Доклад "Причины неуспеваемости детей младшего школьного возраста и пути ее преодоления"
методическая разработка (4 класс)
В докладе подробно рассматриваются причины неуспеваемости детей младшего школьного возраста, а также механизмы ее преодоления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad._problemy_neuspevaemosti.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
Подготовлен:
Учителем начальных классов МАОУ «Лицей «Звезда»
Волковой Натальей Николаевной
Психолого-педагогические причины неуспеваемости детей младшего школьного возраста в учебной деятельности и пути их преодоления.
Данная работа нацелена на определение типичных трудностей младшего школьника, вызванных неуспеваемостью, и путей их преодоления.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
а) ознакомление с подходами ученых в исследовании данной проблемы:
б) выделение типичных трудностей, возникающих у младшего школьника в учебной деятельности;
б) выделение типичных трудностей, возникающих у младшего школьника в учебной деятельности;
г) определения направления и содержания развивающей работы по оказанию помощи ребенку;
д) изучение конкретных трудностей, возникающих у младших школьников, и оказание им помощи.
Объектом исследования является неуспеваемость как психолого-педагогическое явление.
Предмет исследования - причины неуспеваемости отдельных учащихся младших классов.
Гипотеза: педагог может оказать помощь в преодолении трудностей, возникающих у младших школьников в учебной деятельности, зная конкретные психологические причины этих трудностей и строя развивающие работы на этой основе.
Неуспеваемость влечет за собой нежелание ходить в школу. У детей может быть любимый учитель, или может нравиться общение с друзьями, но в целом кажется, что они смотрят на школу как на своего рода тюрьму. Казалось бы, школа, в которой дети проводят столько времени, должна доставлять радость, быть местом приобретения опыта и научения в широком смысле этого слова. Учителя как будто считают важным научить детей чтению, письму и арифметике, но мало обращают внимания на тот факт, что если они не учитывают психологических, эмоциональных потребностей детей, то способствуют созданию и поддержанию общества, в котором люди не представляют ценности. Необходимо, чтобы учителя смогли почувствовать, если ребенок тревожен или страдает от чего-либо, или считает, что он недостоин многого, что не стоит учиться. То, что дети отвергают школу, сказывается в первую очередь на учителях, а иногда их отрицательные эмоции обращаются на детей. Здесь возможен выход - учителя и дети могут учиться лучше понимать друг друга, видеть в реалистическом свете, что они могут друг для друга сделать и помогать друг другу чувствовать себя сильнее и лучше.
Чтобы ребенок хорошо учился, необходимы, по меньшей мере, четыре важных условия:
1) отсутствие существенных недостатков умственного развития;
2) достаточный культурный уровень семьи или хотя бы стремление к достижению такого уровня;
3) материальные возможности удовлетворения важнейших духовный потребностей человека;
4) мастерство учителей, работающих с ребенком в школе.
План методической работы по данной теме на период сентябрь-декабрь 2010 г.
Месяц | Вид деятельности учителя | Используемые работы психологов и педагогов в процессе исследования |
Сентябрь | Наблюдение за периодом адаптации первоклассников к школе. Установление дисциплины поведения учащихся на уроках как основная задача начального периода обучения первоклассников. | Аверин В.А. «Психология детей и подростков», 2-е издание, «Издательство Михайлова В.А.», Санкт-Петербург, 1998. |
Октябрь | Ориентирование на процесс обучения детей по основным дисциплинам программы. Наблюдение за адаптацией отдельных учащихся к школьной жизни (в отдельных случаях). | Гильбух Ю.З. «Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия». Киев, 1993. Дубровина И.В. «Рабочая книга школьного психолога». М., «Просвещение», 1991. |
Ноябрь | Выявление учащихся, отстающих частично (по какому-либо из предметов) или локально (испытывающих трудности в овладении всеми предметами школьной программы обучения). Анализ полученных результатов учителем. | Калмыкова З. И. «Продуктивное мышление как основа обучаемости». М., 1981. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. «Учителю о психологии детей шестилетнего возраста» М., «Просвещение», 1989. |
Декабрь | Выявление причин трудностей, испытываемых ребенком в процессе обучения. Поиск индивидуальных методов и приемов устранения проблемы, непосредственно актуальных для каждого ребенка. | Славина С.С. «Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам», М., 1959.\ Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. «Мозг. Обучение. Здоровье» М., «Просвещение, 1989. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРА - ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК ФОРМА ПРЕОДОЛЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО БАРЬЕРА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИГРА - ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК ФОРМА ПРЕОДОЛЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО БАРЬЕРА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Коррекционные занятия по преодолению тревожности у детей младшего школьного возраста.
Тревожность – весьма распространенное в настоящее время психологическое явление, частый симптом неврозов, а также других заболеваний, пусковой механизм расстройств эмоциональной сферы личности. В связ...
Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста как путь формирования положительной мотивации к обучению
(выступление на методическом объединении учителей)...
Особенности, проявления и пути преодоления агрессивности у детей младшего школьного возраста.
Кто виноват и что делать, если ребенок стал проявлять агрессию по отношению не только к сверстникам, но и ко взрослым....
ПРОБЛЕМАТИКА ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЕТЯМ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПУТИ РЕШЕНИЯ ДАННОГО ВОПРОСА
В статье рассматриваются проблемы, с которым чаще всего сталкивается преподаватель начальной школы при обучении воспитанников английскому языку, приводятся возможные пути их решения....
Неуспеваемость детей младшего школьного возраста и ее причины
Проблема неуспеваемости очень многоаспектная. Исследованием этой проблемы занимались ученые, педагоги и психологи. Темой самообразования я выбрала данную проблему. Цель: раскрытие сущности неуспеваемо...
«Школьная неуспеваемость у детей младшего школьного возраста: причины возникновения и пути преодоления» статья в электронном издании.
В сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции"Инновационная педагогика детства в аспекте современных реалий", вошла наша статья «Школьная неуспеваемость ...