Буклет Погружение во внеурочную деятельность через формы и методики коллективного способа обучения для формирования функциональной грамотности.
методическая разработка

Глебец Елена Евгеньевна

Проблема внеурочной деятельности актуальна и по сей день, т.к. педагогический процесс не ограничивается обучением. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса в школе, одной из форм организации свободного времени учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_pogruzhenie_dlya_rmo_mart_24.docx619.58 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Ralko\Downloads\20240321_101845.jpg

C:\Users\Ralko\Downloads\20240321_101925.jpgC:\Users\Ralko\Downloads\IMG-28d6e0550382cb202f97fb68adb3d390-V.jpg

C:\Users\Ralko\Downloads\20240321_101819.jpg

C:\Users\Ralko\Downloads\20240321_101804.jpg

C:\Users\Ralko\Downloads\20240321_101854.jpg

C:\Users\Ralko\Downloads\20240321_110249.jpg

C:\Users\Ralko\Downloads\20240321_101839.jpg

Творческая группа нашей школы

BD15073_

Сайт школы

https://sh3-emelyanovo-r04.gosweb.gosuslugi.ru/

Руководитель творческой группы

Плешкова Любовь Николаевна

Эл.почта - pleshkova.69@inbox.ru

https://goa.1c-umi.ru/images/cms/data/05std.jpg

Погружение во внеурочную деятельность через формы и методики коллективного способа обучения для формирования функциональной грамотности.

п. Емельяново

март, 2024 год

  В настоящее время позиция педагога кардинально меняется. Он    становится не только учителем, но и воспитателем, а связано это, прежде всего с тем, что только педагог  с позицией воспитателя может осуществлять ценностное самоопределение детей, которое  так необходимо в современном мире.

  Проблема внеурочной деятельности актуальна и по сей день, т.к. педагогический процесс не ограничивается обучением. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса в школе, одной из форм организации свободного времени учащихся. На очередном заседании кооперации учителей начальных классов обсудили проблему и пришли к идее, почему бы нам не создать «островок» принципиально другой организации обучения, нежели классно-урочная, – использовать для этого внеурочную деятельность, а предметом этой деятельности сделать формирование умений работать с текстом, ориентируясь на выбор ребёнка, применяя методики и формы работы технологии КСО (Коллективный способ обучения).       Коллективное обучение является одним из важнейших фактов развития ребёнка. На практике мы наблюдаем, что взаимодействие школьников в ходе учебного процесса происходит ситуативно и редко. Учителю легче организовать обучение по схеме: учитель - ученик, нежели ученик- ученик, ученик - ученики, поскольку КСО требует дополнительных затрат при подготовке к уроку.

 Эта технология разрабатывалась Александром Георгиевичем Ривиным в 30-е годы нашего века, Виталий Кузьмич Дьяченко в 90-е.

Организационная структура учебного процесса и стадии её развития

Коллективным способом обучения (КСО) является такая его организация, при которой обучение осуществляется путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.

Специфика коллективных способов обучения

Специфика коллективных способов состоит в соблюдении следующих принципов:

  • Наличие сменных пар учащихся;
  • Их взаимообучение;
  • взаимоконтроль;
  • взаимоуправление.

Методики технологии КСО:

1.Взаимопередача текстов.

2.Взаимообмен заданиями.

3.Взаимные диктанты.

4.Взаимотренаж.

5. Методика Ривина.

 Внеурочная деятельность в младшей школе — отличный повод начать практиковать занятия по индивидуальным программам, прежде чем переходить к обязательным учебным предметам. Создали  «островок» организации обучения, принципиально отличающейся от классно-урочной системы,  для формирования умений работать с текстом, делать выбор, планировать и действовать по принципу «научился сам — научи другого».

   Творческая группа учителей начальной школы работает над организацией Погружения во внеурочную деятельность в течение пяти лет. Участники погружения во внеурочную деятельность — школьники 1–4-х классов. Погружение проходит  в конце каждой четверти, за неделю до каникул, во второй половине дня.  Распределяются обязанности организаторов — членов учительской кооперации и привлекаемых ими старших ребят. Руководитель творческой группы начальной школы становится начальником штаба — он формирует списки участников погружения, готовит табло учёта и информационные листы по направлениям работы. Мастера (учителя начальной школы) составляют программы по внеурочной деятельности, готовят таблички с названиями мастерских (например, «Очумелые ручки») и индивидуальные маршрутные листы по количеству учеников своего класса.  Помощники — ученики основной ступени ориентируют детей в штабе при определении ими своих маршрутов. Учителя-мастера готовят консультантов — «сильных» учеников из каждого класса для оказания помощи учителю.  

   Опыт работы по технологии КСО учителей ЕСОШ №3 представлен в сборнике    « Коллективное обучение по индивидуальным образовательным программам: концепции, конструирование, практические варианты», г. Красноярск, 2021 год,  статья «Малая школа» для участников  6-10 лет» (сайт КСО ККИПК ул. Мира, 76.),  статья, опубликованная в  научно-практическом журнале «Школьные технологии» - «Коллективное обучение на основе индивидуальных программ: погружение во внеурочную деятельность в начальной школе» (Koller-Lebedincev-Pogruzhenie-vo-vneurochku-2021.docx), на сайте школы  в разделе «Новости (от 28.11.2023 г.)

   Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, рaскрывaется как личность. В планах творческой группы продолжать работу в этом направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы в г. Ачинске"

Рецензируемая методическая разработка представляет собой материалы методического семинара,посвященного формированию функциональной грамотности у учащихся начальных классов в городе Ачинске. Разработка...

"Роль методик коллективных занятий в погружении во внеурочную деятельность в начальных классах".

У нас возник  вопрос, как формировать функциональную грамотность, а конкретно читательскую? На занятиях по предметам  использовали методики  КУЗ (коллективных учебных занятий), раб...

Проектная деятельность как средство формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

Актуальность  данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения в условиях ФГОС нового поколения. Включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность  обуслов...

Статья «Коллективное обучение на основе индивидуальных программ погружение во внеурочную деятельность в начальной школе»

В статье описаны общие принципы организации, основные этапы проведения, устройство и содержание программ мастерских, технологии взаимодействия педагогов и учеников. Отдельно уделено внимание формам ин...