Учебная мотивация.
методическая разработка (3 класс)

Бугай Надежда Петровна

Описываются методы и приёмы повышения учебной мотивации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           Мотивация учебной деятельности. 

 Что же включает в себя термин «учебная мотивация»?  

Мотив - это то, что побуждает человека к действию. А.К. Маркова предлагает следующее определение учебного мотива: «Мотив – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней». Доказано, что одним из главных условий успешного обучения является мотивация учения. Личный интерес школьника – это решающий фактор процесса образования. Вот поэтому главная задача школы и учителя - способствовать созданию на уроке такой атмосферы, в которой бы каждый ученик почувствовал необходимость обучения. Представлю  несколько  приёмов поддержания положительной мотивации на разных этапах урока.

Важно привлечь внимание учащихся в самом начале урока, вызвать интерес к учебному материалу.

 Поэтому можно использовать такие приёмы:

  • «Корзина знаний» (Что знаю по теме);
  • «Удивляй» (Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени.)
  • Загадка по теме занятия, пословица , фразеологизм и т.д.
  •  «Отсроченная загадка» Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие или в начале занятия и «раскрывается» в конце занятия.

Эффективным приёмом повышения внутренней учебной мотивации является обучение школьников приёму рефлексии того, что он знает, чего не знает, что хочет узнать. Этот приём учит целеполаганию и планированию.

При изучении новой темы можно предложить учащимся заполнить следующую таблицу:

«Знаю - не знаю- интересно узнать»

 

+

?

Я это знал(а)

Это для меня абсолютно новое

Это противоречит тому, что я знал(а)

Я хочу об этом узнать  больше

Учебная мотивация связана с интересом детей, а интерес влечёт за собой поисковую активность. Это врождённое качество человека. Но, к сожалению, психологи отмечают, что поисковая активность современных детей снизилась. Они легко выполняют  работу по образцу и по шаблону. Но если изменить условие знакомого  учебного задания, то это вызывает растерянность даже у успешных в обучении детей и, как правило, невыполнение задания.

Педагоги должны предлагать учащимся задания, которые требуют от школьников рассуждения. Это могут быть задания на исправление логических, фонетических, стилистических, фактических и  прочих ошибок.

На этапе получения новых знаний, их обобщения и систематизации мотивирующими приёмами могу быть  задания:

  • «Лови ошибку»;
  • «Что было бы, если бы…»;
  • «Интересные вопросы» (Чем похожи … и…?, Каким образом влияет на..? и т.п.)

Когда такого рода вопросы внедряются в основу учебного процесса, ученик учится думать, рассуждать, выстраивать логические цепочки, применять знания в практической деятельности, ориентироваться в жизненных ситуациях.

Положительным мотивом в учебной деятельности является комфортная, здоровьесберегающая среда на уроке, отметка и оценка учителем учебной работы детей. Оценивается не ребёнок как личность «Молодец, Петя», а его ответ- «Верный, грамотный и т.д.», а может оценка только детали «А вот это у тебя хорошо получилось» .

Все методы и приёмы, которыё применяет учитель на уроке, лежат в основе современных педагогических технологий: это и технология проблемного обучения, технология развития критического мышления через чтение и письмо.

И, конечно, учитель должен обладать таким качеством, как способность к эмпатии- возможность увидеть свой урок глазами ребенка, почувствовать, комфортно ему было или нет, хочется ли тебе самому выполнять заданное тобой домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса.

Теоретический анализ понятия о мотивах, изучение видов мотивов и создание модели учебной мотивации, к которой необходимо стремиться    1.    Познавательные и социальные мотив...

Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса (из опыта работы)

Очень важным критерием эффективности учебного процесса является школьная мотивация....

«Решение учебных проблем учащихся начальной школы : приемы развития учебной мотивации»

Из опыта работы  «Решение учебных проблем учащихся начальной школы : приемы развития учебной мотивации»  Общая структура мотивации к учению в младшем школьном возрасте; • Виды мотивации. •...

Статья "Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем мотивации"

      По мнению отечественных психологов, наиболее гармонично развивается личность детей с хорошей успеваемостью (Кулагина И.Ю., 2008; Липкина А.И., 1986)....

Учебная мотивация. Отсутствие учебной мотивации у детей

10 советов родителям, как повысить уровень мотивации обучения у ребенка....