Программа внеурочной деятельности "Юные лингвисты"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Со Ен Дя Тамара Валерьевна

Программа внеурочной деятельности "Юные лингвисты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunye_lingvisty_vneurochka.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                             

                                                                             

                                                                                                                                                                        

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

 «ЮНЫЕ ЛИНГВИСТЫ»

Направление «Общеинтеллектуальное»

135 часов (1 час  в неделю)

                                         

  1. Результаты освоения курса

Личностные результаты:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;
  • учебно-познавательный интерес к предмету;
  • чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой культурой;
  • умение адекватно воспринимать причину своего успеха/неуспеха;
  • формирование эмпатии как осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
  • развитие морально-этического сознания;
  • формирование основ социально ценных личностных качеств: трудолюбие, любознательность, уважение к культурному наследию страны.

Метапредметне результаты.

Регулятивные УУД:

  • умение учитывать установленные правила в планировании;
  • умение решать проблемы творческого характера;
  • умение адекватно воспринимать оценку;
  • умение давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
  • умение понимать причины своего успеха/неуспеха и находить способы выхода из этой
  • ситуации.

Познавательные УУД:

  • умение добывать новые знания;
  • умение перерабатывать информацию;
  • умение строить суждения в простой форме;
  • умение анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать;
  • интерес к познанию природы.

Коммуникативные УУД:

  • умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;
  • умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • умение договариваться;
  • умение работать в паре, группе, коллективе;
  • умение адекватно использовать речевые средства;
  • умение отстаивать при необходимости свою точку зрения.

К концу 1 класса учащиеся должны:

  • составлять высказываться о значении русского языка в жизни людей;
  • использовать слова вежливости в своей речи;

уметь писать и объяснять значение слов Родина, Россия, Москва, Красная площадь, мама, папа, школа, товарищи, учителя.

  • знать основные правила игр со словами, уметь организовать игру со словами;
  • характеризовать звуки русского языка, составлять звуковые модели слов;
  • понимать значение скороговорок для развития чистоты речи, правильного произношения звуков;
  • знать наизусть 3-4 скороговорки, 4-5 пословиц и поговорок;
  • группировать слова по темам.

К концу 2 класса учащиеся должны:

  • уметь различать чистоговорки, скороговорки, тараторки;
  • понимать их значение  для развития чистоты речи, правильного произношения звуков;
  • знать наизусть по 3 скороговорки, чистоговорки, тараторки, использовать при подготовке к выразительному чтению;
  • иметь представление о многозначных словах, омонимах, синонимах;
  • различать омонимы и синонимы; находить их в тексте;
  • использовать знание об омонимах, синонимах для проведения игр со словами;
  • составлять синонимичный ряд;
  • использовать синонимы в устной и письменной речи.

К концу 3 класса учащиеся должны:

  • знать предмет изучения науки этимологии;
  • понимать значение слова «архаизмы»;
  •  понимать значение устаревших слов, уметь их объяснять (в рамках школьной программы);
  • использовать словари устаревших слов для определения значения;
  • объяснять происхождение некоторых русских фамилий;
  • иметь представление об антонимах;
  • различать антонимы, омонимы, синонимы; находить их в тексте;
  • использовать знание об антонимах, омонимах, синонимах для проведения игр со словами;
  • подбирать антонимы; использовать антонимы при составлении пословиц, загадок;
  • знать значение слова «неологизмы»; объяснять появление неологизмов в нашей жизни;
  • использовать словарь неологизмов для определения значения незнакомых слов;
  • проводить исследовательскую работу.

К концу 4 класса учащиеся должны:

  • иметь представление о заимствованных словах; истории их появления в русском языке;
  • иметь представление о фразеологизмах, объяснять значение фразеологизмов ( в рамках школьной программы);
  • использовать фразеологизмы в собственной речи;
  • уметь править собственные и чужие тексты;
  • уметь грамотно писать, объяснять написание слов.

II.Содержание курса

1 класс

Раздел 1. Самые дорогие и добрые слова (10 часов)

Значение русского языка в жизни людей.  Красота и богатство русского языка.   Волшебные слова: спасибо, пожалуйста, извините, простите… Важные слова: Родина, Россия, Москва, Красная площадь, мама, папа, школа, товарищи, учителя.

Праздник «День Вежливости».

Раздел 2. Чудесные превращения слов (10 часов)

Рассказ А.Шибаева «Одна буква». Игры: «Сом дом», «»Замени букву» «Какое слово задумано?», «Два колодца», «Метаграмма», «Забавные недоразумения», « Что получилось?», «Лото», «Лето», Спрятавшееся слово», Эхо», «Флот помог» и др.

Звучащее слово: Н.Найдёнова «Две шарады», Г.Воловик «Недалеко разгадка скрыта», А.Шибаев «Озорные буквы», Н.Матвеева «Путаница».

Праздник «Путаница».

Раздел 3. Звуки в слове (10 часов)

Игры: «Что слышно в звуках?», «Разгадайте загадки», «Самое трудное задание», «Скороговорка в ребусе», «Составь предложение», «Лесная школа», «Скороговорка» и др.

Звучащее слово: Д.Радович «Дети, вы слышали о корабле?», Е.Верейская «Сорок сорок», В.Капралова «Лена искала булавку», В.Викторов «Был в саду переполох», С.Коган «Вёз на горку Саня сани», С.Погореловский «Ежедневно по утрам», В.Левин «Вместе с тучей», Э.Мошковская «Нам к девяти», В.Суслов «В тишине лесной глуши», «На хоря напала хворь», М.Матусовский «Скороговорка», И.Демьянов «Считалки», «Плачет Костя» и др.

Конкурс скороговорок, считалок, поговорок.

Раздел 4. Тематические группы слов (3 часа)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Группировка слов по темам. Темы: дикие животные, домашние животные, деревья, грибы, профессии, строения, цветы, игрушки, книги, времена года, название дней недели, части суток, осадки и др.  

Игры: «Кто? и Что?», «Какой?», «Что делает?», «У кого Илюша чистил клетки?», «Двенадцать поваров», «Какого цвета?», «Какой формы?», «Какого размера?»

Звучащее слово: П. Башмаков «В понедельник», Л. Дружинина «Собирайтесь», О.Тарнопольская «Стоят в поле сестрички», Б. Тимофеев «Я шариком пушистым», В. Фетисов «Эх, звоночки», И. Токмакова «Букваринск», Е. Руженцев «Сказка про краски» Л. Куклин «Какого цвета луг?», «Отчего луг красный?», Е. Трутнева «Загадки»,В. Коркин «Что растёт на нашей грядке?» и др.

КВН «Кто в какой группе?»

2 класс

Раздел 1. Чистота речи (8 часов)

Чистоговорки. Скороговорки. Тараторки.

Игры: «Испорченный телефон», «Ручной мяч», «Фраза по кругу», «Главное слово», «Змейка с воротцами», «Отгадайка».

Инсценировки скороговорок.

Звучащее слово: И.Токмакова «Плим», Н.Кончаловский «Про овощи», О.Григорьев «Мама мол мыла», Л.Виноградов «Три матрёшки», О.Дриз «Привет», Л.Кондрашенко «Тарарам», Н.Слепакова «Кабутта», Ю.Ермолаев «Незнакомое слово», И.Туричин «Шефы» и др.

Игротека «Мы говорим правильно».

Раздел 2. Многозначные слова (8 часов)

Однозначные и многозначные слова. Несколько значений одного слова. Основное и вторичное значения слова.

Игры: «Язык», «Колокольчик», «Золотая», «Носы и хвосты», «Морж», «Крепкий», «Машины», «Пятачок», «Шишка», «Горлышко», «Два значения», «Кто больше?», «Что делают часы?», «Барометр упал», «Не достал!», «Гребешок» и др.

Звучащее слово: И.Токмакова «В чудной стране», А.Шибаев «Не жалейте пятачка», «Баранка», «Лук», Е.Петрищева «Бросил», Б.Рябинин «Острые вещи», С.Маршак «Загадка», Ф.Бобылёв «Отчего ты плачешь, друг?», А.Власов «Самовар», Г.Бойко «Два значения», В.Орлов «Что делают часы?», К.Кублинскас «Лиса и петух», Э.Киселёва «Молоко убежало», А.Стройло «Морж», Ю.Коринец «Лапки», «Твой след», Е.Авдиенко «Осень», В.Коркин «Золотые руки», И.Снегова «Бьют часы» и др.

Викторина «Угадай значение слова».

Раздел 3. Слова-близнецы (9 часов)

Омонимы (Ключ Часть речи одна и та же).  Омоформы  (Мой – гл. и мест). Омофоны (Гриб и грипп). Различие омонимов, омоформов и многозначных слов.

Игры: «Ключ», «Мир», «Худой»,  «Кнопка», «Коса», «Завод», «Засыпать», «Три» и др.

Звучащее слово: А. Шибаев «Храбрая мушка», «Быки», «Лисички», Б. Гольдберг «Коса», В. Лифшиц «Ключ», Я. Козловский «Вы откуда, молодцы?», Н. Сладков «Овсянка», А.Кузичёв «Звёзды», Г. Шмань «Лисичка» и др.

Викторина «Слова – близнецы».

Раздел 4. Слова – друзья  (9 часов)

Синонимы.

Игры: «Родник и ключ», «Небольшая и маленькая», «Бураны, вьюги и метели», «Боец и воин», «Спеши да поторапливайся», «Четырьмя буквами», «Второе название животного», «Назови по-другому», «Одно из двух», «А как по-другому?», «Знаете ли вы?», «Так ли в сказке?», и др.

Звучащее слово: Д.Лукич «Ключ», А.Барто «Родник», В.Берестов «Бураны», И.Токмакова «Зябнет осинка», М.Дудин «Деревья», Е.Аксельрод «Солнце», А.Усанова «Улетела злая вьюга», В.Орлов «Ночь», «За морем теплее, а дома светлее» (сказка), А.Митяев «Долг».

КВН «Слова – друзья».

3 класс

Раздел 1. Происхождение слова. Устаревшие слова (14 часов)

Происхождение слов (Этимология). Жизнь слова. Рождение и отмирание слов. Архаизмы.

Игры: «В зоопарке», «Почему так птицу назвали?», «Что кроется в названии животного?», «Почему так рыбу зовут?», «Лёгкие вопросы», «Знаете ли вы?», «Почему так названы растения?», «Что за гриб?», «Какие это цветы?»,  «Какое насекомое?» и др. «Слова-долгожители», «Изменившиеся слова», «Архаизмы в юморе, сатире, иронии», Кому принадлежат эти предметы?», Что делали раньше этими предметами?», «Какие слова стали вместо устаревших?», «Что кроется в фамилиях?», «Почему так говорят?», «Кем он будет?», «Напоминайкин глаголит», «Знаете ли вы?», «Непонятные слова», «Забытые слова» и др.

Звучащее слово: Е.Ильин «Ежевика», «Поползень», Е.Трутнева «Подсолнух», Н.Сладков «Имена птиц», В.Берестов «Мать-и-мачеха», Г.Ганейзер «Что звери на лугу забыли?» и др.

Конкурс «Непонятные слова»

Раздел 2. Слова – противники (10 часов)

Антонимы.

Игры: «Труд и лень», «Весёлый и грустный», «Ленивый и прилежный», «Узелки на память», «Напоминайкин просит слова», «И грустно и радостно», «Четверо друзей», «Берёза, тополь, липа», «Наоборот»,  «Кто прав?» и др.

Звучащее слово: Б.Тимофеев «Далеко мой стук слышится вокруг», «В.Орлов «Спор», П.Ребро «Кто прав?», «Г.Сапгир «Яблоко», Д.Родари «Тараторка», К.Ушинский «Ленивый и прилежный», Н.Найдёнова «Загадка», Н.Сладков «Чёрным по белому», С.Баруздин «Какое над нами небо?», Г.Поженян «Звёзды» и др.

Ребусы.

Игра «Умники и умницы».

Раздел 3. Новые слова (4 часа)

Неологизмы.

Игры: «Новые слова», «Новый предмет», «Откуда это слово?», «Какое слово моложе?», «Ответьте!», «Три слова», «А вы знаете?», «Два новых слова», «Напоминайкин произносит речь», Что это за зверь?»,  «Знаете ли вы?», «Узелок на память» и др.

Звучащее слово: Г.Сапгир «Ту» летит», «Завтра»,  «Мы забрались в этот шар», Г.Граубин «Шишкопад», Н.Егоров «От села до переката», И.Демьянов «За обедом», В.Голяховский «Листопад», Я.Аким «Космонавт», С.Сахарнов «Рам и Рум», М.Родина «Я был на Луне», «Товарищ» (по Жарикову), Б.Раевский «Пионеры» и др.

Проектная деятельность «Появление слов, связанных с ИКТ» Защита проектов.

Праздник слов.

                                 

4 класс

Раздел 1. Слова – пришельцы (10 часов)

Заимствованные слова.

Игры: «Слова из Франции», «Слова из Турции», «Слова из Германии», «Слова-иностранцы», «Шесть и шесть», «Как вы понимаете?», «Почему так называют?» и др.

Звучащее слово: И.Орловска «Братья-месяцы», А.Угрюмов «О наших именах» и др.

Праздник «Пришли и прижились».

Раздел 2. Крылатые слова и выражения (10 часов)

Фразеологические обороты.

Игры: «Держать язык за зубами», «Попались на удочку», «Прикуси язык», «Шиворот навыворот», «На всю ивановскую», «Три загадки», «Ноги в руки», «Где раки зимуют?», «Одним словом», «Напоминайкин выступает», «Дать и взять», «Кто больше?», «Знаете ли вы?» и др.

Звучащее слово: С.Баруздин «Жил-был гусак», М.Рыльский «Мухи белые летели», В.Викторов «За домом», Б.Заходер «Ноги в руки», «Н.Сладков «Три загадки», А.Ситковский «Всё лучшее», Ю.Коринец «Круглый год»,

Праздник крылатых выражений.

Раздел 3. Грамотейка (10 часов)

Орфографическая зоркость.

Игры: «Говори как робот», «Эхо», «Повторяйка», «Посидим, поокаем!», «Запомни и напиши», «Слова с безударными гласными в корне», «Слова с парными согласными в корне слова», «Найди слово», «Где спряталась орфограмма?», «Найди орфограмму», «Почему большая буква?» и др.

Конкурсно-игровая программа «Книжкино царство – мудрое государство».

Раздел 4. О словах (4 часа)

Что мы знаем о словах?  Антонимы, синонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы…

Викторина «Что кроется в слове?».

Праздник слов.

Итоговое занятие.

III.Тематическое планирование

1 класс

№п/п

                       

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Самые дорогие и добрые слова

10

2

8

2

Чудесные превращения слов

10

2

8

3

Звуки в слове

10

1

9

4

Тематические группы слов

3

3

ИТОГО

33

                         

2 класс

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Чистота речи

8

4

4

2

Многозначные слова

8

2

6

3

Слова-близнецы

9

2

7

4

Слова-друзья

9

1

8

ИТОГО

34

                               

3 класс

№п/п

Наименование  разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Устаревшие слова. Происхождение слов

14

4

10

2

Слова-противники

12

1

11

3

Новые слова

8

1

7

ИТОГО

34

                         

4 класс

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Слова-пришельцы

10

1

9

2

Крылатые слова и выражения

10

1

9

3

Грамотейка

10

6

4

4

О словах

4

4

ИТОГО

34

Учебно-методическое  обеспечение внеурочной деятельности

1. Соловьёва Н.Н. Необычное словообразование. Игры на уроках: Учебное пособие по русскому языку, -М., 1998

2. Успенский Л.В. Слово в словах. – М., 1997

3. Загадки – шарадки и не только…Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях/Авт.-сост.М.П.Филипченко. – Волгоград, 2007

4.Левушкина О.Н.Словарная работа в начальных классах(1-4).-М., 2003

5. Одинцов  В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984.

6. Толковый словарь русского языка.

7. Словарь синонимов.

8. Словарь антонимов.

9. Этимологический словарь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

рабочая программа внеурочной деятельности "Юный лингвист" 4 класс

Данная рабочая программа разработана для учеников, изучающих немецкий язык...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Юный лингвист"

Актуальность создания  текст программы «Юный  лингвист» предопределена  нравственных тем, что  предложенному период начального  сказка обучения в школе  отнош...