Использование опорных таблиц на уроках русского языка и математики в работе со слабослышащими и глухими обучающимися
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

ТИМОФЕЕВА ЕКАТЕРИНА ВИКТОРОВНА

В статье представлены таблицы по математике и русскому языку, которые показывают учащимся алгоритм работы по изученным темам. Обучающимся с нарушенной функцией слуха данный наглядный материал помогает использовать в своей речи грамматически верные фразы и предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья21.12 КБ
Файл презентация518.37 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ ТАБЛИЦ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКИ В РАБОТЕ СО СЛАБОСЛЫШАЩИМИ И ГЛУХИМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

Тимофеева Е.В.,

учитель начальных классов

ГКОУ СКОШИ №30

имени К.А.Микаэльяна,

Россия, г. Москва

Основной целью обучения слабослышащих и глухих детей на ступени начального общего образования является  формирование основ учебной деятельности, которое возможно при создании специальных условий (использование технических и наглядных средств обучения), а также при целенаправленном формировании у обучающихся словесной речи и развитии слухового (слухозрительного) восприятия устной речи. [2]

Считаю необходимым  выделить четыре основных этапа в учебной деятельности школьника: «Я хочу. Я понимаю. Я могу. Я хочу сам».[1] Этап «Я хочу» зависит от уровня познавательной потребности, с которой ребенок приходит в школу. Этап «Я понимаю» связан с уровнем содержания и организации учебного процесса, а «Я могу» показывает, как ученик использует полученные знания на практике. Этап «Я хочу сам» говорит о желании ребенка самостоятельно находить ответы на вопросы, и задача начальной школы подвести к этому при условии, что обучающиеся должны знать и понимать учебный материал.

Не секрет, что не каждый школьник, выучив правило, умеет его применять. Упорядочить процесс обучения и показать, в какой последовательности надо выполнять действия, чтобы применить правило в конкретной ситуации помогают созданные мною опорные таблицы. Детям с нарушенной функцией слуха данный наглядный материал помогает использовать в своей речи грамматически верные фразы и предложения и обогатить словарный запас.

При знакомстве с новой таблицей учитель объясняет принцип её использования на конкретном примере, а на этапе закрепления и повторения нового материала обучающиеся применяют её самостоятельно.

Примеры таблиц, используемых на уроках математики (табл.1-2)

Таблица 1

Решение задач

Задача про (кого? / что?) …   .

Называю главные слова.

Записываю условие.

Ставлю вопрос.

Пишу решение и пояснение.

Читаю вопрос  и пишу ответ.

Я решил(-а) задачу.

Таблица 2

Единицы длины и массы

           

          МИЛЛИМЕТРЕ                                                

В                                    (-ОВ)       10                                   

          САНТИМЕТРЕ                                                  

О                                  (-ОВ)        10                                                       

Д          ДЕЦИМЕТРЕ

Н                                 (-ОВ)         10                                              

О             МЕТРЕ

М                                (-ОВ)        1 000

             КИЛОМЕТРЕ                      

В                  ГРАММЕ                                                

                                         (-ОВ)       1 000                                   

О             КИЛОГРАММЕ                                                   

Д                                      (-ОВ)        100                                                       

Н                 ЦЕНТРЕ

О                                     (-ОВ)         10                                              

М  (-ОЙ)    ТОННЕ

                                             

                                                                       

Я перевел (-а) одни единицы длины

в другие.

Я перевел (-а) одни единицы массы

в другие.

Примеры таблиц, используемых на уроках русского языка (табл.3-7)

Таблица 3

Склонение имён существительных

Как определить склонение существительного?

Начальная форма  … ,

мужской  / средний  / женский род,

окончание …   ,

Существительное относится к первому / ко второму / к третьему склонению.

Таблица 4

Грамматический разбор предложения

1.Выделяю грамматическую основу.

2.Определяю части речи.

3.Называю  второстепенные члены.

4.Выписываю словосочетание  (-я) *.

      1-(1), 2-(2), 3-(3), 4-(4), 5-(5)

*Сколько в предложении второстепенных членов, столько будет словосочетаний.

Я выполнил (-а) разбор предложения.

            Таблица 5

Разбор слова по составу

1.Выделяю окончание – изменяю форму слова

существительное

кто? (что?)   кого? (чего?)    кому? (чему?)

прилагательное

какой?  какая?  какое? какие?

глагол

Он (что делает?)...   Они (что делают?)…  Мы (что делаем?)… Ты (что делаешь?) …

2.Выделяю основу.

3.Выделяю корень – подбираю однокоренные слова.    

4.Выделяю приставку и суффикс.

Я выполнил (-а) разбор слова по составу.

Таблица 6

Правописание безударных личных окончаний глагола

Безударное личное окончание глагола

Начальная форма…,

оканчивается на …,

(не) является глаголом – исключением,

относится к первому (ко второму) спряжению, пишу … .

Таблица 7

Правописание безударной гласной в корне слова

Безударная гласная в корне слова

1.Ставлю ударение в слове.

2.Подчёркиваю безударную гласную.

БЕЗУДАРНУЮ ГЛАСНУЮ

можно проверить

нельзя проверить

3.Изменяю форму слова /

подбираю однокоренное слово, в котором эта гласная стоит под ударением.

3.Проверяю по словарю.

4.Пишу эту гласную.

     Используя данный наглядный материал в своей работе в течение нескольких лет, я пришла к выводу, что опорные таблицы очень важны в обучении детей с нарушенной функцией слуха. Они  систематизируют изученный материал, способствуют его прочному запоминанию, развивают речь обучающихся, служат отличным средством для их самообразования, выстраивают работу в классе и дома в едином ключе.

Список использованных источников

1.Мотивы учения младших школьников и их формирование. – (http://stud24.ru/psychology/motivy-ucheniya-mladshih-shkolnikov-i/344667-1040722-page1.html)

2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся . – (http://fgosreestr.ru/)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ ТАБЛИЦ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКИ В РАБОТЕ СО СЛАБОСЛЫШАЩИМИ И ГЛУХИМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ Тимофеева Е.В., учитель начальных классов ГКОУ СКОШИ №30 имени К.А.Микаэльяна

Слайд 2

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ *создании специальных условий (использование технических и наглядных средств обучения), *формирование у обучающихся словесной речи и развитие слухового ( слухозрительного ) восприятия устной речи.

Слайд 3

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА Я хочу. Я понимаю. Я могу. Я хочу сам.

Слайд 4

Опорные таблицы 1.Учитель объясняет принцип использования таблицы. 2.Ученики самостоятельно применяют её в работе.

Слайд 5

«В пакете лежало 8 конфет. 5 конфет съели. Сколько конфет осталось?» Задача про (кого? / что?) … . Называю главные слова. Записываю условие. Ставлю вопрос. Пишу решение и пояснение. Читаю вопрос и пишу ответ. к. Лежало - Осталось - Съели - 8 к. 5 к. ? 8 – 5 = 3 (к.) Ответ: 3 конфеты осталось.

Слайд 6

Я перевел (-а) одни единицы длины в другие. МИЛЛИМЕТРЕ В (-ОВ) 10 САНТИМЕТРЕ О (-ОВ) 10 Д ДЕЦИМЕТРЕ Н (-ОВ) 10 О МЕТРЕ М (-ОВ) 1 000 КИЛОМЕТРЕ 4 см = 40 мм 70 дм = 7 м

Слайд 7

Девочка моет руки. 1.Выделяю грамматическую основу. 2.Определяю части речи. 3.Называю второстепенные члены. 4.Выписываю словосочетание (-я) . 1-(1), 2-(2), 3-(3), 4-(4), 5-(5) с ущ . гл. сущ. моет (что?) руки

Слайд 8

Мальчик гуля__т в парке. Начальная форма…, оканчивается на …, (не) является глаголом – исключением, относится к первому (ко второму) спряжению, пишу … . ГУЛЯТЬ I спр . -ЯТЬ е

Слайд 9

Опорные таблицы систематизируют изученный материал, способствуют его прочному запоминанию, развивают речь обучающихся, служат отличным средством для их самообразования, выстраивают работу в классе и дома в едином ключе.

Слайд 10

Список использованных источников Мотивы учения младших школьников и их формирование. – (http://stud24.ru/psychology/motivy-ucheniya-mladshih-shkolnikov-i/344667-1040722-page1.html) Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся . – ( http://fgosreestr.ru/ )

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с опорными схемами на уроках русского языка в 4 -ом классе

Работа с опорными схемами на уроках русского языка в 4 -ом классе...

иллюстративные и схематические таблицы для уроков русского языка и математики

Иллюстративные и схематические таблицы по основным темам русского языка и матемаики. Способствуют наглядному закпоминанию учебного материала...

Опорные схемы и тематические таблицы на уроках русского языка

Использование опорных схем и тематических таблиц на уроках русского языка...

Методический семинар Использование опорных схем на уроках марийского языка в начальной школе

Применение опорных схем обусловлено тем, что за последние годы количество часов на изучение предметов сокращается, а программа остается прежней, и все мы испытываем катастрофическую нехватку времени н...

Методическая мастерская "Использование дидактических игр на уроках русского языка и математики"

quot;Игра- это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества..." С.Т. Шацкий...

Опорные схемы и тематические таблицы на уроках русского языка

Опорные схемы и тематические таблицы на уроках русского языка...

Доклад: «Использование QR кодов на уроках русского языка и математики»

Активное использование QR кодов на уроках русского языка  и математики...