Берегите лес!
методическая разработка (окружающий мир, 3 класс) по теме

Аннотация

    На мой взгляд  отводится мало времени(уроков) вопросам охраны природы, поэтому я предлагаю использовать его как внеклассное мероприятие в начальной школе, так и в урочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Beregite_les.docx29.61 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

    На мой взгляд  отводится мало времени(уроков) вопросам охраны природы, поэтому я предлагаю использовать его как внеклассное мероприятие в начальной школе, так и в урочное время.

  Цель:

Формировать экологическое сознание учащихся 

  Задачи:

1. Выяснить с учащимися значение леса для природы и в жизни человека.

2. Расширить знания учащихся о мероприятиях по охране леса и о правилах поведения в природе (в частности, в лесу).

3. Воспитывать любовь к окружающей природе

Внеклассное занятие « Берегите лес!»  3 класс

 Цели: раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять окружающую среду;

  • формировать у детей нормы поведения в природе;
  • систематизировать знания учащихся о природе;
  • учить работать в группах.

Оборудование: 

  • аудиозапись “Птичьи голоса”;
  • Красная книга России;
  •  динамическая картина “В лесу”;

 

Ход занятия

  Учитель: Здравствуйте, ребята!

- Сегодня на уроке мы побываем в роли исследователей. Мы постараемся определить:
 - роль леса в природе и жизни людей,
 - обратить внимание на экологическую проблему – уничтожение лесов,
 - будем учиться любить и беречь природу родного края.
 - Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? (Предполагаемые ответы детей)
 
 - Тема сегодняшнего занятия – «Берегите лес!»

  -А девизом нашего урока будут слова: (Написаны на доске)
«Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить – ее надо знать».
Н. И. Сладков
 (Подготовленный ученик читает стихотворение С. Погореловского.)
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои.

 
- Все чаще из средств массовой информации, по телевидению и радио мы слышим о глобальном потеплении, о горах мусора, о загрязнении океанов. Неужели ничего уже нельзя изменить. Конечно, это не так. Решение этой задачи зависит от каждого жителя Земли, то есть от каждого из нас. Сегодня на уроке мы попробуем найти решение некоторых проблем.

- Для этого мы отправимся в путешествие на лесную поляну. Поговорим о нашем зеленом друге. Нет на Земле человека, чья бы жизнь не была связана с лесом. Однако, с каждым днем, леса все больше нуждаются в защите.

- Как бы вы определили тему нашего урока? (« Лес и человек», «Берегите лес!»)

 I. Проверка домашнего задания -   У вас на партах лежат листочки разного цвета. Это задания различной сложности. Выберите себе задание по силам и постарайтесь выполнить его. Красные карточки – самые сложные. Желтые - средней сложности. Зеленые – легкие.

Красные карточки

1. Подчеркни правильный ответ. Солнце – это:

планета, спутник, звезда

2. Расположи ярусы леса в правильном порядке, поставь номер:

  деревья… мох… травы…  кустарники

  3. Восстанови цепь питания, вставь недостающее звено:

лист - ………- синица

Желтые карточки

1. Подчеркни правильный ответ. В Солнечной системе:

10 планет, 8 планет, 9 планет

2. Закончи предложение:

Видоизмененные листья хвойных деревьев это - ………

3. Восстанови цепь питания, вставь недостающее звено:

колосья - ……- сова

Зеленые карточки

1. Закончи предложение:

Глобус это модель - ……

2. Подчеркни то, что относится к неживой природе:

Воздух, человек, ветер, карандаш, камень, вода, цветок

3. Подчеркни названия хвойных деревьев:

береза, дуб, ель, осина, сосна, кедр, рябина

(Все эти задания выполняются детьми на карточках и на «Smart» доске.)

II. Работа над темой

Учитель: Все задания выполнены, можно отправляться в путь.

- Для начала ответьте на вопрос: Для чего люди ходят в лес?
- А мы зачем пойдем в лес?
- В пути попробуем найти ответы на вопросы  

1. Для чего нужен лес?
2. Какой вред нанес лесам человек?
3. Как вести себя в лесу?
4. Как, помогая лесу, помогаем себе?
 

Учитель (на фоне звучания аудиокассеты “Голоса птиц”): Вот мы и в лесу. Остановимся и прислушаемся, присмотритесь: кругом кипит жизнь. Вот муравей тащит соломинку, вот пёстрая птица пролетела и скрылась. А здесь белка рыжим огоньком мелькнула на стволе сосны. Много интересного в лесу! Нужно только уметь смотреть, наблюдать и лес откроет свои тайны.

2) Итак, первое  лесное  исследование. Оно называется:

“ Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?”

Учитель: Какое значение имеет лес для человека?

 Дети:

Лес – это наше богатство!
Лес – это зеленый наряд планеты Земля. Там. Где лес – всегда чистый воздух.
Лес – это дом для птиц и зверей.
Лес – бережет реки.
Лес – это кладовая орехов, ягод, грибов.

Учитель: Однако, с каждым днем, с каждым годом реки и леса все больше нуждаются в защите.

- Какой вред нанес лесам и рекам человек?

- Мои помощники приготовили для нас небольшую инсценировку. Вам предлагается посмотреть ее, а затем ответить на вопрос: “Правильно ли поступали дети?”

3) “Что такое - хорошо и что такое – плохо”

Инсценировка “У  реки”

1 ученик:

Эй, ребята,
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода, чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!

2 ученик:

Мы купались, загорали.
Жгли костер, в футбол играли.

3 ученик:

Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели…

Все: Отдохнули и ушли!

Учитель: Верно ли вели себя отдыхающие? Как должны были поступить дети? (Ответы детей.)

Учитель: Лес – это праздничный стол. А на нем ягоды, орехи и грибы. Мы пришли в гости к природе, надо хорошо знать, как себя вести в лесу, выполнять определенные правила поведения. Что же это за правила?

Дети:

- Не оставлять мусор в лесу.
- Не ломать ветки и деревья.
- Не разорять птичьи гнезда и муравейники.
- Не разжигать костры, беречь лес от пожара.

Учитель: Какие знаки правильного поведения в лесу вы приготовили к сегодняшнему уроку? (Дети вывешивают запрещающие знаки.)

  Физкультминутка

                                    Мы шагаем, мы шагаем

                                   Руки выше поднимаем,

                                   Голову не опускаем,

                                   Дышим ровно, глубоко.

                                   (Ходьба )

                                   Вдруг мы видим: у куста

                                   Выпал птенчик из гнезда.

                                   Тихо птенчика берем

                                   И назад в дупло кладем,

                                   (Наклоны вперед коснуться пола,

                                   Выпрямиться,поднять

                                         руки вверх.                            

                                   Впереди из-за куста  

                                   Смотрит хитрая лиса.

                                   Мы лисицу обхитрим

                                   На носочках побежим.

                                   (Бег на носочках.)

   

                                   На поляну мы заходим,

                                   Много ягод мы находим.

                                   Земляника так душиста,

                                  Что не лень нам наклониться.

                                   (Наклоны вперед.)

                                 

                                  Как много мы увидели

                                  И речку, и цветы.

                                  Узнали много нового

                                  И я, и ты, и мы.

4) 2 исследование – “Реши проблему – найди ответ” (групповая форма работы)

Учитель: Весной и летом радуют глаз пёстрые головки цветов, и все они просятся в букет. Здесь и лиловые колокольчики, и розовая кашка, и белые ромашки с золотой серединкой. И многие, возвращаясь домой, несут охапки увядающих цветов.

- Ребята, надо ли рвать цветы? (Ответы детей.)

- Многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их, совсем не жалея. Срывая красивые цветки, мы лишаем их будущих плодов, разрываем цепь питания в природе. Сорванные растения быстро вянут. Лучше любоваться цветами в лесу.

- Сколько погибло бы растений, если каждый из 15 учеников нашего класса сорвал бы хотя бы по 1 цветку?
- Если увидел в лесу маленького ежика, можно ли его брать домой?
- Если вы пошли в поход ,что надо сделать после того, как отдохнули в лесу и собираетесь домой?

(Ответы детей.)

Вывод: В природе нет ничего лишнего. В ней все взаимосвязано.

5) 3 исследование – “Лесная аптека”

Девочка в костюме медсестры: Лес – это многоэтажное здание. На каждом этаже свои растения. В лесу растут деревья, кусты, травы. Мы долго гуляли в лесу. Что же делать, если кто-то из нас натер ногу?

 В лесу своя аптека, которая помогает нам, людям, избавиться от многих болезней. Но особую помощь травы оказывают нам на прогулке, далеко от дома.

 А вот знаете вы их или нет? Отгадайте загадку, найдите ответ и покажите его.

Мальчик ногу поцарапал,
Когда бежал к друзьям,
Но он совсем не плакал,
Он вылечился сам.
На ранку - листик травки, ну а потом
Он ногу осторожно перевязал бинтом
.

- Как называется этот “лесной доктор”? (Подорожник.)
- Но есть и сладкие лекарства, их можно съесть целую горсть. Это, конечно же, …?
(Ягоды.)
- Обобщим то, что знаете о лекарственных растениях. А для этого ответьте на вопросы и отгадайте кроссворд.
 

1) Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты, от ожогов? (Мох.)

2) Ты поранил ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить подорожник.)

3) Какая болотная ягода заменяет лимон? (Клюква.)

4) Растет в траве Аленка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдет –
Всяк поклон кладет.
(Земляника.)

5) На розу он похож,
Разве что не так хорош,
Но зато его плоды
Всем пригодны для еды.
(Шиповник.)

Вывод: Лекарственные растения – ценное природное богатство, к которому нужно относиться бережно.

6) 4 исследование – “Красная книга”, “Экологический вестник”

Учитель: Что изучает наука “экология”?

Дети: Экология изучает окружающий мир и охрану окружающей среды.

Учитель: Что показалось вам интересным из материалов по экологии?  (показывает “Красную книгу”): Эта грустная книга с каждым годом становится всё толще. Многих животных и растений, занесённых в неё, увидеть можно только на картинке.

- Неужели наступит весна без пения птиц, лето – без цветов, а осень без грибов? Эти растения и животные могут навсегда исчезнуть, если мы не будем их охранять. А для этого нужно учиться культурно вести себя в природе.

7) 5 исследование - “Как вести себя в лесу?”

Учитель: Проведем последнее исследование, обобщим все, о чем говорили на уроке, прежде чем вернуться в школу. Так какие же правила поведения необходимо соблюдать в лесу?

Дети:

– Не кричать в лесу, не пугать животных и птиц. Они могут оставить свое потомство, которое без материнской заботы погибнет.
– Не рвать цветы. Лесные цветы быстро вянут.
– Не ломать деревья, кусты, от этого они сохнут и погибают.
– Не ловить бабочек, жуков и других животных.
- Не сорить. Убирать за собой мусор. Пожар может возникнуть и от стекляшки.

 Самостоятельная работа 

- А теперь я проверю, насколько хорошо вы усвоили тему. На столе у каждого из вас лежит листок с рассказом на экологическую тему “Поездка в лес”. Прочитайте внимательно рассказ и подчеркните карандашом ошибочные действия ребят. Листочки сдать.

“За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про магнитофон.

Веселой музыкой мы оповестили лес — мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы — белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разложили костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбросил банки и полиэтиленовые мешки, сказав: “Микробы все равно их разрушат!” Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой — в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки. Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно — мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятались под ним.  Оживленные мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. “Это гадюка”, — закричал Петя и ударил ее палкой. “Это не гадюка, — тихо сказала Маша, — это уж”. С охапкой луговых и лесных цветов мы пошли к станции”. 

 Рефлексия.

Учитель: Человек многое может, но и он часть природы. Погубив окружающую природу, он сам не сможет выжить. Подумайте об этом. Вот и закончено наше путешествие. Пора возвращаться в школу. А мы ничего не забыли убрать за собой?

(Дети собирают мусор, оставленный после инсценировки.)

Я вижу, что вы поняли, что природу надо беречь и помогать ей, как другу. Ответьте на мои вопросы.

1. Что такое лес? (Природное сообщество.) 
2. Что значит: любить природу?
(Охранять ее, относиться к ней бережно.)
3. Что нужно делать, чтобы природа не оскудела?
(Сажать деревья, подкармливать птиц.)
4. Так какой же вывод сделаем?

- Помни, что и в лесу, и в поле, и на лугу ты в гостях у природы, у тех, кто здесь живет.
- Чтобы услышать пение птиц, раскрыть новую загадку, полюбоваться красотой природы, выполняй правила поведения в гостях.
- Звери всякие нужны, звери всякие важны. Не трогайте, не обижайте зверей: ни скользкой лягушки, ни ползучего ужа, ни паука в паутине. Каждый из них делает природе полезное дело.
- И надеюсь, что возродится давняя традиция. Когда рождался семье ребенок, родители сажали дерево, о котором заботились всю жизнь. Тогда гораздо больше лесов станет на Земле.

-Дома постарайтесь написать памятку: “Как вести себя в лесу” и нарисовать одно растение, занесенное в Красную книгу .

 -Урок закончен. Спасибо за работу!

Берегите эту Землю !

Берегите ! Даже малую травиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Берегите землю, берегите!"Неделя экологии 4 класс

Цели: Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, ко всему живому.Привлекать к природоохранной работе....

Берегите природу! Берегите!

Мероприятие полно раскрывает бережное отношение окружающих к природе. Рассказывает о том, почему необходимо беречь природу....

Экологическое мероприятие (устный журнал) "Берегите Землю, берегите!"

Стихи, загадки, сказки об охране нашей природы, правила, как беречь растительный и животный мир Земли...

Экологический праздник "Берегите Землю, берегите!"

Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но понимают его по-разному.  «Экология, - сказал один из моих учеников, - это когда люди улыбаются…». А если так, то по...

Внеклассное мероприятие "Берегите Землю, берегите"

Разработка внеклассного мероприятия...

Занятие по программе внеурочной деятельности "Юный эколог" "Берегите Землю, берегите!"

Занятие для обучающихся 2 года обучения по программевнеурочной деятельности "Юный эколог". Занятие "Берегите Землю, берегите! рассчитано на 2 часа. Цель занятия :обратить внимание детей на ту угрозу, ...

Экологическая викторина "Берегите землю, берегите!"

План - конспект открытого мероприятия в 3 классе....