Буклет Погружение во внеурочную деятельность через формы и методики коллективного способа обучения для формирования функциональной грамотности.
методическая разработка
Проблема внеурочной деятельности актуальна и по сей день, т.к. педагогический процесс не ограничивается обучением. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса в школе, одной из форм организации свободного времени учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_pogruzhenie_dlya_rmo_mart_24.docx | 619.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческая группа нашей школы
Сайт школы
https://sh3-emelyanovo-r04.gosweb.gosuslugi.ru/
Руководитель творческой группы
Плешкова Любовь Николаевна
Эл.почта - pleshkova.69@inbox.ru
Погружение во внеурочную деятельность через формы и методики коллективного способа обучения для формирования функциональной грамотности.
п. Емельяново
март, 2024 год
В настоящее время позиция педагога кардинально меняется. Он становится не только учителем, но и воспитателем, а связано это, прежде всего с тем, что только педагог с позицией воспитателя может осуществлять ценностное самоопределение детей, которое так необходимо в современном мире.
Проблема внеурочной деятельности актуальна и по сей день, т.к. педагогический процесс не ограничивается обучением. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса в школе, одной из форм организации свободного времени учащихся. На очередном заседании кооперации учителей начальных классов обсудили проблему и пришли к идее, почему бы нам не создать «островок» принципиально другой организации обучения, нежели классно-урочная, – использовать для этого внеурочную деятельность, а предметом этой деятельности сделать формирование умений работать с текстом, ориентируясь на выбор ребёнка, применяя методики и формы работы технологии КСО (Коллективный способ обучения). Коллективное обучение является одним из важнейших фактов развития ребёнка. На практике мы наблюдаем, что взаимодействие школьников в ходе учебного процесса происходит ситуативно и редко. Учителю легче организовать обучение по схеме: учитель - ученик, нежели ученик- ученик, ученик - ученики, поскольку КСО требует дополнительных затрат при подготовке к уроку.
Эта технология разрабатывалась Александром Георгиевичем Ривиным в 30-е годы нашего века, Виталий Кузьмич Дьяченко в 90-е.
Организационная структура учебного процесса и стадии её развития
Коллективным способом обучения (КСО) является такая его организация, при которой обучение осуществляется путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.
Специфика коллективных способов обучения
Специфика коллективных способов состоит в соблюдении следующих принципов:
- Наличие сменных пар учащихся;
- Их взаимообучение;
- взаимоконтроль;
- взаимоуправление.
Методики технологии КСО:
1.Взаимопередача текстов.
2.Взаимообмен заданиями.
3.Взаимные диктанты.
4.Взаимотренаж.
5. Методика Ривина.
Внеурочная деятельность в младшей школе — отличный повод начать практиковать занятия по индивидуальным программам, прежде чем переходить к обязательным учебным предметам. Создали «островок» организации обучения, принципиально отличающейся от классно-урочной системы, для формирования умений работать с текстом, делать выбор, планировать и действовать по принципу «научился сам — научи другого».
Творческая группа учителей начальной школы работает над организацией Погружения во внеурочную деятельность в течение пяти лет. Участники погружения во внеурочную деятельность — школьники 1–4-х классов. Погружение проходит в конце каждой четверти, за неделю до каникул, во второй половине дня. Распределяются обязанности организаторов — членов учительской кооперации и привлекаемых ими старших ребят. Руководитель творческой группы начальной школы становится начальником штаба — он формирует списки участников погружения, готовит табло учёта и информационные листы по направлениям работы. Мастера (учителя начальной школы) составляют программы по внеурочной деятельности, готовят таблички с названиями мастерских (например, «Очумелые ручки») и индивидуальные маршрутные листы по количеству учеников своего класса. Помощники — ученики основной ступени ориентируют детей в штабе при определении ими своих маршрутов. Учителя-мастера готовят консультантов — «сильных» учеников из каждого класса для оказания помощи учителю.
Опыт работы по технологии КСО учителей ЕСОШ №3 представлен в сборнике « Коллективное обучение по индивидуальным образовательным программам: концепции, конструирование, практические варианты», г. Красноярск, 2021 год, статья «Малая школа» для участников 6-10 лет» (сайт КСО ККИПК ул. Мира, 76.), статья, опубликованная в научно-практическом журнале «Школьные технологии» - «Коллективное обучение на основе индивидуальных программ: погружение во внеурочную деятельность в начальной школе» (Koller-Lebedincev-Pogruzhenie-vo-vneurochku-2021.docx), на сайте школы в разделе «Новости (от 28.11.2023 г.)
Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, рaскрывaется как личность. В планах творческой группы продолжать работу в этом направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Формирование функциональной грамотности младшего школьника через коммуникативную деятельность". Педагогический фестиваль 2013 г.
Обобщение опыта...
Буклет "Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы в г. Ачинске"
Рецензируемая методическая разработка представляет собой материалы методического семинара,посвященного формированию функциональной грамотности у учащихся начальных классов в городе Ачинске. Разработка...
"Роль методик коллективных занятий в погружении во внеурочную деятельность в начальных классах".
У нас возник вопрос, как формировать функциональную грамотность, а конкретно читательскую? На занятиях по предметам использовали методики КУЗ (коллективных учебных занятий), раб...
Выступление на РМО Формирование функциональной грамотности на внеурочной деятельности "По ступенькам финансовой грамотности"
Авторская разработка доклада и презентации!!!...
Проектная деятельность как средство формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности
Актуальность данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения в условиях ФГОС нового поколения. Включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность обуслов...
Статья «Коллективное обучение на основе индивидуальных программ погружение во внеурочную деятельность в начальной школе»
В статье описаны общие принципы организации, основные этапы проведения, устройство и содержание программ мастерских, технологии взаимодействия педагогов и учеников. Отдельно уделено внимание формам ин...