Использование опорных таблиц на уроках русского языка и математики в работе со слабослышащими и глухими обучающимися
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
В статье представлены таблицы по математике и русскому языку, которые показывают учащимся алгоритм работы по изученным темам. Обучающимся с нарушенной функцией слуха данный наглядный материал помогает использовать в своей речи грамматически верные фразы и предложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 21.12 КБ |
презентация | 518.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ ТАБЛИЦ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКИ В РАБОТЕ СО СЛАБОСЛЫШАЩИМИ И ГЛУХИМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Тимофеева Е.В.,
учитель начальных классов
ГКОУ СКОШИ №30
имени К.А.Микаэльяна,
Россия, г. Москва
Основной целью обучения слабослышащих и глухих детей на ступени начального общего образования является формирование основ учебной деятельности, которое возможно при создании специальных условий (использование технических и наглядных средств обучения), а также при целенаправленном формировании у обучающихся словесной речи и развитии слухового (слухозрительного) восприятия устной речи. [2]
Считаю необходимым выделить четыре основных этапа в учебной деятельности школьника: «Я хочу. Я понимаю. Я могу. Я хочу сам».[1] Этап «Я хочу» зависит от уровня познавательной потребности, с которой ребенок приходит в школу. Этап «Я понимаю» связан с уровнем содержания и организации учебного процесса, а «Я могу» показывает, как ученик использует полученные знания на практике. Этап «Я хочу сам» говорит о желании ребенка самостоятельно находить ответы на вопросы, и задача начальной школы подвести к этому при условии, что обучающиеся должны знать и понимать учебный материал.
Не секрет, что не каждый школьник, выучив правило, умеет его применять. Упорядочить процесс обучения и показать, в какой последовательности надо выполнять действия, чтобы применить правило в конкретной ситуации помогают созданные мною опорные таблицы. Детям с нарушенной функцией слуха данный наглядный материал помогает использовать в своей речи грамматически верные фразы и предложения и обогатить словарный запас.
При знакомстве с новой таблицей учитель объясняет принцип её использования на конкретном примере, а на этапе закрепления и повторения нового материала обучающиеся применяют её самостоятельно.
Примеры таблиц, используемых на уроках математики (табл.1-2)
Таблица 1
Решение задач
Задача про (кого? / что?) … . Называю главные слова. Записываю условие. Ставлю вопрос. Пишу решение и пояснение. Читаю вопрос и пишу ответ. |
Я решил(-а) задачу. |
Таблица 2
Единицы длины и массы
МИЛЛИМЕТРЕ В (-ОВ) 10 САНТИМЕТРЕ О (-ОВ) 10 Д ДЕЦИМЕТРЕ Н (-ОВ) 10 О МЕТРЕ М (-ОВ) 1 000 КИЛОМЕТРЕ | В ГРАММЕ (-ОВ) 1 000 О КИЛОГРАММЕ Д (-ОВ) 100 Н ЦЕНТРЕ О (-ОВ) 10 М (-ОЙ) ТОННЕ
|
Я перевел (-а) одни единицы длины в другие. | Я перевел (-а) одни единицы массы в другие. |
Примеры таблиц, используемых на уроках русского языка (табл.3-7)
Таблица 3
Склонение имён существительных
Как определить склонение существительного? Начальная форма … , мужской / средний / женский род, окончание … , Существительное относится к первому / ко второму / к третьему склонению. |
Таблица 4
Грамматический разбор предложения
1.Выделяю грамматическую основу. 2.Определяю части речи. 3.Называю второстепенные члены. 4.Выписываю словосочетание (-я) *. 1-(1), 2-(2), 3-(3), 4-(4), 5-(5) *Сколько в предложении второстепенных членов, столько будет словосочетаний. |
Я выполнил (-а) разбор предложения. |
Таблица 5
Разбор слова по составу
1.Выделяю окончание – изменяю форму слова существительное кто? (что?) кого? (чего?) кому? (чему?) прилагательное какой? какая? какое? какие? глагол Он (что делает?)... Они (что делают?)… Мы (что делаем?)… Ты (что делаешь?) … 2.Выделяю основу. 3.Выделяю корень – подбираю однокоренные слова. 4.Выделяю приставку и суффикс. |
Я выполнил (-а) разбор слова по составу. |
Таблица 6
Правописание безударных личных окончаний глагола
Безударное личное окончание глагола Начальная форма…, оканчивается на …, (не) является глаголом – исключением, относится к первому (ко второму) спряжению, пишу … . |
Таблица 7
Правописание безударной гласной в корне слова
Безударная гласная в корне слова | |
1.Ставлю ударение в слове. 2.Подчёркиваю безударную гласную. | |
БЕЗУДАРНУЮ ГЛАСНУЮ | |
можно проверить | нельзя проверить |
3.Изменяю форму слова / подбираю однокоренное слово, в котором эта гласная стоит под ударением. | 3.Проверяю по словарю. |
4.Пишу эту гласную. |
Используя данный наглядный материал в своей работе в течение нескольких лет, я пришла к выводу, что опорные таблицы очень важны в обучении детей с нарушенной функцией слуха. Они систематизируют изученный материал, способствуют его прочному запоминанию, развивают речь обучающихся, служат отличным средством для их самообразования, выстраивают работу в классе и дома в едином ключе.
Список использованных источников
1.Мотивы учения младших школьников и их формирование. – (http://stud24.ru/psychology/motivy-ucheniya-mladshih-shkolnikov-i/344667-1040722-page1.html)
2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся . – (http://fgosreestr.ru/)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ *создании специальных условий (использование технических и наглядных средств обучения), *формирование у обучающихся словесной речи и развитие слухового ( слухозрительного ) восприятия устной речи.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА Я хочу. Я понимаю. Я могу. Я хочу сам.
Опорные таблицы 1.Учитель объясняет принцип использования таблицы. 2.Ученики самостоятельно применяют её в работе.
«В пакете лежало 8 конфет. 5 конфет съели. Сколько конфет осталось?» Задача про (кого? / что?) … . Называю главные слова. Записываю условие. Ставлю вопрос. Пишу решение и пояснение. Читаю вопрос и пишу ответ. к. Лежало - Осталось - Съели - 8 к. 5 к. ? 8 – 5 = 3 (к.) Ответ: 3 конфеты осталось.
Я перевел (-а) одни единицы длины в другие. МИЛЛИМЕТРЕ В (-ОВ) 10 САНТИМЕТРЕ О (-ОВ) 10 Д ДЕЦИМЕТРЕ Н (-ОВ) 10 О МЕТРЕ М (-ОВ) 1 000 КИЛОМЕТРЕ 4 см = 40 мм 70 дм = 7 м
Девочка моет руки. 1.Выделяю грамматическую основу. 2.Определяю части речи. 3.Называю второстепенные члены. 4.Выписываю словосочетание (-я) . 1-(1), 2-(2), 3-(3), 4-(4), 5-(5) с ущ . гл. сущ. моет (что?) руки
Мальчик гуля__т в парке. Начальная форма…, оканчивается на …, (не) является глаголом – исключением, относится к первому (ко второму) спряжению, пишу … . ГУЛЯТЬ I спр . -ЯТЬ е
Опорные таблицы систематизируют изученный материал, способствуют его прочному запоминанию, развивают речь обучающихся, служат отличным средством для их самообразования, выстраивают работу в классе и дома в едином ключе.
Список использованных источников Мотивы учения младших школьников и их формирование. – (http://stud24.ru/psychology/motivy-ucheniya-mladshih-shkolnikov-i/344667-1040722-page1.html) Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся . – ( http://fgosreestr.ru/ )
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с опорными схемами на уроках русского языка в 4 -ом классе
Работа с опорными схемами на уроках русского языка в 4 -ом классе...
иллюстративные и схематические таблицы для уроков русского языка и математики
Иллюстративные и схематические таблицы по основным темам русского языка и матемаики. Способствуют наглядному закпоминанию учебного материала...
Опорные схемы и тематические таблицы на уроках русского языка
Использование опорных схем и тематических таблиц на уроках русского языка...
Методический семинар Использование опорных схем на уроках марийского языка в начальной школе
Применение опорных схем обусловлено тем, что за последние годы количество часов на изучение предметов сокращается, а программа остается прежней, и все мы испытываем катастрофическую нехватку времени н...
Методическая мастерская "Использование дидактических игр на уроках русского языка и математики"
quot;Игра- это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества..." С.Т. Шацкий...
Опорные схемы и тематические таблицы на уроках русского языка
Опорные схемы и тематические таблицы на уроках русского языка...
Доклад: «Использование QR кодов на уроках русского языка и математики»
Активное использование QR кодов на уроках русского языка и математики...