Особенности метода образовательного путешествия
учебно-методический материал (2 класс)
Образовательное путешествие выступает в качестве одной из моделей личностно-ориентированного образования, позволяя личности обучающегося самостоятельно выбирать способ деятельности, исходя из личных приоритетов и возможностей, основанных на собственных наблюдениях и эмоциональном восприятии в отношении рассказа и объяснения педагога. Материал раскрывает особенности пременения метода в практике учителя начальных классов и воспитателя группы продлённого дня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnoe_puteshestvie.docx | 191.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности метода образовательного путешествия
На данный момент в педагогической литературе существуют различные определения понятия «образовательное путешествие».
С точки зрения Ковалёвой Т.Н., Рыбалкиной Н.В. «образовательное путешествие» является моделью сетевого обучения и рассматривается авторами как освоение нового социокультурного пространства, направленное на постижение социального опыта человечества.
Кузьмин А.В. определяет образовательное путешествие как «комплексный проект, нацеленный на активное изучение культуры посещаемой страны (местности) и на развитие базовых компетенций учащихся: информационных, познавательных, социально-личностных, коммуникативных, общекультурных, творческих.»
Ванюшкина Л.М. и Коробкова Е.Н. считают, что образовательные путешествия - это форма проектной деятельности, направленная на обеспечение дополнительных возможностей для развития информационных, коммуникативных, рефлексивных и других компетенций учащихся.
В своей работе мы опираемся на определение, данное Муштавинской И.В. и Кузнецовой Т.С., которые определяют образовательное путешествие как педагогический метод, позволяющий организовать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся в городском пространстве. Они отмечают, что отличительной особенностью данного метода является его культурно-ориентированный характер.
Коробковова Е.Н. подчёркивает , что «образовательное путешествие» – это «целенаправленный процесс познания мира, результатом которого является самопознание личности, её становление и самоопределение в культурном пространстве».
Образовательное путешествие выступает в качестве одной из моделей личностно-ориентированного образования, позволяя личности обучающегося самостоятельно выбирать способ деятельности, исходя из личных приоритетов и возможностей, основанных на собственных наблюдениях и эмоциональном восприятии в отношении рассказа и объяснения педагога. Наряду с этим, многообразие объектов окружающего мира позволяет учителю отобрать материал для изучения исходя из приоритетов личности учащегося и не ограничен рамками содержания ввиду того, что сам метод образовательного путешествия предполагает осмысление проблем культурологического характера и позволяет создавать условия для выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов, направленных как на решение образовательных задач, так и на развитие личности учащегося. Вместе с тем, деятельность учителя направлена на сотворчество, так как сам учитель в образовательном путешествии выступает в качестве организатора работы учащихся, а не как источник знаний и «открывает» знания вместе с учениками, что ведёт к диалогичности и самостоятельному выдвижению гипотез, рассуждению учащихся.
Активная деятельность участников образовательного путешествия, нацеленная на самостоятельное освоение объектов культурного наследия, способствует превращению процесса исследования объекта в личное переживание, переносит акценты с простого информирования на постижение заложенных в памятниках культуры смыслов и связано с поиском и открытием нового знания, включение его в ценностный мир личности. [10] Это свидетельствует о принадлежности данного метода организации внеурочной деятельности к системно-деятельностному подходу.
Использование личностно-ориентированной модели образования внесло необходимость в расширение образовательного пространства. Образовательное путешествие позволяет рассматривать подлинные объекты культуры и организовать связь с социокультурными институтами: музеями, библиотеками, театрами и т.п. Приоритетными формами работы становятся исследовательская деятельность, дискуссии, беседы, обсуждения. ] Это подчёркивает актуальность применения метода образовательного путешествия в виду того, что современные образовательные стандарты предполагают организацию социального партнёрства образовательных организаций с различными учреждениями и сообществами.
Как отмечает Коробкова Е.Н., метод образовательного путешествия направлен на созидание личности и поэтому для него «сам процесс приобретения знания является не менее важным, чем его результат – освоение культурных текстов и понятий».
В логике образовательного путешествия город рассматривается как наиболее целостное (целокупное) и доступное для исследовательской деятельности обучающихся пространство культуры, что является основанием для рассмотрения объектов городской среды не изолированно друг от друга, а как части единого культурного пространства.
Исследование объектов городской среды связывается единым маршрутом, построенном на определённой идее – том или ином понятии или явлении культуры.
Исследование города в рамках образовательного путешествия имеет свои особенности. Оно предполагает непосредственное взаимодействие обучающихся с объектами культурного наследия, являющихся основным средством получения информации. Наряду с этим, образовательное путешествие основывается не на изложении готовой информации к её иллюстрации, а наоборот, от личных впечатлений ,ощущений, наблюдений к обобщению и формированию новых представлений. Вместе с тем, оно предполагает активную самостоятельную исследовательскую и оценочную деятельность обучающихся и предполагает соединение различных видов деятельности в процессе исследования: визуального наблюдения, тактильного и моторного восприятия, поиска и анализа информации, постановку опытов и экспериментов. Таким образом, образовательное путешествие позволяет каждому участнику выдвигать собственные гипотезы и версии и корректировать их на основе группового обсуждения.
Особенностью образовательного путешествия является и то, что объекты культурного наследия являются «транслятором смыслов» предлагаемых обучающимся для осмысления и подтверждения, аккумулируя при этом социальный и культурный опыт предыдущих поколений жителей города. Умение понимать эти смыслы позволяет выбрать из множества предъявляемых реальностью смыслов тот, который является значимым и способен стать основой выстраиваемой обучающимся картины мира.
Данная особенность обуславливает важнейшую характеристику образовательного путешествия, в которой определяющей является не тема, а идея, тот культурный текст, который, предполагаемо, освоит обучающийся в результате путешествия.
Образовательное путешествие состоит из трёх взаимосвязанных этапов: подготовки к путешествию, работы на маршруте и подведения итогов.
Первый этап, этап подготовки к путешествию, имеет два аспекта – содержательный и методический. Содержательный аспект заключается в введении в тему и определении основных понятий. Методический аспект проявляется в приобретении необходимых умений для работы на образовательном маршруте, в том числе ориентирования по карте, исследования объектов городской и музейной среды и т.д.
Второй этап, работа на маршруте, является основной частью образовательного путешествия, и предполагает активную самостоятельную деятельность обучающихся в городском пространстве. Он включает различные объекты, расположенные в непосредственной близости друг от друга и доступные для самостоятельного исследования, которые объединяются общей идеей путешествия.
Работа на маршруте предполагает работу в малых группах, каждая из которых получает маршрутный лист с обозначенными в нём темой и идеей путешествия, вопросами для размышления. Наличие маршрутного листа даёт возможность для организации и структурирования самостоятельной работы обучающихся в городском или музейном пространстве.
Третий этап является этапом подведения итогов путешествия и предполагает анализ и презентацию полученной в ходе путешествия информации.
Все три этапа составляют единое целое и реализуются последовательно в течении небольшого промежутка времени (1-2 дня, максимум неделя).
Проведя анализ главных содержательных аспектов рассматриваемого метода, описанного Коробковой Е.Н. и Ермолаевой Л.К. позволяет нам сделать вывод, что процесс познания мира участниками образовательного путешествия выстроен в определённой логике и обеспечивает формирование основных УУД. Представим результат в виде таблицы. (Таблица 1)
Таблица 1 Формирование основных УУД в процессе реализации образовательного путешествия
Таким образом, образовательное путешествие является значимой формой организации внеурочной деятельности, позволяющей достичь требуемых результатов ФГОС.
Список используемых источников:
- Ванюшкина Л.М., Коробкова Е.Н. Образование в пространстве культуры: Монография. – СПб.: СПбАППО, 2012 – 176с.
- Внеурочная деятельность: содержание и технологии реализации:Методическое пособие/ Науч.ред. И.В.Муштавинская и Т.С.Кузнецова. – Санкт-Петербург: КАРО, 2016 – 256с.
- Коробкова Е.Н. город как образовательная среда// Е.Н.Коробкова «Обновление города через образование». – СПб, 2002 – 182с
- Коробкова Е.Н. Образовательное путешествие как педагогический метод . Дис. Канд.пед наук 13.00.01 . – СПб, 2004.
- Коробкова Е.Н.., Нечаева Я.Д.,Рапопорт А.Д., Темкина Д.А. Город в подарок. Образовательные путешествия по Санкт-Петербургу: Век восемнадцатый. СПб – Санкт-Петербургский Центр культурно-образовательных инициатив «Среда», 2007. – 72с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на семинаре "Отличительные особенности учебников Образовательной программы "Школа 2100"
В данном выступлении проведен сравнительный анализ учебников образовательной программы "Школа 2100" для 1 класса....
Введение в метод образовательной кинестетики.О программе по образовательной кинезиологии Пола И. Деннисона и Гейл Деннисон.(семинар-практикум для педагогов)
Образовательная кинезиология является психолого-педагогическим направлением, изучающим взаимосвязи тела с психическими и эмоциональными процессами.Она включает в себя последние достижен...
Особенности метода проектов, как средство формирования личности ребёнка.
Из опыта работы...
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, ба...
Особенности методов обучения в школе коррекционной направленности.
Особенности методов обучения в школе коррекционной направленности....
особенности метода проектов
особенности...