Использование проектных технологий
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Предлагаемая статья представляет собой рассмотрение теоретической части и описание опыта работы учителя начальных классов по использованию современных образовательных технологий.
Владение проектными технологиями способствует развитию творческого мышления на уроках и во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_proektnyh_tehnologiy.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование проектных технологий
Аннотация
Предлагаемая статья представляет собой рассмотрение теоретической части и описание опыта работы учителя начальных классов по использованию современных образовательных технологий. Владение проектными технологиями способствуют развитию творческого мышления на уроках и во внеурочной деятельности, которое становится на одну ступень с обучением.
Статья адресована, в первую очередь, учителям начальных классов, учителям-предметникам, и педагогам дополнительного образования, работающим с учащимися младшего школьного возраста. Материал может быть полезен широкому кругу читателей, заинтересованному в развития творческого мышления при обучении и воспитании подрастающего поколения. Информация может быть полезна тем, кто считает, что проектно-исследовательская деятельность становится главным помощником в создании условий по формированию творческой личности.
Ключевые слова: технология, проект, деятельность, творческое мышление, результат.
Содержание
- Формирование у младших школьников умения учиться - приоритет начального общего образования .
- Проектная технология - главный помощник по формированию творческой личности.
- Цели применения технологии.
- Актуальность проектной технологии.
- Применение технологи проектов.
- Роль технологии в становлении ученика.
В условиях реализации ФГОС приоритетом начального общего образования становится формирование у младших школьников умения учиться, создание условий, способствующих реализации потенциальных возможностей учащихся, обеспечивающих их личностный рост. На современном этапе учитель должен владеть личностно-ориентрованными, развивающими образовательными технологиями. Именно они позволяют учитывать различный уровень готовности к обучению, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии детей.
Работа над проблемой развития творческого мышления на уроках и во внеурочной деятельности становится на одну ступень с обучением. В связи с этим, я пришла к выводу о необходимости дополнить урочную систему организации учебного процесса такой формой деятельности обучающихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли; могли бы применять все имеющиеся у них знания на практике. Главным помощником в создании условий по формированию творческой личности стала проектная технология.
Целью применения технологии является:
- выявление наиболее одаренных учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью в разных областях науки, и развитие их творческих способностей;
- совершенствование умений и навыков самостоятельной работы детей и повышение их уровня знаний и эрудиции; пропедевтика научно-исследовательской деятельности младших школьников;
- обучение учащихся начальной школы работе в рамках саморазвития и самообразования;
- поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними в плане расширения кругозора учащихся в области научных достижений;
- активизация познавательной деятельности учащихся через исследовательскую и проектную деятельность.
Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через систему учебно-познавательных методов и приемов, направленную на практическое или теоретическое освоения (познание) действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Применение технологи проектов подразумевает создание условий, при которых учащиеся:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).
На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни. В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
Применение технологии проекта позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения. Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Наибольший интерес у ребят вызывают работы над проектами по окружающему миру: «Моя Россия», «Мой город», «Моя семья», "Кто нас защищает?", «Богатства, отданные людям»; Исследовательская работа на тему: «Кристаллы и их место в природе и науке».
В современных условиях развития банковской системы, товарно-денежных отношений уделяется большое внимание финансовой грамотности населения. Международный проект «Афлатун: финансовое и социальное образование детей» направлен на проведение мероприятий, которые помогают финансовое образование учащихся в школе сделать не только информативным, но и занимательным.
Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы.
Технология проектов позволяет обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путём решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении её в определённой ситуации. Повышает уровень развития исследовательских и самооценочных навыков, коммуникативной компетенции
Литература
- Горохова Г. Н. «Проектная деятельность в начальной школе. УМК «Планета Знаний» http://www.pandia.ru/text/78/074/44332.php
- Яковлева Е.В. «Проектная деятельность на уроках в начальных классах»http://sahodskiy.ucoz.ru/load/metodicheskie_temy/proektnaja_dejatelnost_na_urokakh_v_nachalnykh_klassakh_prezentacija_jakovleva_e_v/4-1-0-28
- Проектно-исследовательская деятельность на уроках в начальной школе.http://novaya-shkola.su/pedagogam/sredne-obsche-obrazovanie/uchitelskaja /nachalnaja-shkola/proektno-isledovatelskaja-dejatelnost-na-urokah-v-nachalnoi-shkole.html
- Статья «Исследовательская и проектная деятельность в начальных классах» http://nachalka1.74335s013.edusite.ru/p9aa1.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Использование проектной технологии в формировании познавательной самостоятельности учащихся"
За 2008 – 2009 учебный год мною были разработаны и реализованы следующие проекты:1.«Моя семья»;2. «Зимующие птицы»;3. «Жердевка – родина моя»;4. «Я и моё здоровье» ...
«Использование проектных технологий в рамках Федерального государственного образовательного стандарта»
Суть метода- стимулировать интерес обучаемых к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое примене...
Урок литературного чтения 1 класс ( программа "Перспективная начальная школа")Тема: «Малые жанры устного народного творчества» (использование проектной технологии обучения)
“Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. ...
Особенности использования проектной технологии в начальной школе
Технология проектного обучения может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учитывая возрастные и психол...
использование проектной технологии на уроках ИЗО
Описание проектной деятельности с использованием народных промыслов...
Использование проектной технологии как один из видов интерактивного обучения в начальной школе
Проектная методика в начальной школе в настоящее время переживает своеобразный ренессанс. Она позволяет ребенку наполнить свою деятельность личностным смыслом, проявить себя активным субъектом познани...
Использование проектной технологии как один из видов интерактивного обучения в начальной школе
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого учас...