Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста как путь формирования положительной мотивации к обучению
материал по теме

Семенова Юлия Викторовна

(выступление на методическом объединении учителей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_obedin.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста как путь формирования положительной мотивации к обучению

(выступление на методическом объединении учителей)

В последние годы учителя и родители обеспокоены тем, что школьники не проявляют ни интереса, ни ответственности к учению. Одна из причин этого явления заключается в том, что в обучении и воспитании идет недостаточная опора на потребности и интересы самих детей. Интерес - это важнейший побудитель любой деятельности. Таким образом, положительное отношение к учебной деятельности начинается с интереса, поэтому необходимо с первых дней пребывания в школе заинтересовать ребёнка, показать всё хорошее, стараясь избежать неприятных моментов. 

Воспитание правильной мотивационной направленности, постановки целей у школьников должно сопровождаться и воздействием на эмоциональное отношение школьников к учению. Эмоции, несомненно, имеют мотивирующее значение в процессе обучения. 

Между тем, в школьной практике роль эмоций как важной стороны мотивационной сферы учения недооценивается. В учебном процессе нередко закладывается мало пищи для положительных эмоций, а иногда даже создаются отрицательные эмоции - скука, страх и т.п. 

Все стороны учебного труда школьников сопровождаются теми или иными эмоциями. Психологами выделяются особенности эмоционального климата, необходимые для создания и поддержания положительного отношения к учебной деятельности: 

1) положительные эмоции, связанные со школой в целом и пребыванием в ней. Они являются следствиями умелой и слаженной работы всего педагогического коллектива, а также правильного отношения к школе семьи ребенка.

2) положительные эмоции, обусловленные ровными, хорошими деловыми отношениями школьника с учителями и товарищами, отсутствием конфликтов с ними, участием в жизни классного и школьного коллектива. 

К этим эмоциям относятся, например, эмоции престижности, возникающие при новом типе отношений учителя и школьников, складывающиеся в ходе применения учителем современных методов проблемного обучения, при наличии взаимоотношений их как коллег в совместном поиске нового знания. 

Велика также роль эмоций сопереживания, возникающих у школьников в общении с учениками и сверстниками. Обучение культуре чувств включает глубокое понимание душевного состояния другого человека, умение поставить себя на его место, если он переживает печаль или тревогу, желание понять и принять интересы другого человека как свои собственные. 

3) эмоции, связанные с созданием каждым учеником своих больших возможностей в достижении успехов в учебной работе, в преодолении трудностей, в решении сложных задач. 

Сюда же могут быть отнесены эмоции от положительных результатов своего ученического труда, удовлетворения от справедливо поставленной отметки.

4) положительные эмоции от столкновения с новым учебным материалом. Здесь психологи выделяют ряд стадий - "реакций" на новизну материала: от эмоций любопытства и любознательности, возникающих при столкновении с занимательным материалом до устойчивого эмоционально-познавательного отношения к предмету, характеризующему увлечённость учащихся этим предметом. Учителю нельзя пренебрегать первыми проявлениями положительного отношения к обучению, наблюдающимися при столкновении школьников с новым, неожиданным учебным материалом, его эффектным оформлением, с развлекательно поданными занятиями.  

5) положительные эмоции, возникающие при овладении учащимися приёмами самостоятельного добывания знаний; новыми способами усовершенствования своей учебной работы, самообразования. Большую радость у школьников обычно вызывает их самостоятельность в учебной деятельности, в частности, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другому, например - умение без помощи учителя перейти от формирования учебной задачи (проблемы) к определению учебных действий (путей разрешения проблемы), затем к приёмам проверки выбранного пути решения. 

Все названные эмоции в совокупности образуют атмосферу эмоционального комфорта в процессе обучения. Наличие такой атмосферы необходимо для успешного осуществления процесса обучения. В особой мере учителю надо заботиться о создании или восстановлении положительного эмоционального климата в том случае, если у ученика сложилась стрессовая ситуация длительного неуспеха в учении, закрепившееся негативное отношение к учителю или даже к школе, конфликт с товарищами, тревожность. Однако, учителю важно помнить, что эмоциональное благополучие, захваливание учеников, преобладание удовлетворённости собой у школьников в крайних случаях может приводить к застою в учебной работе и прекращению роста учащихся. 

Поэтому в процессе обучения должны присутствовать и эмоции с отрицательной модальностью. Например, такая отрицательная эмоция, как неудовлетворённость, является источником поиска новых способов работы, самовоспитания и самоусовершенствования.

Наряду с этим должно присутствовать чувство преодоления трудностей. Ребёнок всегда должен осознавать оценку как результат своих умственных усилий. Если отметка балует ученика, то у него складывается легкомысленное отношение к обучению. Нельзя лишать ученика эмоций от самостоятельного преодоления трудностей.

Не надо бояться также таких отрицательных эмоций, как сопереживание школьника своему товарищу при неудачном ответе, товарищу в случае их болезни.

Таким образом, нет прямой однозначной связи между отрицательными эмоциями и отрицательным отношением школьников к обучению. Однако, эмоции, связанные с преодолением различных трудностей в учебной работе, не должны переходить в эмоциональную напряжённость и тем более эмоциональные стрессы, приводящие к дезорганизации учебной деятельности.

Следовательно, отрицательные эмоции должны включаться в процесс обучения, но они должны непременно сменяться положительными эмоциями. Если этого не произойдёт, то длительное чувство неудовлетворённости в учебной работе делает ученика пассивным, неуверенным в своих силах. 

В целом мотивационная сфера обучения определяется такими моментами: 

- характером самой учебной деятельности школьников, развёрнутостью и зрелостью её структуры, сформированностью её компонентов, взаимодействием в ходе обучения с другим человеком; 

- смыслом обучения для каждого школьника (ценностными ориентациями ученика); 

- характером мотивов обучения; 

- зрелостью целей; 

- особенностью эмоций, сопереживающих процесс обучения. 

Соотношение всех этих сторон мотивационной сферы обнаруживается для учителя в виде интересов школьников. Интерес поэтому выступает как важная личностная характеристика школьника и как интегральное познавательно-эмоциональное отношение школьника к обучению.

Каждый ребёнок включается в новый детский коллектив с индивидуальным, до школы освоенным опытом общения и отношения к людям. Прежний опыт ребёнка влияет на установление новых контактов. На взаимоотношения детей сильное влияние оказывает учитель, его мнения, оценочные суждения в адрес того или иного ребёнка. Дети начинают относиться друг к другу так, как относится к ним учитель. 

Для  развития личностных качеств эмоциональной сферы, повышения самооценки,  гармонизацию внутреннего мира ребёнка, снятие барьера общения, развития опыта общения со сверстниками применяют психотехнические упражнения и игры. Они  развивают у младших школьников способность правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, эффективно управлять собой, достигать успеха. 

1) Упражнения и игры на развитие эмоциональной сферы детей, их эмпатических способностей. Их цель: раскрепощать детей, формировать у них навыки свободного доброжелательного общения, умения искренне говорить добрые слова, пожелания, переживать вместе со всеми позитивные эмоции. 

2) Этическая беседа-практикум "Мир наших эмоций". Цель данного занятия: сформировать у детей представление об эмоциях, их разнообразии; показать значимость эмоций в общении, деятельности, формировать у детей навыки эмоциональной саморегуляции; воспитывать эмоциональную отзывчивость, развивать эмпатичность. 

3) Ролевые игры. Игра даёт средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. "В свободной игре ребёнок может выразить то, что ему хочется сделать…" Чувства и установки, которые ребёнок, возможно, боится выразить открыто, можно ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку, вместо того, чтобы выражать чувства и мысли в словах. 

4) Так же проводить занятия по определению выражения лица по картинкам-схемам и иллюстрациям живых людей. Целью этого занятия было не только определить выражение лица, доказать это, но и попробовать изобразить данное выражение. 

5) На занятиях, которые дети не очень любят или совсем не любят, постоянно использовать разнообразные виды работ, занимательный материал, игровые моменты, яркую наглядность и сказочные персонажи. 

Подводя итог, можно сделать выводы, что на формирование положительного отношения к учебной деятельности влияют не только чувства и эмоции каждого отдельного ребёнка. Своё влияние оказывают: 

- эмоционально-психологическая атмосфера в детском коллективе; 

- адаптированность детей; 

- активность учащихся на уроках; 

- учебная мотивация; 

- успеваемость учащихся; 

- роль учителя в образовательно-воспитательном процессе.

Выводы: 

1) Учителю необходимо знать особенности психики младшего школьника, понимать почему так или иначе реагирует ребёнок в учебных ситуациях. 

2) Формирование эмоциональной жизни ребёнка по мере его развития заключается в том, что чувства начинают приобретать новое значение и смысл в его внутреннем мире. Они становятся не только тем, в чём выражается живой отклик ребёнка на все воздействия жизни и поступки людей, но превращаются в русло для выявления основных его интересов, устремлений, убеждений. 

3) В учебный процесс должны включаться отрицательные эмоции, которые должны непременно сменяться положительными эмоциями - это обеспечивает нужный мотивационный тонус школьника в обучении. 

4) Для  развития личностных качеств эмоциональной сферы, повышения самооценки,  гармонизацию внутреннего мира ребёнка, снятие барьера общения, развития опыта общения со сверстниками применяют психотехнические упражнения и игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение и роль подвижных игр в эмоциональном развитии детей младшего школьного возраста

Статья на тему: "Значение и роль подвижных игр в эмоциональном развитии детей младшего школьного возраста...

Тема"Обучение игре "Квадрат" для детей младшего школьного возраста с целью формирования навыка овладения мячом"

Тема: " Обучение игре "Кквадрат" для детей младшего школьного возраста с целью формирования навыка овладения мячом" ( из опыта работы учителя физической культуры)...

«Обучение искусству оригами – способ интеллектуального и эстетического развития детей младшего школьного возраста»

Если вы решили познакомить своих учеников с оригами, но сомневаетесь - прочтите эту короткую статью. Перед вами раскроются все привлекательные стороны данной области. Оригами можно сравнить с маленьки...

Научная разработка на тему "Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста средствами ритмической гимнастики (танцевальной аэробики)"

Актуальность темы проявилась в том, что младший школьный возраст это период вторичной социализации, когда меняется весь образ жизни ребенка. Поступление в школу требует от него большого эмоционального...

«Особенности эмоционального развития детей младшего школьного возраста»

В годы обучения ребенка в начальной школе происходит интенсивное биологическое развитие детского организма. Сдвиги, происходящие в этот период, - это изменения в центральной нервной системе, в развити...