Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста как путь формирования положительной мотивации к обучению
материал по теме
Предварительный просмотр:
Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста как путь формирования положительной мотивации к обучению
(выступление на методическом объединении учителей)
В последние годы учителя и родители обеспокоены тем, что школьники не проявляют ни интереса, ни ответственности к учению. Одна из причин этого явления заключается в том, что в обучении и воспитании идет недостаточная опора на потребности и интересы самих детей. Интерес - это важнейший побудитель любой деятельности. Таким образом, положительное отношение к учебной деятельности начинается с интереса, поэтому необходимо с первых дней пребывания в школе заинтересовать ребёнка, показать всё хорошее, стараясь избежать неприятных моментов.
Воспитание правильной мотивационной направленности, постановки целей у школьников должно сопровождаться и воздействием на эмоциональное отношение школьников к учению. Эмоции, несомненно, имеют мотивирующее значение в процессе обучения.
Между тем, в школьной практике роль эмоций как важной стороны мотивационной сферы учения недооценивается. В учебном процессе нередко закладывается мало пищи для положительных эмоций, а иногда даже создаются отрицательные эмоции - скука, страх и т.п.
Все стороны учебного труда школьников сопровождаются теми или иными эмоциями. Психологами выделяются особенности эмоционального климата, необходимые для создания и поддержания положительного отношения к учебной деятельности:
1) положительные эмоции, связанные со школой в целом и пребыванием в ней. Они являются следствиями умелой и слаженной работы всего педагогического коллектива, а также правильного отношения к школе семьи ребенка.
2) положительные эмоции, обусловленные ровными, хорошими деловыми отношениями школьника с учителями и товарищами, отсутствием конфликтов с ними, участием в жизни классного и школьного коллектива.
К этим эмоциям относятся, например, эмоции престижности, возникающие при новом типе отношений учителя и школьников, складывающиеся в ходе применения учителем современных методов проблемного обучения, при наличии взаимоотношений их как коллег в совместном поиске нового знания.
Велика также роль эмоций сопереживания, возникающих у школьников в общении с учениками и сверстниками. Обучение культуре чувств включает глубокое понимание душевного состояния другого человека, умение поставить себя на его место, если он переживает печаль или тревогу, желание понять и принять интересы другого человека как свои собственные.
3) эмоции, связанные с созданием каждым учеником своих больших возможностей в достижении успехов в учебной работе, в преодолении трудностей, в решении сложных задач.
Сюда же могут быть отнесены эмоции от положительных результатов своего ученического труда, удовлетворения от справедливо поставленной отметки.
4) положительные эмоции от столкновения с новым учебным материалом. Здесь психологи выделяют ряд стадий - "реакций" на новизну материала: от эмоций любопытства и любознательности, возникающих при столкновении с занимательным материалом до устойчивого эмоционально-познавательного отношения к предмету, характеризующему увлечённость учащихся этим предметом. Учителю нельзя пренебрегать первыми проявлениями положительного отношения к обучению, наблюдающимися при столкновении школьников с новым, неожиданным учебным материалом, его эффектным оформлением, с развлекательно поданными занятиями.
5) положительные эмоции, возникающие при овладении учащимися приёмами самостоятельного добывания знаний; новыми способами усовершенствования своей учебной работы, самообразования. Большую радость у школьников обычно вызывает их самостоятельность в учебной деятельности, в частности, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другому, например - умение без помощи учителя перейти от формирования учебной задачи (проблемы) к определению учебных действий (путей разрешения проблемы), затем к приёмам проверки выбранного пути решения.
Все названные эмоции в совокупности образуют атмосферу эмоционального комфорта в процессе обучения. Наличие такой атмосферы необходимо для успешного осуществления процесса обучения. В особой мере учителю надо заботиться о создании или восстановлении положительного эмоционального климата в том случае, если у ученика сложилась стрессовая ситуация длительного неуспеха в учении, закрепившееся негативное отношение к учителю или даже к школе, конфликт с товарищами, тревожность. Однако, учителю важно помнить, что эмоциональное благополучие, захваливание учеников, преобладание удовлетворённости собой у школьников в крайних случаях может приводить к застою в учебной работе и прекращению роста учащихся.
Поэтому в процессе обучения должны присутствовать и эмоции с отрицательной модальностью. Например, такая отрицательная эмоция, как неудовлетворённость, является источником поиска новых способов работы, самовоспитания и самоусовершенствования.
Наряду с этим должно присутствовать чувство преодоления трудностей. Ребёнок всегда должен осознавать оценку как результат своих умственных усилий. Если отметка балует ученика, то у него складывается легкомысленное отношение к обучению. Нельзя лишать ученика эмоций от самостоятельного преодоления трудностей.
Не надо бояться также таких отрицательных эмоций, как сопереживание школьника своему товарищу при неудачном ответе, товарищу в случае их болезни.
Таким образом, нет прямой однозначной связи между отрицательными эмоциями и отрицательным отношением школьников к обучению. Однако, эмоции, связанные с преодолением различных трудностей в учебной работе, не должны переходить в эмоциональную напряжённость и тем более эмоциональные стрессы, приводящие к дезорганизации учебной деятельности.
Следовательно, отрицательные эмоции должны включаться в процесс обучения, но они должны непременно сменяться положительными эмоциями. Если этого не произойдёт, то длительное чувство неудовлетворённости в учебной работе делает ученика пассивным, неуверенным в своих силах.
В целом мотивационная сфера обучения определяется такими моментами:
- характером самой учебной деятельности школьников, развёрнутостью и зрелостью её структуры, сформированностью её компонентов, взаимодействием в ходе обучения с другим человеком;
- смыслом обучения для каждого школьника (ценностными ориентациями ученика);
- характером мотивов обучения;
- зрелостью целей;
- особенностью эмоций, сопереживающих процесс обучения.
Соотношение всех этих сторон мотивационной сферы обнаруживается для учителя в виде интересов школьников. Интерес поэтому выступает как важная личностная характеристика школьника и как интегральное познавательно-эмоциональное отношение школьника к обучению.
Каждый ребёнок включается в новый детский коллектив с индивидуальным, до школы освоенным опытом общения и отношения к людям. Прежний опыт ребёнка влияет на установление новых контактов. На взаимоотношения детей сильное влияние оказывает учитель, его мнения, оценочные суждения в адрес того или иного ребёнка. Дети начинают относиться друг к другу так, как относится к ним учитель.
Для развития личностных качеств эмоциональной сферы, повышения самооценки, гармонизацию внутреннего мира ребёнка, снятие барьера общения, развития опыта общения со сверстниками применяют психотехнические упражнения и игры. Они развивают у младших школьников способность правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, эффективно управлять собой, достигать успеха.
1) Упражнения и игры на развитие эмоциональной сферы детей, их эмпатических способностей. Их цель: раскрепощать детей, формировать у них навыки свободного доброжелательного общения, умения искренне говорить добрые слова, пожелания, переживать вместе со всеми позитивные эмоции.
2) Этическая беседа-практикум "Мир наших эмоций". Цель данного занятия: сформировать у детей представление об эмоциях, их разнообразии; показать значимость эмоций в общении, деятельности, формировать у детей навыки эмоциональной саморегуляции; воспитывать эмоциональную отзывчивость, развивать эмпатичность.
3) Ролевые игры. Игра даёт средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. "В свободной игре ребёнок может выразить то, что ему хочется сделать…" Чувства и установки, которые ребёнок, возможно, боится выразить открыто, можно ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку, вместо того, чтобы выражать чувства и мысли в словах.
4) Так же проводить занятия по определению выражения лица по картинкам-схемам и иллюстрациям живых людей. Целью этого занятия было не только определить выражение лица, доказать это, но и попробовать изобразить данное выражение.
5) На занятиях, которые дети не очень любят или совсем не любят, постоянно использовать разнообразные виды работ, занимательный материал, игровые моменты, яркую наглядность и сказочные персонажи.
Подводя итог, можно сделать выводы, что на формирование положительного отношения к учебной деятельности влияют не только чувства и эмоции каждого отдельного ребёнка. Своё влияние оказывают:
- эмоционально-психологическая атмосфера в детском коллективе;
- адаптированность детей;
- активность учащихся на уроках;
- учебная мотивация;
- успеваемость учащихся;
- роль учителя в образовательно-воспитательном процессе.
Выводы:
1) Учителю необходимо знать особенности психики младшего школьника, понимать почему так или иначе реагирует ребёнок в учебных ситуациях.
2) Формирование эмоциональной жизни ребёнка по мере его развития заключается в том, что чувства начинают приобретать новое значение и смысл в его внутреннем мире. Они становятся не только тем, в чём выражается живой отклик ребёнка на все воздействия жизни и поступки людей, но превращаются в русло для выявления основных его интересов, устремлений, убеждений.
3) В учебный процесс должны включаться отрицательные эмоции, которые должны непременно сменяться положительными эмоциями - это обеспечивает нужный мотивационный тонус школьника в обучении.
4) Для развития личностных качеств эмоциональной сферы, повышения самооценки, гармонизацию внутреннего мира ребёнка, снятие барьера общения, развития опыта общения со сверстниками применяют психотехнические упражнения и игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В СИСТЕМЕ Л.В.ЗАНКОВА
В статье говорится о работе педагога по формированию долговременной памяти...
Значение и роль подвижных игр в эмоциональном развитии детей младшего школьного возраста
Статья на тему: "Значение и роль подвижных игр в эмоциональном развитии детей младшего школьного возраста...
Тема"Обучение игре "Квадрат" для детей младшего школьного возраста с целью формирования навыка овладения мячом"
Тема: " Обучение игре "Кквадрат" для детей младшего школьного возраста с целью формирования навыка овладения мячом" ( из опыта работы учителя физической культуры)...
«Обучение искусству оригами – способ интеллектуального и эстетического развития детей младшего школьного возраста»
Если вы решили познакомить своих учеников с оригами, но сомневаетесь - прочтите эту короткую статью. Перед вами раскроются все привлекательные стороны данной области. Оригами можно сравнить с маленьки...
«Сенсорное развитие детей младшего школьного возраста как фактор их успешности в обучении. Сенсорная коробка»
Всякое познание должно начинаться с чувственного восприятия...
Научная разработка на тему "Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста средствами ритмической гимнастики (танцевальной аэробики)"
Актуальность темы проявилась в том, что младший школьный возраст это период вторичной социализации, когда меняется весь образ жизни ребенка. Поступление в школу требует от него большого эмоционального...
«Особенности эмоционального развития детей младшего школьного возраста»
В годы обучения ребенка в начальной школе происходит интенсивное биологическое развитие детского организма. Сдвиги, происходящие в этот период, - это изменения в центральной нервной системе, в развити...