Рабочая программа динамических пауз для обучающихся с НОДА на уроках русского языка и математики
рабочая программа (3 класс)
Цель реализации программы – поддержание и развитие способностей к движению и функциональному использованию двигательных навыков при письме на уроках русского языка и математики.
Достижение поставленной цели при реализации программы динамических пауз по развитию двигательной активности обучающейся с НОДА предусматривает решение следующих основных задач:
- оптимизация учебной нагрузки во время урока, учет индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей обучающейся с НОДА;
- мотивация двигательной активности во время урока посредством системы тематических физкультурных минуток;
- поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений при письме и профилактика возможных двигательных нарушений;
- содействие развитию познавательного интереса, точности выполнения движений, аккуратности;
- формирование у обучающейся с НОДА потребности в продуктивной активности, которая характеризуется в успешном овладении ею физических упражнений для расслабления и напряжения мышц рук, спины, шеи;
- коррекция нарушений утомляемости и развитие восприятия, внимания, памяти, профилактика возникновения вторичных отклонений;
- формирование и развитие пространственной ориентировки;
- обучение приёмам планирования физической деятельности, контроля и самоконтроля утомляемости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РП динамических пауз для обучающейся с НОДА | 77.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Администрации города Омска
бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска
«Средняя общеобразовательная школа №24»
РАССМОТРЕНО на заседании МО Руководитель МО: / Т.А.Завадская | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №24» _________________/ Ю.А. Литвиненко «30» августа 2022 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №24» /Е.А. Васильченко |
Протокол № 1 от «30» августа 2022г. | «31» августа 2022 г. |
Рабочая программа
динамических пауз
по развитию двигательной активности на уроках русского языка и математики
для обучающейся с НОДА
3 В класс
срок реализации программы 1 год
Составитель: учитель
Коренная Альбина Валерьевна
2022 год
Содержание
1 | Пояснительная записка …………………………………………………………….. | 3 |
2 | Психолого-педагогическая характеристика ………………………………………. | 3 |
3 | Общая характеристика динамических пауз ……………………………………… | 5 |
4 | Описание места динамических пауз в учебном плане …………………………… | 5 |
5 | Ценностные ориентиры содержания программы динамических пауз ………….. | 5 |
6 | Содержание …………………………………………………………………………. | 6 |
7 | Тематическое содержание динамических пауз предмета «Математика» ………. | 6 |
8 | Тематическое содержание динамических пауз предмета «Русский язык» …….. | 11 |
9 | Описание материально-технического обеспечения динамических пауз ……….. | 16 |
Пояснительная записка
Рабочая программа динамических пауз по развитию двигательной активности на уроках русского языка и математики составлена для обучающейся с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее с НОДА) 3 «В» класса, на основе адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1) БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 24».
Цель реализации программы – поддержание и развитие способностей к движению и функциональному использованию двигательных навыков при письме на уроках русского языка и математики.
Достижение поставленной цели при реализации программы динамических пауз по развитию двигательной активности обучающейся с НОДА предусматривает решение следующих основных задач:
- оптимизация учебной нагрузки во время урока, учет индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей обучающейся с НОДА;
- мотивация двигательной активности во время урока посредством системы тематических физкультурных минуток;
- поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений при письме и профилактика возможных двигательных нарушений;
- содействие развитию познавательного интереса, точности выполнения движений, аккуратности;
- формирование у обучающейся с НОДА потребности в продуктивной активности, которая характеризуется в успешном овладении ею физических упражнений для расслабления и напряжения мышц рук, спины, шеи;
- коррекция нарушений утомляемости и развитие восприятия, внимания, памяти, профилактика возникновения вторичных отклонений;
- формирование и развитие пространственной ориентировки;
- обучение приёмам планирования физической деятельности, контроля и самоконтроля утомляемости.
Психолого-педагогическая характеристика обучающейся 3 «В» класса
Обучающаяся начала обучение в БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №24» с 11 января 2022г по адаптированной образовательной программе ФГОС НОО ОВЗ 6.1. на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии № 1905800 от 07.02. 2022 г г. Омска. Форма получения образования очная, режим обучения – полный учебный день.
София воспитывается и проживает в полной семье и является единственным ребёнком. Жилищно – бытовые условия достаточно хорошие. У ребенка есть отдельная комната, где созданы все необходимые условия для учебы и отдыха. Благополучны материальные условия проживания. В семье спокойные доброжелательные отношения. Вредных привычек у родителей нет. У ребенка ввиду врождённого заболевания не сформированы навыки самообслуживания. Требуется постоянная помощь взрослых, так как девочка передвигается только на инвалидной коляске.
На момент начала обучения во втором классе учениуа показала хорошие успехи в учебе по отдельным предметам. Она хорошо читает, плавно, целыми словами, осознает прочитанное, пересказывает близко к тексту, хорошо составляет деформированные предложения. По математике знает нумерацию в пределах 100, хорошо владеет устными приемами сложения и вычитания в пределах 100. Умеет сравнивать и преобразовывать единицы измерения величин: длина, масса. Простые задачи самостоятельно решает, но в тетради оформить их не может. С чертёжными инструментами, линейкой и циркулем, самостоятельно работать не может. По русскому языку слабо владеет нормами орфографии в рамках учебной программы. В тетрадях пишет медленно, крупными печатными буквами, большинство из которых неразборчивы. Изученные правила при письме не применяет, объяснить использование орфограмм затрудняется. Найти ошибки в написанном тексте не может. На уроках ребенок не отвлекается, всегда следит за ходом урока, проявляет интерес и активность, участвует в обсуждении, понимает учебную задачу с первого раза. Но со стороны учителя постоянно требуется помощь, в том числе в перелистывании страниц учебника. Отмечается хорошая общая осведомленность. Активный словарный запас высокий. Хорошо понимает обращенную речь. На уроках изобразительного искусства и технологии затруднения вызывают: работа с ножницами, клеем, пластилином.
София эмоционально спокойна. В течение дня не наблюдаются колебания настроения. При общении со взрослыми девочка доброжелательна, субординацию соблюдает. В общении с детьми спокойна, чаще держится обособленно, рисует в свободное время.
Во внеурочное время ученица посещает занятия логопеда, психолога, социального педагога. Родители стараются помочь ребенку в силу своих возможностей.
Общая характеристика динамических пауз
Динамическая пауза по развитию двигательной активности на уроках русского языка и математики осуществляются в урочное время в рамках психолого-педагогического сопровождения урока. На проведение динамической паузы отводится не более 3-4 минут. Все динамические паузы стихотворные, сопровождаются соответствующими движениями, которые показывает учитель, а ребенок повторяет. При необходимости упражнения повторяются от двух до 4 раз. Каждое стихотворение содержит задание или теоретический материал изучаемой темы. Динамические паузы систематизированы по разделам тематического планирования предметов «Математика» и «Русский язык». Движения к стихотворным словам динамических пауз рекомендованы лечащим врачом-остеопатом обучающейся.
Описание места динамических пауз в учебном плане
Рабочая программа динамических пауз по развитию двигательной активности рассчитана на 11 часов 20 минут для уроков математики и 11 часов 20 минут для уроков русского языка. Динамическая пауза занимает до 5 минут на каждом уроке, при 136 ч в год по каждому предмету (34 недели по 4 часа). Стихотворный текст в части задания может изменяться при повторном использовании динамической паузы.
Ценностные ориентиры содержания программы динамических пауз
Любая образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм школьника с НОДА, так как ведет к напряжению мышц рук, ног, спины, шеи. Быстрая утомляемость ведёт к снижению устойчивости внимания, потере интереса к деятельности, что отрицательно влияет на эффективность усвоения знаний. Своевременные тематические физминутки предупреждают возникновение утомления у оучающейся.
Содержание рабочей программы динамических пауз
№ | Содержание динамических пауз | Количество динамических пауз |
Математика | ||
1 | Раздел «Числа и величины» | 23 |
2 | Раздел «Арифметические действия» | 23 |
3 | Раздел «Работа с текстовыми задачами» | 23 |
4 | Раздел «Пространственные отношения. Геометрические фигуры» | 23 |
5 | Раздел «Геометрические величины» | 22 |
6 | Раздел «Работа с информацией» | 22 |
Всего 136 | ||
Русский язык | ||
1 | Раздел «Фонетика, орфоэпия, графика» | 23 |
2 | Раздел «Лексика» | 23 |
3 | Раздел «Состав слова» | 23 |
4 | Раздел «Морфология» | 23 |
5 | Раздел «Синтаксис» | 22 |
6 | Раздел «Орфография и пунктуация» | 22 |
Всего 136 |
Тематическое содержание динамических пауз предмета «Математика»
№ | Содержание динамических пауз | Количество динамических пауз |
| ||
1 | Мы разминку начинаем, (повороты головы) Руки шире раздвигаем, (руки в стороны) А потом их тянем обе, (руки вверх) Отдохнёт спина у Сони. (катание мячиков по столу ладнями) Два, двенадцать, двадцать два (сжимание и разжимание пальцев рук) Продолжи после – тридцать два. | 4 |
2 | Шла лисица вдоль тропинки, (размахивание руками вдоль тела) И несла грибы в корзинке. (катание мячиков по столу ладнями) Опят – восемь килограммов, (загибание восьми пальцев) Рыжиков – сто двадцать граммов. Груздей ровно полкило. (катание мячиков по столу ладнями) Сколько грибов было всего? (открыть ладони) | 4 |
3 | В числе триста три разряда, (три круговых поворота головой вправо) В пяти тысячах – четыре. (четыре круговых поворота головой влево) Ну а сколько в двадцати, (сжимание и разжимание пальцев поочередно) Трех тысячах семи, (катание мячиков по столу ладнями) Вычисли, нас не томи. | 4 |
4 | Шли по полю три минуты («ходьба» пальцами по столу правой рукой) Маленькие лилипуты. Шли по лесу минут сорок, («ходьба» пальцами по столу левой рукой) Около мышиных норок. Час по речке проплывали. («волна» рукой) Сколько минуток насчитали? | 4 |
5 | Мишка гири поднимает (руки вверх-вниз) Ну а Соня вес считает. (катание мячиков по столу ладнями) Десять раз по два кило, (разгибание пальцев рук) Потом столько же по пять еще. Общий вес составил сколько, (руки вверх-вниз) Посчитаем мы тихонько. (поочерёдно правый и левый указательный палец у губ) | 4 |
6 | В одном квадратном дециметре, ( Сто квадратных сантиметров. Ну а сколько их в шести, Мне на ухо прошепчи? | 3 |
| ||
1 | Соня – здесь четыре буквы. («пианино» пальцами по столу вправо) «С» – пятнадцать, («пианино» пальцами по столу влево) «О»- двенадцать, (катание мячиков по столу ладнями) «Н»- четыре, сумма – сто. (хлопки поочередно правой-левой по столу) Сколько «Я», ответит кто? | 4 |
2 | К речке быстрой мы спустились, (Размахивание рук вдоль туловища) Наклонились и умылись. (Наклоны вперед) Проплывают пять ершей, (Движения сложенными ладошками в «рыбку» вправо) А за ними семь лещей. (Движения сложенными ладошками в «рыбку» влево) В два раза больше окуней, (катание мячиков по столу ладнями) Чем лещей и всех ершей. Сосчитай теперь заплыв, (Загибание пальцев) Про всех рыбок не забыв. | 4 |
3 | Видишь бабочка летает, (Ладошками изображает порхающую бабочку) На лугу цветы считает. Восемь ромашек, семь васильков, (Сжимание и разжимание пальцев) Четыре фиалки, пять ноготков. Сколько цветов она облетела, Пока на улице не стемнело? (Зарывает глаза ладонями) | 4 |
4 | В хоровод встал серый зайка (Ладошки-уши над головой) И поет: «Я был зазнайкой, (Хлопаем в ладоши.) А теперь могу считать — Три умножил я на пять. (Хлопки по плечу противоходом) Ровно столько ж прибавляю (Наклоны туловища влево-вправо.) Математику я знаю, (Повороты туловища влево-вправо.) Сколько вышло здесь всего (Хлопаем в ладоши.) Соня знает от и до. (катание мячиков по столу ладнями) | 4 |
5 | Дважды три умножь на пять (разжимание пальцев правой руки) Кошка учится считать. Увеличь еще на тридцать (разжимание пальцев левой руки) Кошка начинает фыркать (нахмуренные брови) Получилось в абсолюте, Как секундочек в минуте. («стрелки» пальцами по кругу) | 4 |
6 | Семь ю восемь – знает каждый, (повороты вправо-влево) Вычти сорок, два добавь. (разжимание пальцев правой и левой рук) Чтоб не мучиться однажды, (повороты вправо-влево) Пятьдесят еще добавь. (разжимание пальцев правой и левой рук) | 3 |
| ||
1 | Сели зайки на пеньки, (ладошками над головой изобразить уши зайцев) Оттянули все носки. (вытянуть носки и помахать) Восемь хвостиков сидят, (кулаками вправо-влево) А сколько лапок у зайчат? (катание мячиков по столу ладнями) | 4 |
2 | Солнышко за горку село, (руки вверх-вниз) Темнота и справа, слева. (повороты вправо-влево) Пять малышек-медвежат (руки в бок, покачивания) Мама уложила спать. (сложенные ладошки на плечо) Одному никак не спится, А второй во сне кружится. (повороты вправо-влево) Сосчитать, кто потрудится, Скольким сон хороший снится? | 4 |
3 | Ветер дунул, лист сорвал. (правая рука вверх-вниз) И ещё один упал. (левая рука вверх-вниз) А потом в три раза больше, (размахивания вправо-влево кистями рук) Унесло листков усохших. Вдруг ещё упало пять. (головой вверх-вниз) Кто все сможет сосчитать? | 4 |
4 | Зайцы прыгнули за ёлку, («прыжки» пальцами по столу) Чтобы не попасться волку. (руками изображают пасть) Под ветвями двадцать ушек, (руками машут над головой) Так трясущихся зверушек. (катание мячиков по столу ладнями) Вдруг один косой сбежал, («бег» пальцами по столу) Сколько зайцев насчитал? | 4 |
5 | Стала Соня гостей звать, (машет, подзывая к себе) Всех не может сосчитать. (загибание пальцев на правой руке) Три Сергея, два Ивана, (загибание пальцев на левой руке) Один Матвей и три Степана. (загибание пальцев на правой руке) Пять Наташ и ещё Алла. (загибание пальцев на левой руке) Скольких Соня насчитала? | 4 |
6 | Кто живет у нас в квартире? («крыша» дома над головой) Мама, папа, Витя, Ира. (загибает пальцы) Бабушка, плюс три котёнка (лапки) Дед Василий, два цыплёнка (пальцами «клювики») Сосчитай-ка всех животных, Вместе с кошкою голодной. (хлопки) | 3 |
4. Раздел «Пространственные отношения. Геометрические фигуры» | ||
1 | Я приглашаю вас на тур, (ладонями махи к лицу) | 4 |
2 | Круг, треугольник и овал, (изображение фигур) Круг обводим рукой правой, (изображение фигур руками) А овал ногою правой.(изображение фигур ногами) | 4 |
3 | Фигур есть много, и одни (объемные круги в воздухе плечевыми суставами) На плоскости отражены, (катание мячиков по столу ладнями) Другие же, к примеру шар, (объемные круги в воздухе локтевыми суставами) В пространстве свой являют шарм. (хлопки) Покажем шар такой огромный, (объемные круги в воздухе плечевыми суставами) Словно камень неподъемный. | 4 |
4 | Итак, смотрите: это круг, (объемные круги в воздухе плечевыми суставами) Немало есть кругов вокруг: (повороты головы) Монета — круг, и блюдце — круг, (круги в воздухе ладошками) И солнце на картине — круг. (объемные круги в воздухе локтевыми суставами) Стрелки тикают по кругу, (изображение идущих стрелок руками) И сближаются друг к другу. | 4 |
5 | А если круг у нас упал (руки вверх-вниз) Или его вдруг кто сжал (обнимаем себя руками за плечи) И по бокам слегка примял? (наклоны вправо-влево сидя) Тогда получим мы — овал. (овал в воздухе) Теперь взгляните на овал: (повороты головы вправо-влево) Быть чуть примятым он устал, (обнимаем себя руками за плечи) И мы одним движеньем рук, (объемный круг в воздухе руками) Вновь превращаем его в круг. | 4 |
6 | Прямоугольник с виду прост, (изображение прямоугольника локтями) Его построить — не вопрос, (хлопки) И он совсем не виноват, (повороты вправо-влево) Что не сложился как квадрат. (катание мячиков по столу ладнями) А вот — квадрат. Он очень рад, (изображение пальцами в воздухе квадрата) Что сложен словно на парад, (махи руками, как при маршировке) Красив и строг: ведь у него Равны все стороны его. (хлопки) | 3 |
5. Раздел «Геометрические величины» | ||
1 | В одном коротком дециметре (движение пальцами по столу «гусеница» вправо) Вместилось десять сантиметров. (движение пальцами по столу «гусеница» влево) Возьми линеечку, измерь, (махи руками вправо-влево) Вдруг ошибаюсь я, проверь. (повороты головы вверх-вниз) | 4 |
2 | Сантиметры что же. (движение пальцами по столу «гусеница» вправо) Легко измерить с помощью ладошек. (движение пальцами по столу «гусеница» влево) Чтоб 10 сантиметров отмерить мог, (махи руками вправо-влево) Отложи ладонь не вдоль, а поперек. (движение ладонями по столу «гусеница» вправо-влево) | 4 |
3 | Парту можно измерять, (движение локтями по столу «гусеница» вправо) Хоть локтями, хоть шагами. (движение локтямипо столу «гусеница» влево) И линейкою, и веткой, (махи руками вверх-вниз) Но лучше сантиметрам и рулеткой. | 4 |
4 | Открой тетрадку в клеточку, (движение пальцами «клювики») В ней клеточки как сеточка. (движение «бегающие пальчики» по столу) Равны две клеточки в длину (движение пальцами по столу «гусеница» ) Сантиметру одному. Загибая пальцы, детки, (загибание пальцев правой и левой рук) Сосчитайте в ряду клетки. | 4 |
5 | И вот он метр — великан, (голова и руки вверх-вниз) Всем дециметрам капитан. (повороты головы вправо-влево) Старались десять дециметров (движение кулаками «молоточки») Похожи стать на один метр. (руки тянутся вверх) Руки вверх и руки вширь, (руки тянутся вправо-влево) Ноги тоже растопырь. (топот ногами) | 3 |
6 | Там, где числа и деленья, (сжимание и разжимание пальцев рук) Называется шкала. (поочерёдно тянется вверх правая и левая рука) Длина каждого деленья, (двиение «бегающие пальцы» по столу) Есть единица измеренья. | 3 |
6. Раздел «Работа с информацией» | ||
1 | Ноль похож на букву О, (круг руками в воздухе, надувание щек) Он не значит ничего. (повороты головы вправо-влево) Но любую цифру враз (разжимание и сжимание пальцев рук) Увеличит в десять раз. (катание мячиков по столу ладнями) Как такое может быть? (удивление руками и мимикой) Вспомним, чтобы не забыть. (указательным пальцем поочерёдно правой и левой рук) | 4 |
2 | Как, мой друг, ты не старайся, (повороты головы вправо-влево) Слагаемые местами поменять, (махи руками вправо-влево) Сумма так и не изменится, (движение «замок» руками, сжать и разжать) Хватит голову ломать! (повороты головы вправо-влево) Пора правило назвать. | 4 |
3 | У человека два плеча, (похлопывание себя по плечу) А в сутках день да ночка. (разжимание и сжимание пальцев рук) Углом назвали два луча – (локтевые движения) С началом в общей точке. (движение «щелчки» пальцами) Покажи локтями угол, (локтевые движения) А теперь ладонями. (хлопки) Пальцы сложим в острый угол, (движение пальцами рук «рогатки») Закрепим наклонами. (наклоны вправо-влево) | 4 |
4 | Если ищем ширину, (вытягивание рук вправо-влево) Делим площадь на длину. (махи ребром ладони в воздухе) Хочешь ты найти длину – (катание мячиков по столу ладнями) Раздели на ... | 4 |
5 | Бывает он равносторонним, (руки в стороны, покачивание) Когда все стороны равны. (круги в локтевых суставах в разные стороны) Когда ж все разные даны, (круги ладонями во внутрь и изнутри) То он разносторонний. (катание мячиков по столу ладнями) И если, наконец, две стороны равны, (наклоны головы вправо-влево) То равнобедренным его зовем все мы. | 3 |
6 | Есть у всех своя длина (вытягивание поочерёдно рук вверх-вниз) И конечно ширина.(вытягивание поочерёдно рук вправо-влево) У квадрата они равны, (изображение квадрата в воздухе ладонями) Это помнить вы должны! (движение указательными пальцами в воздухе) Чтобы площадь вам узнать (сжимание и разжимание пальцами рук) Надо их перемножать. | 3 |
Всего 136 |
Тематическое планирование динамических пауз предмета «Русский язык»
№ | Содержание динамических пауз | Количество динамических пауз |
1. Раздел «Фонетика, орфоэпия, графика» | ||
1 | Я в лесу кричу: «Ау – у – у!» (ладони сложены в «трубу» вправо-влево) Слышно всем прекрасно. (катание мячиков по столу ладнями) Этот звук всегда тяну – (руки вверх по очереди) Значит, это гласный. Тянем-тянем гласный звук.(руки максимально в стороны) Слышно нас теперь вокруг. (перебирание пальцами правой руки) | 4 |
2 | Звук согласный петь не может, (повороты головой вправо-влево) Не способен он кричать. (повороты головой вверх-вниз) Но звучать он хочет тоже (движение указательными пальцами) Фыркать, шелестеть, жужжать (движение пальцами «паучок» по столу) Может быть он твердым, мягким, (движение «кулачки») Может звонким и глухим. | 4 |
3 | Чем же гласный от согласных отличается? (повороты в кистях рук) В каждом слоге гласный нам встречается. Только голос помогать ему привык, (повороты головой, подбородок вверх) А согласным - губы, зубы и язык. (движение языком после произношения) | 4 |
4 | Чтобы слово разделить на слоги, (постукивание по столу ребром ладоней) Звуки гласные в нем надо сосчитать. (загибание и разгибание пальцев) Сколько гласных в слове ты услышишь- (постукивание по столу ребром ладоней) Столько и слогов. Вот это нужно знать. (щелчки пальцами) Сколько в слове гласных- Столько и слогов. | 4 |
5 | Если кончилась строка, (разведение рук в стороны) То беда не велика. (повороты указательными пальцами) Нужно слово разделить – (ребром ладони по столу по очереди) По сло-гам пе-ре-но-сить («шагание» пальцами по столу вправо) На другую строчку. («шагание» пальцами по столу влево) Букву – одиночку («перевертыши» ладонями) Только ты не оставляй, (повороты указательными пальцами) От друзей не отрывай. | 4 |
6 | Май – ка, чай – ка, лей – ка, змей - ка. (махи сомкнутыми пальцами) Правильно перенести сумей - ка! (движение «дворники» кистями рук) Отвечаю на вопрос: Где же сделать перенос ? (движение «гусеница» по столу) Й со слогом оставляется, (хлопок-соединение) От него не отрывается. (хлопок-разъединение) | 3 |
2. Раздел «Лексика» | ||
1 | Если волосы сплетают, (постукивание тыльными частями ладоней) Называем их косой. (постукивание кончиками пальцев рук друг о друга) Часто косы замечают (достать до плечей «противоходом») У девчонок за спиной. С чем идём мы на покосы, (размахивание руками вправо-влево локтевыми частями) Назовём косой мы тоже. Только вовсе эти косы (наклоны головы вправо-влево) Друг на друга непохожи. (катание мячиков по столу ладнями) Слова «омонимы» зовутся, (движение «соединение» ладонями) Легко в пары соберутся. | 4 |
2 | Смотреть, глядеть – одно и то же: (моргание глазами поочерёдно) По смыслу очень уж похожи. Свой взгляд нам нужно направлять, (махи головы вверх-вниз) Чтобы кого-то увидать. Синонимы – их называют, (повороты кистями рук) Они речь нашу украшают. | 4 |
3 | День и ночь так не похожи. (движение «отрицание» головой) Что об этом скажем мы? Смысл их противоположен, (перекрестные движения рук в стороны) Ведь они – антонимы. Вверх потянем руки дружно,(руки вверх) А теперь противоположно. (руки вниз) | 4 |
4 | Ох, и приятно влезть на печь (движение «толкание локтями») И слушать бабушкину речь; (массаж ушей пальцами рук) Её словечки записать, И новый свой словарь создать. (движение «наковальня» кулачками) Вот в хату бабушка вошла, («шагание» пальцами по столу) Вязёнки с рук она сняла, Сняла рогач и из печи («перевёртыши» ладонями) Достала быстро куличи. (движение «загребание» руками) Устаревшие слова, Слышим мы издалека. (движение «эхо») | 4 |
5 | Слова кларнет, вокал и кварта (сгибание и разгибание пальцев рук) Услышим в речи музыканта. (катание мячиков по столу ладнями) Кабина, кузов, руль, стартёр – (сгибание и разгибание в локтях) В них разбирается шофёр. А врач назначит нам компресс (похлопывание себя по плечам) Или лекарства, чтоб снять стресс. Слова – профессиональные, (поочередно большой палец вверх) Очень оригинальные. | 4 |
6 | Фразеологизмы (движение «до свидания» поочередно правой и левой руками) Очень уж капризны. Слова в них разрывать нельзя, (повороты головы вправо-влево) Слова в них – целая семья. (движение «загребание» руками) Раздельно - смысл они теряют, (движение «разгребание» руками) А вместе – речь нам украшают. | 3 |
3. Раздел «Состав слова» | ||
1 | Если ты в пришкольный сад («шагание» пальцами по столу) | 4 |
2 | Как-то много лет назад (движение «отплывание назад») | 4 |
3 | За корнем суффикс обогрел местечко, (круговые движения в кистях рук во внутрь) Не словом угодил, а лишь словечком. (круговые движения в кистях рук изнутри) Река большая превратилась в речку, лес - в лесника, (круговые объемные движения руками) А печь – всего лишь в печку. (движение «перевёртыши») Мы под крышу суффикс спрячем, (движение «крыша» и ладошек над головой) Корень быстренько обскачем. («шагание» по столу пальцами) | 4 |
4 | На конце у слова есть окончание, (постукивание ребром ладони по столу) Прилагает оно своё старание. Чтобы слова держались крепко, (движение «замок» кистями рук» Окончание их зацепка. | 4 |
5 | А приставка перед корнем (наклоны головы вправо-влево) | 4 |
6 | Слово делится на части! (поочерёдно руками ребром ладони по столу) Только знать порядок стоит, (повороты указательными пальцами) Важно правило освоить. | 3 |
4. Раздел «Морфология» | ||
1 | Существительное — школа, (повороты в локтевых суставах) | 4 |
2 | Мы наречием отлично (топот ногами) | 4 |
3 | Очень впечатлительное (движение головой вправо-влево) Обозначит все предметы: (руки вверх-вниз поочердно) Так предметы называй, (перебирание пальцами) | 4 |
4 | Сильно любознательное (движение «неваляшка» головой) Он какой? Она какая? (перебирание пальцами правой руки) Эти признаки важны, (повороты указательными пальцами) | 4 |
5 | Любит действия глагол: (движение «гусеница» по столу) Что же делает предмет? (движение «неваляшка» туловищем) Состояние души (ладони прижать к груди и разжать) | 4 |
6 | Не задать вопрос к предлогу. (круговые движения в кистях рук) А для связи слов союз. (наклоны головы вправо-влево) | 3 |
5. Раздел «Синтаксис» | ||
1 | Вопросы косвенных падежей (ходьба ногами на месте) | 4 |
2 | Всем нам при общении (движение «волна» всей рукой) | 4 |
3 | Когда предложения разбор предстоит, (движение «пианино» вправо) Потянемся вверх и немножечко вниз, (руки вверх-вниз) Скажем себе: «Давай, соберись!» | 4 |
4 | На вопросы: Где? Когда? (загибание пальцев правой руки) Семь вопросов – просто чудо! (движение «наковальня») | 4 |
5 | По цели всегда различай предложение: (движение указательными пальцами поочередно) Вопрос в вопросительном (Дашь ответ?) (повороты головы вправо-влево) Кулачки разожмем и сожмём, (сжимание и разжимание кулачков) Снова работать тихонько начнём. | 3 |
6 | Определение «чей?» и «какой?», (наклоны туловища вправо-влево) Подчеркивай волнистой чертой. (движение ладонями «волна» вправо) «Где?», «куда?», «откуда?», «как?», ((движение ладонями «волна» влево) Точкой и тире – вот так! (движение «кулак/ребро/ладонь») Это обстоятельство, Запомним обязательно! (повороты головы вправо-влево) | 3 |
6. Раздел «Орфография и пунктуация» | ||
1 | Безударных гласных много, (руки вверх-вниз, пальцы растопырены) Значит, нам нужна подмога. Что же делать? Где решенье? (круговые движения в плечевых суставах) Букву ставь под ударенье. Ты за нами поспевай, (круговые движения в локтевых суставах) Смело слово изменяй. Ну а если очень сложно, (хлопки справа/слева от головы) Посмотреть в словарик можно. | 4 |
2 | Буквы «Ч» и «Н» сидят (наклоны головы вправо-влево) Между ними мягкий знак | 4 |
3 | Вот солдатик оловянный (изображение марша сидя) Согласные удвоены, На правило настроены. (повороты головы) | 4 |
4 | У нее особый пост (движение «пианино» по столу) В самой малой строчке. Если точка – («шагание» по столу пальцами правой руки) Вывод прост: Это значит точка. («шагание» по столу пальцами левой руки) Фразу следует кончать, (катание мячиков по столу ладнями) Если точка рядом. (наклоны головы вправо-влево) Точку надо уважать. Точку слышать надо. (массаж ушей) | 4 |
5 | Вот он – восклицательный, (движение указательными пальцами) Столбик длинный-длинный. Очень обаятельный, (потягивание вверх) С точкою в низине. Мы потянемся к нему прям под потолок, (руки вверх-вниз поочерёдно) Ручками встряхнём разок и начнем урок. | 3 |
6 | Где поставить запятую? (движение «веер» пальцами правой руки) Мы не знаем зачастую. Если есть перечисленье, (движение «веер» пальцами левой руки) Обращенье, удивленье. То на строчке ставим враз, (повороты головы вправо-влево) Закорючку напоказ. А теперь всплеснём руками, (круговые движения рук в плечевых суставах) Постучим ещё ногами. (перебирание ногами) Выдох-вдох, ещё разок, (вдох-выдох с разведением рук) И продолжится урок. (хлопки руками) | 3 |
Всего 136 |
Описание материально-технического обеспечения динамических пауз
Проведение динамических пауз во время уроков не требует специализированного оборудования. В условиях классного кабинета используются:
- магнитно-маркерная доска:
- мультимедийный проектор;
- ноутбук;
- набор резиновых массажных мячиков;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по УМК "Школа России" ФГОС 2 класс по русскому языку
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкудля 2 классана 2013-2014 учебный год Составлена по УМК «Школа России» к учебнику Канакиной В.П. «Русский язык»....
Статья "Формирование коммуникативной компетентности у обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка" для коррекционных школ 8 вида
Интеграция детей с интеллектуальной недостаточностью в общество проходит с затруднениями, обусловленными сложностью при налаживании социальных связей, коммуникативных и межличностных отношений. В стат...
Рабочая программа Динамическая пауза для 1 класса
Рабочая программа содержит тематическое планирование....
Формирование универсальных учебных действий у обучающихся начальных классов на уроках русского языка по УМК « Школа 21 века».
Учебный курс «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом о...
Использование опорных таблиц на уроках русского языка и математики в работе со слабослышащими и глухими обучающимися
В статье представлены таблицы по математике и русскому языку, которые показывают учащимся алгоритм работы по изученным темам. Обучающимся с нарушенной функцией слуха данный наглядный материал помогает...
Рабочая программа. Индивидуальное календарно-тематическое планироваие (Кузнецова Светлана) по предметам: - русский язык; - литературное чтение; - математика; - окружающий мир. 3 класс. Учитель: Антоненко И.П. 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по редметам русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир расчитана для индивидуального обучения ребенка с ОВЗ....
ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Орфографическая грамотность всегда занимала главную и значимую позицию в русском языке. Но что же включается себя орфографический навык, как его развивают у обучающихся? В данной статье произведено ис...