Организация работы тьютора в ресурсном классе
презентация к уроку
В данной презентации описаны основные этапы установления сотрудничества тьютора с ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_tyutora_v_resursnom_klasse.pptx | 1.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Практика работы базируется на 5 ключевых треках (шагах): 1. Преемственность 2. Индивидуальная образовательная программа Метод ABA : работа с ребенком начинается с определения мотивационных стимулов, установления сотрудничества, введения жетонов при необходимости На занятиях используются проактивные методы коррекции нежелательного поведения (тактика предупреждения, ограничение мотивационных активностей таймером, планшетка «Сначала-потом»), а также социальные истории и видеомоделинги, визуальное расписание. Использование подсказок. Структурное обучение ( TEACCH ) : структурированное пространство, визуальные расписания и таблицы, показывающие порядок занятий и заданий в наглядном виде. 3. Адаптивная среда сенсорная комната, зона для отдыха («зона покоя») в случае перегрузки сенсорной информацией, шумопоглощающие наушники для, детей чувствительных к звуковой стимуляции; индивидуальное рабочее место, соответствующее потребностям ребенка; адаптированные учебные материалы, система PECS ; ежедневное применение педагогической техники «Позитивные рутины». 4. Обратная инклюзия «Ровесник-приятель» 5. Семья и школа
Прикладной анализ поведения (АВА) Основным методом работы с детьми в нашей школе является поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения (Applied Behavior Analysis, ABA). Он основан на принципах обучения, разработанных Б.Ф. Скиннером. Согласно этим принципам, поведение определяется его последствиями, и изменение поведения возможно через изменение этих последствий. Л юбое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет . Метод ABA в первую очередь сосредотачивается на стратегиях положительного подкрепления. стимул поведение последствия Положительное подкрепление – это стимул, возникающий сразу после поведения и увеличивающий его частоту в будущем.
Подкрепляющие стимулы Материальные: лакомства , любимые игрушки, книги и т.п. Социальные (все , что связано с общением): улыбка другого человека, приятный тактильный контакт, словесное одобрение и т. п. Занятия, виды деятельности: рисование, прослушивание музыки, общение по телефону и т. д. — все это может использоваться как подкрепляющий стимул.
!!! Когда мы делаем попытки установить контакт с ребенком задачей взрослого должно стать увеличение вероятности того, что ребенок сделает то, о чем мы просим, сразу же, после первой просьбы. Важно выбрать очень простые и понятные инструкции, выполнение которых практически не требует усилий от ребенка. Главная цель - научить ребенка выполнять больше ваших инструкций. Поэтому мы выбираем действия с высокой вероятностью выполнения. После выполнения инструкции ребенок незамедлительно получает подкрепляющий стимул. Важно, чтобы взрослый всегда был связан с предоставлением подкрепления.
Этапы установления сотрудничества взрослого и ребенка ЭТАП 1 Определите инструкции, которые обычно даются дома. Установите степень послушания для различных инструкций. ЭТАП 2 Учитель просит выполнить такие инструкции, которые с наибольшей вероятностью будут выполнены. За послушное выполнение этих инструкций даётся подкрепление. ЭТАП 3 Учитель даёт инструкции с высокой вероятностью выполнения, отработанные на этапе 2, добавляя несколько новых инструкций, выполнение которых менее вероятно. ЭТАП 4 Постепенно от ученика требуется выполнение менее предпочитаемых инструкций, а приятные задания даются реже.
Установление сотрудничества: Держите подкрепляющие стимулы рядом, под рукой. Давайте небольшое количество подкрепления. Исключите свободный доступ к подкрепляющим стимулам.
На что обратить внимание при установления сотрудничества: Давайте ребенку только одну инструкцию и дождитесь ее выполнения. Предоставляйте положительный выбор: «Хочешь порисовать или полепить?» Когда ребенок не выполняет инструкцию оставайтесь как можно больше нейтральным. При задержке в выполнении инструкции более 30 секунд окажите помощь в ее выполнении. Используйте подсказки. Если ребенок говорящий, можно спросить «Сам(а) или помочь?». Давайте задания в подходящий момент. Например, когда ребенок сам собирается закрыть дверь, скажите ему: «Закрой, пожалуйста, дверь», наградите его за выполнение просьбы. Давайте инструкции спокойным голосом, сохраняйте спокойствие. Предоставляйте ребенку значимые подкрепители, когда он выполняет ваши просьбы. Подкрепление должно соотноситься с поведением. Важно, чтобы подкреплялась именно желательная поведенческая реакция.
Не нужно сразу активно обращаться к ребенку, настойчиво предлагать что-то сделать. «Посмотри», «покажи», «послушай», «попробуй», - все эти прямые активные обращения могут испугать ребенка с РАС и вызвать негативизм. Активности и инициативы взрослого на этапе установления контакта с таким ребенком не должно быть «слишком много». ВКЛЮЧАЙТЕСЬ В ИГРУ РЕБЕНКА! Помогайте ребенку освоить структуру своего школьного дня, понять, что, где, и в каком порядке с ним будет происходить, что и с кем он будет делать и когда пойдет домой . ИСПОЛЬЗУЙТЕ НАГЛЯДНОЕ РАСПИСАНИЕ! При необходимости побудить ребенка к действию, ДАВАЙТЕ ЧЕТКО И КРАТКО ИНСТРУКЦИЮ! Необходимо вместе с ребенком участвовать в коммуникации: ВМЕСТЕ ЗДОРОВАЙТЕСЬ И ПРОЩАЙТЕСЬ, ЗОВИТЕ НА ПОМОЩЬ, ПРОСИТЕ И ОТКАЗЫВАЙТЕСЬ. Сначала это будет в большей степени речевая активность взрослого, но со временем ребенок с РАС начнет подражать тьютору, повторять за ним и самостоятельно применять адекватные формы обращения к другим людям.
Чего категорически делать нельзя: П оворачивать голову ребенка руками, если он на вас не смотрит; У держивать ребенка физически, если только речь не идет о предотвращении опасности; 3 . П рижимать р е бенка столом к стене или иным образом ограничивать его ; 4. О тбирать без предупреждения игры и игрушки , отбирать личные вещи ребенка на неопределенный срок и на неопределенных условиях ; 5 . О граничивать потребление воды или посещения туалета, если это происходит с обычной частотой или в обычном объеме.
Конечная цель тьюторства – это стать ненужным ребенку. Нет такой задачи, что кто-то должен быть с ним всегда. Наоборот, все что ребенок может сделать сам – он должен делать сам. Да, то есть интенсивные подсказки и все взрослое сопровождение мы стремимся свести к нулю. Но это все не делается одномоментно.
« Нет случайно родившихся детей. Ни один путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться, родился потому, что именно его не хватало миру. В нем предназначение, миссия. Служение своей миссии даст его духу восхождение… И каждый, кто воспитывает ребенка, будет соработником у Бога.» Из книги Ш.Амонашвили «Спешите, дети, будем учиться летать!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ 1 КЛАССА НАД ПРОЕКТОМ «КАКАЯ ОНА, ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ?»
Статья пригодится учителям начальных классов при подготовки к проектту "Какая она, осень золотая?"...
Организация работы с учащимися 1 класса над проектом "Какая она, осень золотая?"
Статья может быть полезна учителям начальных классов для работы над проектом "Какая она, осень золотая?"...
Организация работы ШМО учителей начальных классов в условиях реализации ФГОС
Организация работы ШМО учителей начальных классов в условиях реализации ФГОС...
Организация работы РМО учителей начальных классов Балашовского района 2018 - 2019 уч.г.
Организация работы РМО. План работы РМО.Циклограмма работы РМО. Анализ работы РМО....
Организация работы РМО учителей начальных классов Балашовского района 2019-2020 уч.г.
Организация работы. План работы. Циклограмма работы. Анализ работы....
Практика организации инклюзии через модель " Ресурсный класс"
Работа с детьми с ОВЗ...
План воспитательной работы для организации работы с учащимися 4 классов
План воспитательной работы для организации работы с учащимися 4 классов...