Практика организации инклюзии через модель " Ресурсный класс"
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Работа с детьми с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktika_organizatsii_inklyuzii_cherez_model.docx | 28.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Практика организации инклюзии через модель
“Ресурсный класс”
Инклюзивное образования в нашей стране, подразумевает включение ребёнка с ОВЗ в общую систему образования при его специальной поддержке и с учётом его индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей. Основная цель инклюзивного образования — создание благоприятных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые обеспечат им адаптацию и включение в общество. Очень важным в инклюзивном образовании является гибкость образовательной деятельности, которая делает возможным удовлетворения образовательных потребностей ребёнка с ОВЗ, тем самым повышая эффективность обучения и воспитания. Такие возможности предоставляет образовательная модель РК.
В нашей стране подобная практика организации образования детей с РАС с использованием модели РК существует уже более 8 лет, хорошо себя зарекомендовала и успешно функционирует во многих городах.
Что же такое ресурсный класс?
Итак, ресурсный класс – это не место изоляции ученика, это не коррекционный класс в общеобразовательной школе. Это отдельное помещение (специально организованный класс), в котором есть необходимые «ресурсы» (специалисты, методики, специально адаптированная среда, нужно отметить, весь процесс обучения проходит под кураторством опытного поведенческого аналитика), которые помогают детям учиться, где ребёнок, имеющий трудности в обучении, может получать необходимую ему дополнительную помощь и поддержку специалистов.
Главное отличие ресурсного класса от коррекционного состоит в том, что ученики ресурсного класса последовательно включаются в учебную деятельность общеобразовательных классов совместно со своими сверстниками.
В чем же заключается специфика данного класса? Как организовано пространство ресурсного класса, и чем оборудовано помещение?
Помещение ресурсного класса делится на несколько функциональных зон –это з она для индивидуальных занятий, зона для групповых занятий (уроков), зона сенсорной разгрузки, рабочая зона учителя.
В зоне для индивидуальных занятий расположены двухместные парты с индивидуальными перегородками, которые предназначены для индивидуальных занятий «один на один» с тьютором. Такого вида конструкция парт помогает оградить детей от дополнительной информации и сенсорной нагрузки, в помещении, в котором присутствует несколько учеников и специалистов.
В зоне групповых занятий располагаются парты, обращенные к доске. Именно зона для групповых занятий является моделью общеобразовательного класса, где учитель проводит уроки.
Специфичной для класса, в котором обучаются дети с РАС, является зона сенсорной разгрузки.
В нашем случае это отдельная комната для подвижных игр и отдыха, оснащенная сенсорным оборудованием. Посещение сенсорной комнаты позволяет детям, как снять перевозбуждение и отдохнуть от сенсорных раздражителей, так и наоборот стимулировать детей к деятельности. Посещения сенсорной комнаты индивидуально для каждого ребёнка, исходя из продолжительности занятий и психо-эмоционального состояния ребёнка.
В рабочей зоне учителя РК находится его рабочий стол, компьютер, цветной принтер, ламинатор. Все это оборудование необходимо, так как большинство учебных материалов необходимо адаптировать, разрабатывать и создавать для учеников ресурсного класса с нуля.
Пространство класса визуализировано.
В организации среды класса нами используются следующие внешние опоры.
Для того, чтобы дать возможность ребенку лучше ориентироваться используется индивидуальная маркировка (личные вещи, учебные принадлежности, парты для групповых и индивидуальных занятий за которыми сидят ученики). Много внимания уделено системе визуальных расписаний и подсказок в разных зонах класса.
В общем визуальном расписании класса отражены последовательность уроков, коррекционных занятий, перемен, режимные моменты.
Индивидуальные расписания, которое находится на индивидуальных партах, отображают визуальный план индивидуального занятия.
На уроках учитель использует визуальный план урока, который помогает ученикам заранее подготовиться к смене деятельности, а также усвоить основные действия, характерные для того или иного урока. Ребенок видит, что он должен делать на уроке, и ему не нужны дополнительные словесные инструкции или подсказки.
Именно такой способ организации учебного процесса в ресурсном классе позволяет компенсировать имеющиеся дефициты в навыках, снизить количество эпизодов нежелательного поведения, сформировать у детей стереотип учебного поведения, а также адаптироваться в стенах школы, и социализироваться.
Команда специалистов ресурсного класса
99% процентов успеха работы ресурсного класса - это эффективная команда, которая выстраивает индивидуальную образовательную траекторию ребенка так, чтобы он постепенно включался в процесс обучения наравне со сверстниками. Команда, в которой каждый человек понимает и точно выполняет свои профессиональные задачи.
В команду специалистов нашего ресурсного класса входят следующие специалисты: куратор (поведенческий аналитик), учитель ресурсного класса, психолог, тьюторы, логопед, учитель общеобразовательного класса.
Основная задача куратора в РК - оказание методической помощи специалистам класса.
Педагог ресурсного класса - это человек, который отвечает за организацию обучения детей в РК.
Психолог ресурсного класса проводит комплексную диагностику детей и на основе диагностики и анализа данных наблюдения за поведением, препятствующем успешной адаптации учащихся, посещающих ресурсный класс в школе составляет программу коррекции поведения.
Тьюторы являются индивидуальными «помощниками» детей. Роль тьютора исключительно важна. В условиях ресурсного класса ученики работают по индивидуальным программам со своими наставниками в индивидуальной форме обучения.
На протяжении всего учебного года он помогает и поддерживает ребенка, помогают выполнять задания на уроке, сопровождает его в школе, поддерживает при взаимодействии с учителем и учениками не только в ресурсном классе, но и в обычном классе. Тьютор также помогает адаптировать материал урока в соответствии с особенностями восприятия ученика, которого он сопровождает.
Учитель общеобразовательного класса также является членом команды. Учитель общеобразовательного класса работает в тесной взаимосвязи с тьюторами и педагогами ресурсного класса, сотрудничает с куратором. От профессионализма и личностных особенностей учителя во многом зависит то, насколько успешным будет процесс инклюзии детей с РАС в школе.
«Включение» в обычный класс происходит при условии, что ребенок способен присутствовать на уроке, не нарушая хода образовательного процесса. Включение происходит в индивидуальном режиме, и по срокам, и по продолжительности пребывания, и по выбору уроков, которые ребенок будет ходить в зависимости от уровня его навыков.
Данная модель организации процесса обучения позволяет сочетать в себе, в зависимости от потребностей и возможностей каждого, отдельно взятого ученика, индивидуальное обучение и инклюзивное образование, позволяет реализовать право особого ребенка на получение общего образования совместно со сверстниками.
Для ребенка с аутизмом ресурсный класс — это единственная возможность выйти из своей скорлупы в мир, понять его правила и научиться жить в нем комфортно, минимизирую стресс. Собственно, о процессе «выхода из скорлупы» сегодня и пойдёт речь.
Благодаря усилиям инициативной группы родителей детей с ОВЗ (в нашем случае это дети с РАС), комитета образования, УМОЦ г.о. Королёв, при поддержке ассоциации «Аутизм регионы» и фонда президентских грантов в сентябре 2018 года в нашем городе на базе СОШ №6 (ныне образовательный комплекс МБОУ СОШ №12) стартовал проект инклюзивного образования для детей с аутизмом по модели «Ресурсный класс».
Сегодня мне очень хочется поделиться с вами нашим опытом организации процесса обучения, воспитания, включения ребёнка с ОВЗ в школьный коллектив. Рассказать о том, как этот процесс был организован в нашей школе на начальном этапе и каких результатов нам удалось достичь на данный момент (к чему мы пришли). Я очень надеюсь, что наш опыт будет не только полезен, но и вдохновит вас.
В организации работы ресурсного класса мы опирались на уже имеющийся опыт наших коллег.
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни любого ребенка. Адаптация – процесс длительный и индивидуальный, а ребёнку с ОВЗ он даётся в разы труднее. Наша задача - помочь такому ребёнку освоиться в коллективе сверстников, адаптироваться в условиях микросоциальной среды. Поэтому очень важно осуществлять интеграцию ребёнка в школьный коллектив максимально комфортно и наименее безболезненной для всех участников образовательного процесса.
Процесс включения ребят из ресурсного класса в общеобразовательный класс в нашей школе проходил поэтапно.
Ещё до начала включения в общеобразовательный класс специалистами проводилась работа по информированию детей (не только младших, но и старших классов) и взрослых (учителей, работников школы, родителей) о проблеме аутизма, о детях с РАС, их особенностях, о способах взаимодействия с ними.
На начальном этапе проводилось целенаправленное формирование позитивного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, были организованы «Уроки доброты» на которых детям рассказывали о том, что дети бывают разные, что несмотря на отличия в поведении и в способах общения (в случае если дети неговорящие) общение возможно и даже может быть интересно. Это способствовало развитию таких необходимых навыков и личностных качеств всех обучающихся, как: социальная компетентность, толерантность, понимание того, что у каждого человека есть право быть «другим», осознание того, что «мы разные, но не чужие».
Процесс же самого включения мы начинали с так называемой «обратной инклюзии», когда дети из общеобразовательного класса имели возможность посещать помещение ресурсного класса, где они могли познакомиться с самим пространством, посмотреть, как всё организовано, задать интересующие их вопросы, побыть в сенсорной комнате, познакомиться со своими сверстниками, пообщаться с ними. В свою очередь дети из ресурсного класса имели возможность в сопровождении тьютора посетить общеобразовательный класс в течение комфортного для них времени.
Также хочу отметить, что специалистами ресурсного класса, помимо академических навыков и коррекционной работы, много внимания уделялось формированию навыков социально приемлемого поведения, навыкам взаимодействия со сверстниками, навыкам игровой деятельности.
Для организации совместных перемен (на начальном этапе) специалисты наблюдали (собирали данные о предпочитаемых видах деятельности на переменах у детей из общеобразовательного класса) и в последствии обучали детей с рас доступным им играм сначала в индивидуальном порядке, а затем и в малых группах. И только после отработки необходимых навыков включали ребёнка в совместные игры на переменах со своими сверстниками (примеры).
Игры на переменах происходили и были организованы при непосредственном сопровождении тьюторов, которые организовывали и проводили их. На данный момент дети самостоятельно проводят время на переменах с минимальной поддержкой со стороны взрослого. Помимо этого, нами было отмечено, что очень большой интерес ученики из общеобразовательных классов проявляли к сенсорной комнате, что тоже было использовано как дополнительная возможность для инклюзии. На больших переменах было организовано совместное посещение сенсорной комнаты (интересно, что дети поначалу даже сожалели, что у них в классе нет такой, а им бы очень хотелось).
Именно такие мероприятия (виды совместной деятельности детей и их объём) были выбраны нами как приоритетные и наиболее доступные в первый год работы ресурсного класса в нашей школе.
По мере адаптации детей расширялись и возможности для их включения в коллектив сверстников с целью взаимодействия.
На второй год обучения в результате индивидуальной работы с детьми по коррекции имеющихся у них дефицитов в соц. взаимодействии стало возможным проведение совместных творческих уроков в общеобразовательном классе, также дети принимали участие в общешкольных мероприятиях (праздниках, выставки, акции). При постоянной поддержке тьюторов, увеличилось время, которое ребёнок может находится в общеобразовательном классе.
Нужно отметить, что дети активно помогали и поддерживали своих «особых» одноклассников. И это очень радовало. Наблюдая за тем, как соседка по парте помогает найти нужное упражнение или параграф своему соседу по парте понимаешь, что работа проводилась правильно. Результат превосходил все наши ожидания. Дети полноценно включены в коллектив сверстников.
Третий год совместного обучения коллективом ресурсного класса были организованны внеклассные занятия в игровой форме. На которых дети с РАС и их сверстники из общеобразовательных классов совместно в игровой форме, закрепляли и расширяли свои знания по школьным предметам (математика, русский язык, окружающий мир), дополнительно были организована серия занятий по песочной терапии.
С целью информирования общественности и коллектива в школе ежегодно проводятся праздник, посвященный всемирному дню информирования о проблеме аутизма. Добой традицией стало проведения в этот день в школе благотворительной ярмарки, участие в которой принимают школьники, учителя, родители учеников 1 и 2 корпуса нашего обр. комплекса.
На ярмарку дети приносят изделия, которые они сделали самостоятельно или совместно с родителями. Все средства, вырученные от продажи детских работ идут на проведение совместных экскурсионных мероприятий, на организацию совместного досуга.
В 2021 – 2022 учебном году 140 учащихся посетили «Театр юного зрителя».
Также дети начали совместно выезжать на школьные экскурсии. Нам уже удалось посетить (перечислить)
Для нас же это был совершенно новый и, как оказалось в последствии, уникальный опыт. И по истечению 5 лет команде ресурсного класса и школы в целом удалось реализовать включение детей с ОВЗ в коллектив сверстников, и мы с уверенностью можем заявить, что это практика успешного совместного обучения пошла на пользу всем участникам. Построение эффективной модели обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении и социальной адаптации позволит решать проблемы внутри образовательной среды учреждения. Также наш опыт транслируется в два образовательных учреждения нашего города. Мы с удовольствием делимся опытом и надеемся на дальнейшее развитие инклюзивной практики. Нам есть чем гордиться и поделиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая практика организации внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность по стандартам второго поколения....
Статья "Из практики организации работы учащихся в группах"
Статья "Из практики организации работы учащихся вгруппах" о организации и опыте проведения групповых игр и занятий в младших классах...
Практика организации исследовательской и проектной деятельности учащихся в современной начальной школе
Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать с...
Успешная практика организации обучения с применением ДОТ в приложении Zoom
В данной статье хочу поделиться опытом использования программы Zoom в своей педагогической деятельности и разъяснить особенности её использования. ...
БРИОП, обучающий семинар «Современная практика организации и обновления содержания образовательного процесса детей с ОВЗ» республиканский - тема выступления: «Новые ориентиры в содержании рабочей программы для детей с РАС в 1 классе».
программа обучающего семинара...
Методические подходы к организации занятий с учащимися с РАС в ресурсном классе и в условиях общеобразовательного класса
Особая задача педагога – продуктивная организация с учетом особыхобразовательных потребностей обучающихся всего процесса обучения икаждого отдельного занятия. В этом процессе важно ориентировать...
Организация работы тьютора в ресурсном классе
В данной презентации описаны основные этапы установления сотрудничества тьютора с ребенком....