ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ ПОДХОДА LESSON STUDY
учебно-методический материал на тему

Никитина Людмила Владимировна

Система  образования 21-го века предполагает расширение сотрудничества между учителями, в рамках которого учителя смогут работать совместно, обмениваться инновационными и эффективными идеями, усиливая тем самым влияние используемых в практической деятельности подходов в преподавании и обучении.  

При всем многообразии технологий обучения в педагогической практике: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других — реализация ведущих педагогических функций остается за учителем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учителя все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя.

 Но необходимо помнить, что обязательное условие роста профессионального мастерства это понимание, анализ и размышление над тем, что мы делаем. Однако, в любом случае учиться только на своей практике сложно и не всегда эффективно. Например, для таких целей конструктивное обсуждение урока с коллегами может быть очень полезным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на районном семинаре 16.04 2015

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ ПОДХОДА LESSON STUDY

Педагоги не могут успешно кого-то учить,

если в это же время усердно не учатся сами.

Али Апшерон

Слайд1

 Система  образования 21-го века предполагает расширение сотрудничества между учителями, в рамках которого учителя смогут работать совместно, обмениваться инновационными и эффективными идеями, усиливая тем самым влияние используемых в практической деятельности подходов в преподавании и обучении.  

При всем многообразии технологий обучения в педагогической практике: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других — реализация ведущих педагогических функций остается за учителем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учителя все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя.

 Но необходимо помнить, что обязательное условие роста профессионального мастерства это понимание, анализ и размышление над тем, что мы делаем. Однако, в любом случае учиться только на своей практике сложно и не всегда эффективно. Например, для таких целей конструктивное обсуждение урока с коллегами может быть очень полезным.

Слайд2

 Ярким примером того является    Lesson study  или «Урок - исследование», который    имеет корни  японской начальной школы, где  широко распространено профессиональное развитие практики.  Работая в небольшой группе, учителя сотрудничают друг с другом, совместно обсуждают цели обучения, планируют фактически урок  (так называемый «урок исследования»), чтобы наблюдать, как это работает на практике, а затем пересмотреть и доложить о результатах для того, чтобы другие учителя могли извлечь из этого пользу.

Слайд 3

Таким образом, можно рассматривать  Lesson study как средство для развития и усовершенствования преподавания посредством концентрации внимания на обучении учащихся и  определить способы использования Lesson study в качестве инструмента для совершенствования практики группы учителей, совместно планирующих, преподающих, наблюдающих и анализирующих обучение на исследуемых уроках. Анализ урока, проведенный даже опытным учителем, может указать на возможные пути его совершенствования; учитель становится более заинтересованным в процессе преподавания, мотивированным, вдохновленным к новой работе.

Я предлагаю вашему вниманию рекомендации, составленные в помощь для использования их при подготовке к занятиям с применением подхода Lesson study.

1. Ключевая  идея как фокус для исследования.

Учителя, проводящие уроки с применением подхода Lesson study, должны уметь определять  не только конкретные цели и задачи, но и ключевую идею исследования, новый подход, с помощью которого будет решаться существующая проблема в учебной деятельности учащихся. Она, как правило, формулируется в виде вопроса. Например: «Как мы можем научить учащихся 3-а «б» класса более эффективно использовать возможности работы в группе для стимулирования общения среди учеников с целью «совместного мышления», для того, чтобы улучшить их обучение?» По сути дела ключевая идея есть цель исследования.

Согласовывая ключевую идею будущих уроков, учителя должны ответить на многие вопросы для себя представленные на слайде.

Слайд 4

Поэтому следующим этапом совместного планирования учителями уроков будет изучение исследовательской литературы.

2. Изучение исследовательской литературы

Слайд 5

Необходимо изучить специальную литературу по данному вопросу. Учителям предстоит кропотливая работа по сбору необходимой информации для моделирования содержания урока, заданий, инструментария, выбора форм и методов работы. Для обобщения всей необходимой информации учителям предстоит запланировать несколько встреч для планирования, сколько их будет – это зависит от учителей, совместно организующих подготовку к уроку.

Слайд 6

3. Выбор класса.

Дальше идет определение учителями класса для «исследования» и кандидатуры трех «исследуемых» учеников, представителей 3-х уровней: высокого, среднего и ниже среднего(низкого)

Слайд 7

Класс для исследования определяют учителя самостоятельно, аргументируя свой выбор существующими зонами западания в учебном процессе данного класса. C целью повышения эффективности качества обучения учителя разрабатывают и совершенствуют новый подход в учебном процессе.

Учитывая то, что в классе есть учащиеся, имеющие разные уровни подготовленности, важно понимать, насколько предлагаемые задания и упражнения на уроке соответствуют уровню подготовленности учеников. Учителя должны при составлении заданий прописывать ожидаемые результаты учащихся. Научность данного подхода, подтверждающая ее эффективность, будет выражаться в сборе достоверных данных об учении ученика в процессе урока и после него при проведении интервьюирования  исследуемых учащихся.

4. Организация групп.

Слайд 8

Группы формируются учителем по принципу сообразности. Формирование групп по случайному признаку или с учетом конкретных сильных сторон индивидуальных участников групп, все это зависит от того, какие цели учителя ставят и что хотят получить в конечном итоге.

5. Проведение урока

Слайд 9

Очень важно, чтобы учитель, проводящий урок, помог учащимся позитивно настроиться на урок, тем более, что на уроке будут присутствовать еще учителя наблюдатели и будет производиться видеосъемка. Учитель в процессе занятий дает возможность учащимся, за которыми ведется наблюдение, отвечать наравне со всеми, не выделяя их. 

6. Наблюдение на уроке  за тремя «исследуемыми» учениками

Слайд 10

Учителя-наблюдатели ведут наблюдение каждый за своим учеником, внося результаты своего наблюдения в специально разработанную для данного урока схему наблюдения урока. Схема наблюдения должна быть удобная, желательно в ней отразить все этапы урока.

Слайд 11

Учитель наблюдатель должен иметь план проводимого урока. Это поможет в дальнейшем учителям-наблюдателям на уроке сравнивать устные ответы учащихся с правильными ответами предложенных заданий. Письменные задания учителя-наблюдатели могут оценить, подойдя к группе, где работает учащийся, за которым они ведут наблюдение. Также учителя ведут наблюдение за работой всего класса.

7. Интервьюирование учащихся 

Слайд 12

Интервьюирование нескольких учащихся класса после проведенного урока поможет учителям выяснить их мнения об эффективности исследовательского урока.

Слайд13

Вопросы для интервьюирования должны быть конкретными и направленными на получение обратной связи в виде деятельностной рефлексии.

8. Обсуждение исследовательского урока

Слайд 14

Обсуждение исследовательского урока можно представить как углубленную рефлексию по уроку всех участников. Учителя обсуждают исследовательский урок, соблюдая его определенную структуру. Очень важно учителям научиться не давать оценку уроку или действиям учителя.

Вначале учителя обсуждают результаты наблюдения за обучением трех «исследуемых» учеников на основе сопоставления с предварительными прогнозами, сделанными в процессе планирования, с последующим установлением причин произошедших изменений. Затем обсуждают обучение класса в целом.

При обсуждении хода исследовательского урока и процесса преподавания учителя отмечают положительные моменты всех этапов урока, проведенного учителем и деятельности учеников, а также предлагают свои предложения по улучшению урока.

 9. Совместное планирование группой следующей реализации подхода Lesson study

Слайд 15

Обсуждение проведенного урока и планирование следующих уроков, с учетом корректировки полученных результатов исследования, помогут учителям повысить качество и эффективность последующих уроков. Следующие уроки также проводятся по той же установленной структуре. Результативность такой организации учебного процесса можно будет проследить по динамике изменений успеваемости учащихся через фокус предложенного исследуемого подхода учителями – исследователями

10. Популяризация и обобщение полученных результатов по применению подхода Lesson study

Сформированные новые понятия учителями должны стать достоянием для их обобщения и представления учителям, заинтересованным в данных исследованиях.

Слайд 16

 То есть они должны представлять результаты использования подхода Lesson Study широкой аудитории коллег посредством презентации, демонстрации уроков  или коучинга.

Таким образом, организация такой практики, как исследование урока имеет ряд преимуществ, среди которых выделяются следующие:

Слайд 17

1. Целевая направленность

Зачастую академические исследования, проводимые в школах оторваны от реалий современного образовательного процесса, в то время как исследования урока непосредственно отражают существующую в данном ученическом и педагогическом коллективе, в данный момент и при конкретных условиях.

2. Один из способов профессионального развития

Проведение исследования деятельности с последующим её анализом способствует тому, что педагог становится более уверенным в том, что он делает. Как следствие, отношение учителя к процессу планирования и проведения урока меняется существенно, так как систематизированное проведения рефлексии способствует выработке умения критически взглянуть на проблему.

3. Взаимодействие с коллегами

Одной из слабых сторон педагогического процесса является изоляция учителя, вызванная нехваткой времени для проведения обсуждений с коллегами новейших технологий и авторских наработок. Работая в командах, учителя имеют возможность делиться опытом, идеями и стратегиями, доказавших свою эффективность на практике, возможность выработать и апробировать новые методы с целью усовершенствования педагогических навыков.

4. Возможная модификация школьной системы

Проведение исследований подобного типа напрямую влияет на образовательную ситуацию и стратегию развития школьной системы в будущем, так как исследование урока проводится не просто с целью усовершенствования умений и навыком конкретного учителя, а всего педагогического коллектива.

5. Анализ собственной работы

Осознавая, что при проведения исследования урока внимание сконцентрировано не на самом учителе, а на реакции учеников на проводимые им действия, педагог не испытывает давления со стороны коллег, находящихся на уроке. Как следствие, ему значительно проще критически взглянуть на процесс в целом.

Иными словами, организация подобного вида деятельности подразумевает, что исследование, как таковое, проводиться непосредственно участниками процесса, а не приглашёнными из вне компетентными лицами. Именно это и является отличительной особенностью данной технологии в сравнении с другими видами организации и проведения исследований, которые либо описывают, интерпретируют или обобщают    педагогический опыт, не принимая во внимание необходимость проведения тщательного анализа с целью     выявления образовательных проблем с последующим поиском путей их решения.

Слайд 18

 Целевая направленность    подобной технологии заключается в изучении и последующем анализе самого процесса обучения, а не деятельности самого учителя.

Таким образом, Lesson study  - это:

Наиболее эффективный способ профессионального развития;

Способствует созданию профессионального сообщества учителей;

Помогает учителям сфокусироваться на том, как думают учащиеся.

Маргарет Мид сказала: «Многие сомневаются в том, что небольшая группа думающих людей, преданных своему делу, способна изменить мир. В действительности, как показывает история, именно так всегда и происходит…»   Поэтому давайте меняться и мир изменится вместе с нами. А еще Дьюи сказал: «Если хотите изменить мир — идите в школу и начинайте оттуда!»

Слайд 19

Использованная литература:

Пит Дадли Lesson study: Руководство

Руководство для учителя 1( с.145-147)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Руководитель группы Никитина Людмила Владимировна учитель начальных классов 1 категория ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ ПОДХОДА Lesson Study Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 «Центр образования»

Слайд 2

Lesson Study Урок-исследование Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами. Али Апшерон

Слайд 3

Этапы проведения исследования Опрделение проблемы в учебной деятельности учащихся Изучение исследовательской литературы Определение учителями класса для «исследования» и кандидатуры трех «исследуемых» учеников, представителей 3-х уровней Организация групп Проведение урока Наблюдение на уроке за тремя «исследуемыми» учениками Интервьюирование учащихся Обсуждение исследовательского урока Совместное планирование группой следующей реализации подхода Lesson study Популяризация и обобщение полученных результатов по применению подхода Lesson study

Слайд 4

Этапы проведения исследования Определение проблемы в учебной деятельности учащихся Зачем я буду использовать данный подход? Почему существующие подходы не эффективны? Как мне изменить существующую проблему? Что мне необходимо предпринять для изменения существующей ситуации?

Слайд 5

Этапы проведения исследования Изучение исследовательской литературы: задания инструментарий выбор форм и методов работы

Слайд 6

Этапы проведения исследования Определение учителями кандидатуры трех «исследуемых» учеников

Слайд 7

Планирование первого Lesson Study и определение «исследуемых» учащихся Рекомендуемые действия Определите, в каком классе Вы будете проводить первый Lesson Study затем выберите трех учащихся, являющихся типичными представителями различных групп обучающихся в классе: учащихся, имеющих высокие, средние и ниже среднего показатели в общеучебных навыках или в аспектах обучения, касающихся конкретных предметов Определите уровень каждого из учащихся, работающих по ключевым направлениям Lesson Study Запишите четко и лаконично ожидаемые Вами результаты от каждого ученика по окончании Lesson Study Исследуемый ученик А Имя………….. Критерии успеха для данного ученика… По окончании серии Lesson Study ученик А будет … Дополнительные комментарии…

Слайд 8

Этапы проведения исследования Организация групп

Слайд 9

Этапы проведения исследования Проведение урока

Слайд 10

Схема планирования, наблюдения и обсуждения урока Предмет Приоритет обучения Учитель/наблюдатель Какова цель обучения на данном Lesson Study Разработка какой методики обучения является целью данного Lesson Study? Текущие достижения и критерии успеха Опишите результаты в рамках конкретных аспектов, которые Вы ожидаете от учеников по окончании Исследуемый ученик А .......................... Критерии успеха для данной фокусной группы Исследуемый ученик В.......................... Критерии успеха для данной фокусной группы Исследуемый ученик С ........................... Критерии успеха для данной фокусной группы Этап серии уроков Каким Вы ожидаете ответ ученика (ов) А Как он (она, они) отвечают в результате Примеры / вопросы Этап (примерное время) Заключительный этап (примерное время) Что учащиеся смогли сделать? (какого прогресса они достигли, и каковы тому подтверждения?) Предварительные идеи

Слайд 11

Этапы проведения исследования Наблюдение на уроке за тремя «исследуемыми» учениками

Слайд 12

Этапы проведения исследования Интервьюирование учащихся

Слайд 13

Предлагаемые вопросы для опроса исследуемых учащихся после урока Чему ты научился? Что ты сейчас можешь делать из того, что не мог делать прежде? Что ты можешь сделать лучше? Насколько лучше? и т.д. Какая часть обучения была для тебя наиболее эффективна? Если этот же урок будет проводиться в другой группе, что бы ты в нем изменил и почему?

Слайд 14

Запись обсуждения по итогам урока Исследуемый ученик А Исследуемый ученик В Исследуемый ученик С Какого прогресса достиг каждый из учащихся? Был ли он оптимальным? Какие результаты показывают другие учащиеся в представляемых ими группах? Как помогал или мешал внедряемый метод (возможно, то и другое)? Какие были неожиданности? Какой аспект(-ы) метода обучения нуждается в последующем корректировании для повышения результатов каждого Что мы должны постараться сделать в следующий раз. Ф.И.О.……………………………….. Дата…………………………………….

Слайд 15

Этапы проведения исследования Совместное планирование группой следующей реализации подхода Lesson study

Слайд 16

Этапы проведения исследования Популяризация и обобщение полученных результатов по применению подхода Lesson study презентации демонстрации уроков коучинги

Слайд 17

Преимущества Lesson Study Целевая направленность Один из способов профессионального развития Взаимодействие с коллегами Возможная модификация школьной системы Анализ собственной работы

Слайд 18

С какой целью следует проводить Lesson Study? Методика подхода Lesson Study эффективна, поскольку помогает учителям • увидеть обучение детей, подтверждающееся более явно в различных проявлениях и деталях, чем это обычно возможно • увидеть разницу между тем, что, по мнению учителя, должно происходить во время обучения детей, и тем, что происходит в реальности • понять, как планировать обучение, чтобы оно в результате максимально удовлетворяло потребностям учащихся • реализовывать подход Lesson Study в рамках профессионального сообщества учителей, приоритетной целью которого является помощь учащимся в обучении и профессиональное обучение членов группы • Использовать возможности Lesson Study в своей учительской практике

Слайд 19

Используемые источники и литература Lesson Study: руководство Пит Дадли. PeteDudley 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Повышение профессиональной компетентности педагогов"

Цель проекта: оказание реальной, действенной, своевременной помощипедагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний и умений, необходимых для современного педагога, его свойств, ка...

Мастер – класс по повышению профессиональной компетентности педагогов в формировании устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором  формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности.Основные научн...

Мастер – класс по повышению профессиональной компетентности педагогов в области обучения школьников активному методу восприятия литературных произведений о войне.

1. Презентация педагогического опыта педагога-мастераОбоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителемХарактеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижени...

Использование современных педагогических технологий с целью повышения профессиональной компетентности педагога

Использование современных педагогических технологий с целью повышения профессиональной компетентности педагога в 1 «В» классе...

Реализация основных направлений деятельности образовательного учреждения: внедрение инновационных процессов, повышение профессиональной компетентности педагогов, система сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями.ДОКЛАД

Реализация основных направлений деятельности образовательного учреждения: внедрение инновационных процессов, повышение профессиональной компетентности педагогов, система сопровождения  детей...

Технологическая карта урока как инстрмент повышения профессиональной компетентности педагога

В данном материале содержиться выступление и презентация по теме "Технологическая карта урока как инструмент повышения профессиональной компетентности педагога"...

Пути повышения профессиональной компетентности педагога – одно из условий эффективности учительского роста

В презентации рассмотрены;1.. основные составляющие   профессиональной компетентности педагога;2. формы и этапы повышения профессионального мастерства педагогов...