Таблица оценки сформированности УУД у обучающихся с РАС
материал

Усольцева Елена Викторовна

Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с ОВЗ определяет две составляющие в развитии компетенций ребенка с РАС: академические навыки и универсальные учебные действия (УУД) (для вариантов 8.1 и 8.2) / базовые учебные действия (БУД) (для вариантов 8.3 и 8.4).

Критерием оценки сформированности УУД (для вариантов 8.1 и 8.2) / оценки жизненных компетенций (для вариантов 8.3 и 8.4) служит соответствие поведения ребенка с РАС требованиям регламентированной школьной деятельности.

Для выявления результативности коррекционной работы с обучающимися с РАС можно использовать  Протокол психолого-педагогической диагностики ребенка с РАС (младшего школьного возраста). Он  построен с учетом  методических  разработок ФРЦ РАС под руководством Хаустова А.В. и тестовых таблиц возрастных нормативов, представленных в различных исследованиях Мухиной В.С., Обуховой Л.Ф., Лисиной М.И., Стребелевой Е.А., Филичевой Т.Б., Соболевой А.В., Эльконина Д.Б. и др.

Комплексная оценка навыков ребенка поможет нам корректно поставить задачи, подобрать необходимые материалы,  чтобы начать работу с ребенком,  в начале года на этапе формулирования задач планирования последующей коррекционной работы  и конце учебного года - для оценки результативности работы.

На заседании ППк ОО все специалисты, участвующие в психолого-педагогическом сопровождении, коллегиально определяют приоритетные планируемые результаты ребенка в области формирования УУД, стратегии их достижения и способы оценки достижения планируемых результатов. Определяют специалистов сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог / учитель), которые будут совместно с учителем участвовать в формировании навыков. При необходимости, это могут быть все специалисты команды сопровождения. Важно четко определить роль каждого специалиста, так как навык, отрабатываемый в рамках обучения в классе, может быть использован на занятиях учителем-логопедом или психологом. И наоборот, коммуникативным навыкам (например, владению системой альтернативной коммуникации), как правило, обучает педагог-психолог или учитель-дефектолог  на индивидуальном занятии, а затем данный навык обобщают на уроках, в режимных моментах, чтобы ввести его в регулярное использование ребенком.

В качестве направлений сопровождения выбираются не более 5-6 целей на основе результатов заполнения Таблицы оценки сформированности УУД. Рекомендуется делать упор на базовые навыки, которые связаны с развитием речи, а также на навыки, способствующие эффективному обучению, развитию и социализации ребенка с РАС в будущем.

В Протокол включены 18 навыков, разделенных на 4 сферы: учебная деятельность, поведение (социализация), коммуникация, внеурочная деятельность.

Каждый навык имеет 5 уровней сформированности: от 0 баллов (полное отсутствие данного навыка у ребенка) до 4 баллов (навык сформирован на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием). Допускается шаг оценивания в 0,5 балла.

Количественные показатели по каждому навыку переносятся в Профиль сформированности УУД  В столбцах «Начало» при помощи штриховки отмечается количество набранных обучающимся баллов по каждому навыку. В результате, получается диаграмма, отражающая уровень сформированности различных сфер УУД, что позволяет выявить направления психолого-педагогического сопровождения на текущий учебный год.

Таблица оценки сформированности УУД и Профиль сформированности УУД составляется ежегодно индивидуально на каждого обучающегося с РАС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл protokol.docx35.01 КБ

Предварительный просмотр:

Таблица оценки сформированности УУД у обучающихся с РАС

Ученик:
Класс:
Учитель:
Специалисты сопровождения:
Дата начала наблюдений:
Дата конца наблюдений:
УУД (личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные)
Баллы
баллы
начало
конец
1. Мотивация к учебной деятельности
С удовольствием ходит в школу на большинство уроков, сформирована учебно-познавательная мотивация
4
Демонстрирует единичные протестные реакции (описать какие именно) в ситуации обучения в классе, но продолжает выполнять задания
3
Иногда демонстрирует протестные реакции (описать какие именно) на конкретных уроках (описать какие именно) или при выполнении определенных заданий (описать какие именно), отказ от выполнения заданий
2
Часто демонстрирует выраженные протестные реакции (описать какие именно) на конкретных уроках (описать какие именно), отказ от выполнения определенных заданий (описать какие именно)
1
Часто демонстрирует выраженные протестные реакции (описать какие именно), отказывается от выполнения заданий на большинстве уроков
0
2. Соблюдение норм и правил поведения (школа, общественные места)
Соблюдает нормы и правила поведения, как в школе, так и в общественных местах на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием
4
Соблюдает установленные нормы и правила поведения в школе. Изредка нуждается в незначительной помощи со стороны взрослого. В незнакомой ситуации способен ориентироваться на модель поведения другого человека: «Посмотри, как ведет себя мальчик. Веди себя так же»
3
Самостоятельно соблюдает правила поведения в структурированной ситуации (урок). В неструктурированной ситуации (перемена, столовая, экскурсия и пр.), непредвиденная смена помещения или педагога, нуждается в контроле со стороны взрослого
2
Соблюдает школьные нормы и правила поведения только при постоянном контроле со стороны взрослого
1

Не соблюдает большинство правил поведения (например, выбегает из класса, не соблюдает очередь и пр.) в школе и в общественных местах даже при постоянном контроле взрослого

0
3. Самостоятельность (степень участия взрослого, тьютора)
Способен действовать самостоятельно на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием
4
Способен действовать самостоятельно. Поддержка взрослого необходима в новых(каких именно), незнакомых ситуациях
3
Нуждается в сопровождении тьютора только в некоторых ситуациях (описать какие именно) и на некоторых уроках (описать на каких именно)
2
Нуждается в постоянном присутствии тьютора на всех уроках и в течение всех режимных моментов, но некоторые действия ребенок способен выполнить самостоятельно (описать какие именно)
1
Нуждается в постоянном сопровождении и помощи тьютора(максимальная степень участия тьютора)
0
4. Овладение начальными навыками адаптации к изменениям
Легко адаптируется к изменениям в классе, в школе (порядок уроков, место в классе и пр.) на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием
4
Демонстрирует негативные реакции (описать какие именно) на конкретные единичные изменения (какие). (Например, хочет сидеть на определенном месте в столовой и пр.)
3
Иногда демонстрирует негативные реакции (описать какие именно) на изменения (какие), легко успокаивается
2
Бурно реагирует (описать как именно) даже на незначительные изменения (какие), но легко успокаивается
1
Бурно реагирует (описать как именно) даже на незначительные изменения (какие) в классе, в школе, с трудом успокаивается
0
5. Умение ориентироваться в пространстве класса, школы
Самостоятельно ориентируется в пространстве класса, школы
4
Самостоятельно ориентируется в пространстве класса, в большинстве случаев способен найти необходимое помещение в школе
3
Самостоятельно ориентируется в пространстве класса. При передвижениях по школе нуждается в помощи взрослого, изредка ориентируется на визуальные подсказки
2
Ориентируется в пространстве класса при использовании визуальных подсказок
1
Не ориентируется в пространстве класса, школы
0
6. Умение организовать учебное пространство
Может самостоятельно приготовиться к определенному уроку или в качестве подсказки способен использовать модель поведения другого человека. Самостоятельно поддерживает порядок на рабочем месте на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием
4
Способен самостоятельно приготовиться к уроку, ориентируясь на фронтальную инструкцию. Не способен в качестве подсказки использовать модель поведения другого человека
3
Готовится к уроку и соблюдает порядок на рабочем месте, в основном ориентируется на фронтальную инструкцию, но может нуждаться в частичной помощи взрослого
2
Готовится к уроку и соблюдает порядок на рабочем месте при частичной помощи со стороны взрослого, но ориентируется на инструкцию, обращенную персонально к нему
1
Нуждается в постоянной помощи со стороны взрослого при организации учебного пространства
0
7. Умение принимать учебную задачу
Понимает и принимает большинство фронтальных и индивидуальных учебных инструкций
4
Понимает и принимает знакомые фронтальные инструкции, иногда требуется индивидуальное дублирование
3
Понимает и принимает инструкции, подкрепленные жестом или визуальной подсказкой
2
Не приступает к выполнению задания самостоятельно. Нуждается в персональной, неоднократно повторенной учебной инструкции
1
Не приступает к выполнению задания самостоятельно. Нуждается в физической поддержке взрослого (например, взрослый сидит рядом, берет руку ученика, и они пишут вместе слово)
0
8. Умение сохранять учебную задачу
Самостоятельно выполняет знакомое задание до конца
4
Эпизодически прекращает выполнение задания, но самостоятельно способен к продолжению учебной деятельности
3
Эпизодически прекращает выполнение задания. Нуждается во внешнем побуждении к продолжению учебной деятельности только для сложного или продолжительного задания
2
Эпизодически прекращает выполнение задания. Нуждается в постоянном внешнем побуждении к продолжению учебной деятельности
1
Нуждается в постоянном внешнем побуждении к продолжению учебной деятельности при выполнении большинства заданий
0
9. Способность добиваться результата

Прикладывает усилия для получения результата, проявляет настойчивость, добивается результата на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием

4

При необходимости прикладывать усилия для достижения результата, встречаясь с трудностями, сразу обращается за помощью, не делает попыток добиться результата самостоятельно

3

При необходимости прикладывать усилия для достижения результата, встречаясь с трудностями, протестует и отказывается от выполнения задания

2

Как правило, начинает выполнять задание, но при необходимости прикладывать малейшие усилия для достижения результата, встречаясь с трудностями, прекращает деятельность

1

Не начинает выполнять задание, если оно ему кажется сложным и не обращается за помощью

0
10. Оценивание правильности выполнения действий в соответствии с поставленной задачей (поиск ошибок)
Самостоятельно проверяет и находит ошибки на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием
4
Способен найти самостоятельно незначительное количество ошибок
3
Самостоятельно найти ошибки не способен, может найти ошибки при минимальной помощи учителя
2
Способен найти единичные ошибки при постоянной помощи со стороны взрослого
1
Не способен находить ошибки, не понимает, что от него требуется
0
11. Восприятие оценки учителя и одноклассников (отметка, оценка как похвала/порицание)
Адекватно воспринимает оценку, как учителя, так и одноклассников на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием
4
Адекватно воспринимает оценку учителя. Чрезмерно эмоционально реагирует на негативную оценку сверстников
3
Эпизодически излишне эмоционально реагирует на оценку (плачет, чрезмерно расстраивается)
2
Ребенок принимает только положительную (с его точки зрения) оценку своей деятельности. В случае неприятия оценки бурно реагирует (проявляет агрессию, плачет и пр.)
1
Безразличен к внешней оценке (учителя, одноклассников)
0
12. Перенос (генерализация) знаний, умений и навыков
Легко использует усвоенные знания и сформированные навыки в новых ситуациях на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием, не нуждается в специальном обучении для этого
4
Способен в основном самостоятельно переносить знания и навыки в аналогичную среду, но иногда нуждается в специальном обучении
3
Способен к переносу единичных усвоенных знаний и навыков в аналогичную среду без специального обучения, но в основном нуждается в таком обучении
2
Нуждается в специальном обучении, чтобы переносить хорошо учебные знания и отработанные навыки в аналогичную учебную ситуацию
1
Не использует сформированные навыки и усвоенные знания в новых ситуациях
0
13. Навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми
Вместе с другими планирует и участвует в совместных мероприятиях (совместная игра, соревнование, другая совместная деятельность) на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием
4
При планировании совместной деятельности соглашается на предложения других, но во время деятельности эпизодически начинает выполнять действия без ориентации на партнеров
3
При планировании совместной деятельности настаивает на своем, не учитывает интересы и пожелания других. В случае отказа принять его требования, может избегать совместной деятельности
2
Эпизодически(самостоятельно или с помощью взрослого) включается в совместную деятельность, но быстро теряет интерес
1
Избегает совместной деятельности. Может бурно реагировать (описать как именно) при попытках включения его в совместную деятельность
0
14. Использование коммуникативных средств
Адекватно выражает просьбу, отказ, просит о помощи в любых ситуациях с разными людьми на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием
4
Адекватно выражает просьбу, отказ, просит о помощи. В новых(каких именно) ситуациях требуется напоминание
3
Может выражать просьбу, отказ, просит о помощи и пр. иногда требуется напоминание в привычных для ребенка ситуациях
2
Способен выражать просьбу, отказ, просить помощь доступными средствами при наличии поддержки со стороны взрослого. Эпизодическииспользует крик или другие формы нежелательного поведения (описать какие именно)
1
Не владеет навыком выражения просьб (в том числе просьбе о помощи) либо использует с этой целью нежелательные формы поведения (какие именно)
0
15. Умение вести диалог
Умеет адекватно начинать и завершать диалог, учитывать интересы собеседника, придерживаться темы диалога на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием
4
Может в течение некоторого времени поддерживать диалог на тему, предложенную собеседником
3
Предпочитает говорить на интересующие его темы, не учитывая мнение собеседника
2
Иногда инициирует диалог с другими людьми
1
Самостоятельно диалог не инициирует. Способен отвечать на вопросы других людей
0
16. Умение задавать вопросы
Задает вопросы разным людям в адекватной форме для получения необходимой информации на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием
4
Задает вопросы знакомым взрослым и сверстникам для получения необходимой информации
3
Задает некоторые вопросы для получения необходимой информации, но только взрослым. Вопросы сверстникам может задать только с поддержкой взрослого
2
Часто стереотипно повторяет один и тот же вопрос даже в тех случаях, когда на них уже был получен ответ
1
Практически не задает вопросы
0
17. Эмоциональная отзывчивость, сопереживание
Выражает сочувствие и проявляет заботу по отношению к другим людям (в том числе помогает, радуется за их успехи и пр.) на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием
4
Выражает сочувствие и проявляет заботу по отношению к другим людям. Понимает причины некоторых эмоциональных состояний других людей
3
Замечает эмоциональное состояние других людей. Иногда выражает сочувствие и проявляет заботу по отношению к другим людям
2
Иногда проявляет интерес к эмоциям других (смотрит, подходит, комментирует, пр.)
1
Отсутствует реакция на чувства и переживания других людей, либо реагирует специфическим образом (плачет, смеется и пр.)
0
18. Умение организовать собственную деятельность (перемена, досуг)
Организует собственную деятельность, в том числе опираясь на модель поведения другого человека на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием. Часто выбирает себе такое же занятие, что и окружающие, занимается им продолжительное время
4
Самостоятельно организует свою деятельность, способен заниматься чем-либо продолжительное время, но деятельность носит достаточно стереотипный характер
3
Нуждается в незначительной помощи со стороны взрослого при организации деятельности. Самостоятельно либо после подсказки выбирает себе простое занятие. Может быстро пресыщаться и менять один вид деятельности на другой
2
Самостоятельно организовать собственную деятельность не может. Способен заняться какой-либо деятельностью только при постоянном внешнем стимулировании со стороны взрослого
1
Не способен самостоятельно организовать свою деятельность. Будучи предоставлен самому себе демонстрирует полевое поведение и/или множественную аутостимуляцию. Попытка предложить ему какое-либо занятие не приводят к успеху (полевое поведение, аутостимуляция либо просто стоит)
0

Приложение 4

Профиль сформированностиУУД у обучающегося с РАС в 20_____/ 20______ учебном году

Фамилия, имя ребенка_________________________________________ Дата рождения_________________________

Дата первичного заполнения ______________________________ Дата повторного заполнения___________

Баллы

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

4

3

2

1

0

Мотивация к учебной деятельности

Соблюдение правил и норм

Самостоятельность

Овладение навыками адаптации

Умение ориентироваться в пространстве школы

Умение организовать учебное пространство

Умение принимать учебную задачу

Умение сохранять учебную задачу

Способность добиваться результата

Оценивание правильности выполнения действий

Восприятие оценки учителя и одноклассников

Перенос (генерализация) знаний, умений и навыков

Навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми

Использование коммуникативных средств

Умение вести диалог

Умение задавать вопросы

Эмоциональная отзывчивость, сопереживание

Умение организовать собственную деятельность

Профиль сформированности УУД у обучающегося с РАС в 2021/ 2022 учебном году

Фамилия, имя ребенка ХХХХХХХХХХ Класс 3

Дата первичного заполнения Дата повторного заполнения_

Баллы

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

4

3

2

1

0

Мотивация к учебной деятельности

Соблюдение правил и норм

Самостоятельность

Овладение навыками адаптации

Умение ориентироваться в пространстве школы

Умение организовать учебное пространство

Умение принимать учебную задачу

Умение сохранять учебную задачу

Способность добиваться результата

Оценивание правильности выполнения действий

Восприятие оценки учителя и одноклассников

Перенос (генерализация) знаний, умений и навыков

Навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми

Использование коммуникативных средств

Умение вести диалог

Умение задавать вопросы

Эмоциональная отзывчивость, сопереживание

Умение организовать собственную деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты для оценки сформированности универсальных учебных действий.

В данной работе представлены тесты для оценки сформированности личностных, регулятивных, коммуникативных  универсальных учебных действий....

Контрольно-измерительная работа для оценки уровня сформированности ключевых компетенций обучающихся 4 классов

Данное задание  направлено на проверку или формирование следующих  умений:                - определение основн...

Психодиагностические методики для оценки сформированности познавательных и коммуникативных УУД обучающихся 1-3 классов в соответствии с требованиями ФГОС

Психодиагностические методики предназначены для изучения мыслительных операций и коммуникативных умений обучающихся 1-х-3-х классов в соответствии с требованиями ФГОС....

Тест на оценку сформированности навыков чтения.

Тест на оценку сформированности навыков чтения(познавательные УУД) из  методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой...

Задания для оценки сформированности РУУД.

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни челове...

Сводная таблица сформированности предметных результатов обучающихся 2 класса 2021-2022 учебный год

Сводная таблица сформированности предметных результатов обучающихся 2 класс за 2021-2022 учебный год....