Таблица оценки сформированности УУД у обучающихся с РАС
материал
Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с ОВЗ определяет две составляющие в развитии компетенций ребенка с РАС: академические навыки и универсальные учебные действия (УУД) (для вариантов 8.1 и 8.2) / базовые учебные действия (БУД) (для вариантов 8.3 и 8.4).
Критерием оценки сформированности УУД (для вариантов 8.1 и 8.2) / оценки жизненных компетенций (для вариантов 8.3 и 8.4) служит соответствие поведения ребенка с РАС требованиям регламентированной школьной деятельности.
Для выявления результативности коррекционной работы с обучающимися с РАС можно использовать Протокол психолого-педагогической диагностики ребенка с РАС (младшего школьного возраста). Он построен с учетом методических разработок ФРЦ РАС под руководством Хаустова А.В. и тестовых таблиц возрастных нормативов, представленных в различных исследованиях Мухиной В.С., Обуховой Л.Ф., Лисиной М.И., Стребелевой Е.А., Филичевой Т.Б., Соболевой А.В., Эльконина Д.Б. и др.
Комплексная оценка навыков ребенка поможет нам корректно поставить задачи, подобрать необходимые материалы, чтобы начать работу с ребенком, в начале года на этапе формулирования задач планирования последующей коррекционной работы и конце учебного года - для оценки результативности работы.
На заседании ППк ОО все специалисты, участвующие в психолого-педагогическом сопровождении, коллегиально определяют приоритетные планируемые результаты ребенка в области формирования УУД, стратегии их достижения и способы оценки достижения планируемых результатов. Определяют специалистов сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог / учитель), которые будут совместно с учителем участвовать в формировании навыков. При необходимости, это могут быть все специалисты команды сопровождения. Важно четко определить роль каждого специалиста, так как навык, отрабатываемый в рамках обучения в классе, может быть использован на занятиях учителем-логопедом или психологом. И наоборот, коммуникативным навыкам (например, владению системой альтернативной коммуникации), как правило, обучает педагог-психолог или учитель-дефектолог на индивидуальном занятии, а затем данный навык обобщают на уроках, в режимных моментах, чтобы ввести его в регулярное использование ребенком.
В качестве направлений сопровождения выбираются не более 5-6 целей на основе результатов заполнения Таблицы оценки сформированности УУД. Рекомендуется делать упор на базовые навыки, которые связаны с развитием речи, а также на навыки, способствующие эффективному обучению, развитию и социализации ребенка с РАС в будущем.
В Протокол включены 18 навыков, разделенных на 4 сферы: учебная деятельность, поведение (социализация), коммуникация, внеурочная деятельность.
Каждый навык имеет 5 уровней сформированности: от 0 баллов (полное отсутствие данного навыка у ребенка) до 4 баллов (навык сформирован на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием). Допускается шаг оценивания в 0,5 балла.
Количественные показатели по каждому навыку переносятся в Профиль сформированности УУД В столбцах «Начало» при помощи штриховки отмечается количество набранных обучающимся баллов по каждому навыку. В результате, получается диаграмма, отражающая уровень сформированности различных сфер УУД, что позволяет выявить направления психолого-педагогического сопровождения на текущий учебный год.
Таблица оценки сформированности УУД и Профиль сформированности УУД составляется ежегодно индивидуально на каждого обучающегося с РАС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
protokol.docx | 35.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Таблица оценки сформированности УУД у обучающихся с РАС
Ученик: | Класс: | |||
Учитель: | Специалисты сопровождения: | |||
Дата начала наблюдений: | Дата конца наблюдений: | |||
УУД (личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные) | Баллы | |||
баллы | начало | конец | ||
1. Мотивация к учебной деятельности | ||||
С удовольствием ходит в школу на большинство уроков, сформирована учебно-познавательная мотивация | 4 | |||
Демонстрирует единичные протестные реакции (описать какие именно) в ситуации обучения в классе, но продолжает выполнять задания | 3 | |||
Иногда демонстрирует протестные реакции (описать какие именно) на конкретных уроках (описать какие именно) или при выполнении определенных заданий (описать какие именно), отказ от выполнения заданий | 2 | |||
Часто демонстрирует выраженные протестные реакции (описать какие именно) на конкретных уроках (описать какие именно), отказ от выполнения определенных заданий (описать какие именно) | 1 | |||
Часто демонстрирует выраженные протестные реакции (описать какие именно), отказывается от выполнения заданий на большинстве уроков | 0 | |||
2. Соблюдение норм и правил поведения (школа, общественные места) | ||||
Соблюдает нормы и правила поведения, как в школе, так и в общественных местах на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием | 4 | |||
Соблюдает установленные нормы и правила поведения в школе. Изредка нуждается в незначительной помощи со стороны взрослого. В незнакомой ситуации способен ориентироваться на модель поведения другого человека: «Посмотри, как ведет себя мальчик. Веди себя так же» | 3 | |||
Самостоятельно соблюдает правила поведения в структурированной ситуации (урок). В неструктурированной ситуации (перемена, столовая, экскурсия и пр.), непредвиденная смена помещения или педагога, нуждается в контроле со стороны взрослого | 2 | |||
Соблюдает школьные нормы и правила поведения только при постоянном контроле со стороны взрослого | 1 | |||
Не соблюдает большинство правил поведения (например, выбегает из класса, не соблюдает очередь и пр.) в школе и в общественных местах даже при постоянном контроле взрослого | 0 | |||
3. Самостоятельность (степень участия взрослого, тьютора) | ||||
Способен действовать самостоятельно на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием | 4 | |||
Способен действовать самостоятельно. Поддержка взрослого необходима в новых(каких именно), незнакомых ситуациях | 3 | |||
Нуждается в сопровождении тьютора только в некоторых ситуациях (описать какие именно) и на некоторых уроках (описать на каких именно) | 2 | |||
Нуждается в постоянном присутствии тьютора на всех уроках и в течение всех режимных моментов, но некоторые действия ребенок способен выполнить самостоятельно (описать какие именно) | 1 | |||
Нуждается в постоянном сопровождении и помощи тьютора(максимальная степень участия тьютора) | 0 | |||
4. Овладение начальными навыками адаптации к изменениям | ||||
Легко адаптируется к изменениям в классе, в школе (порядок уроков, место в классе и пр.) на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием | 4 | |||
Демонстрирует негативные реакции (описать какие именно) на конкретные единичные изменения (какие). (Например, хочет сидеть на определенном месте в столовой и пр.) | 3 | |||
Иногда демонстрирует негативные реакции (описать какие именно) на изменения (какие), легко успокаивается | 2 | |||
Бурно реагирует (описать как именно) даже на незначительные изменения (какие), но легко успокаивается | 1 | |||
Бурно реагирует (описать как именно) даже на незначительные изменения (какие) в классе, в школе, с трудом успокаивается | 0 | |||
5. Умение ориентироваться в пространстве класса, школы | ||||
Самостоятельно ориентируется в пространстве класса, школы | 4 | |||
Самостоятельно ориентируется в пространстве класса, в большинстве случаев способен найти необходимое помещение в школе | 3 | |||
Самостоятельно ориентируется в пространстве класса. При передвижениях по школе нуждается в помощи взрослого, изредка ориентируется на визуальные подсказки | 2 | |||
Ориентируется в пространстве класса при использовании визуальных подсказок | 1 | |||
Не ориентируется в пространстве класса, школы | 0 | |||
6. Умение организовать учебное пространство | ||||
Может самостоятельно приготовиться к определенному уроку или в качестве подсказки способен использовать модель поведения другого человека. Самостоятельно поддерживает порядок на рабочем месте на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием | 4 | |||
Способен самостоятельно приготовиться к уроку, ориентируясь на фронтальную инструкцию. Не способен в качестве подсказки использовать модель поведения другого человека | 3 | |||
Готовится к уроку и соблюдает порядок на рабочем месте, в основном ориентируется на фронтальную инструкцию, но может нуждаться в частичной помощи взрослого | 2 | |||
Готовится к уроку и соблюдает порядок на рабочем месте при частичной помощи со стороны взрослого, но ориентируется на инструкцию, обращенную персонально к нему | 1 | |||
Нуждается в постоянной помощи со стороны взрослого при организации учебного пространства | 0 | |||
7. Умение принимать учебную задачу | ||||
Понимает и принимает большинство фронтальных и индивидуальных учебных инструкций | 4 | |||
Понимает и принимает знакомые фронтальные инструкции, иногда требуется индивидуальное дублирование | 3 | |||
Понимает и принимает инструкции, подкрепленные жестом или визуальной подсказкой | 2 | |||
Не приступает к выполнению задания самостоятельно. Нуждается в персональной, неоднократно повторенной учебной инструкции | 1 | |||
Не приступает к выполнению задания самостоятельно. Нуждается в физической поддержке взрослого (например, взрослый сидит рядом, берет руку ученика, и они пишут вместе слово) | 0 | |||
8. Умение сохранять учебную задачу | ||||
Самостоятельно выполняет знакомое задание до конца | 4 | |||
Эпизодически прекращает выполнение задания, но самостоятельно способен к продолжению учебной деятельности | 3 | |||
Эпизодически прекращает выполнение задания. Нуждается во внешнем побуждении к продолжению учебной деятельности только для сложного или продолжительного задания | 2 | |||
Эпизодически прекращает выполнение задания. Нуждается в постоянном внешнем побуждении к продолжению учебной деятельности | 1 | |||
Нуждается в постоянном внешнем побуждении к продолжению учебной деятельности при выполнении большинства заданий | 0 | |||
9. Способность добиваться результата | ||||
Прикладывает усилия для получения результата, проявляет настойчивость, добивается результата на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием | 4 | |||
При необходимости прикладывать усилия для достижения результата, встречаясь с трудностями, сразу обращается за помощью, не делает попыток добиться результата самостоятельно | 3 | |||
При необходимости прикладывать усилия для достижения результата, встречаясь с трудностями, протестует и отказывается от выполнения задания | 2 | |||
Как правило, начинает выполнять задание, но при необходимости прикладывать малейшие усилия для достижения результата, встречаясь с трудностями, прекращает деятельность | 1 | |||
Не начинает выполнять задание, если оно ему кажется сложным и не обращается за помощью | 0 | |||
10. Оценивание правильности выполнения действий в соответствии с поставленной задачей (поиск ошибок) | ||||
Самостоятельно проверяет и находит ошибки на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием | 4 | |||
Способен найти самостоятельно незначительное количество ошибок | 3 | |||
Самостоятельно найти ошибки не способен, может найти ошибки при минимальной помощи учителя | 2 | |||
Способен найти единичные ошибки при постоянной помощи со стороны взрослого | 1 | |||
Не способен находить ошибки, не понимает, что от него требуется | 0 | |||
11. Восприятие оценки учителя и одноклассников (отметка, оценка как похвала/порицание) | ||||
Адекватно воспринимает оценку, как учителя, так и одноклассников на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием | 4 | |||
Адекватно воспринимает оценку учителя. Чрезмерно эмоционально реагирует на негативную оценку сверстников | 3 | |||
Эпизодически излишне эмоционально реагирует на оценку (плачет, чрезмерно расстраивается) | 2 | |||
Ребенок принимает только положительную (с его точки зрения) оценку своей деятельности. В случае неприятия оценки бурно реагирует (проявляет агрессию, плачет и пр.) | 1 | |||
Безразличен к внешней оценке (учителя, одноклассников) | 0 | |||
12. Перенос (генерализация) знаний, умений и навыков | ||||
Легко использует усвоенные знания и сформированные навыки в новых ситуациях на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием, не нуждается в специальном обучении для этого | 4 | |||
Способен в основном самостоятельно переносить знания и навыки в аналогичную среду, но иногда нуждается в специальном обучении | 3 | |||
Способен к переносу единичных усвоенных знаний и навыков в аналогичную среду без специального обучения, но в основном нуждается в таком обучении | 2 | |||
Нуждается в специальном обучении, чтобы переносить хорошо учебные знания и отработанные навыки в аналогичную учебную ситуацию | 1 | |||
Не использует сформированные навыки и усвоенные знания в новых ситуациях | 0 | |||
13. Навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми | ||||
Вместе с другими планирует и участвует в совместных мероприятиях (совместная игра, соревнование, другая совместная деятельность) на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием | 4 | |||
При планировании совместной деятельности соглашается на предложения других, но во время деятельности эпизодически начинает выполнять действия без ориентации на партнеров | 3 | |||
При планировании совместной деятельности настаивает на своем, не учитывает интересы и пожелания других. В случае отказа принять его требования, может избегать совместной деятельности | 2 | |||
Эпизодически(самостоятельно или с помощью взрослого) включается в совместную деятельность, но быстро теряет интерес | 1 | |||
Избегает совместной деятельности. Может бурно реагировать (описать как именно) при попытках включения его в совместную деятельность | 0 | |||
14. Использование коммуникативных средств | ||||
Адекватно выражает просьбу, отказ, просит о помощи в любых ситуациях с разными людьми на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием | 4 | |||
Адекватно выражает просьбу, отказ, просит о помощи. В новых(каких именно) ситуациях требуется напоминание | 3 | |||
Может выражать просьбу, отказ, просит о помощи и пр. иногда требуется напоминание в привычных для ребенка ситуациях | 2 | |||
Способен выражать просьбу, отказ, просить помощь доступными средствами при наличии поддержки со стороны взрослого. Эпизодическииспользует крик или другие формы нежелательного поведения (описать какие именно) | 1 | |||
Не владеет навыком выражения просьб (в том числе просьбе о помощи) либо использует с этой целью нежелательные формы поведения (какие именно) | 0 | |||
15. Умение вести диалог | ||||
Умеет адекватно начинать и завершать диалог, учитывать интересы собеседника, придерживаться темы диалога на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием | 4 | |||
Может в течение некоторого времени поддерживать диалог на тему, предложенную собеседником | 3 | |||
Предпочитает говорить на интересующие его темы, не учитывая мнение собеседника | 2 | |||
Иногда инициирует диалог с другими людьми | 1 | |||
Самостоятельно диалог не инициирует. Способен отвечать на вопросы других людей | 0 | |||
16. Умение задавать вопросы | ||||
Задает вопросы разным людям в адекватной форме для получения необходимой информации на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием | 4 | |||
Задает вопросы знакомым взрослым и сверстникам для получения необходимой информации | 3 | |||
Задает некоторые вопросы для получения необходимой информации, но только взрослым. Вопросы сверстникам может задать только с поддержкой взрослого | 2 | |||
Часто стереотипно повторяет один и тот же вопрос даже в тех случаях, когда на них уже был получен ответ | 1 | |||
Практически не задает вопросы | 0 | |||
17. Эмоциональная отзывчивость, сопереживание | ||||
Выражает сочувствие и проявляет заботу по отношению к другим людям (в том числе помогает, радуется за их успехи и пр.) на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием | 4 | |||
Выражает сочувствие и проявляет заботу по отношению к другим людям. Понимает причины некоторых эмоциональных состояний других людей | 3 | |||
Замечает эмоциональное состояние других людей. Иногда выражает сочувствие и проявляет заботу по отношению к другим людям | 2 | |||
Иногда проявляет интерес к эмоциям других (смотрит, подходит, комментирует, пр.) | 1 | |||
Отсутствует реакция на чувства и переживания других людей, либо реагирует специфическим образом (плачет, смеется и пр.) | 0 | |||
18. Умение организовать собственную деятельность (перемена, досуг) | ||||
Организует собственную деятельность, в том числе опираясь на модель поведения другого человека на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием. Часто выбирает себе такое же занятие, что и окружающие, занимается им продолжительное время | 4 | |||
Самостоятельно организует свою деятельность, способен заниматься чем-либо продолжительное время, но деятельность носит достаточно стереотипный характер | 3 | |||
Нуждается в незначительной помощи со стороны взрослого при организации деятельности. Самостоятельно либо после подсказки выбирает себе простое занятие. Может быстро пресыщаться и менять один вид деятельности на другой | 2 | |||
Самостоятельно организовать собственную деятельность не может. Способен заняться какой-либо деятельностью только при постоянном внешнем стимулировании со стороны взрослого | 1 | |||
Не способен самостоятельно организовать свою деятельность. Будучи предоставлен самому себе демонстрирует полевое поведение и/или множественную аутостимуляцию. Попытка предложить ему какое-либо занятие не приводят к успеху (полевое поведение, аутостимуляция либо просто стоит) | 0 |
Приложение 4
Профиль сформированностиУУД у обучающегося с РАС в 20_____/ 20______ учебном году
Фамилия, имя ребенка_________________________________________ Дата рождения_________________________
Дата первичного заполнения ______________________________ Дата повторного заполнения___________
Баллы | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | |||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
0 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивация к учебной деятельности | Соблюдение правил и норм | Самостоятельность | Овладение навыками адаптации | Умение ориентироваться в пространстве школы | Умение организовать учебное пространство | Умение принимать учебную задачу | Умение сохранять учебную задачу | Способность добиваться результата | Оценивание правильности выполнения действий | Восприятие оценки учителя и одноклассников | Перенос (генерализация) знаний, умений и навыков | Навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми | Использование коммуникативных средств | Умение вести диалог | Умение задавать вопросы | Эмоциональная отзывчивость, сопереживание | Умение организовать собственную деятельность |
Профиль сформированности УУД у обучающегося с РАС в 2021/ 2022 учебном году
Фамилия, имя ребенка ХХХХХХХХХХ Класс 3
Дата первичного заполнения Дата повторного заполнения_
Баллы | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец |
4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивация к учебной деятельности | Соблюдение правил и норм | Самостоятельность | Овладение навыками адаптации | Умение ориентироваться в пространстве школы | Умение организовать учебное пространство | Умение принимать учебную задачу | Умение сохранять учебную задачу | Способность добиваться результата | Оценивание правильности выполнения действий | Восприятие оценки учителя и одноклассников | Перенос (генерализация) знаний, умений и навыков | Навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми | Использование коммуникативных средств | Умение вести диалог | Умение задавать вопросы | Эмоциональная отзывчивость, сопереживание | Умение организовать собственную деятельность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Оценка сформированности УУД"
Выступление на ШМО...
Тесты для оценки сформированности универсальных учебных действий.
В данной работе представлены тесты для оценки сформированности личностных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий....
Контрольно-измерительная работа для оценки уровня сформированности ключевых компетенций обучающихся 4 классов
Данное задание направлено на проверку или формирование следующих умений: - определение основн...
Психодиагностические методики для оценки сформированности познавательных и коммуникативных УУД обучающихся 1-3 классов в соответствии с требованиями ФГОС
Психодиагностические методики предназначены для изучения мыслительных операций и коммуникативных умений обучающихся 1-х-3-х классов в соответствии с требованиями ФГОС....
Тест на оценку сформированности навыков чтения.
Тест на оценку сформированности навыков чтения(познавательные УУД) из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой...
Задания для оценки сформированности РУУД.
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни челове...
Сводная таблица сформированности предметных результатов обучающихся 2 класса 2021-2022 учебный год
Сводная таблица сформированности предметных результатов обучающихся 2 класс за 2021-2022 учебный год....
- Мне нравится (1)