Статья "Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности."
статья по математике (1 класс)
Как заинтересовать ребёнка учёбой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_usloviy_dlya_formirovaniya_u_uchashchihsya.docx | 17.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.
ГБОУ школа № 542
Тихомирова Марина Владимировна, учитель
В наше время, когда для ребенка открыт широкий мир развлечений, стало очень сложно заинтересовать его учебой. Ведь умению трудиться, относиться ответственно к учебе противопоставляется широкий набор игр, мультфильмов. Родители и учителя обеспокоены таким явлением и часто пытаются ограничить детей от современных развлечений, но пробудить интерес и ответственность к учению получается не всегда.
Одна из причин потери интереса к учению заключается в том, что школа в обучении и воспитании недостаточно опирается на потребности и интересы самих детей. Интерес - это важнейший побудитель любой деятельности. Таким образом, положительное отношение к учебной деятельности начинается с интереса. Ребенок приходит в школу, преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу?
На эти вопросы искали ответы не только наши современники, но и лучшие педагоги прошлых лет. Эти вопросы не однажды возникли в моей практике работы, я и сегодня ищу на них ответ….
Большой вклад в непростом деле воспитания и обучения детей внесли В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Ш.А. Амонашвили. Их труд заслуживает искреннего признания и благодарности. Нельзя обойти стороной и Российских педагогов. На их опыте строится успех современного обучения.
О том, как лучше организовать обучение детей, рассуждал К.Д. Ушинский. Он пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание учиться.
В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение - стать школой радости, радости познания, радости творчества, радости общения. Великий педагог утверждал, что если ребенок вырастает в обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и красоте.
А.С. Макаренко настойчиво искал формы организации детских учреждений, которые соответствовали бы гуманным целям педагогики и способствовали формированию творческой, целеустремленной личности.
Используя опыт современных педагогов, стараюсь творчески подходить к выстраиванию своей системы обучения и воспитания детей.
Положительное отношение к учебной деятельности начинается с интереса, поэтому я с первых дней пребывания в школе стараюсь заинтересовать ребёнка. Воспитание правильной мотивационной направленности, постановки целей у школьников должно сопровождаться и воздействием на эмоциональное отношение школьников к учению.
Эмоции, несомненно, имеют мотивирующее значение в процессе обучения:
1) положительные эмоции, связанные со школой в целом и пребыванием в ней, являются следствиями умелой и слаженной работы всего педагогического коллектива, а также правильного отношения к школе семьи ребенка
2) положительные эмоции, обусловленные ровными, хорошими деловыми отношениями школьника с учителями и товарищами, отсутствием конфликтов с ними, участием в жизни классного и школьного коллектива.
3) эмоции, связанные с созданием каждым учеником своих больших возможностей в достижении успехов в учебной работе, в преодолении трудностей, в решении сложных задач.
4) положительные эмоции от столкновения с новым учебным материалом.
5) положительные эмоции, возникающие при овладении учащимися приёмами самостоятельного добывания знаний.
Чтобы эти положительные эмоции сформировались, свой учебный день я начинаю с приветствия, говорю ребятам, что я снова рада видеть их, что мне приносит радость общение с ними. Радуюсь вместе с ними их успехам и огорчаюсь, если вдруг что-то не получилось.
При создании ситуации успеха учитываю следующее:
– Нет единых для всех школьников предпосылок успеха.
– Важно определить, на что способен каждый ученик в данный момент учебной деятельности.
– Нельзя требовать от ученика невозможного.
– Раскрыть силы и возможности каждого ребёнка, дать ему радость успеха в умственном труде.
- Определить индивидуальную тропинку успеха в учебной деятельности каждого ученика. Беречь эту тропинку и огонёк желания быть хорошим.
Я часто хвалю детей, говорю, что он сегодня «молодец», «умничка». Ведь ребенку очень важно почувствовать, что он в моём лице найдёт поддержку и опору. А получая веру в успех, дети не боятся сделать следующий шаг в раскрытии нового. Это воспитывает уверенность в своих силах, пробуждает интерес к учению.
Бывает так, что я делаю ребёнку замечание, могу быть строгой и требовательной. Но если он чувствует, что я интересуюсь его делами, хочу понять его, искренне помочь, то он примет мои замечания, поверит и сохранит уважение и признательность.
Закреплению уверенности ученика в собственных силах способствует любое подтверждение педагогом или коллективом одноклассников удачного итога деятельности ребенка, признание его успехов.
Введение ФГОС второго поколения предполагает широкое использование современных технологий в обучении. Одна из этих технологий – это использование ИКТ в учебном процессе, которое способствует:
-повышению мотивации к учению;
-повышению эффективности образовательного процесса за счет высокой степени наглядности;
-активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости обучающихся;
-развитию наглядно—образного, информационного мышления;
- совершенствованию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
-повышению активности и инициативности обучающихся на уроке.
При проведении уроков я использую мультимедийные презентации, что позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности. Использование презентации на уроках позволяет сформировать учебно-познавательную и коммуникативную, образовательные компетенции, что соответствует требованиям ФГОС.
Метод проектов – еще одна педагогическая технология, ориентированная на применение и приобретение новых знаний, это самостоятельная творческая работа обучающихся, выполняемая под руководством учителя.
Еще одна из технологий – это технология проблемного обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
По содержанию решаемых проблем различают три вида проблемного обучения:
- решение научных проблем (научное творчество) — теоретическое исследование, т.е. поиск и открытие обучаемым нового правила, закона, доказательства; в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение теоретических учебных проблем;
- решение практических проблем (практическое творчество) — поиск практического решения, т.е. способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение; в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение практических учебных проблем;
- создание художественных решений (художественное творчество) — художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование и т.п.
Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является игра. Поддерживаю интерес ребёнка к учёбе через учебно-познавательные игры. Игра выступает как мотив радости в учении. В процессе игры на уроках учащиеся незаметно для себя выполняют задания различной трудности. Она стимулирует воображение и фантазию детей, а воображение является основой всякой творческой деятельности, именно оно даёт импульс творческому процессу, именно через воображение лежит путь к нахождению интуитивных решений.
Реализуя принцип индивидуального подхода к обучению, использую различные формы организации учебной деятельности на уроке и вне урока: групповые; индивидуальные; работу в парах.
Мне очень важно знать, какой эмоциональный фон преобладает в классном коллективе в течение учебного дня и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся. Этому сопутствует рефлексия, к которой я стараюсь подвести учащихся в итоге урока.
Активно внедряю в практику своей работы здоровьесберегающие технологии. С целью предотвращения перегрузки обучающихся и сохранения их здоровья использую различные виды деятельности для снятия физического и умственного напряжения: физминутку, гимнастику для глаз, музыкальную паузу, пальчиковую гимнастику, минутный «сон».
И в заключении могу сказать, что только сочетание разнообразных методов мотивации и стимулирования в своём единстве может обеспечить успешность каждого школьника в обучении, поддерживать его интерес к обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности
В данной работе я рассмотрела условия, позволяющие сформировать положительное отношение детей к учебе....
Выступление на МО по теме: "Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности"
Выступление на МО по теме: "Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности"...
Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности
Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности. Каждый учи...
Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.
В статье расказывается об условиях, которые необходимы на уроках , занятиях для формирования положительных эмоций к учебной деятельности....
Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.
Серьезной проблемой 21 века является снижение интереса школьников к учебе, снижение общего уровня культуры воспитательной работы. Учащиеся не слушают, отвлекаются, шумят, не следуют тому, что говорит ...
Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности
Познавательная активность – качество учебной деятельности учащегося, которое проявляетсяв его отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к эффективному овладениюзнаниями и умениями...