Дифференцированный подход в обучении младших школьников
консультация
На протяжении всей работы в школе меня интересовал вопрос, какие методы работы использовать для того, чтобы ребёнок не просто усваивал поток информации, полученный от учителя, но и научился мыслить, понимать, самостоятельно делать выводы. Как активизировать познавательную деятельность младших школьников, развивая их творческий потенциал, тем самым, повышая качество знаний учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
defferintsirovannyy_podhod_guryanova.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференцированный подход в обучении младших школьников.
Подготовила:
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Л.М. Гурьянова
На протяжении всей работы в школе меня интересовал вопрос, какие методы работы использовать для того, чтобы ребёнок не просто усваивал поток информации, полученный от учителя, но и научился мыслить, понимать, самостоятельно делать выводы. Как активизировать познавательную деятельность младших школьников, развивая их творческий потенциал, тем самым, повышая качество знаний учащихся. Поэтому передо мной встала задача, как организовать учебный процесс, чтобы разные по уровню усвоения учебного материала, темпераменту, физическому здоровью дети овладели едиными стандартами образования и при этом сохранили физическое и психическое здоровье.
Наиболее оптимальный результат в данной ситуации даст технология дифференцированного обучения. Цель дифференцированного обучения – обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, удовлетворения его познавательных потребностей. Обучение каждого ребенка должно происходить на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе.
В условиях классно-урочной системы без введения дифференциации процесс обучения организуется одинаково для всех учащихся и оказывается по-разному эффективен для них. Общие интеллектуальные способности учеников разные, разная у них и обучаемость: кто-то может очень быстро усвоить новый материал, кому-то нужно гораздо больше времени, большее число повторений для закрепления его, для кого-то предпочтительнее слуховое восприятие новой информации, для кого-то зрительное. К этой категории детей относятся - правополушарные дети Есть ученики, обладающие хорошо развитым логическим мышлением и хорошо усваивающие предметы естественно-математического цикла, но не испытывающие склонности и интереса к гуманитарным дисциплинам. (левополушарные дети) А есть ученики с хорошо развитым образным мышлением, глубоко чувствующие, но... не любящие математику. Конечно, можно учить столь разных индивидов одинаково, но качество образовательного процесса, естественно, снизится.
Способность к саморазвитию должна стать результатом познавательной деятельности. Наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность. Так возникла идея дифференцированного подхода в обучении, как способ профилактики неуспеваемости и средство развития познавательной активности младших школьников.
Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быть различным для разных учащихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части.
Таким образом, цель дифференциации процесса обучения — обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.
Организации работы по дифференцированному обучению – очень сложный процесс. Я разбила всю работы на несколько этапов.
1. Изучить индивидуальные особенности детей. (психологическая диагностика)
2. На основе полученной информации, я пришла к выводу о необходимости деления класса на группы по разным критериям:
различным уровнем усвоения материала на данный момент;
-уровнем работоспособности и темпом работы;
особенностями восприятия, памяти, мышления;
уровнем самостоятельности.
3. Далее мне предстояло подобрать и разработать дифференцированные задания для различных групп
4. Важным было осуществлять тщательный контроль за результатами работы учащихся
Главным методическим принципом дифференциации обучения считают четко продуманное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий в системе уроков по определенной теме.
Для результативной деятельности учащихся, делю их на 3 группы.
1-я группа – ученики с высокими учебными способностями. Дети ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применить знания в независимой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач
2-я группа – учащиеся со средними способностями.
Эта группа выполняет задания первой группы, но с помощью учителя или опорных схем, или после разъяснения сильными учащимися.
3-я группа – учащиеся с низкими учебными способностями. Эта группа учащихся требует точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового материала на уроке.
Практическая часть "Методика создания лепбука"
Одним из способов дифференцированного подхода является использование методики создания лепбука. Это проектная работа, которую можно использовать в качестве обобщения или закрепления данного материала: на уроках окружающего мира, русского языка, математики, литературного чтения.
Лэпбук — это портфолио или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую учащийся собирает сам, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях учащегося. (презентация лепбука)
Использование «Лэпбук» обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка. Воспитательная функция «Лэпбук» состоит в том, что он может изготовляться с детьми и их родителями. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной, исследовательской и самостоятельной деятельности, тематической недели. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию.
Использование дифференцированного подхода на уроках математики.
Для того, чтобы организовать разноуровневую работу уместно использовать индивидуальные карточки— задания, которые готовятся заранее в трёх вариантах (для трёх уровней). Карточки содержат системы заданий, связанные с анализом и решением одной и той же задачи, но на разных уровнях. Предлагая ученику вариант оптимального для него уровня сложности, осуществляется дифференциация поисковой деятельности при решении задачи. Из этических соображений степень сложности указывается номером варианта (или *) в углу карточки.
Задача. «От двух пристаней, расстояние между которыми 117 км, отправились одновременно навстречу друг другу по реке два катера. Один шёл со скоростью 17 км/ч, другой — 24 км/ч. Какое расстояние будет между катерами через 2 часа после начала движения?»
1 уровень.
1. Сделай чертёж.
2. Пользуясь чертежом, найди более рациональный способ решения.
3. Запиши решение задачи:
А) по действиям;
Б) выражением.
2 уровень.
1. Закончи чертёж к задаче. Обозначь на нём данные и искомое.
2. Рассмотри рассуждение от данных к вопросу. Укажи на нём последовательность действий и арифметические знаки каждого действия.
3. Пользуясь рассуждением, запиши план решения задачи.
4. Запиши решение задачи:
А) по действиям;
Б) выражением.
5. Проверь себя! Сопоставь ответы, полученные разными способами.
3 уровень.
1. Рассмотрим чертёж к задаче и выполним задания.
А) Обведи карандашом отрезок, обозначающий расстояние, пройденное первым катером за 2 часа. Вычисли это расстояние.
Б) Обведи ручкой отрезок, обозначающий расстояние, пройденное вторым катером.
В) Рассмотри отрезки, обозначающие расстояние, пройденное двумя катерами за это время. Вычисли это расстояние.
Г) Прочитай вопрос задачи и обозначь на чертеже отрезок, соответствующий искомому. Вычисли это расстояние. Напиши ответ.
2. Рассмотри ещё раз решение.
3. Проверь себя! (Ответ:35 км).
Использование дифференцированного подхода на уроках русского языка.
Упражнения в написании слов с парными согласными на конце слова.
1 группа: составить диктант из 10 слов (можно и больше). Слова подобрать такие, чтобы мы могли проверить слабую позицию согласных. Самый лучший диктант возьмём для работы на уроке.
2 группа: выбрать слова с данной орфограммой из упражнения. Подобрать проверочные слова.
3 группа: вставить букву в словах, подобрать проверочные слова.
Использование дифференцированного подхода на уроках чтения и природоведения.
Выработка правильного, сознательного, выразительного чтения.
Тема «Лес — природное сообщество».
Групповая работа. (Гербарий, открытки).
1 группа. — Берёза, рябина, ландыш, мох.
2 группа. — Лиственница, осина, орешник, подосиновик.
3 группа. — Сосна, липа, крушина, брусника.
4 группа. — Дуб, дикая яблоня, малина, лютик.
Задание. Расположить все имеющиеся организмы по «лесным этажам».
Таким образом дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, и постепенно поддерживать интерес к предмету. Технология дифференциации обучения обеспечивает развитие у школьников мотивации к обучению, познавательной и творческой активности, предоставляет учителю возможности работать с группами близкого уровня подготовки и мотивации к обучению
Реализуя дифференцированный подход в обучении, мы получаем нового выпускника начальной школы, имеющего навыки самостоятельной познавательной деятельности, умеющего пользоваться знаниями, применять их в жизненных ситуациях, а также контролировать и оценивать свою деятельность. Мы получаем свободную, творческую, адаптивную личность, способную включаться в коммуникативную деятельность, развивающую важные личностные качества: контактность, терпеливость и терпимость, партнерство, умение защищать свою позицию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему:"Дифференцированный подход в обучении младших школьников"
Дифференцированный подход в работе с младшими школьниками...
Доклад на тему:"Дифференцированный подход в обучении младших школьников"
Дифференцированный подход в работе с младшими школьниками...
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА...
Психолого-педагогические основы использования индивидуально-дифференцированного подхода в обучении младших школьников
Актуальность дифференцированного обучения обусловлена тем, что в начальной школе ребенок только начинает усваивать требования и ритм учебной деятельности. В то же время у всех детей разный уровень гот...
Дифференцированный подход к обучению младших школьников
Дифференцированный подход к обучению младших школьников.Подготовила: Алленова Любовь Юрьевна,учитель начальных классов Содержание 1. Цель диф...
«Использование дифференцированного подхода в обучении младших школьников »
конспект урока по русскому языку 3 класс...