Оценивание в начальной школе.
учебно-методический материал (1 класс)

Дымбрылова Туяна Дондоковна

Оценивание в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenivanie_uchashchihsya_nachalnoy_shkoly.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

Оценивание учащихся начальной школы

                                                                                                                                                   

 

 Составила: Дымбрылова Т.Д.

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ №51»

г. Улан –Удэ

2023 г.

              Если раньше ученики получали тетради со значками, то по новым стандартам постепенно, начиная с первого класса шаг за шагом стала учить ребёнка умению оценивать себя.  Первое время не всё было понятно, и пока не вникнешь, не изучишь документацию, не апробируешь на практике, результатов не будет. При работе с учащимися  в 1 классе я использовала такой вид оценивания: дать ребёнку почувствовать себя успешным и выбрать себе значок, который нарисует в тетради или в дневнике (УСТАНОВКА НА УСПЕХ!) :

Если у тебя всё получилось и ты доволен собой, то рисуй улыбающееся личико.

Если на уроке у тебя не всё получалось, и ты испытывал временами трудности, то рисуй удивлённое личико

😐

Если на уроке многое не получалось, но в следующий раз будет лучше, то рисуй грустное личико.

           Первое время индивидуальная самооценка была необъективная, но таким образом, каждый день дети задумываются, что у него получилось, а что нет. 

          Также использовала в 1-м классе безотметочное обучение, которое даёт возможность сравнить сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад. Сделала вывод, что у первоклассников постепенно формируется умение оценивать свои учебные действия на уроке (самооценка и самоконтроль).

Я считаю, что наиболее    простой – использование   знаков «+» и «-».    После того, как  во  время  работе   знаки  «+» и  « – » освоены  первоклассниками, я начинаю их учить индивидуальному оцениванию, работать, чтобы продвинуться дальше.

Наиболее простой, используемой уже в 1 классе при безотметочном обучении, можно считать знакомую многим методику «Светофор». Она предусматривает использование сигнальных карточек: зеленый цвет означает «Мне всё понятно», желтый цвет – «Мне нужна консультация», красный цвет – «Мне нужна помощь».

 «Волшебная линеечка» - на полях тетрадей ученики чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа (внизу – не справился, посередине – выполнил, но допустил ошибку, вверху – справился без ошибок). При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.

 «Словесная оценка». Это устная обратная связь учителя и ученика, которая эффективна на любом этапе урока. Такие виды оценивания как поощрение, похвала, подбадривание, словесная оценка, поддержка вызывают положительные эмоции, которые сопутствуют формированию внутренней мотивации. Одобрительный взгляд или жест становятся видами формирующего оценивания. Прежде всего, такой вид оценивания важен для детей начальной школы, когда закладываются личностные основы, способность к самообучению, самостоятельному выстраиванию стратегии решения проблемы.

«Закончи предложение».  Какие новые знания ты получил? Начни  свой ответ со слов:  я узнал…Я теперь знаю…  Мне было интересно…

«Оценочные листы». Были совместно с детьми выработаны  критерии:

Критерии на уроке чтения

Оценка

ученика

Оценка

учителя

Критерии на уроке математики

Оценка

ученика

Оценка

учителя

1. Безошибочное чтение

1. Записал  краткую запись к задаче

2. Правильная постановка ударений и пауз

2. Правильно  выбрал  арифметическое действие

3. Тон, темп, ритм по  настроению произведения

3. Верно выполнил вычисления

4. Чтение целыми словами

4. Правильно оформил задачу

5. Осознанное чтение

5. Написал работу чисто и аккуратно

Итак,  формирующее оценивание служит не  только для повышения успеваемости учащихся,  но и позволяет  сформировать навыки самостоятельного обучения. Такое оценивание заставляет ученика концентрироваться, сосредотачиваться на уроке, быть собранным, внимательным, чтобы в конце урока получить  положительную оценку не только от учителя, но и провести самооценку, которая вызовет самоудовлетворение  ученика, в чём и заключается важность  оценивания.

Все это позволяет мне выносить суждения об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся,  происходит ли развитие образовательных запросов учащихся, стремятся ли они более к более глубоким и основательным знаниям, а также обнаруживают ли дети, обучающиеся на дому, как умение работать индивидуально, так и способность к совместной учебной деятельности.

Также это дает возможность родителям отслеживать процесс обучения и развития своего ребенка, а учащимся – обрести уверенность в возможности успешного включения в систему непрерывного образования.

Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий.  Без знаний, полученных  школьниками, эффективность обучения будет равна нулю. На мой взгляд, важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике.

Для получения информации об уровне развития умений каждого ученика, для проверки качества усвоения учебного материала я использую на уроках контрольно-измерительные материалы, включающие в себя разные виды контроля и оценки. Использую КИМы, содержащие задания как базового, так и повышенного уровня, что позволит ученику, выполняющему задания, сохранить и повысить свою учебную мотивацию и увеличить качество обученности. Обучающийся, выполняя различные задания, имеет возможность получить  оценку не только уровня  своих  знаний  и  результата  деятельности  (учительская оценка), но  и  определить, достаточно ли у него знаний для решения данной задачи, каких  знаний  ему  не  хватает  (прогностическая и рефлексивная оценка), т.е. оценить  себя  сам.

В оценочных таблицах, куда   в   результате совместной   работы с учеником вносятся критерии оценивания, напротив критерия первоклассник   учится   ставить соответствующий знак. Такое фиксирование выполнения каждого критерия, каждого шага приучает младшего   школьника к внутреннему самоконтролю, формирует навык-повторением состава той или иной операции и обеспечивает результативность    образовательного процесса. Например, на уроке математики я предлагаю ученику заполнить   следующую   оценочную   таблицу.
Задание. Оцени своё решение задачи.

Мои результаты

Моя оценка
(+/ -)

Оценка учителя
(+/ -)

Составил(а) правильную схему

Верно решил(а) задачу

Правильно написал(а) ответ

 Использование   знаков «+» и «-», словесное оценивание помогало   ребятам анализировать результат своей работы, оценивать, что получается хорошо, что требует особого внимания, над чем нужно работать.

   На уроках старалась создавать ситуацию успеха, чтобы повысить мотивацию к учению, уверенность в собственные силы. Для развития самоконтроля и самооценки использовала лестницу успеха, предлагала ответить на вопросы:

Что получилось…

Что не получилось…

Над чем нужно еще поработать…

Такие вопросы помогают учащемуся самому определить уровень усвоения учебного материала.

Начиная со 2-го класса дети начинают получать оценки. Мне, как учителю, было очень важно, чтобы ребенок приучился сравнивать свои результаты:     вчера  я  сделал  так, а сегодня  я сделал работу  на  …  баллов лучше. Я считаю, что оценивание учащихся не должно происходить только ради «оценки». Сам ученик посредством оценивания должен осознать свои ошибки, свои недочеты и что у него получается, над чем придется еще работать. Процесс оценивания образовательных результатов учащихся построен на содержательно-критериальной основе. На данный момент разработаны листы индивидуальных достижений, которые позволяют фиксировать продвижение каждого ученика, определять задачи дальнейшей работы.

На мой взгляд, важнейшую роль в технологии оценки учебных успехов играет самооценка. Несомненно, учеба становится комфортной, когда ученик четко понимает, что надо делать, и сам ставит себе отметку и когда учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге.        И поэтому на каждом уроке стараемся вместе с детьми анализировать результат своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация родительского собрания" Оценивание в начальной школе"

Материал содержит нормы оценивания по УУД по УМК " Школа 2100" для родителей....

Критерии оценивания в начальной школе

Подробное описание критериев оценивания в начальной школе по основным предметам....

Система оценивания в начальной школе

Наглядная презентация по оцениванию работ учащихся в начальной школе....

Критерии оценивания в начальной школе

Критерии оценивания в начальной  школе...

Информация для родителей об оценивании в начальной школе

Родители ознакомятся с оцениванием в начальной школе по предметам...

Формирующее оценивание в начальной школе - оценивание для развития

Формирующее оценивание в начальной школе - оценивание для развития...

Формирующее оценивание в начальной школе – оценивание для развития

Интегрирование формирующего оценивания приводит к трудностям в работе у преподавателей и в деятельности учащихся. Имеет смысл внедрять поддерживающее оценивание?...