применение знаний:
На доску вывешиваются плакаты:
А) Человечки в спортивной сине-белой форме, с символикой и атрибутикой «Динамо» (стоят тесной группой, лицом к зрителю). Под картинкой подпись: «Спортивное общество "Динамо"».
Б) Человечки стоят полукругом, держатся за руки. Своими фигурками защищают деревце, ручеек, птицу, животное. За пределами полукруга - пень от дерева, мусор, дым из трубы завода. Подпись: «Общество охраны природы».
В) Карта России. По всей территории страны (можно в одну линию или полукругом) расставлены условные фигуры человечков, которые держатся за руки. Подпись: «Россияне».
Г) Земной шар (видны континенты), вокруг него или кольцом по экватору человечки, они держатся за руки. Подпись: «Человечество».
Учитель: Определите, какие общие интересы прежде всего объединяют людей на плакатах? ( Работа в группах, по 4 человека, затем выслушиваем) сохранение памятников мировой культуры; защита границ своего государства; сохранение редких видов птиц, животных; восстановление чистоты рек и озер; сохранение мира на планете; развитие отечественной науки, медицины, образования, культуры; строительство новых спортивных площадок и стадионов; участие в различных спортивных соревнованиях.
Правильная расстановка:
Спортивное общество «Динамо»: строительство новых спортивных площадок и стадионов; участие в различных спортивных соревнованиях.
Общество охраны природы: сохранение редких видов птиц, животных; восстановление чистоты рек и озер.
Россияне: защита границ своего государства; развитие отечественной науки, медицины, образования, культуры и т.д.
Человечество: сохранение памятников мировой культуры; сохранение мира на планете.
2. Конфликты.
Учитель: Какие общие интересы объединяют вас с одноклассниками? (Любознательность, интерес к занятиям и др.)
Можно сказать, что вы общество? (Да.)
Представьте, что вы, как сейчас, сидите на уроке и одному ученику жарко - он открывает окно. А другой ученик, сидящий у этого окна, не любит сквозняков и хочет закрыть окно. Что будет дальше?
(Они начнут спорить, должно окно быть закрытым или открытым.)
Найдите на с. 31 учебника, как называется ситуация, когда желания людей не совпадают. (Ориентируясь на выделенные слова, дети называют: «конфликт».)
Учитель: Так что же такое конфликт? (Это столкновение интересов в обществе.)
Учитель: Между учениками возник спор, конфликт - быть окну открытым или закрытым. Какие вы предложите варианты выхода из ситуации?
Ученики совещаются в парах и предлагают различные способы выхода из конфликта. Остальные ученики должны оценить, насколько тот или иной выход правильный, поможет ли он разрешить конфликт.
Вывод: конфликт лучше предупредить, не дать ему начаться. А уж если он начался, то спорщики должны постараться договориться между собой, пойти на взаимные уступки.
Учитель: Представьте, что вы с друзьями оказались на планете, где активно развиваются два общества. Все больше и больше жителей планеты присоединяются или к одному, или к другому. Какие же интересы объединяют людей в этих обществах?
На доску вывешивается плакат «Технику - на службу человечеству!», на котором изображены машины, самолеты, компьютеры, электронные животные. Учитель читает: «Человечество должно приложить все усилия к тому, чтобы наша планета была заполнена всякой техникой! Только электронные домашние питомцы вместо ненужных собак, кошек, птиц. Только компьютеры вместо друзей, строгих родителей и капризных детей!»
На доску вывешивается другой плакат: «Мы - за мир без машин!».
Учитель читает: «Мы считаем, что наш мир должен отказаться от всякой техники! Мы должны вернуться к простому образу жизни, предназначенному нам природой: не выращивать плоды и животных, а пользоваться только тем, что дает нам планета, не строить дома, а жить в естественных пещерах. Люди, давайте жить только тем, что дает нам природа и не будем стараться ее изменить!»
Учитель: Как вы думаете, сумеют ли два таких общества мирно существовать на одной планете?
Ученики: Нет, у этих обществ слишком разные интересы, столкновение между ними неизбежно.
Учитель: Такое столкновение, спор между людьми тоже называется «конфликт». Вы можете спасти людей этой планеты. Дайте им совет, к.а.к жить дальше.
Ученики совещаются в группах и предлагают различные способы выхода из конфликта. Остальные ученики должны оценить, насколько тот или иной способ правильный, поможет ли он разрешить конфликт.
Учитель: Бортовой компьютер вашего космического корабля предложил такие варианты выхода из ситуации, выберите правильный:
А) Если возникнет конфликт между вашими обществами, попробуйте «сесть за стол переговоров», сделать друг другу уступки. Не допускайте усиления конфликта!
Б) Если возникнет конфликт между вашими обществами, не отступайте от своих интересов, стойте за них до конца, и кто-нибудь обязательно победит!
В) Не допускайте конфликта. Договоритесь, найдите разумную середину в ваших интересах, и ваше человечество будет успешно развиваться.
Учитель: Молодцы, вы справились с заданием! Вы сумели предотвратить конфликт и спасти планету!
Учитель: Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?
Ученики: Что такое общество?
Учитель: Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?
Ученики совещаются в группах и представители от групп предлагают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что обществом можно назвать людей, у которых есть общие интересы.
- Применение нового знания можно организовать с помощью вопросов 1-6 после текста.
- Итог урока - организационный. Учитель может попросить учеников оценить свою работу. Спросить, кому что показалось трудным на уроке, непонятным. Выяснить, что на уроке было, на их взгляд, самым интересным.
- Домашнее задание. Обязательное для всех: стр.30-33
Придумай и нарисуй эмблему какого-нибудь общества (настоящего или вымышленного). Предложи друзьям догадаться, для какого общества ты «выполнял заказ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"
формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...
Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать плохое от хорошего....
Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"
Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...
Классный час "Мы такие похожие и такие разные"
Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...
«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация
- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему: "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...
А что такое «хорошо», а что такое «плохо»? или основные принципы общения с ребенком!
Основные принципы общения с ребенком...
Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
Сценарий классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....