Доклад "Причины неуспеваемости детей младшего школьного возраста и пути ее преодоления"
методическая разработка (4 класс)

В докладе подробно рассматриваются причины неуспеваемости детей младшего школьного возраста, а также механизмы ее преодоления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad._problemy_neuspevaemosti.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Подготовлен:

Учителем начальных классов МАОУ «Лицей «Звезда»

Волковой Натальей Николаевной

Психолого-педагогические причины неуспеваемости детей младшего школьного возраста в учебной деятельности и пути их преодоления.

Данная работа нацелена на определение типичных трудностей младшего школьника, вызванных неуспеваемостью, и путей их преодоления.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

а) ознакомление с подходами ученых в исследовании данной проблемы:

б) выделение типичных трудностей, возникающих у младшего школьника в учебной деятельности;

б) выделение типичных трудностей, возникающих у младшего школьника в учебной деятельности;

г) определения направления и содержания развивающей работы по оказанию помощи ребенку;

д) изучение конкретных трудностей, возникающих у младших школьников, и оказание им помощи.

Объектом исследования является неуспеваемость как психолого-педагогическое явление.

Предмет исследования - причины неуспеваемости отдельных учащихся младших классов.

Гипотеза: педагог может оказать помощь в преодолении трудностей, возникающих у младших школьников в учебной деятельности, зная конкретные психологические причины этих трудностей и строя развивающие работы на этой основе.

Неуспеваемость влечет за собой нежелание ходить в школу. У детей может быть любимый учитель, или может нравиться общение с друзьями, но в целом кажется, что они смотрят на школу как на своего рода тюрьму. Казалось бы, школа, в которой дети проводят столько времени, должна доставлять радость, быть местом приобретения опыта и научения в широком смысле этого слова. Учителя как будто считают важным научить детей чтению, письму и арифметике, но мало обращают внимания на тот факт, что если они не учитывают психологических, эмоциональных потребностей детей, то способствуют созданию и поддержанию общества, в котором люди не представляют ценности. Необходимо, чтобы учителя смогли почувствовать, если ребенок тревожен или страдает от чего-либо, или считает, что он недостоин многого, что не стоит учиться. То, что дети отвергают школу, сказывается в первую очередь на учителях, а иногда их отрицательные эмоции обращаются на детей. Здесь возможен выход - учителя и дети могут учиться лучше понимать друг друга, видеть в реалистическом свете, что они могут друг для друга сделать и помогать друг другу чувствовать себя сильнее и лучше.

Чтобы ребенок хорошо учился, необходимы, по меньшей мере, четыре важных условия:

1) отсутствие существенных недостатков умственного развития;

2) достаточный культурный уровень семьи или хотя бы стремление к достижению такого уровня;

3) материальные возможности удовлетворения важнейших духовный потребностей человека;

4) мастерство учителей, работающих с ребенком в школе.

План методической работы по данной теме на период сентябрь-декабрь 2010 г.

Месяц

Вид деятельности учителя

Используемые работы психологов и педагогов в процессе исследования

Сентябрь

Наблюдение за периодом адаптации первоклассников к школе. Установление дисциплины поведения учащихся на уроках как основная задача начального периода обучения первоклассников.

Аверин В.А. «Психология детей и подростков», 2-е издание, «Издательство Михайлова В.А.», Санкт-Петербург, 1998.

Октябрь

Ориентирование на процесс обучения детей по основным дисциплинам программы. Наблюдение за адаптацией отдельных учащихся к школьной жизни (в отдельных случаях).

Гильбух Ю.З. «Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия». Киев, 1993.

Дубровина И.В. «Рабочая книга школьного психолога». М., «Просвещение», 1991.

Ноябрь

Выявление учащихся, отстающих частично (по какому-либо из предметов) или локально (испытывающих трудности в овладении всеми предметами школьной программы обучения). Анализ полученных результатов учителем.

Калмыкова З. И. «Продуктивное мышление как основа обучаемости». М., 1981.

Коломенский Я.Л., Панько Е.А. «Учителю о психологии детей шестилетнего возраста» М., «Просвещение», 1989.

Декабрь

Выявление причин трудностей, испытываемых ребенком в процессе обучения. Поиск индивидуальных методов и приемов устранения проблемы, непосредственно актуальных для каждого ребенка.

Славина С.С. «Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам», М., 1959.\

Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. «Мозг. Обучение. Здоровье» М., «Просвещение, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРА - ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК ФОРМА ПРЕОДОЛЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО БАРЬЕРА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИГРА -  ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК ФОРМА ПРЕОДОЛЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО БАРЬЕРА  ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ  ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Коррекционные занятия по преодолению тревожности у детей младшего школьного возраста.

Тревожность – весьма распространенное в настоящее время психологическое явление, частый симптом неврозов, а также других заболеваний, пусковой механизм расстройств эмоциональной сферы личности. В связ...

Особенности возникновения и преодоления страхов у детей младшего школьного возраста

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные образы исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Литературы по данной пробле...

Особенности, проявления и пути преодоления агрессивности у детей младшего школьного возраста.

Кто виноват и что делать, если ребенок стал проявлять агрессию по отношению не только к сверстникам, но и ко взрослым....

ПРОБЛЕМАТИКА ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЕТЯМ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПУТИ РЕШЕНИЯ ДАННОГО ВОПРОСА

В статье рассматриваются проблемы, с которым чаще всего сталкивается преподаватель начальной школы при обучении воспитанников английскому языку, приводятся возможные пути их решения....

Неуспеваемость детей младшего школьного возраста и ее причины

Проблема неуспеваемости очень многоаспектная. Исследованием этой проблемы занимались ученые, педагоги и психологи. Темой самообразования я выбрала данную проблему. Цель: раскрытие сущности неуспеваемо...