Смысловое чтение как эффективный приём в работе со слабоуспевающими учениками на уроках окружающего мира.
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)
7. Наиболее благоприятным периодом для развития смыслового восприятия считается младший школьный возраст. Именно в этот период закладывается так называемое «умение учиться», одной из основ которого является работа с книгой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smyslovoe_chtenie.docx | 179.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Смысловое чтение как эффективный приём в работе со слабоуспевающими учениками на уроках окружающего мира.
Наиболее благоприятным периодом для развития смыслового восприятия считается младший школьный возраст. Именно в этот период закладывается так называемое «умение учиться», одной из основ которого является работа с книгой.
Самостоятельная работа с учебником в условиях перенасыщенности информационной среды требует новых подходов. Разумеется, крайне неэффективно задание ученикам типа «Откройте учебник на странице. Прочтите. Ответьте на вопрос…».
Приёмы обучения на уроках окружающего мира - это выделение существенных и несущественных признаков, классификация, понимание главной мысли научного текста, фиксирование результатов наблюдений.
Тексты подбираются небольшие по объёму с воспитывающе – познавательным характером. Это позволяет воздействовать на умение оценивать, делать выводы, давать оценку и приводить свои примеры.
Я хочу рассказать о некоторых приемах по формированию смыслового чтения, которые применяю на уроках окружающего мира.
- Приём «Верите ли вы?»
Этот прием может быть началом урока. У каждого на парте таблица, как на доске. Дети читают утверждение на слайде и ставят в первой строке плюс, если согласны с ним, и минус, если не согласны. Вторая строка у них пока остается пустой.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
В течение урока дети обращаются к таблице и видят, насколько были правы.
Приведу фрагмент урока по теме «Луна – естественный спутник Земли»
Учитель: Давайте посмотрим, что вы знаете о Луне. Поиграем в игру «Верите ли вы, что…». Перед вами табличка, разделённая на 7 столбиков-вопросов. Читаем на слайде первый вопрос. Если считаете, что вся информация верная – ставите «+» под цифрой 1, а если встретились в высказывания неточности или всё высказывание ложное – ставите «-».
Верите ли вы, что…
1. Луна – самое близкое к нам небесное тело. 2. С Земли мы можем видеть оба полушария Луны. 3. На Луне нет ни капли воды, зато есть моря. 4. На Луне есть настоящие высокие горы. 5. На Луне, как и на Земле, есть атмосфера. 6. Лунное притяжение в 6 раз слабее земного. 7. Освещённые Солнцем участки Луны разогреваются до + 117 градусов, а попавшие в тень остывают до – 153 градусов.
Учитель: Проверяем, насколько верны были ваши представления о Луне. Я раздаю вам тексты, в которых вы найдёте верные ответы на все ранее прочитанные вопросы. Вы читаете внимательно, возвращаясь к вопросам на слайде и во второй строчке таблички отмечаете верные ответы.
«Луна – единственный естественный спутник Земли и самое близкое к нам небесное тело. Наши соседи-планеты находятся в 100 раз дальше, чем она. Луна меньше Земли в 4 раза и легче в 81 раз.
С Земли видно всегда только одно полушарие Земли. Да-да, только один её бок. Потому что она вращается вокруг своей оси с такой же скоростью, что и вокруг Земли, и всегда успевает повернуться к нам одним и тем же боком.
На Луне нет ни капли воды, зато есть моря. С Земли мы видим их как тёмные пятна. У них есть названия: море Островов, море Дождей, море Волн. Оказалось, что почти все моря сосредоточены на обращённой к нам поверхности. А ещё есть ненастоящие заливы: заливы Росы, Радуги, Зноя. Есть озёра Сновидений и болота Эпидемий.
Зато на Луне есть самые настоящие, до девяти километров высотой, горы. И называются они так же, как на Земле: Альпы, Кавказ, Карпаты, Пиренеи.
Лунное притяжение в 6 раз слабее земного. Этого недостаточно, чтобы удерживать атмосферу, поэтому небо на Луне всегда чёрное, даже днём. Отсутствие атмосферы приводит также к резким перепадам температуры: освещённые Солнцем участки Луны разогреваются до + 117 градусов, а попавшие в тень остывают до – 153 градусов»
Учитель: Давайте все вместе проверим. (идёт чтение вопросов и дети хором отвечают)
Учитель: А сейчас сравните ваши ответы из первой строчки с правильными ответами из второй строчки. Найдите свои неверные ответы, ещё раз обратитесь к тексту и запомните информацию.
Учитель: Ребята, поднимите руку те, кому хочется побывать на Луне?
Учитель: А о чём вы должны помнить, находясь на Луне, чтобы не случилось несчастья? (Дети отвечают)
Учитель: Я вам предлагаю прочитать и запомнить советы, которые вам пригодятся в будущем, если кто-то из вас окажется на нашей спутнице – Луне. (ребятам раздаются карточки с текстами)
Советы улетающим на Луну:
- Если на Луне тебе захочется немножко попрыгать, учти, что ты подпрыгнешь в 6 раз выше, чем на Земле, и падать будешь гораздо медленнее. А всё почему? Потому что сила тяжести на Луне в 6 раз меньше, чем на Земле.
- Не забудь взять часы с календарём, а то совсем запутаешься в днях и прозеваешь обратную ракету. На Луне день длится две наших недели, а потом на две недели наступает ночь.
- Зонтик тебе не пригодится: дождей на Луне не бывает. Да что там дождей – там вообще нет воды. Нет облаков, нет туманов, нет радуги. Правда, дожди там всё-таки бывают – метеоритные, каменные.
- Компас брать не нужно – всё равно он там не работает. Лучше возьми карту звёздного неба – будешь определять направление по звёздам.
- Подумай, как тебе одеться, так как длинным двухнедельным днём поверхность Луны нагревается до 117 градусов и выше, а за длинную ночь охлаждается до минус 153.
- Если полетишь на Луну вместе с друзьями, не забудь, что разговаривать вы сможете только при помощи радиопередатчиков. Звуков на Луне нет, там даже метеориты падают бесшумно. Это из-за того, что на Луне нет атмосферы.
- Приём «Знаем – Хотим знать – Узнали»
Используется для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового на стадии «Вызова» с последующим возвратом к материалам на стадии «Рефлексии».
Делим доску или большой лист бумаги на три широкие колонки, озаглавленные соответственно: «Знаем», «Хотим узнать», «Узнали».
Фрагмент урока по теме «Кожа», можно загадать загадку:
«Тело сверху прикрываю,
Защищаю и дышу.
Пот наружу выделяю,
Температурой тела руковожу» (кожа)
Дальше задать вопрос: «Что вы знаете о коже?»
Читаем текст с пометками.
Знаком (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна.
Знаком (+) отмечается новое знание, новая информация.
Знаком (!) отмечается то, что показалось интересным.
Знаком (?) отмечается то, что осталось непонятным и вызывает желание узнать подробнее». (Читают текст, используя маркировку)
Кожа – защитная оболочка, оберегающая организм от непогоды и инфекций и помогающая поддерживать постоянную температуру тела.
Кожа – это орган осязания.
Кожа человека состоит из трёх основных слоёв:
Эпидермис – самый верхний тонкий слой кожи – это мёртвые клетки.
Дерма – средний толстый слой кожи, образованный гибкими волокнами. Они не дают нашей коже рваться и делают её эластичной (растяжимой). В дерме (самой коже) находятся потовые железы.
Третий слой - жир защищает внутренние органы от ударов. Сальные железы вырабатывают сало – жидкую смазку, предохраняющую кожу от высыхания. Когда мы долго сидим в воде, жировая смазка, покрывающая кожу, смывается, и кожа становится морщинистой.
Кожа дышит через поры. Поры – это крошечные отверстия в коже, через которые просачивается пот. Пот испаряется с поверхности кожи и тела человека, от этого человек охлаждается. Человек легче переносит жару и выполняет тяжелую работу. Кроме того, потом выделяются из организма некоторые вредные вещества.
В коже расположены кровеносные сосуды и нервы. Поэтому кожа очень чувствительна к холоду, теплу и боли.
Наша кожа постоянно обновляется, хотя мы этого не замечаем. Поверхность кожи состоит из отмерших клеток. Они всё время слущиваются, а их место занимают новые клетки, образующиеся прямо под ними. Каждый час мы теряем шестьсот тысяч её крохотных частичек. К 70 годам человек сбрасывает 50 килограммов кожи.
Когда чтение закончено, задаю вопрос: «Каким знаниям про кожу вы нашли подтверждение?» (дети отвечают)
(Отмечается на доске под карточкой ЗНАЕМ)
Учитель: «Где вы ещё поставили +?» (дети отвечают)
Учитель: «Что показалось интересным?» (дети отвечают)
Заполняя таблицу, учащиеся отбирают ту информацию, которая соответствует их познавательным запросам, и приобретают новые знания осознанно.
Приём «Взаимообучение». Этот прием лучше всего применим в работе с информативным текстом.
Взаимообучение происходит в группах из четырех-семи человек. Всем им раздаются экземпляры одного и того же текста. Учащиеся по очереди играют роль «учителя» - роль, которая требует от них выполнения пяти определенных действий. Когда все члены группы прочитали абзац (про себя), «учитель» делает следующее:
- суммирует содержание абзаца;
- придумывает вопрос по тексту и просит других учащихся на него ответить;
- растолковывает то, что для других осталось неясным;
- дает прогноз возможного содержания следующего абзаца;
- дает задание на чтение следующего абзаца.
Этот прием работает наилучшим образом, если настоящий учитель несколько раз продемонстрирует каждой группе в отдельности, как им следует действовать, оказавшись «учителями», а уж потом передаст бразды правления в руки учащихся.
Приём «Ориентиры предвосхищения»
Учащимся предлагаю утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним.
Прочитайте суждения и отметьте те, с которыми вы согласны.
Отметьте их ещё раз после чтения текста. Такая работа позволяет обучающимся, встречаясь с любой информацией, рассматривать её вдумчиво.
Например, текст по теме «Солнце»
До чтения текста | Суждения | После чтения текста |
Солнце – ближайшая к Земле звезда. |
| |
Расстояние от Земли до Солнца – 90 000 километров. | ||
| Это огромное раскалённое космическое тело. |
|
| Диаметр Солнца в 10 раз больше диаметра Земли |
|
| Температура на поверхности Солнца – 6 000 градусов, а в его центре – 15-20 миллионов градусов. |
|
Прием «Ключевые слова»
Прием «Задаем простые вопросы»
Цель данного приёма умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту.
Задаем «простые» вопросы «Что? Кто?», «Где?», «Когда?» «Какие?» по иллюстрации. Организовать работу можно в парах, в замкнутой четверке
На практических занятиях использую Прием «Сводная таблица» позволяющий изучить, обобщить и систематизировать учебную информацию.
Тема: «Полезные ископаемые»
Класс делю на группы. Каждая группа получает полезные ископаемые и выполняет практическую работу по предложенному плану.
Название | Из чего образовалось | Основные свойства | Применение | Способы добычи |
Прием «Логика мыслей».
1 способ: Деление текста на предложения, напечатанного без точек и заглавных букв.
2 способ: Деформированный текст. Задача учащегося: логично выстроить абзацы текста.
Приём «Восстанови текст».
Прием «Лови ошибку»
Прием «Закрой окно» (Дырявый текст)
Формирование умения заполнять схемы на основе текста.
Прочитай текст в учебнике. Выбери данные и заполни схему «Первобытные люди»
Использование художественной литературы и научно-познавательной книги.
Основной текст, с которым работают дети, находится в учебнике. Вместе с тем учитель может использовать отрывки из художественной литературы о природе, родной стране, а также научно-познавательные книги, прежде всего словари, энциклопедии, справочники. Работа с дополнительной литературой решает следующие задачи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентации моих учеников к урокам окружающего мира
Презентации учеников по теме " Охрана окружающей среды" к урокам окружающего мира...
Статья "Приёмы работы с географической картой на уроках окружающего мира"
В своей статье я хотела показать,что работа с картами имеет большое значение в изучении предмета "Окружающий мир" и привела примеры и задания работ с картами.Эта работа может быть не тольк...
Дистанционный курс "Работа над созданием проекта на уроках окружающего мира"
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) определено важнейшим приоритетом формирование у младших школьников метапредметных результатов, которые ...
Работа с цифровыми микроскопами на уроках окружающего мира и технологии.
статья по работе с цифровыми микроскопами в начальной школе...
Статья Приёмы работы с историческим материалом на уроках Окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России».
Статья предназначена для учителей , работающих по программе УМК "Школа России". В ней описаны приёмы работы с историческим материалом на уроках Окружающего мира в 4 классе....
Формирование навыка смыслового чтения у младших школьниках на основе научно-познавательного текста на уроках окружающего мира.
В данной статье говорится о формировании навыка смыслового чтения у младших школьниках на основе научно-познавательных текстов на уроках окружающего мира. Приводятся методы и приемы технол...