Статья "Создание проблемной ситуации на уроке в начальной школе"
статья
Представить модель педагогической деятельности по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальных классах из собственного опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_problemnoy_situatsii_na_uroke.docx | 492.53 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову.
Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими»
Шалва Амонашвили
Добрый день, уважаемые коллеги!
Как вы думаете, что спасет мир?
-Ф.М.Достоевский считает, что красота спасет мир.
-Л.Н.Толстой – целомудренная женщина.
-В Библии говорится, что спасение мира в любви
- Коллеги, я вас удивила своим вопросом?
- Уважаемые коллеги, мог бы данный вопрос быть началом проблемного урока?
Это простой пример создания проблемной ситуации. Проблемное обучение всегда было основой развивающего урока. Именно поэтому мне интересно обсудить с вами тему «Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе», над которой я работаю уже несколько лет.
Цель проведения мастер-класса: представить апробированную модель педагогической деятельности по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальных классах
Задачи:
- Обозначить актуальность технологии проблемного обучения на современном этапе образования;
- Ознакомить участников мастер-класса с приёмами создания проблемных ситуаций;
- Представить участникам мастер-класса опыт использования приёмов создания проблемных ситуаций;
- Провести практическую часть мастер-класса по формированию умения распознавать приёмы создания проблемных ситуаций на уроках;
- Провести рефлексию продуктивности мастер-класса.
- Уважаемые коллеги, предлагаю Вам сформулировать и зафиксировать цели, которые Вы хотели бы реализовать в течение мастер-класса.
До мастер-класса | После мастер-класса | ||
- Те, кто не знаком с этой темой… | Узнать приёмы создания проблемной ситуации. | ||
-Если вы владеете информацией о проблемном обучении… | Расширить свои знания о технологии проблемного обучения | ||
- Изучив приёмы создания проблемных ситуаций… | Применить на практике приёмы (создавать проблемную ситуацию). |
- Я в свою очередь сформулирую свою цель, как девиз: «Создать проблему? Нет проблем!»
Переход к обновленной системе начального образования требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде. В связи с этим появляется необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность ученика на уроке. (При этом идет развитие компетентности мышления, взаимодействия с другими, взаимодействия с собой)
Одной из таких технологий является проблемное обучение.
Суть проблемного обучения - ученик не только усваивает конкретные знания и навыки, но и овладевает способами действий, обучается конструировать и управлять своей учебной деятельностью.(учится мыслыть, взаимодействовать с собой, взаимодействовать с другими)
Главная цель: обеспечить каждому ученику условия для развития как самоизменяющегося субъекта учения, создать такие условия, чтобы ребенок хотел, любил и умел учиться. (умел мыслить, взаимодействовать с собой, взаимодействовать с другими)
Основное звено проблемного обучения: проблемная ситуация.
Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным ему способом.
В начале нашего мастер-класса я задала вам вопрос: «Что спасет мир?»
Мой вопрос у вас вызвал удивление? А затруднение возникло?
Очень важно создать проблемную ситуацию в начале урока. Ведь она вводит противоречие, столкновение с которым вызывает у детей эмоциональную реакцию удивления или затруднения. Мы должны замотивировать ученика на урок. Ученик получает не готовые знания, а добывает их сам.
Учебно-проблемная ситуация в начале урока может быть создана учителем разными приемами.
Сегодня я хочу вам рассказать о таких приемах, которые использую на своих уроках.
Проблемные ситуации делятся на 2 типа: проблемная ситуация, возникшая с удивлением и с затруднением.
Всякое познание начинается с удивления. Рассмотрим с вами каждый прием на примерах.
Тип противоречия | Приемы создания проблемной ситуации | Примеры (заполняется по ходу проведения мастер-класса) | |
I. Проблемные ситуации, возникшие с "удивлением" | |||
Между двумя (или более) положениями | Прием 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. Прием 2. Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания | Приём 1. Одновременное предъявление классу противоречивых фактов. 1 класс. Сравнение чисел. Числовые лучи с разными единичными мерками (уч.Александровой О.А.) Посмотрите на мои числовые лучи.
0 1 2 3 4 0 1 2 3 4 5 6 7 8 - Можно ли утверждать, что 4=8? - Почему возникло затруднение? - Чему сегодня на уроке будем учиться? Дети: Сравнивать числовые лучи с разными мерками. Приём 2. Столкновение мнений уч-ся. Урок русского языка, 3 класс «Сложные слова». Лесточек, вадапад, граза. - Исправить ошибки в словах, обозначить орфограммы, выделить корень 1. Какое слово можно назвать «лишним», почему? 2. Разберите слово водопад по составу. - Существуют ли слова с двумя корнями? - Какой вопрос возникает? (Сколько корней в этом слове?) - Докажите что в этом слове два корня (Подбирают однокоренные слова) - Как можно назвать такие слова? - Почему их назвали сложные? После столкновения двух разных мнений учащихся идёт побуждающий диалог. Дети пытаются сформулировать тему урока | |
Между житейским представлением обучающихся и научным фактом | Прием 3. Шаг 1. Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". Шаг 2. Предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности | Приём 3. «Окружающий мир». 3 класс. Учитель: Как вы думаете, много ли растений в пустыне? - А они могут цвести? Учитель предъявляет факты: фотографии, сообщения о пустыне, видеоматериал. Удивление (возникновение проблемной ситуации). | |
II. Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением" | |||
Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя | Прием 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. Прием 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. Прием 6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими. Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено | Учитель дает детям задание, не выполнимое вообще. Оно у школьников вызывает явное затруднение. Прием 4. Математика 2 класс, «Метр» -Какие единицы измерения длины вы знаете? (мм, см, дм) Задание: найди длину нашего класса, используя данные единицы измерения длины. -Что вас удивило? -Вы сможете выполнить это задание? -В чем затруднение? (это неудобно, займет много времени, практически невозможно) -Какой вопрос возникает? Определите тему урока Прием 5. Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на предыдущее. Тема урока: Перенос слов с двойными согласными. Работа в парах. - У вас на столах карточки со словами. Вам необходимо при помощи ножниц разделить эти слова для переноса. Цирк, клоун, арена, группа, друзья. - Назовите правила переноса слов и назовите слова, которые относятся к этому правилу: 1. Слова, состоящие из одного слога – не переносятся цирк 2. Слова переносятся по слогам. клоун 3. На строке одна буква не остается и не переносится арена 4. Разделительный мягкий знак не отделяется от предшествующих букв друзья - Почему мы смогли выполнить это задание? Мы это уже знали -Чем слово группа отличается от других? (Двойная согласная) - Можем ли мы воспользоваться одним данных правилом переноса слов? - Предложите свои варианты переноса этого слова: гру-ппа, груп-па - С каким затруднением мы столкнулись? (Нам не хватает еще одного правила для переноса слов с двойными согласными) - Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? (Переносить слова с двойными согласными) - Значит, какова тема урока? Правила переноса слов с двойными согласными - Постараемся преодолеть это затруднение. Прием 6. Самый сложный, т. к. выполняется (как и прием 3) в два шага. Сначала (шаг 1) учитель дает задание, похожее на предыдущее. Ученики, не замечая подвоха, выполняют его, применяя уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учителю требуется аргументированно доказать, что задание школьниками все-таки не выполнено. После этого у ребят и возникает затруднение. Прием 6 похож на прием 3. В каждом по два шага. Причем первый шаг заставляет ученика ошибиться, а второй разоблачает эту оплошность. Разница в том, что в приеме 3 ошибка допускается из-за житейского представления ребенка, а в приеме 6 - из-за применения школьником уже имеющихся научных знаний не в той ситуации. Р…чной рю…зак Ду…ки во…зал Сер…це дятел _В слова какого столбика вы смогли вставить пропущенные буквы? Почему? |
Уважаемые коллеги, предлагаю вам поработать группами:
Первая группа: составит проблемную ситуацию с «удивление», а вторая группа – «с затруднением»
Русский язык. 2 класс. Тема урока «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением».
1 группа:
С И я рыжая плутовка
Обхитрю тебя я ловко.
Если Е напишешь вдруг,
Заблудиться можешь, друг! Лиса-леса
- Почему эти слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?
Можно ли считать эти слова однокоренными?
Как можно проверить безударную гласную в корне слова?
- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?
- Какую цель мы поставим перед собой?
2 группа:
Ваня написал записку Коле: «Приходи вечером во двор с м…чом. Поиграем!»
Ребятам Ваня сказал: «Мяч будет. Коля принесет»
Пришел Коля. В руках у него вместо мяча был меч. Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.
Учитель: Почему так получилось?
-Определите тему урока. Поставьте цели урока.
Выступление групп.
Итак, к учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Но ее надо еще придумать. А если не думается? Однако не секрет, что если учитель просто объявит тему урока, то скорее всего она уже будет не интересна ученикам и получается скучный традиционный урок.
Где же выход?. И для этого существуют специальные приемы, условно называемые «яркое пятно».
В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока.
Суть приема в сообщении интригующего материала. Итак:
Окружающий мир, 4 класс, тема «Кожа»
А как вы думаете, есть ли такая одежда, которую можно носит сто лет?
- Так вот, такая необыкновенная одежда существует.
- Что это за одежда, хотите узнать?
- Так вот, ребята:
Это природная, не знающая износа всепогодная одежда.
Её площадь ~ 2кв. м.
Она весит около 4 кг
Толщина от 0,5мм до 5мм
Она постоянно растет и обновляется.
-Вы можете ответить на этот вопрос прямо сейчас?
-Обратите внимание на интересные сведения.
Названия этой одежды спрятано.
( читаю текст, поэтапно открывая слово « кожа»)
- кровеносные сосуды, находящиеся в коже, могут вмещать до одного литра крови.
- человек среднего возраста ежечасно теряет 600 тысяч частичек кожи, а за год "потеря" достигает 675 грамм.
- кожа может дышать: она поглощает около 1% всего вдыхаемого нами кислорода.
- Так что же это за необыкновенная одежда? (кожа)
-О чем будем говорить?
Итак, тема нашего урока…..
Думаю, что после такого упражнения, у обучающихся возникнет огромное желание учиться!
-Коллеги! Вернемся к началу нашего мастер-класса: Что же спасет мир?
Красота, женщина, любовь!
Рефлексия.
Уважаемые коллеги, по вашему мнению, вы достигли тех целей, которые обозначали в начале мастер-класса?
Предлагаю вам оценить наш мастер-класс «Чемодан, мясорубка, корзина».
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Коробка – отложу пока.
Уважаемые коллеги! На мастер-классе сегодня вы заполнили еще и буклет, который, я надеюсь, вам пригодится в работе, как и мой опыт.
И в заключение приведу слова американского писателя Уильяма Артура Уорда
«Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет».
В этом и состоит моя миссия – творить, созидать, вдохновлять! А вместе со мной фантазируют, творят и созидают мои ученики! Этому невозможно научить, но создать атмосферу радости, счастья, побуждающую к активной деятельности, учителю вполне по силам.
Благодарю за сотрудничество!
Цели мастер-класса
До мастер-класса | После мастер-класса | ||
- Те, кто не знаком с этой темой… | Узнать приёмы создания проблемной ситуации. | ||
-Если вы владеете информацией о проблемном обучении… | Расширить свои знания о технологии проблемного обучения | ||
- Изучив приёмы создания проблемных ситуаций… | Применить на практике приёмы (создавать проблемную ситуацию). |
Гурова Елена Юрьевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 45 имени Д.И.Блынского г.Орла
Тип противоречия | Приемы создания проблемной ситуации | |
| ||
Между двумя (или более) положениями | ||
Между житейским представлением обучающихся и научным фактом |
Тип противоречия | Приемы создания проблемной ситуации | |
| ||
Между двумя (или более) положениями | ||
Между житейским представлением обучающихся и научным фактом | ||
Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя |
Прием 1. Одновременно предъявить
противоречивые факты, теории или точки зрения.
Прием 2. Столкнуть разные мнения
учеников с помощью вопроса или
практического задания
Прием 3.
Шаг 1. Обнажить житейское представление
обучающихся с помощью вопроса или
практического задания "на ошибку".
Шаг 2. Предъявить научный факт
посредством сообщения,
ли наглядности
Прием 4. Дать практическое задание,
не выполнимое вообще.
Прием 5. Дать практическое задание,
не сходное с предыдущими.
Прием 6.
Шаг 1. Дать невыполнимое практическое
задание, сходное с предыдущими.
Шаг 2. Доказать, что задание учениками
не выполнено
группа
друзья
атом цирк
клоун
1 группа:
С И я рыжая плутовка
Обхитрю тебя я ловко.
Если Е напишешь вдруг,
Заблудиться можешь, друг! Лиса-леса
- Почему эти слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?
Можно ли считать эти слова однокоренными?
Как можно проверить безударную гласную в корне слова?
- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?
- Какую цель мы поставим перед собой?
2 группа:
Ваня написал записку Коле: «Приходи вечером во двор с м…чом. Поиграем!»
Ребятам Ваня сказал: «Мяч будет. Коля принесет»
Пришел Коля. В руках у него вместо мяча был меч. Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.
Учитель: Почему так получилось?
-Определите тему урока. Поставьте цели урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе"
"Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе"Успешное применение проблемных ситуацийв обучении возможно лишь при соблюдении ряда условий и дидактических приемов на отдельных этапах подгот...
"Организация проблемных ситуаций на уроках в начальной школе"
Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе.Открытие знания - творческий процесс, включающий четыре основных этапа: постановка ...
Организация проблемных ситуаций на уроках в начальной школе
Данная работа содержит теоретический и практический материал из опыта работы по организации проблемных ситуаций на уроке в рамках реализации ФГОС....
Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.
В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....
"Проблемные ситуации на уроках в начальной школе". Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках.
Материал, представляющий собой методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальной школе....
Проблемные ситуации на уроках в начальной школе
Разрешение проблемных ситуаций на уроках в начальной школе....
Обобщение пед опыта. Тема:«Использование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как средство формирования познавательной активности учащихся»
Данный материал содержит: актуальность проблемы, ее новизну. Ставятся задачи и раскрываются условия для решения проблемы....