Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
статья
Статья предназначена для педагогов, работающих с младшими школьниками. Роль педагога как научного руководителя исследовательской работы в начальной школе отличается от работы с учащимися среднего звена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.docx | 25.37 КБ |
Предварительный просмотр:
373.31 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
Аннотация: статья предназначена для педагогов, работающих с младшими школьниками. Роль педагога как научного руководителя исследовательской работы в начальной школе отличается от работы с учащимися среднего звена.
Ключевые слова: мотивация, помощь взрослых, исследования, проекты, результаты.
У ребёнка биологически обусловлена потребность познавать мир. Важнейшие черты поведения ребёнка – это любознательность, стремление к наблюдениям, экспериментам и открытиям, потребность в получении свежих впечатлений, самостоятельная поисковая активность. Именно эта направленность детского поведения порождает потребность в нахождении способов успешной организации исследовательской деятельности. С созданием необходимой среды для реализации поисковой деятельности отлично справляется проектно – исследовательский метод. Исследование младшего школьника невозможно представить без помощи взрослого. Роль учителя – систематически направлять, корректировать и стимулировать ребёнка. Увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности, вселить уверенность в свои силы мне помогают ребята из школьной «Академии Почемучек». («Академия Почемучек» - это научное общество ребят из начальной школы, которые активно занимаются исследовательской деятельностью.) Без помощи родителей ребёнку трудно справиться с новым видом деятельности. Поэтому привлечь родителей к участию в школьных делах просто необходимо. На общешкольную конференцию младших школьников «Академия Почемучек» я приглашаю в качестве зрителей родителей своих первоклассников. Как правило, родители заинтересованы в успешности своих детей. Если родители смогут поддержать интерес ребёнка к исследованиям, откликнутся на призыв первоклассника к совместной деятельности, не оттолкнут его от себя, а поделятся при необходимости своим опытом, знаниями, оставляя в приоритете самостоятельные исследования детей, то такой ребёнок к школе разовьёт свой исследовательский интерес. После конференции мы строим планы, обсуждаем проблемы и наши возможности. Так реализую мотивационный период проектно-исследовательской деятельности.
Главное, чтобы мы, взрослые, услышали ребёнка, увидели в нём потенциал, который требует своего развития. Тему исследования или проекта никогда не навязываю, она должна быть интересна в первую очередь ребёнку и соответствовать его возрасту. В противном случае интерес к исследованию быстро угаснет.
Тема может быть теоретической (например, «Песни военных лет»), экспериментальной (например, «Великая сила воды»), изобретательской (например, «Увлекательная мультипликация»), фантастической (когда ребёнок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу).
Когда подготовительный период пройден, переходим к информационно-операционному.
Начинается кропотливая работа: сбор информации, выделение главного из огромного потока информации, доказательства, факты, многочисленные консультации, опыты и… первое выступление. Подготовиться к защите проекта или исследования самому ребёнку очень сложно. Бывает, что даже хорошо подготовленные дети на публике теряются. Поэтому на первое выступление приглашаю родителей, которые всегда помогут настроить, если нужно, успокоить начинающего исследователя. Первые зрители и слушатели – это одноклассники. Они засыпают вопросами, на которые надо отвечать. Это большая ответственность и огромный труд. На этом этапе необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребят возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. Потом слушателями и зрителями становятся ребята из начальной школы. Так мы оттачиваем своё мастерство. Это есть рефлексивно-оценочный период работы.
"Скажи мне - и я забуду,
Покажи мне - и я запомню,
Дай мне сделать - и я пойму".
Этими словами Конфуция можно кратко и ёмко охарактеризовать метод учебного проекта.
Важно отличать проектную и исследовательскую деятельность:
1) В основе любой деятельности лежат мотивы. Для учащихся это могут быть как социальные (быть успешным, показать себя с лучшей стороны), так и познавательные мотивы (получить новые знания).
2) А с мотивацией всегда тесно связана проблема, которая лежит в основе как проектной, так и исследовательской деятельности. Проблема является отправной точкой, побуждением к активным действиям. В начальной школе, как правило, задачу ставит или помогает видеть педагог. Вопрос может быть связан как с учебным материалом, так и с другими сферами жизни.
3) Исследовательская и проектная деятельность имеет цель, но в проектной деятельности цель - это видение конечного продукта, а в исследовании главное - открыть новые знания. Исследование требует выдвижения предположений (гипотез) для продолжения работы и их дальнейшее подтверждение или опровержение. А проектирование включает систему пробно-практических действий по изготовлению конкретного продукта.
4) Основное отличие проектной и исследовательской деятельности можно увидеть, обратив внимание на результат. В исследовании результат неизвестен ученику, его можно только предполагать. Результат - это подтверждённая или опровергнутая гипотеза. Причём как положительный, так и отрицательный результаты могут быть приняты исследователем. В проектной же деятельности результатом является конкретный, запланированный заранее продукт, его отсутствие будет говорить о том, что проект не удался.
В начальной школе различают следующие виды проектов:
- по количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные;
- по месту проведения: урочные, внеурочные;
- по времени: кратковременные или долговременные;
- по области исследования: предметные (в рамках одного предмета или нескольких), свободные (выходящие за рамки предмета);
- по виду преобладающей деятельности:
1) Исследовательские проекты имеют чёткую, продуманную структуру, которая практически совпадет со структурой реального научного исследования.
Исследовательский проект «Волшебные магниты».
Цель: изучение свойств магнитов.
Задачи:
описать магниты;
изучить применение магнитов в быту;
изучить магнитное поле на основе опытов.
Методы исследования: опыты.
Гипотеза: я предполагаю, что из подручных материалов возможно собрать простую конструкцию на магнитах.
2) Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов в виде альбома, собственных стихов, газеты, фильма.
Творческий проект «Удивительная мультипликация».
Цель: самому создать мультфильм.
Задачи:
изучить историю развития мультипликации;
познакомиться с процессом создания мультфильмов;
узнать, какие виды мультфильмов бывают;
научиться делать свой мультфильм.
3) Игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения принимается в игровой ситуации. Участники выбирают себе определённые роли. Результаты таких проектов часто вырисовываются только к моменту завершения действия.
4) Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения.
Информационный проект «Маленькие друзья с большим сердцем».
Цель: привлечь внимание к проблемам бездомных животных.
Задачи:
выяснить роль кошки в жизни людей;
рассказать о моих кошках;
познакомить с Фондом помощи бездомным животным в городе Йошкар-Оле.
5) Практико-ориентированные (прикладные) проекты, завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость.
Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности младших школьников, учит мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Попав однажды в «ситуацию успеха», ребёнок обязательно захочет вернуться в это состояние.
Литература
1. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. - Издательство "Учитель" Волгоград, 2010.
2.Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С.Г. Щербакова и др. Волгоград: Учитель, 2008.
3. Проектная деятельность в начальной школе / авт.-сост. М.К. Господникова и др. Волгоград: Учитель, 2008.
4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Пособие для учителя. - Самара: Издательство "Учебная литература".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация научно-исследовательской деятельности в начальной школе
Статья направлена на аспекты основных вопросов, как лучше построить научно-исследовательскую деятельность с учащимися младших классов. Создана в виде презентации....
Опыт работы. Проект :«Портфолио, как средство в организации контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения»
Материал рассматривается как разработка проекта :«Портфолио, как средство в организации контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколе...
Организация контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы.
Данный материал раскрывает особенности организации контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы. Показывает возможности использования самооценки детей для преодоления трудностей в о...
ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Основная задача современной школы – вовлечение учащихся в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Именно самостоятельность и активность выступают сегодня ключевыми показателями успешности ...
Конференция на тему: «Проблема организации учебно-исследовательской деятельности в начальной школе».
Конференция на тему: «Проблема организации учебно-исследовательской деятельности в начальной школе». Выступление на тему: «Формирование умений видеть проблемы, вести наблюдение у учащихся начальн...
Организация контрольно-оценочной деятельности в начальной школе
С введением стандартов второго поколения в начальное общее образование меняется подход к анализу и оценке результативности образовательного процесса. Ориентиром для начальной школы в стандартах второг...
Организация контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС НОО
Данная презентация подробно раскрывает опыт работы по организации контрольно -оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС НОО....