Формирование читательской грамотности на примере урока окружающего мира
учебно-методический материал

Громова Елена Евгеньевна

Практические рекомендации по формированию читательской грамотности на примере урока окружающего мира

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Формирование читательской грамотности

на примере урока окружающего мира «Зона степей». 4 класс

Добрый день, уважаемые участники семинара. Я ….

Начать мастер-класс я хочу с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. 

Учитель  дал своим ученикам свиток, на котором были описаны тонкости чайной церемонии, и сказал: «Сегодня изучите обряд приготовления чая».

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и находился там весь день. Ученики успели выучить все, что было записано на свитке. Когда учитель вернулся, спросил учеников о том, что они узнали.

- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –

с гордостью сказал первый ученик.

- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник» –

добавил второй.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник и заварил в нем чай по всем правилам.

- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

Эта притча  о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком - о функциональной грамотности школьников.

Одним из важнейших путей развития функциональной грамотности в начальной школе  является развитие навыка смыслового чтения. Я хочу показать используемую мною систему работы по формированию читательской грамотности на уроках окружающего мира. Приемы работы, о которых я сейчас буду говорить, действительно очень эффективны и дают положительные результаты.

№1 Подготовке к уроку я начинаю с того, что разрабатываю свой текст по изучаемой теме. За основу беру материал учебника и дополняю его материалом из энциклопедий и справочников. Текст разбиваю на небольшие смысловые части в среднем по 3 – 4 строки в каждом абзаце. В начале каждого абзаца добавляю пустое квадратное окошко. Распечатываю в формате А4. Пример такого текста вы можете видеть на слайде.

№2 К каждому конкретному тексту создаю интеллект-карту. Образец интеллект-карты представлен на слайде. Количество заданий для интеллект-карты может быть произвольным от 3-4 до 6-7 в зависимости от темы. Текст с пометками и карту получает каждый ученик, часть заданий будет выполняться индивидуально, часть - при работе в парах.

Прежде, чем приступить к работе с текстом, перед учащимися определяю следующую учебную задача: внимательно читать текст и ставить соответствующую метку в пустой квадрат.

Текст воспроизводится вслух по цепочке хорошо читающими учениками. После чтения каждого абзаца дается время (20 – 30 секунд), чтобы молча проанализировать прочитанное и поставить соответствующую метку в пустой квадрат.

№3 Условные обозначения вы можете видеть на слайде. Учащиеся ставят:

˅  если эта информация им уже известна;
+  если эта информация для них новая;
-   если думают иначе;
?  если не поняли прочитанного и у них возникли вопросы.

По окончании чтения текста учениками, задаю вопросы:

№4 - Какая информация для вас была новой (+) ?

№5 - По каким моментам вы думали иначе (-) ?

№6 - Что для вас осталось непонятным, есть вопросы (?) ?

При разработке текстов надо обратить внимание на следующее: содержание хотя бы двух-трех абзацев должно быть для учащихся пока еще не понятным и вызвать вопросы.

После работы с текстом приступаем к работе с интеллект-картой. Давайте рассмотрим различные виды заданий, которые можно предложить учащимся.

Задание 1.

№7 Определить тему прочитанного текста и записать  ее в верхнем прямоугольнике интеллект-карты.

Задание 2.

№8 Рассмотреть внимательно карту природных зон России в учебнике и определить, где находится зона степей.

Дополнить первый абзац интеллект-карты недостающими словами, прочитать предложение, которое составили.

Так как все природные зоны мы изучаем по определенному одинаковому плану, следующее задание направлено на выявление климатических особенностей зоны степей.

Задание 3.

№9 Используя текст с пометками, зачеркнуть в интеллект-карте неверные ответы и оставьте только правильные.

 №10 Хочу пояснить, что на первых уроках работы с интеллект-картами целесообразно проводить проверку после выполнения каждого задания, выводить фрагменты на экран. В дальнейшем более легкие задания можно будет проверить лишь тогда, когда работа с интеллект-картой будет завершена полностью.

Можно подобрать задания так, чтобы наряду с использованием текста с пометками дети пользовались одновременно и материалом учебника, атласом-определителем и другим справочным материалом. Примером этому является следующее задание.

Задание 4.

№11 Заранее готовлю карточки с изображением растений, преобладающих в зоне степей, раскладываю их в конверты для групповой работы.

Необходимо определить с помощью атласа-определителя названия травянистых растений, изображенных на карточках, выяснить, как они приспособились к условиям степи. Приклеить  изображения в соответствующие прямоугольники интеллект-карты и  записать, что помогает каждому из растений  выживать в таких климатических условиях.

№12 Далее следует работа с таблицей.

№13 Чтобы выполнить это задание, детям необходимо в очередной раз обратиться к прочитанному тексту, сгруппировать животных, подобрать обобщающие слова, озаглавить столбцы таблицы и дополнить каждый столбец несколькими примерами.

Задание 6.

№14 Составить цепь питания, характерную для степной зоны. Предполагает не только повторное обращение к тексту, но и возвращение к двум предыдущим заданиям интеллект-карты.

По окончании работы с интеллект-картой целесообразно провести работу в парах, где каждый из учащихся сможет побывать в роли докладчика и в роли слушателя.

На последнем этапе работы уместно заслушать выступление одного-двух учеников перед классом. Интеллект-карта служит своеобразным опорным планом.

№15 Мы рассмотрели образец текста и заданий к одному конкретному уроку окружающего мира по теме «Зона степей». Подобную форму работы использую на уроках систематически.

№16 На слайде вы видите разработку текста и карты по теме «Леса России», №17 «Полезные ископаемые».

Из опыта хочу сказать, что такая форма работы очень эффективна, она учит детей работать с текстом, понимать прочитанное, находить информацию в тексте. Если работать в системе, то даже дети со средними способностями не будут испытывать затруднений. Полученные знания достаточно прочно усваиваются школьниками. В дальнейшем приобретенные умения и навыки пригодятся учащимся при написании РДР, ВПР,  PIRLS. Ведь представленные приемы работы способствуют формированию у учащихся умения  извлекать из текста информацию и строить на ее основе простейшие суждения, формулировать простые непосредственные выводы, устанавливать связи, которые не высказаны напрямую, интегрировать и интерпретировать информацию текста, то есть развивают читательскую грамотность учащихся, что является основой развития функциональной грамотности.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер- класс по теме "Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)

Цель данногог мастер - класса: показать наиболее эффективные приемы и методы работы с детьми на уроке на основе технологии системно-деятельностного подхода....

презентация мастер – класса по теме «Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)

презентация поможет провести мастер - класс по теме «Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)...

Формирование универсальных учебных действий на уроке окружающего мира во 2 классе (на примере изучения темы: «Если хочешь быть здоров»).

Предмет: окружающий мирКласс: 2Тема: « Если хочешь быть здоров».Тип урока: комбинированный (урок-путешествие)....