«Повышение профессиональной компетентности педагогов в формировании и развитии функциональной грамотности чтения обучающихся»
статья

Все чаще звучат мысли о необходимости развивать у школьников функциональноую грамотность.

Данная статья посвящена базовому навыку - читательской грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Повышение профессиональной компетентности педагогов в формировании и развитии функциональной грамотности чтения обучающихся»

Современный мир требует переосмысления педагогических подходов в обучении. Все чаще звучат  мысли о необходимости развивать у школьников функциональную грамотность.   Воспитание  и обучение функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы.

Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету  и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней: способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.

Выделяют  следующие формы функциональной грамотности:

1. Общая грамотность.

2. Компьютерная грамотность.

3. Информационная грамотность.

4. Коммуникативная грамотность.

5. Грамотность при овладении иностранными языками.

6. Бытовая грамотность.

7. Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях.

8. Общественно-политическая грамотность. 

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.                   В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Выделяют несколько уровней понимания текста:

1.Общее понимание текста.

2.Поиск и извлечение информации.

3.Обобщение и интерпретация.

4-5. Рефлексия и оценка (оценка содержания и формы текста).

Рассмотрим подробнее каждый уровень.

1. Общее понимание текста:

- определение темы и основной мысли текста;

- различение основной и второстепенной информации;

- нахождение различий в двух или более текстах/сравнение содержания текстов.

2. Поиск и извлечение информации

- нахождение буквального соответствия терминов при наличии отвлекающей информации;

- нахождение информации, явно выраженной в несплошном описательном тексте;

- нахождение информации, неявно выраженной в несплошном тексте смешанного формата;

3. Обобщение и интерпретация:

- найти в тексте данные, подтверждающие определённый вывод;

- найти скрытую связь между двумя частями описательного текста;

- использовать информацию, содержащуюся в тексте, для подтверждения точки зрения;

-  определить связь между двумя текстами, обобщив информацию;

- соотнести отдельную деталь в тексте с моралью/общей идеей;

- сделать вывод на основе анализа текста;

- определить мотивы поведения героев.

Важно: На уроке обязательно должны быть задания, где нельзя дать однозначный ответ, а нужно рассуждать на предложенную тему. Это помогает пополнять накопленные знания и достигать определенных целей в жизни, применяя их на практике. 

4-5. Рефлексия и оценка  (оценка содержания и формы текста):

- соотнести информацию в тексте с собственным опытом;

- оценить поступки персонажа в коротком рассказе;

- обосновать мнение, сочетая ранее полученные знания и информацию из текста;

- определить назначение иллюстрации в несплошном описательном тексте;

- предположить, каково будет поведение персонажа за пределами сюжета, исходя из описанных в рассказе событий;

- предположить, какие собственные действия возможны в ответ на информацию, содержащуюся в тексте;

- сравнить мнения героев с личным опытом и знаниями.

Одним из средств формирования функциональной грамотности чтения на уроках является использование современных педагогических технологий:

1. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

2. Технология продуктивного чтения

3. Технология проблемного обучения.

4. Проектная технология.

5. Личностно-ориентированные технологии.

Рассмотрим  технологию продуктивного чтения или формирования правильной читательской деятельности

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация: предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения.

Определение смысловой, тематической и эмоциональной направленности текста; выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации (с опорой на читательский опыт).

2. Постановка целей урока с учетом общей  готовности учащихся к работе  (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической).

II этап. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение текста.

 Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).                                                                    Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной нормы).

Виды творческих заданий:

- сфера осмысления содержания: рассказ о герое (событии), выборочный краткий пересказ, составление плана, постановка вопросов к тексту, ответы на контрольные вопросы и др.

- сфера воображения: составление диафильма, киносценария, комикса к тексту, творческий пересказ от лица разных персонажей, иллюстрирование, изготовление карт, схем, макетов, чтение по ролям, инсценирование, драматизация и др.

- эмоциональная сфера: выразительное чтение, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом и др.

- реакция на художественную форму: подробный художественный пересказ, стилистический эксперимент, стилизация, наблюдение над языком художественного текста и др.

Как же правильно поэтапно внедрять  систему работы с текстом на уроках в начальной школе?

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.

- Практическое отличие текста от набора предложений.

- Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.

- Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.

- Озаглавливание текста (подбор заголовков).

- Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

2 класс - обучение детей работать с текстом:

- смысловое чтение (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации);

- владение пересказом разного вида;

- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);

- выделение опорных слов (словосочетаний);

- характеристика героев и их поступков.

- Подбор антонимов и синонимов к словам.

- Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.

3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:

- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);

- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;

- выделение главной и второстепенной информации;

- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);

- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;

- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

- сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

«Читать - это еще ничего не значит; что читать и как

                                                  понимать читаемое - вот в чем главное дело»

                                                                                                          Ушинский К.Д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ ПОДХОДА LESSON STUDY

Система  образования 21-го века предполагает расширение сотрудничества между учителями, в рамках которого учителя смогут работать совместно, обмениваться инновационными и эффективными идеями, уси...

Проект "Повышение профессиональной компетентности педагогов"

Цель проекта: оказание реальной, действенной, своевременной помощипедагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний и умений, необходимых для современного педагога, его свойств, ка...

Мастер – класс по повышению профессиональной компетентности педагогов в формировании устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором  формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности.Основные научн...

Мастер – класс по повышению профессиональной компетентности педагогов в области обучения школьников активному методу восприятия литературных произведений о войне.

1. Презентация педагогического опыта педагога-мастераОбоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителемХарактеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижени...

Влияние профессиональной компетентности педагога на формирование творческого развития младшего школьника с ОВЗ

Задача учителя состоит в том, чтобы целенаправленно развивать продуктивную деятельность сознания обучающихся с ОВЗ, готовить их к творческому труду. В процессе  творческой деятельности у обучающи...

«Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка важнейшее условие повышения качества образования».

laquo;Формирование и развитие функциональной грамотности  обучающихсяна уроках русского языка важнейшее условие повышения качества образования»....

«Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка важнейшее условие повышения качества образования». 4 класс

laquo;Формирование и развитие функциональной грамотности  обучающихсяна уроках русского языка важнейшее условие повышения качества образования».4 класс...