«Повышение профессиональной компетентности педагогов в формировании и развитии функциональной грамотности чтения обучающихся»
статья
Все чаще звучат мысли о необходимости развивать у школьников функциональноую грамотность.
Данная статья посвящена базовому навыку - читательской грамотности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Повышение профессиональной компетентности педагогов в формировании и развитии функциональной грамотности чтения обучающихся»
Современный мир требует переосмысления педагогических подходов в обучении. Все чаще звучат мысли о необходимости развивать у школьников функциональную грамотность. Воспитание и обучение функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней: способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.
Выделяют следующие формы функциональной грамотности:
1. Общая грамотность.
2. Компьютерная грамотность.
3. Информационная грамотность.
4. Коммуникативная грамотность.
5. Грамотность при овладении иностранными языками.
6. Бытовая грамотность.
7. Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях.
8. Общественно-политическая грамотность.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Выделяют несколько уровней понимания текста:
1.Общее понимание текста.
2.Поиск и извлечение информации.
3.Обобщение и интерпретация.
4-5. Рефлексия и оценка (оценка содержания и формы текста).
Рассмотрим подробнее каждый уровень.
1. Общее понимание текста:
- определение темы и основной мысли текста;
- различение основной и второстепенной информации;
- нахождение различий в двух или более текстах/сравнение содержания текстов.
2. Поиск и извлечение информации
- нахождение буквального соответствия терминов при наличии отвлекающей информации;
- нахождение информации, явно выраженной в несплошном описательном тексте;
- нахождение информации, неявно выраженной в несплошном тексте смешанного формата;
3. Обобщение и интерпретация:
- найти в тексте данные, подтверждающие определённый вывод;
- найти скрытую связь между двумя частями описательного текста;
- использовать информацию, содержащуюся в тексте, для подтверждения точки зрения;
- определить связь между двумя текстами, обобщив информацию;
- соотнести отдельную деталь в тексте с моралью/общей идеей;
- сделать вывод на основе анализа текста;
- определить мотивы поведения героев.
Важно: На уроке обязательно должны быть задания, где нельзя дать однозначный ответ, а нужно рассуждать на предложенную тему. Это помогает пополнять накопленные знания и достигать определенных целей в жизни, применяя их на практике.
4-5. Рефлексия и оценка (оценка содержания и формы текста):
- соотнести информацию в тексте с собственным опытом;
- оценить поступки персонажа в коротком рассказе;
- обосновать мнение, сочетая ранее полученные знания и информацию из текста;
- определить назначение иллюстрации в несплошном описательном тексте;
- предположить, каково будет поведение персонажа за пределами сюжета, исходя из описанных в рассказе событий;
- предположить, какие собственные действия возможны в ответ на информацию, содержащуюся в тексте;
- сравнить мнения героев с личным опытом и знаниями.
Одним из средств формирования функциональной грамотности чтения на уроках является использование современных педагогических технологий:
1. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
2. Технология продуктивного чтения
3. Технология проблемного обучения.
4. Проектная технология.
5. Личностно-ориентированные технологии.
Рассмотрим технологию продуктивного чтения или формирования правильной читательской деятельности
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения.
1. Антиципация: предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения.
Определение смысловой, тематической и эмоциональной направленности текста; выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации (с опорой на читательский опыт).
2. Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической).
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной нормы).
Виды творческих заданий:
- сфера осмысления содержания: рассказ о герое (событии), выборочный краткий пересказ, составление плана, постановка вопросов к тексту, ответы на контрольные вопросы и др.
- сфера воображения: составление диафильма, киносценария, комикса к тексту, творческий пересказ от лица разных персонажей, иллюстрирование, изготовление карт, схем, макетов, чтение по ролям, инсценирование, драматизация и др.
- эмоциональная сфера: выразительное чтение, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом и др.
- реакция на художественную форму: подробный художественный пересказ, стилистический эксперимент, стилизация, наблюдение над языком художественного текста и др.
Как же правильно поэтапно внедрять систему работы с текстом на уроках в начальной школе?
1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.
- Практическое отличие текста от набора предложений.
- Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.
- Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.
- Озаглавливание текста (подбор заголовков).
- Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
2 класс - обучение детей работать с текстом:
- смысловое чтение (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации);
- владение пересказом разного вида;
- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);
- выделение опорных слов (словосочетаний);
- характеристика героев и их поступков.
- Подбор антонимов и синонимов к словам.
- Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.
3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:
- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);
- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;
- выделение главной и второстепенной информации;
- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);
- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;
- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;
- сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.
«Читать - это еще ничего не значит; что читать и как
понимать читаемое - вот в чем главное дело»
Ушинский К.Д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ ПОДХОДА LESSON STUDY
Система образования 21-го века предполагает расширение сотрудничества между учителями, в рамках которого учителя смогут работать совместно, обмениваться инновационными и эффективными идеями, уси...
Проект "Повышение профессиональной компетентности педагогов"
Цель проекта: оказание реальной, действенной, своевременной помощипедагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний и умений, необходимых для современного педагога, его свойств, ка...
Мастер – класс по повышению профессиональной компетентности педагогов в формировании устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.
Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности.Основные научн...
Мастер – класс по повышению профессиональной компетентности педагогов в области обучения школьников активному методу восприятия литературных произведений о войне.
1. Презентация педагогического опыта педагога-мастераОбоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителемХарактеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижени...
Влияние профессиональной компетентности педагога на формирование творческого развития младшего школьника с ОВЗ
Задача учителя состоит в том, чтобы целенаправленно развивать продуктивную деятельность сознания обучающихся с ОВЗ, готовить их к творческому труду. В процессе творческой деятельности у обучающи...
«Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка важнейшее условие повышения качества образования».
laquo;Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихсяна уроках русского языка важнейшее условие повышения качества образования»....
«Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка важнейшее условие повышения качества образования». 4 класс
laquo;Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихсяна уроках русского языка важнейшее условие повышения качества образования».4 класс...