Семинар"Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности" - участие в конкурсе "Учитель 2022 года"
материал
«Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности»
Цель: формирование у младших школьников читательских действий, таких как поиск информации,
выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация,
сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации,
их интерпретация и преобразование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 23.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар по теме:
«Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности»
Слайд 1
Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги. Хочу представить педагогический опыт по теме: «Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности».
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.
Ни один учебный предмет невозможно освоить без чтения. Чтение – обязательная и важная учебная деятельность практически любого урока. Новый государственный общеобразовательный стандарт выделяет чтение как одно из важнейших общеучебных умений, от которого зависит успешность дальнейшего обучения.
По данным итоговой диагностики за 2 класс были выявлены проблемы: умение ориентироваться в структуре текста, выделять и кратко передавать основную мысль абзаца, умение заполнять таблицу, используя необходимую информацию из исходного текста. Таким образом, можно сделать вывод, что у обучающихся не сформированы основы читательской компетентности.
Слайд 2
Цель: формирование у младших школьников читательских действий, таких как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование.
Слайд 3
Исходя из цели, были поставлены задачи:
- Представить педагогический опыт работы с текстом по развитию читательской компетенции как метапредметный результат.
- Рассмотреть приёмы работы с текстом по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.
- Познакомить с основными понятиями, связанными с функциональной грамотностью.
Мной был осуществлен подбор приёмов работы с текстом по формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе.
Слайд 4
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в основе которого лежит системно – деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным только при условии овладения всеми школьниками читательской компетентности. Такое развитие личности обучающегося предъявляет особые требования к образованию. В качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий, среди которых особое место занимает чтение и работа с информацией.
Слайд 5
Оценка функциональной грамотности современного школьника в полной мере зависит от оценки качества читательской грамотности.
А что же такое читательская грамотность?
Под читательской грамотностью понимается способность человека воспринимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Читательская грамотность (по PIRLS и PISA) определяется по уровню сформированности трех групп читательских умений:
Ориентация в содержании текста и понимании его целостного смысла, нахождение информации.
Интерпретация текста.
Рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.
Первая группа умений связана с общими умениями работать с текстом:
понимание содержания текста и ориентация в нем.
Вторая группа умений направлена на глубокое и детальное понимание содержания и формы текста.
Третья группа умений включает в себя использование информации, выделенной из текста, для достижения разнообразных целей, решения поставленных задач с использованием или без использования дополнительных знаний.
Для того, чтобы каждый ребенок владел всеми этими умениями, учитель должен знать приёмы и способы их формирования. Развитие навыков работы с текстом и информацией становится одним из приоритетных направлений работы учителя в начальной школе в реалиях современных требований к образованию. Для достижения высоких результатов в формировании читательской грамотности у младших школьников работа в этом направлении должна вестись целенаправленно, системно и непрерывно.
Слайд 6
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью следующих логических приемов: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение. Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.
- уровень – знание. Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать
- уровень – понимание. Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому
- уровень – использование. Применить, проиллюстрировать, решить
- уровень – анализ. Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия
- уровень – синтез. Создать, придумать дизайн, разработать, составить план (перессказа)
- уровень – оценка. Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать.
Слайд 7
На начальном этапе основное внимание уделяю технике чтения. По мере ее совершенствования все больше места начинает занимать работа с текстом.
Во время чтения текста проводится словарная работа, способствующая осознанию прочитанного. Она становится мотивированной и интересной, так как именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, и само слово толкуется в контексте, а не вне его. Обучающиеся видят суть процесса «вчитывания» в текст и сами участвуют в нем. Выбор слов-эмоций, слов-настроений с объяснением. После словарной работы идет проверка осмысления текста каждым учеником. Чтобы посмотреть, как продвигается каждый ребенок в плане самоанализа литературного произведения, выбран наиболее оптимальный вариант – тесты. Цель – проверить понимание текста на уровне содержания. Тест носит репродуктивный характер (выявление знаний сюжета, имен героев, литературоведческих терминов и понятий). Очень часто дети уверены, что уже после первого знакомства с произведением поняли все. И здесь большую роль играют задания, включенные в тесты, заставляющие ребенка снова и снова обратиться к тексту: докажи словами текста, подчеркни необходимую тебе информацию по данному вопросу, определи места основных действий персонажей, сформулируй свою точку зрения и подбери отрывок, подтверждающий её. Такой подход к художественному тексту изменяет мотивацию читательской деятельности ребенка: он читает уже не ради самого процесса чтения, а для того, чтобы разобраться в прочитанном, понять авторскую идею.
Слайд 8 Грамотно читающий человек:
- понимает текст;
- размышляет над его содержанием; - легко излагает свои мысли;
- свободно общается.
Слайд 9
Как показывает опыт, большое значение в формировании функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения, развитию их творческо-
поисковых способностей является проведение нестандартных уроков, литературных гостиных, уроков-сказок, уроков-исследований, уроковпутешествий, уроков-праздников, ролевых игр и т.д. На уроках литературного чтения я использую различные технологии:
Технология критического мышления
Данная технология предполагает использование на уроке трёх этапов: 1 этап - «Вызов», на котором ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.
- этап - «Осмысление»: ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
- этап - «Рефлексия», предполагающая размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.
Слайд 10
Здесь предлагаю использовать следующие приёмы работы:
- приём – «Чтение с остановками».
- приём «Синквейн».
- приём «Работа с вопросником» 4 приём «Знаю, узнал, хочу узнать».
- приём «Мозговой штурм»
- приём «Уголки»
- приём «Написание творческих работ» 8 приём «Создание викторины
- приём «Логическая цепочка».
- приём «Тонкие и толстые вопросы».
Слайд 10
Приём «Работа с вопросником» применяю при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно провожу фронтальную проверку точности и правильности, найденных ответов, отсеиваю лишние ответы.
Слайд 11
К приему «Знаю, узнал, хочу узнать» обращаюсь как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно составляют таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
Слайд 12
Приём «Тонкий и Толстый вопрос» я использую для организации взаимоопроса. Этот приём позволяет формировать: умение формулировать вопросы; умение соотносить понятия.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
После изучения темы обучающимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
Слайд 13
На разных этапах урока использую игровые технологии, которые обеспечивают достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у обучающихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды.
- «Мим-театр»
- «Крестики-нолики»
- «Древо мудрости» Слайд 14 Информационные технологии.
В рамках работы по формированию читательской грамотности эта технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. В словарной работе для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны толковый и энциклопедический словари.
Важным преимуществом технологии является наглядность, так как большая доля информации для детей младшего школьного возраста усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Наиболее популярным здесь является использование возможностей мультимедийной презентации. Но здесь важно не увлекаться. Презентация не самоцель, она должна выделять основные моменты темы (при необходимости).
Считаю, что уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если учитель не будет включать в их содержание - аудио средства. Научив детей слушать, предлагаю записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.
Слайд15
В рамках работы по формированию читательской грамотности также актуальна личностно-ориентированная технология. На личностноориентированном уроке создается учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Здесь важно создать эмоционально положительный настрой учащихся на работу.
Особенностями этой технологии являются:
- продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников; предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.
- Организация обмена мыслями, мнениями, оценками; стимулирование обучающихся к дополнению и анализу ответов товарищей.
- Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого.
- Побуждение обучающихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку.
Один из приемов работы – вариативные домашние задания, что даёт возможность каждому ученику проявить себя, свои сильные стороны, тем самым делая более позитивным отношение ребят к обучению в школе.
Продуманные творческо–аналитические задания на уроках литературного чтения способствуют процессу формирования функциональной грамотности: умение сформулировать вывод, обосновать свои рассуждения, сформулировать свою точку зрения, дать ответ на проблемный вопрос.
Слайд 16
Образовательные достижения по повышению читательской грамотности обучающихся представляют собой:
- личностные результаты – сформированность ценностного отношения к чтению; совершенствование читательских навыков; развитие
эстетического вкуса; формирование развивающего круга чтения;
- метапредметные результаты – умение эффективно использовать различные источникам; объективно оценивать достоверность и значимость информации; освоить опыт проектной деятельности;
- предметные результаты - уровень усвоения материала, достаточный для продолжения обучения в этой области и решения определенного класса проблем в социальной практике; формирование опыта достижений в социально значимых видах деятельности - в олимпиадах, конкурсах.
Слайд 17
Обучающиеся моих классов активно участвуют в конкурсах и олимпиадах муниципального, окружного и Всероссийского уровней.
Некоторые достижения обучающихся представлены на слайде.
Слайд 18
Я стараюсь помочь ребятам и занимаюсь самообразованием. Слайд 19 -20
Мои достижения представлены на слайде.
Слайд 21
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности учащихся начальных классов"
Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности учащихся начальных классов.Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Для...
Мастер -класс по теме "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"- конкурс "Учитель 2022 года"
Мастер-класс «Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности»Цель: представление опыта работы с текстом на уроках русского языка...
Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся (методическая разработка)
Функционально грамотная личность - это личность, которая свободно ориентируется в окружающем мире, действует в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, ...
Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности
Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задаё...
Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности младших школьников
Данная статья описывает значимость работы с текстами в процессе обучения младших школьников. Работа с текстами не только способствует развитию навыков чтения и письма, но и имеет множество других поле...
Доклад на МО "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"
Работа с текстом является основным способом формирования читательской грамотности у младших школьников. Знание и умение работать с текстами позволяет им не только успешно учиться, но и становиться акт...
Мастер-класс "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся на уровне НОО"
Мастер класс знакомит с опытом работы по развитию читательской грамотности младших школьников на примере заданий при работе с несплошным текстом...