Организация работы с учащимися 1 класса над проектом "Какая она, осень золотая?"
статья (1 класс) на тему
Статья может быть полезна учителям начальных классов для работы над проектом "Какая она, осень золотая?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ 1 КЛАССА НАД ПРОЕКТОМ «КАКАЯ ОНА, ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ?»
Гладких Е. А., учитель начальных классов
МОУ ВАХРОМЕЕВСКАЯ СОШ Камешковского района
Заворожила Осень Золотая!..
Колдуньею - Художницей творит.
И несказанной Красотою восторгаясь,
Душа моя стихами говорит....
Нинель Свирина
Осень - самая яркая пора, которую воспевали поэты, о ней писали прозаики, осеннюю природу отображали в живописи художники. Красота осенней природы - это романтика настроения. Легкая грусть возникает у педагогов при размышлении об организации проектной деятельности на тему «Осень».
На первых уроках окружающего мира я выяснила, что большинство первоклассников плохо различают временные понятия, в том числе времена года, путают осень и весну. Для первого класса был разработан данный проект.
Предлагаемый проект направлен на формирование логического, образного, пространственного мышления и умения выразить свою мысль, развивает смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству, формирует культуру и эмоциональное отношение к действительности, развивает фантазию. В ходе реализации проекта детям дается возможность проявить свою индивидуальность. В проект включены предметные области: ИЗО, технология, русский язык, математика.
Иллюстрации с осенними пейзажами, натюрмортами, учебно-познавательные фильмы, книги об осенних явлениях, аудиокассеты, диски, проигрыватель, магнитофон, телевизор, музыкальные инструменты – все это использовалось для работы с проектом. К проекту привлекались родители учащихся, библиотекарь. После обсуждения оценивались конкурсы и выставки, представление творческих работ. Итогом проекта явился праздник осени.
Готовясь к работе, дети использовали наблюдения, полученные на уроках по ознакомлению с окружающим миром, литературный материал, накопленный на уроках чтения, словарный запас, отработанный на уроках русского языка. Работу над проектом начали с выбора темы. По характеру деятельности его участников проект определился как практико-ориентированный с элементами творческого, ролевого, исследовательского и информационного.
На уроках литературного чтения при знакомстве со стихотворениями русских поэтов об осени была создана ситуация, во время которой возник спор о том, какая она, русская осень – радостное и чудесное время года или суровое и тяжёлое испытание для всего живого. Было предложено обсудить вопрос не только во время беседы в классе, но и путём поиска ответа на этот вопрос. После бесед со сверстниками и взрослыми, не придя к единому мнению, было решено провести исследование по предложенным темам: «Очей очарованье», «Какая она, золотая осень?», «Образ осени». Дети определили тему исследования: «Какая она, золотая осень?»
Разделились на 3 группы, выбрали название групп, исходя из интересов учащихся: «Литературоведы», «Искусствоведы» и «Хранители традиций». Каждая группа определила цель своего исследования, чтобы ответить на вопрос: «Какая она, золотая осень?». Детям предстояло и провести наблюдения, и расспросить взрослых, и провести анализ произведений поэтов и художников, и обобщить полученные материалы, и подготовиться к защите проекта.
В начале сентября первоклассники посетили библиотеку, где им рассказали, как выбирать книги. Библиотекарь познакомила детей с книгами, в которых рассказывается об осенних изменениях в природе. На протяжении двух месяцев ученики читали стихи и рассказы об осени, рассказывали о прочитанном. Провели конкурс чтецов, конкурс загадок. На уроках и во внеурочное время детям предлагались научно-познавательные передачи, фильмы.
На уроках обучения грамоте и ознакомления с окружающим миром ребята «печатали» осенние слова в тетради, составляли предложения и рассказики про осень, печатали названия осенних месяцев, рисовали иллюстрации. Детям было очень интересно познакомиться с народными названиями осенних месяцев: сентябрь – ревун, хмурень; октябрь – листопад, позимник, грязник; ноябрь – листогной, полузимник, грудень. Ребята высказывали интересные предположения происхождения таких названий, доказывали их. Подбирали поговорки и пословицы к каждому осеннему месяцу. Ходили на экскурсии в осенний лес. Собирали букеты и гербарии осенних листьев. Провели викторину «От какого дерева лист?», «Фрукты – овощи».
На уроках музыки разучивали песни, слушали музыку, передавали осенние звуки с помощью различных музыкальных инструментов, играли в шелест листьев, шум дождя.
Не была забыта тема осени и на уроках математики. При изучении чисел, сложении и вычитании, знакомстве с задачей старались использовать осеннюю тематику и наглядность.
Много тем, посвящённых осени, прошло через уроки ИЗО, трудового обучения: лепили, вырезали урожай (фрукты и овощи).Делали аппликации из осенних листьев, рисовали осенние деревья, золотую осень, дождливый день. Создали коллективные работы: «У природы нет плохой погоды!», устроили школьную выставку работ.
Всю найденную информацию юные исследователи фиксировали и складывали в свои папки. На каждом листке указывали источник, откуда взята информация. Впоследствии собранную информацию дети структурировали и определяли главное и второстепенное, отбирали наиболее интересные и неожиданные факты и данные, сопоставляли и делали выводы. Кроме того, каждая группа готовилась к защите проекта (самостоятельно, в группах, с помощью учителя, родителей): изготовили книжки-малышки, в которых дети собрали загадки, пословицы, поговорки, стихи, рисунки об осени, поделки из природного материала, организовали выставку рисунков по теме, с помощью учителя подготовили презентацию по теме проекта.
Через три недели состоялась защита проекта, где участники каждой группы представили свои работы, подвели итоги исследования, сопоставив гипотезу и выводы, представили результаты работы над проектом. Материал, над которым работали дети, может показаться простым, с точки зрения взрослого, но в данном случае важнее то, что за внешне простым делом формируется качество творческой личности.
Рефлексия результатов проекта – важный заключительный этап, способствующий осмыслению учеником собственных действий. Учащийся осознает сделанное, примененные им способы деятельности, еще раз обдумывает, как было проведено исследование. Итоговая рефлексия отличается от текущей объемом рефлексируемого периода и степенью заданности и определенности со стороны учителя. По окончании проекта прошло занятие, на котором ученики осуществили рефлексию своей работы, отвечая на вопросы: "Чему я научился?", "Чего я достиг?", "Что сделал?", "Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?", "Кому я помог?" В конце проекта, как итог, состоялся праздник «Золотая осень».
В проекте решались многие задачи, которые влияют на гармоничное развитие личности ребенка: мероприятия носили познавательный характер, обогащались литературоведческие, природоведческие знания у учащихся, затрагивались вопросы экологии, развивался эстетический вкус в восприятии художественных произведений, творческих работ учащихся. При работе над этим проектом у всех возникло ощущение праздника, а праздники дети любят и запоминают надолго.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию
Комягина С.О., учитель начальных классов МБОУ «Кишертская СОШ» ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ НИЗКУЮ УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ 1 КЛАССА НАД ПРОЕКТОМ «КАКАЯ ОНА, ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ?»
Статья пригодится учителям начальных классов при подготовки к проектту "Какая она, осень золотая?"...
Организация работы учителя начальных классов, направленной на развитие произвольного внимания учащихся первого класса
Организация работы учителя начальных классов, направленной на развитие произвольного внимания учащихся первого класса....
«Организация работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения инклюзивного образования».
Методика работы с уч-ся с ОВЗ...
Опыт работы: «Проектно-исследовательская деятельность, как форма организации работы с учащимися в условиях реализации ФГОС»
Опыт работы на тему:«Проектно-исследовательская деятельность, как форма организации работы с учащимися в условиях реализации ФГОС»...
Методические рекомендации по организации работы с учащимися, имеющими трудности в обучении.
Методические рекомендации по организации работы с учащимися, имеющими трудности в обучении....
План воспитательной работы для организации работы с учащимися 4 классов
План воспитательной работы для организации работы с учащимися 4 классов...