Использование проектной технологии как один из видов интерактивного обучения в начальной школе
статья на тему
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_proektnoy_tekhnologii_kak_odin_iz_vidov.docx | 22.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование проектной технологии как один из видов
интерактивного обучения в начальной школе
Учитель начальных классов Картавцева Ирина Вадимовна
общеобразовательная школа №8 г.Симферополь , Республика Крым
Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.
Современная школа пребывает на начальном этапе освоения метода проекта – перспективной технологии XXIстолетия, которая содействует достижению нового качества учебно-воспитательного процесса. Инновационный простор XXIстолетия определяют личностно – ориентированное обучение, проектные, игровые технологии , технологии дистанционного обучения.
Проектная методика в начальной школе в настоящее время переживает своеобразный ренессанс. Она позволяет ребенку наполнить свою деятельность личностным смыслом, проявить себя активным субъектом познания, не задает жестких рамок, а является открытой.
Среди учебных проектов можно выделить следующие типы:
Исследовательские – по структуре приближены к подлинному научному исследованию; доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем.
Творческие – не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершённой форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты).
Информационные – сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки.
Социально значимые – с самого начала чётко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы.
По затратам времени метод проектов является довольно трудоёмким, можно выделить:
краткосрочные (2–6 ч),
среднесрочные (12–15 ч),
долгосрочные (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т. д.
В целом в проектной деятельности младших школьников выделятся следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:
мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Используя в своей работе проектную технологию ребенку удается проявить инициативу, самостоятельность и творчество. Можно представить учащимся уже готовые темы. Можно предложить, чтобы ученики сами придумали себе тему проекта. Если проектную работу выполняет группа учащихся, они распределяют обязанности между всеми участниками. Учащиеся подбирают нужную информацию в газетах, журналах, учебниках, справочной литературе, с помощью родителей в сети Internet.Иногда можно узнать мнение одноклассников, провести исследование, сравнить, проанализировать информацию, выразить отношение по определенному вопросу. Следует найти нужные рисунки или фотографии, пересмотреть весь собранный материал, выбрать главное. Очень важным является дизайн проекта. Во время подготовки проекта с целью активизации детей необходимо провести опрос по предлагаемой теме проекта:
- Что мы знаем?
- Что мы хотим узнать?
- Что нужно сделать, чтобы узнать?
В практике обучения учащихся начальных классов метод проектов используется в рамках занятий по:
-- ознакомлению с социальной действительностью, при этом используется информационно – ориентированные и творческие проекты;
-- экологическому воспитанию и образованию детей (такие проекты носят исследовательский характер);
-- развитию изобразительного творчества ( изготовление коллективных коллажей) – проекты имеют исследовательский и творческий характер;
-- музейной педагогике ( «История вещей», «Улицы города рассказывают…», « Знаменитые земляки» и др.);
-- развитию творческой деятельности младших школьников (театрализация) и в процессе подготовки к праздникам .
Структура использования метода проекта включает:
Стадии работы | Содержание деятельности | |
Деятельность детей | Деятельность педагога | |
Подготовка. Определение темы и цели проекта | Обсуждение проблемы, получение необходимой информации от учителя. | Рассказывает о целях проекта, мотивирует его. |
Планирование. | Обсуждение плана действий. Как? | Предлагает идеи, корректирует мысли детей. |
Сбор информации. | Сбор информации ( книги, открытки, альбомы). Обсуждение деталей. | Наблюдает, обеспечивает предметно-развивающую среду, создает атмосферу успеха. |
Анализ информации. | Обсуждают всю информацию, вносят изменения. | Наблюдает, советует, корректирует. |
Коллективный анализ. Подведение итогов работы. | Обсуждают с педагогом результат, оценивают усилия, творческие находки. | Оценивает качество работы. Сравнивает полученный результат с целью проекта. |
После того как учащиеся представили свою презентацию, одноклассники высказываются о том, что им понравилось (текст, рисунки, стихотворении, музыка), а что – нет.
Критерии оценивания включают в себя такие пункты:
-- постановка целей;
-- наличие выводов;
-- логичность построения;
-- защита презентации;
-- наличие слайдов (есть или нет).
Можно дать возможность учащимся самим оценить свой проект, предложив им карточки с такими вопросами: «Чему вы научились, работая над этим проектом?», «Какую часть проекта вы считаете наиболее интересной?», «Какую помощь оказали вам родители в работе над проектом?». По завершению работы учащиеся самостоятельно заполняют дневник участника проекта.
Младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности. В первом классе это доступные творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты ,так как проектная деятельность выходит на более высокий уровень, больше самостоятельности, ответственности, присутствие в работах исследований, экспериментов, научных фактов.
Моими учениками было создано множество проектов, некоторые из них были представлены на городском конкурсе исследовательских работ, где заняли призовое место среди учащихся начальной школы: «Мой родной край, моя земля», «Улицы рассказывают», «Памятники культуры родного края», «Целебные растения», «В мире животных», «Вода – источник жизни» и др.
Проблема включения проектной деятельности в учебный процесс является достаточно актуальной. В ней содержится огромный развивающий потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, нацеленной на развивающее обучение и формирование творческой думающей саморазвивающейся личности способной к самореализации.
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Итак, это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектный метод - как один из способов реализации технологии компетентностно - ориентированного обучения в начальной школе
В этой статье раскрывается понятие и сущность метода проекта в начальной школе. Приводится пример работы над проектом «Изучаем заповеди русского народа о хлебе и его значение в нашей жизни. Блюд...
Использование проектной технологии как один из видов интерактивного обучения в начальной школе
Проектная методика в начальной школе в настоящее время переживает своеобразный ренессанс. Она позволяет ребенку наполнить свою деятельность личностным смыслом, проявить себя активным субъектом познани...
Статья «Использование информационно – коммуникационных технологий в организации обучения в начальной школе».
Всероссийский заочный форум "Образование 21 века"...
Использование проектной технологии на уроках английского языка в начальной школе
Проектная технология стимулирует интересы младших школьников и развивает их желание учиться. Дети самостоятельно или под руководством учителя занимаются поиском разрешения личностно-значимой для...
"ФГОС начального общего образования. Использование проектной технологии на уроках английского языка в начальной школе"
Статья об использовании проектной технологии на уроках английского языка...
Использование сервиса Яндекс. Учебник в дистанционном обучении обучающихся начальной школы
Использование сервиса Яндекс. Учебник в дистанционном обучении обучающихся начальной школы...
"ФГОС начального общего образования. Использование проектной технологии на уроках английского языка в начальной школе".
Статья об использовании проектной технологии на уроках английского языка....