"Эффективные технологии воспитания в современном детском социуме"
материал

Елена Вячеславовна Попова

В современных условиях образование и воспитание должны и могут стать источником личного успеха, ресурсом общественного развития, инструментом реализации важнейших общечеловеческих ценностей. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Появление новых требований со стороны общества и личности, усиление бездуховности части подрастающего поколения требуют от педагогического коллектива школы по новому оценить свою работу и наметить ряд мероприятий, способствующих достижению поставленных задач.

Ведь педагогическая технология - это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

городского округа Павловский Посад Московской области

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

« Эффективные технологии воспитания в современном детском социуме»

        Составил(а): Попова Елена Вячеславовна

учитель -дефектолог

2023-2024

Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, маркетизация и технологизация детской субкультуры, изолированность ребёнка в семье, отсутствие «дворовой» социализации и другие тенденции негативно отражаются на развитии личности современных детей. Нарастание негативных тенденций в подростковой и молодёжной среде (повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчуждённость и изолированность и пр.) выдвигают на первый план задачу развития личностных качеств ребенка, как основного условия противостояния этим негативным тенденциям. Социальные психологии утверждают, что в современном мире ребенку предстоит во многом самостоятельно определять стратегию поведения в той или иной ситуации, даже в младшем возрасте. 

Однако, в настоящее время образование испытывает дефицит в современных технологиях развития личностных качеств дошкольника. В детских садах явное предпочтение отдается когнитивному развитию ребёнка в ущерб социально-личностному. Это обусловлено с одной стороны повышением требований школы к интеллектуальному уровню первоклассников, а с другой недостаточной разработанностью современных методик социально-личностного развития ребенка младшего возраста и заорганизованностью педагогического процесса. 

Известно, что именно в старшем дошкольном возрасте закладываются предпосылки становления личности. Начинается развитие саморегуляции (произвольности) поведения.

Развитие саморегуляции — это одна из центральных линий развития детей старшего дошкольного возраста. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю. Таким образом, мы видим, что саморегуляция – это процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями и поступками.


Способность человека к личностной саморегуляции является следствием фундаментальной характеристики человеческого существования – его свободы, которая выражается в возможности выбирать цели, средства деятельности, определять собственную духовно-нравственную позицию, влиять на развитие определенной жизненной ситуации.

Воспитание – сложный процесс, рассматриваемый как специально организованная деятельность педагогов ивоспитанников по реализации целей образования в условияхпедагогического процесса.Воспитательные технологии – продуманная во всехдеталях модель совместной деятельности, содержащаясистему научно обоснованных приёмов и методик,способствующих установлению таких отношений междувоспитателем и воспитанниками, при которых оптимальнодостигаются конкретные воспитательные цели.Эффективность воспитательных технологий взначительной степени зависит от условий, в которых ониосуществляются. По мнению Н.Е. Щурковой, эти условияопределяют успешность воспитательной технологии втакой же степени, в какой и созданная педагогическая технология. Успешность воспитательной технологииопределяют индивидуальные особенности педагога:эрудиция, неординарность его личности, культура,интересы и увлечения.

Большое значение имеет отношение к воспитанникамвыражающееся в  педагогическом такте и оптимизме, в мажорномтоне. Не менее значим  профессионализм педагога, проявляющийсяв глубоких знаниях закономерностей воспитательного процесса идетской психологии, владении методами диагностики и т.д.

Материальные условия, включающие обстановку в кабинете,наличие современного оборудования, играют не последнюю роль ивлияют на успешность воспитательной технологии. Характер воспитательной технологии зависит от отношения кребенку. Им определяется тип технологии: сотрудничества,свободного воспитания, авторитарного или личностноориентированная (Г.К. Селевко). В воспитательной технологииставится цель, в которой четко сформулированы ожидаемыеконкретные конечные же значим для ее успешности, как идиагностируемая цель. От него зависит, будет ли технологияинформационной или развивающей, традиционной или личностноориентированной, продуктивной или малоэффективной. Восновном эффективность технологии воспитания зависит о связи цели и содержания деятельности.

Технология коллективного творческого воспитания  И.П.Иванова

–такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

Концептуальные идеи, принципы технологии коллективного творческого воспитания:

-идея включения детей в улучшение окружающего мира;

-идея соучастия детей в воспитательном процессе;

-коллективно деятельностный подход к воспитанию;

-комплексный подход к воспитанию;

-личностный подход, одобрение социального роста детей.

Технология «Клубный час»(далее КЧ)

Одним из способов развития саморегуляции поведения детей служит технология «Клубный час». Преимущества данной технологии в том, что она не требует какой-то специальной, сложной и длительной подготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное – огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства, а так же огромное желание детей участвовать в «Клубном часе» 

Преимущество «Клубного часа» так же и в том, что он одновременно решает сразу несколько задач:

  • Воспитывает у детей самостоятельность и ответственность за свои поступки. 
  • Учит ориентироваться в пространстве.
  • Воспитывает дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим.
  • Учит проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.
  • Учит планировать свои действия и оценивать их результаты.
  • Учит вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.
  • Развивает стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
  • Учит решать спорные вопросы и улаживать конфликты. 
  • Поощряет попытки ребенка осознано делиться с педагогом и другими детьми разнообразным впечатлениям. 
  • Позволяет приобретать собственный жизненный опыт переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции.

Здоровьесберегающие технологии интегрирует все направления работы ОУ по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли потом вырасти здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером. Это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Технология описывает систему работы ученика как деятельность к достижению поставленной образовательной цели, и рассматривает систему работы педагога как деятельность, обеспечивающую условия для работы ученика.

Здоровьесберегающие технологии надо понимать, как систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.

Технология проблемного обучения - это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем, воспитателем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.Технологию проблемного обучения рассматривают как форму активного обучения, которое базируется на психологических закономерностях; как обучение, в котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала; как тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний. Каждое из определений раскрывает одну из сторон проблемного обучения, а в сумме подчёркиваются главные признаки, которые лежат в основе моделирования уроков в режиме технологии проблемного обучения: 1.) создание проблемных ситуаций;

2.) обучение учащихся в процессе решения проблем;

3.) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.

Игровые технологии

Понятие «игровые педагогические технологии» состоит из достаточно обширной группы методов и приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра имеет существенные признаки - четко поставленную цель обучения и отвечающие ей педагогические результаты, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий образуется на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования учеников к учебной деятельности.Реализация игровых приемов и ситуаций в урочной форме занятий осуществляется по таким основным направлениям:

1.дидактическая цель ставится перед учениками в форме игровой задачи; 2.учебная деятельность подчиняется строго установленным правилам игры; 3.учебный материал применяется в качестве ее средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, переводящий дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связано с игровым результатом.

В современных условиях образование и воспитание должны и могут стать источником личного успеха, ресурсом общественного развития, инструментом реализации важнейших общечеловеческих ценностей. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Появление новых требований со стороны общества и личности, усиление бездуховности части подрастающего поколения требуют от педагогического коллектива школы по новому оценить свою работу и наметить ряд мероприятий, способствующих достижению поставленных задач.

Ведь педагогическая технология - это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.

Литература
1.Гришаева Н.П. 1997. Проблемные педагогические ситуации в детском саду // Обруч №3. С.35-38.
2.Гришаева Н.П. 2002. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания // Управление в дошкольном образовании. №5. С. 24-26.
3.Гришаева Н.П., Пронина Е.И. 2002. Некоторые направления повышения квалификации работников дошкольных учреждений по программе «Дошкольник и телевидение» // Образование и духовное развитие ребёнка в XXI веке / Под ред. Антонова Ю.Е. М. С.45-48.
4.Гришаева Н.П. 2004. Нужно ли бояться конфликтов? // Управление дошкольными образовательными учреждениями. №3. С.20-23.
5.Гришаева Н.П. Удовлетворенность детей дошкольного возраста своим пребыванием в детском саду. URL: http://www.isras.ru/epubl.html (дата обращения: 10.11.13).
6.Гришаева Н.П. 2010. Вырваться на свободу//Обруч. №2. С.28-31.
7.Гришаева Н.П. Деятельность педагога-психолога в разрешении конфликтов «воспитатель-родитель» в ДОУ // URL: http://www.centertepliystan.ru/index.php/ctp-news/180-5con2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение эффективности урока через применение современных методов обучения и современных технологий.

Современный урок- это прежде всего урок,на котором учитель умело использует все возможностидля развития личности ученика,её активного умственного роста,глубокого и осмысленного усвоения знаний,для фор...

Статья по теме: "Эффективные технологии воспитания в современной школе" (из опыта работы)

Обучение, есть  процесс образования и воспитания. Последнее время воспитанию в школе государство уделяет пристальное внимание. Большую роль играют классные руководители....

Статья "Повышение эффективности урока через применение современных методов обучения и современных технологий"

Данная статья содержит материал для создания положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности в начальной школе....

Доклад на заседание ШМО учителей начальных классов.Тема: «Эффективность урока через применение современных образовательных технологий»

Современные образовательные технологии на уроках в школах применяются с учетом последних тенденций в образовании. Использование перспективных подходов и образовательных технологий на уроках по различн...

Современные эффективные технологии гражданско-патриотического воспитания и активизация воспитательной работы в начальной школе

Современные эффективные технологии гражданско-патриотического воспитания и активизация воспитательной работы в начальной школе...

Программа «Орлята России» как эффективный инструмент развития системы воспитания в современной начальной школе

Статья посвящена вопросам реализации программы «Орлята России». Показана специфика программы «Орлята России». Определена значимость программы в социальном воспитании младшего ш...