Работа с научными текстами на уроках окружающего мира как способ формирования читательской грамотности младших школьников
методическая разработка по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)
Работа с научными текстами на уроках окружающего мира как способ формирования читательской грамотности младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chitatel_gramotnost_2_1.ppt | 274 КБ |
funkts_gram.docx | 23.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Приемы работы с научно-познавательными текстами на уроках окружающего мира как способ формирования читательской грамотности младших школьников
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
При высоком уровне сформированности читательской грамотности школьники владеют умением выделять главное, самостоятельно находить необходимые сведения, быстро перерабатывать научную информацию, использовать полученные знания в жизненных ситуациях - т.е. овладевают метапредметным умением – функциональной читательской грамотностью.
3 этапа работы с научно-познавательным текстом: 1 этап –подготовительный (до начала чтения) 2 этап –основной (в процессе чтения) 3 этап – заключительный (после чтения)
1 этап Цель: пробудить познавательный интерес к предстоящей работе с текстом, создать интригу Приемы работы: 1. «Облако понятий». Глоссарий. 2. Использование загадок по теме текста. 3. Предварительный просмотр иллюстраций. 4. Составление пазлов. 5. Анонс предстоящей работы. 6. Проблемный вопрос.
2 этап Цель: достичь понимания и осмысления текста детьми. Приемы работы: Словарная работа. Работа с тестом. 3. Восстановление деформированного текста. 4. Заполнение схем и таблиц. 5. Выборочное чтение. 6.Чтение с остановками.
3 этап Цель: проверить понимание и усвоение информации из научного текста Приемы работы: 1. Работа с пословицами. 2. Дополнение текста. 3. Игра «Плюс или минус». 4. «Ярмарка» вопросов. 5. Составление памяток, инструкций. 6. Проигрывание жизненных ситуаций.
Заключение Использование различных стратегий и приёмов способствует формированию смыслового чтения, делает уроки окружающего мира интересными, живыми и эмоциональными. Разнообразие заданий привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к учебным, инфориационным текстам, который потом не угасает у них и в последующих классах.
«Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» (И.Г. Песталоцци).
Предварительный просмотр:
Работа с научными текстами на уроках окружающего мира как способ формирования читательской грамотности младших школьников.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения.
Требования ФГОС к читательской грамотности отражены в обобщенных планируемых результатах освоения междисциплинарной программы «Чтение: работа с информацией», а также в обобщенных планируемых результатах освоения учебных программ по всем предметам начальной школы.
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Из определения следует, что читательская грамотность- основная, ведущая не только в начальной школе, но и в жизни,. Читательскую грамотность следует рассматривать как основу всех функциональных грамотностей.
Успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Основы, азы читательской грамотности формируются в начальной школе.
Какие это умения?
Это совокупность умений и навыков, отражающих:
потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития;
готовность к смысловому чтению — восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации;
способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей;
ориентироваться в жизненных ситуациях на основе или с помощью различной текстовой информации
При высоком уровне читательской грамотности школьники владеют умением выделять главное, самостоятельно находить необходимые сведения, быстро перерабатывать научную информацию, использовать полученные знания в жизненных ситуациях - т.е. овладевают метапредметным умением – функциональной читательской грамотностью. Результаты не всегда соответствуют этому уровню. Одной из причин низкой читательской грамотности является неумение детей находить и вычитывать информацию из текстов разного вида.
В начальной школе, кроме уроков литературного чтения , ученики получают информацию, читая текст, на уроках окружающего мира. Здесь ребёнок сталкивается с научно-познавательными текстами. Учебный курс окружающего мира имеет выход в средней школе на такие устные предметы как биология, география, история, обществознание, физика. Поэтому умение работать с научной статьёй мы начинаем формировать в начальной школе. Учим детей внимательному восприятию каждой фразы статьи, воспитыватем бережное отношение к каждому слову автора, без понимания которого может быть неправильно понят весь материал.
Работу с научным текстом на уроке строю по известной вам методике продуктивного чтения- основой смыслового чтения-, которую условно можно разделить на 3 этапа:
1 этап - подготовительный (до чтения),
2 этап – основной (в процессе чтения),
3 этап - заключительный (после чтения).
1 этап (подготовительный)
Цель: пробудить познавательный интерес к предстоящей работе с текстом.
Приемы работы:
1. «Облако понятий» (на доску в нарисованное облако вписываются новые понятия и термины из текста, детям предлагается поделиться имеющимися знаниями , догадаться о чем пойдет речь в тексте)
Пример: 4 класс Тема «Небесные тела» (планета, метеорит, комета, астероид)
2. Использование загадок по теме текста (детям предлагается отгадать загадки и определить тему научного текста)
Пример: 1 класс Тема «Разнообразие грибов» (загадки про боровик, опята, лисички, мухомор)
3. Предварительный просмотр иллюстраций (детям предлагается просмотреть иллюстративный материал текста, понять, о чем пойдет речь) Пример: 1 класс Тема «Экскурсия в зоопарк»
4. Составление пазлов (детям в парах раздаются разрезные картинки, 64 чтобы догадаться, о чем они узнают из текста, нужно собрать картинку) Пример: 1 класс Тема «Разнообразие животных» (на партах у детей лежат разрезанные на части картинки с изображением животных)
5. Анонс предстоящей работы ( на доску выносятся наиболее интересные и провокационные вопросы по теме текста)
Пример: 4 класс Тема «Петр Великий» (Кого в России называли царь-плотник? Как появилось выражение «прорубил окно в Европу»? Кто привез в Россию новую моду на одежду и прически? Почему этого правителя называют Великим?)
6. Проблемный вопрос (классу задается проблемный вопрос, который требует от детей высказывания собственных суждений а также мотивирует к сопоставлению собственного мнения с содержанием научного текста)
Пример: 1 класс Тема «Уроки здоровья» (Что надо делать, чтобы быть здоровым, стройным, сильным?) Тема «Твои одноклассники» (Как заиметь много друзей?)
2 этап ( основной)
Цель: достичь понимания и осмысления текста детьми
Приемы работы:
1. Словарная работа (по ходу чтения текста дети простым карандашом подчеркивают непонятные им слова и научные термины, далее идет работа со справочной литературой, подбор синонимов, построение высказываний с новым научным понятием)
Пример: 4 класс Тема «Карта полушарий» (работа с терминами: экватор, меридианы, параллели, масштаб)
2. Работа с тестом (по ходу чтения статьи дети отвечают на вопросы теста, вопросы тестов соответствуют содержанию статьи, не нарушая последовательности изложения материала; отражают наиболее значимые знания и понятия)
Пример: 4 класс Тест по статье “У Чёрного моря”
1. Как называется зона, расположенная узкой полосой по побережью Чёрного моря? ___________________________________________________
2. Какое лето в субтропической зоне? _____________________ Какая зима в субтропической зоне? _____________________
3.Благодаря чему в субтропической зоне тёплые зимы? Поясни.
4. Какие леса на Черноморском побережье Кавказа?
А) смешанные; Б) широколиственные; В) хвойные.
5. Приведи примеры деревьев, которые круглый год остаются зелёными:
6. В переводе с латинского языка “суб” означает…… А) “из”; Б) “под”; В) “через”.
7. Чем питаются цикады?
А) улитками; Б) мухами и другими насекомыми; В) соком растений.
8. Чем питается богомол?
А) улитками; Б) мухами и другими насекомыми; В) соком растений.
9. Чем питается жужелица кавказская?
А) улитками; Б) мухами и другими насекомыми; В) соком растений.
3. Восстановление деформированного текста. (по ходу работы со статьей дети должны заполнить пропуски в предложенном тексте, используя прочитанную информацию. В данном случае уместна парная работа)
Пример: 4 класс Тема «Равнины и горы России»
1.Найди на физической карте России Уральские горы. Допиши предложение: “С запада от Уральских гор лежит ____________________________ равнина, к востоку от Уральских гор лежит _______________________________ равнина”.
2. Восточно-Европейскую равнину называют____________________
3. Западно-Сибирская равнина – самая плоская и низкая равнина на Земле, поэтому здесь так много__________________.
4. В старину Уральские горы величали _______________________________.
5. Уральские горы считают границей между ___________________ .
Самые высокие горы России _______________________________ . Высочайшая гора в России _____________________ .
6. Горы, расположенные на юге Сибири: ________________.
7. Пользуясь картой, ответь на следующие вопросы:
А) Полезные ископаемые, которые добывают на Западно-Сибирской равнине____________
Б) Полезные ископаемые, которые добывают на Кавказе__________
В) Полезные ископаемые, которые добывают в Уральских горах_________
4. Заполнение таблиц и схем. (в процессе работы с текстом дети заполняют схемы, таблицы по новой теме. Работа может проходить в парах или фронтально под руководством учителя)
Пример: 1 класс Тема «Какими бывают растения», 4 класс Тема «Полезные ископаемые».
5. Выборочное чтение. (дети учатся находить в научном тексте необходимый материал по заданию учителя. Возможен вариант групповой работы.)
Пример: 4 класс Тема «Природные зоны России» (1группа «Географы» находят и изучает материал по расположению, климату данной природной зоны, 2 группа «Ботаники» изучают растительный мир, 3 группа «Зоологи» - животный мир. 4 группа «Экологи» готовят сообщение по занятию населения и экологическим проблемам природной зоны.)
6. Чтение с остановками. (чтение научного текста происходит по абзацам или частям. По ходу чтения идет фронтальная беседа с классом по уточнению, разъяснению, обсуждению научной информации)
3 этап (заключительный)
Цель: проверить понимание и усвоение информации из научного текста.
Приемы работы:
1. Работа с пословицами. (детям предлагается выбрать из предложенных подходящую по смыслу пословицу к тексту или объяснить ее смысл с позиции полученной из текста информации)
Пример: 1 класс Тема «Здоровое питание» («Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу» Тема «Твои одноклассники» («Не имей сто рублей, а имей 100 друзей»)
2. Дополнение текста (детям предлагается дополнить текст своими примерами)
Пример: 1класс «Азбука культурного поведения, «Домашние питомцы»
3. Игра «Плюс или минус» (учитель читает высказывание, а дети на листочках ставят знак + если согласны, если не согласны - знак - )
4. «Ярмарка вопросов» ( дети получают задание в парах составить вопросы по тексту для одноклассников, чтобы они начинались словами Что? Кто? Где? Когда? Как? Почему? )
Пример: 4 класс, по темам исторического блока.
5. Составление памяток, инструкций.
Пример: 1 класс «Как вести себя в лесу», «Режим дня школьника» 6.Проигрывание жизненных ситуаций. (практическое применение полученной из текста информации )
Пример : 1 класс « Мы теперь ученики» , «Уроки общения»
Литература Мишакина Т.Л., Гладкова С.А. Формируем универсальные учебные действия на уроках окружающего мира, Ювента, М.,2018г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Работа с текстом в начальной школе как эффективный способ формирования информационной компетентности младшего школьника»
Некоторые школьники испытывают серьезные трудности при чтении. Они, безусловно, умеют быстро и четко перевести письменные знаки в звуковую форму, но вот понять смысл текста, извлечь из него необходиму...
Формирования читательской грамотности младших школьников на уроках окружающего
Приемы работы с научно-познавательными текстами на уроках окружающего мира как способ формирования читательской грамотности младших школьников....
Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младшего школьника
Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младшего школьника...
Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности младших школьников
Данная статья описывает значимость работы с текстами в процессе обучения младших школьников. Работа с текстами не только способствует развитию навыков чтения и письма, но и имеет множество других поле...
«Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности младших школьников»
Тема моего мастер класса «Работа с текстом как способ формирования читательской грамотности младших школьников ». Базовым навыком функц...
Основы формирования читательской грамотности младших школьников при работе с текстом.
Значимость формирования читательской грамотности на современном этапе развития образования в нашей стране в первую очередь обусловлена акцентом в образовании на формирование функциональной грамотности...
ВЛИЯНИЕ ПРИЕМОВ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье представлены различные методические приемы работы с текстом по формированию читательской грамотности младших школьников....