Учебная мотивация.
методическая разработка (3 класс)
Описываются методы и приёмы повышения учебной мотивации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приёмы и методы используемые для повышения учебной мотивации. | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
Мотивация учебной деятельности.
Что же включает в себя термин «учебная мотивация»?
Мотив - это то, что побуждает человека к действию. А.К. Маркова предлагает следующее определение учебного мотива: «Мотив – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней». Доказано, что одним из главных условий успешного обучения является мотивация учения. Личный интерес школьника – это решающий фактор процесса образования. Вот поэтому главная задача школы и учителя - способствовать созданию на уроке такой атмосферы, в которой бы каждый ученик почувствовал необходимость обучения. Представлю несколько приёмов поддержания положительной мотивации на разных этапах урока.
Важно привлечь внимание учащихся в самом начале урока, вызвать интерес к учебному материалу.
Поэтому можно использовать такие приёмы:
- «Корзина знаний» (Что знаю по теме);
- «Удивляй» (Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени.)
- Загадка по теме занятия, пословица , фразеологизм и т.д.
- «Отсроченная загадка» Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие или в начале занятия и «раскрывается» в конце занятия.
Эффективным приёмом повышения внутренней учебной мотивации является обучение школьников приёму рефлексии того, что он знает, чего не знает, что хочет узнать. Этот приём учит целеполаганию и планированию.
При изучении новой темы можно предложить учащимся заполнить следующую таблицу:
«Знаю - не знаю- интересно узнать»
| + | – | ? |
Я это знал(а) | Это для меня абсолютно новое | Это противоречит тому, что я знал(а) | Я хочу об этом узнать больше |
Учебная мотивация связана с интересом детей, а интерес влечёт за собой поисковую активность. Это врождённое качество человека. Но, к сожалению, психологи отмечают, что поисковая активность современных детей снизилась. Они легко выполняют работу по образцу и по шаблону. Но если изменить условие знакомого учебного задания, то это вызывает растерянность даже у успешных в обучении детей и, как правило, невыполнение задания.
Педагоги должны предлагать учащимся задания, которые требуют от школьников рассуждения. Это могут быть задания на исправление логических, фонетических, стилистических, фактических и прочих ошибок.
На этапе получения новых знаний, их обобщения и систематизации мотивирующими приёмами могу быть задания:
- «Лови ошибку»;
- «Что было бы, если бы…»;
- «Интересные вопросы» (Чем похожи … и…?, Каким образом влияет на..? и т.п.)
Когда такого рода вопросы внедряются в основу учебного процесса, ученик учится думать, рассуждать, выстраивать логические цепочки, применять знания в практической деятельности, ориентироваться в жизненных ситуациях.
Положительным мотивом в учебной деятельности является комфортная, здоровьесберегающая среда на уроке, отметка и оценка учителем учебной работы детей. Оценивается не ребёнок как личность «Молодец, Петя», а его ответ- «Верный, грамотный и т.д.», а может оценка только детали «А вот это у тебя хорошо получилось» .
Все методы и приёмы, которыё применяет учитель на уроке, лежат в основе современных педагогических технологий: это и технология проблемного обучения, технология развития критического мышления через чтение и письмо.
И, конечно, учитель должен обладать таким качеством, как способность к эмпатии- возможность увидеть свой урок глазами ребенка, почувствовать, комфортно ему было или нет, хочется ли тебе самому выполнять заданное тобой домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса.
Теоретический анализ понятия о мотивах, изучение видов мотивов и создание модели учебной мотивации, к которой необходимо стремиться 1. Познавательные и социальные мотив...
Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса (из опыта работы)
Очень важным критерием эффективности учебного процесса является школьная мотивация....
«Решение учебных проблем учащихся начальной школы : приемы развития учебной мотивации»
Из опыта работы «Решение учебных проблем учащихся начальной школы : приемы развития учебной мотивации» Общая структура мотивации к учению в младшем школьном возрасте; • Виды мотивации. •...
Статья "Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем мотивации"
По мнению отечественных психологов, наиболее гармонично развивается личность детей с хорошей успеваемостью (Кулагина И.Ю., 2008; Липкина А.И., 1986)....
Учебная мотивация. Отсутствие учебной мотивации у детей
10 советов родителям, как повысить уровень мотивации обучения у ребенка....
Беседа для родителей. Рекомендации педагога родителям для повышения учебной мотивации детей. Отношение ребёнка к учению, т.е. учебная мотивация, играет важнейшую роль в формировании личности школьника.
В данной беседе с родителями говорится о том, как повысить учебную мотивацию для детей по отношению к школе, к учебной деятельности....