«Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка важнейшее условие повышения качества образования». 4 класс
статья (4 класс)
«Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся
на уроках русского языка важнейшее условие повышения качества образования».
4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shmo_2023g_funktsion._gramotnost.docx | 23.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
г. Сергиев Посад
Доклад по теме:
«Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся
на уроках русского языка важнейшее условие повышения качества образования».
4 класс
Подготовила: учитель
высшей квалификационной
категории: Есмагулова Т.В.
Моя тема самообразования — «Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка важнейшее условие повышения качества образования». Я считаю, что данная тема является актуальной в нынешнее время, т.к. современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Важнейшей задачей каждой школы является формирование грамотных людей. Основы функциональной грамотности закладываются в школе. Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: впервые термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 году ЮНЕСКО, наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность». Грамотность — это навыки чтения, письма, счета и работы с документами.
Формирование функциональной грамотности — сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные образовательные педагогические технологии. Работа школьного учителя-словесника заставляет искать пути, позволяющие сделать изучение русского языка и литературы интересным и востребованным. Необходимо соответствовать новому времени. «Взволновав, заставить задуматься» — вот формула выражения сущности преподавания русского языка и литературы. Современный учитель, ежедневно входящий в класс, твердо знает, что он хочет. Но желание научить своих учеников тому, что знает сам, зависит не столько от наличия знаний у учителя, сколько от умения сделать эти знания достоянием учеников.
Формирование языковой функциональной грамотности на уроках русского языка
Проблема формирования функциональной грамотности школьников приобрела в последние годы особенную актуальность и значимость. Часто уровень сформированности функциональной грамотности определяют как индикатор общественного благополучия. С первых шагов школьного обучения деятельность детей становится общественно значимой и общественно оцениваемой. Именно со школой связан наиболее интенсивный и личностно значимый для каждого обучающегося этап становления его функциональной грамотности.
Что же такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач.
Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов.
На уроках русского языка и литературы мы формируем не только читательскую, но и языковую ФГ. Так в чем же различие языковой и читательской ФГ? Давайте разберемся.
Читательская функциональная грамотность - способность человека понимать текст, использовать информацию из текста, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
О читательской функциональной грамотности мы уже давно наслышаны и формируем ее на каждом уроке, работая с текстом, а также на уроках смыслового чтения. И если в будущем наш выпускник сможет разобраться в инструкции или правильно понять условия заключаемого договора, значит, в школе была сформирована функциональная ЧИТАТЕЛЬСКАЯ грамотность!
А вот если тот же выпускник сможет составить инструкцию, правильно и грамотно ее сформулировав, или успешно пройти собеседование при устройстве на работу, правильно и без ошибок оформив заявление, следовательно, у него была сформирована ЯЗЫКОВАЯ функциональная грамотность.
Так что же такое языковая функциональная грамотность и как она формируется в школе?
Языковая функциональная грамотность – это владение нормативным, эстетическим и этическим аспектами культуры речи.
Уместно будет вспомнить, что Культура речи, языковая культура — распространённое в советской и российской лингвистике понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка, а также «умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения».
Сформированность языковой функциональной грамотности проявляется в:
– умении пользоваться фактами языка для реализации целей общения;
– соблюдении норм современного русского языка (орфоэпических, морфологических, словообразовательных, лексических, синтаксических и стилистических);
– соблюдении этикетных норм, правил речевого поведения, характерных для конкретных социальных условий, регулирующих употребление тех или иных речевых единиц;
– умении с помощью языковых средств грамотно выражать собственные мысли, решать конфликты с помощью слова;
– умении работать с лингвистической информацией, применять полученные знания в жизни.
Если мы проанализируем все вышеперечисленное, то придем к выводу, что эти умения и навыки перекликаются с УУД, которые являются требованиями ФГОС.
Таким образом, если мы будем работать в соответствии с Приказом Министерства Образования науки и культуры РФ № 413 об утверждении Федерального Государственного образовательго стандарта среднего общего образования, мы и будем формировать языковую функциональную грамотность. Не изобретая ничего нового, лишь используя инновационные образовательные технологии, мы формируем функциональную грамотность, в том числе языковую.
Добиться вышеперечисленных результатов поможет учителю использование современных инновационных технологий, которые позволят обучающимся саморазвиваться, самосовершенствоваться, самореализоваться путём осмысленного и деятельного усвоения нoвого социального опыта.
В своей педагогической практике активно применяем РАЗЛИЧНЫЕ инновационные технoлогии: технологии проектно-исследовательской деятельности, технологии развивающего обучения, информационно-коммуникационные технологии, технологии проблемного обучения, игровые технологии, технологии критического мышления и другие. О них говорим и знаем мы все очень много, поэтому мы не останавливаемся на этом.
Анализ содержания заданий УМК по русскому языку позволяют сделать вывод, что курс «Русский язык» разработан в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта и нацелен на развитие функциональной языковой грамотности школьника, прежде всего, на основе освоения предметных знаний, понятий, ведущих идей предмета.
В данной программе реализован коммуникативно- деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не столько в знаниевой, сколько в деятельностной форме. Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка, нацеленность его на метапредметные результаты в данном УМК является важнейшими условиями формирования функциональной грамотности (в том числе языковой), способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
В авторском курсе усиливается речевая направленность. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
На своих уроках мы используем приемы, заложенные в учебнике, при введении новых знаний. Они основаны на технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком открытия знаний.
Как в настоящем научном творчестве постановка проблемы идет через проблемную ситуацию, так и на уроке открытия новых знаний постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов: 1) учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2) ученики осознают противоречие и формулируют проблему; 3) учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы.
Таким образом, в материале УМК уже заложено в решении одной из задач языковой функциональной грамотности: умение работать с лингвистической информацией, применять полученные знания в жизни.
Важнейшей задачей формирования языковой функциональной грамотности является соблюдение обучающимися этикетных норм, правил речевого поведения, характерных для конкретных социальных условий, регулирующих употребление тех или иных речевых единиц; умение с помощью языковых средств грамотно выражать собственные мысли.
Таким образом, в заключение нашей темы, хочется отметить, что функциональную грамотность, в том числе языковую, мы формируем практически на каждом своем уроке, построенном в соответствии с ФГОС, просто не задумываемся об этом.
«У языка две основные функции: он является орудием человеческого мышления и орудием общения людей друг с другом. И сам язык может развиваться только потому, что он одновременно выполняет обе эти функции»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
Данный материал показывает на практических примерах использование ИКТ-технологий на уроках в начальных классах....
Проектная деятельность на уроках русского языка с целью повышения качества образования в условиях введения ФГОС
Мастер - класс для учителей начальных классов....
Представление педагогического опыта по теме: "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка как фактор повышения качества образования".
В течении ряда лет среди учителей начальных классов все большее признание получает система обучения русскому языку Г.А.Бакулиной. Она направлена на повышение качества устной и письменной речи де...
Активные формы обучения – эффективное условие формирования УУД у младших школьников на уроке и внеурочной деятельности, способствующие повышению качества образования в рамках ФГОС.
Презентация к докладу...
Деятельностный метод на уроках русского языка как фактор повышения качества образования
Деятельностный метод – метод обучения, при котором ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавател...
Презентация "Формирование познавательных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках русского языка как способ повышения качества образования в условиях ФГОС НОО"
Презентация "Формирование познавательных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках русского языка как способ повышения качества образования в условиях ФГОС НОО"...
«Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка важнейшее условие повышения качества образования».
laquo;Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихсяна уроках русского языка важнейшее условие повышения качества образования»....