РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ
статья

Быковская Мария Александровна

Доклад  к Научно-праутической конференции "Перспективы развития современной культурно-образовательной среды столичного мегаполиса" 2022

РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ma_bykovskaya_statya_v_sbornik_mgpu.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

М.А. Быковская

аспирант кафедры живописи и композиции

ИКиИ ГАОУ ВО МГПУ

Научный руководитель М.А. Семенова 

Д. п. н., профессор кафедры живописи и композиции

РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ

Вопросы эстетического воспитания подрастающего поколения актуальны в сегодняшней ситуации стремления общества к потреблению, снижению уровня моральных и духовных ценностей, сведению жизненных целей к комфортности быта. Именно высокий уровень эстетического воспитания, влечет за собой культурный и духовный подъем социума, стимулирует гармоническое развитие человека, обогащает его жизнь такими ценностными категориями, как красота, чувство прекрасного и возвышенного. Исследователь проблемы эстетического воспитания и художественного образования, профессор Буровкина Л. А. отмечает: «В настоящее время приоритетной целью системы образования становится не усвоение определенной суммы знаний учащимся, а воспитание личности, способной к самоопределению, самореализации и творческой активной деятельности» [1с.194]. Эту цель и позволяет реализовать  система эстетического воспитания.

Основы эстетического воспитания закладываются в дошкольном возрасте и начинаются с развития эстетического восприятия у детей в различных формах повседневной деятельности. Но наибольшей эффективности достигает в решении задач эстетического плана художественно-творческая деятельность, что неоднократно отмечалось такими мыслителями, как  Я.А. Коменский, Г. Песталоцци, Д. Дидро, а также отечественными педагогами и исследователями П.Ф. Каптеревым, П.П. Блонским, С.Т. Шацким, также и современными исследователями Б.М. Неменским, С.Е. Игнатьевым, М.А. Семеновой и многими другими. Так, например, профессор Дубровин В.М. подчеркивает значение художественного творчества: «Художественное образование наиболее тесно связано с культурой, является ее неотъемлемой частью. Оно самым активным образом участвует в формировании общего культурного пространства страны, является неотъемлемой частью эстетического и духовнонравственного воспитания человека» [3с.269].

Эстетическое восприятие как психический процесс, его свойства и закономерности подробно рассматриваются в работах таких ученых, как Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Бакушинский, Н.А. Ветлугина, А.В. Запорожец, В.Н. Шацкая и других.   Понятие «эстетическое восприятие» имеет несколько определений, рассматривающих его с той или иной стороны. Однако, ученые в большинстве своем сходятся во мнении, что эстетическое восприятие – это целенаправленный процесс, имеющий задачей не только видеть и чувствовать красоту окружающего мира, формируя эстетические вкусы и идеалы личности, но и побуждать к дальнейшему творчеству, созиданию.

Место и приемы развития эстетического восприятия в различных формах организации художественно-творческой деятельности дошкольников разнообразно.

К таким формам относятся:

  1.  ООД (организованна образовательная деятельность) с группой, подгруппой, индивидуально:
  1. Игра-беседа;
  2. Игровая обучающая ситуация;
  3. Игра-занятие (комбинированная, тематическая, доминантная, комплексная, интегрированная);
  4. Игра-драматизация;
  5. Игра-экспериментирование.
  1. Выставки творческих работ детей, совместных работ детей и родителей.
  2. Самостоятельная художественно-продуктивная деятельность.
  3. Конкурсы.
  4. Экскурсии.
  5. Праздники, досуги и развлечения.
  6. Совместная образовательная деятельность детей и родителей.
  7. Тематический мини-музей.
  8. Инновационные формы:
  1. Творческая гостиная;
  2. Творческий клуб;
  3. Творческая мастерская;
  4. Мастер-класс;
  5. Проект.

В каждой из этих форм деятельности присутствует стимул для развития эстетического восприятия. Рассмотрим некоторые из них.

В первую очередь, это, несомненно, рассматривание и обсуждение произведений искусства: репродукций картин, изображений архитектуры и скульптуры, изделий народного декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций. К сожалению, в современных условиях, образовательные учреждения не в силах в достаточной мере обеспечить образовательно-воспитательный процесс необходимыми репродукциями, изделиями народных промыслов и т.д. Заменой могут послужить технические средства, в частности, показ презентаций через проектор на большой экран, позволяющий проводить фронтальную работу, дав возможность в полном объеме рассмотреть объект каждому воспитаннику, подобрать для демонстрации наиболее точно соответствующие теме и задачам визуальные образы.  Также формат презентации дает возможность усилить эффективность восприятия музыкальным сопровождением, элементами анимации, интерактивных действий, побуждающими детей к активности. Опираясь на возрастные психологические особенности дошкольников и практику наблюдения, можно отметить, что современные дети, имеющие в постоянном доступе всевозможные гаджеты с яркими подвижными картинками, сменяющие друг друга видеоряды мультфильмов и рекламы, гораздо слабее фокусируют и удерживают внимание на статичных объектах, требующих сосредоточения и спокойной мыслительной деятельности. Для преодоления таких трудностей, в практике работы эффективно использовать такие элементы, как сказочные персонажи, волшебство, занимательность чудесными свойствами объекта, создание атмосферы загадочности или соревнования. Такая форма организации восприятия произведений искусства доступна в любых типах ООД, на праздниках и досугах, в творческих мастерских, кружках, при организации мастер-классов, а также при реализации проектов.

Важным визуальным материалом была и остается детская иллюстрированная книга. В условиях ДОУ книги всегда имеются в свободном доступе детей в библиотеке группы, где дети самостоятельно или под руководством педагога могут рассматривать иллюстрации, обсуждать их, использовать в качестве опоры для художественного творчества: «правильно подобранная иллюстрация и грамотно проведенная работа с ней побуждают ребенка не только к осмыслению эстетических переживаний, но и побуждают к созданию собственных творческих замыслов и их воплощению в художественной деятельности» [2с.78]. Так, в подготовительной к школе группе детского сада, в процессе внедрения методических разработок по ознакомлению с книжной графикой, осуществлялся литературно-художественный проект «Чемодан историй». Детям было предложено приносить из дома любимые книги и рассказывать о них в группе, демонстрируя иллюстрации. Роль педагога заключалась в акцентировании внимания детей на выразительных элементах иллюстраций, передачи художником настроения, эмоций, характера героев и произведения в целом. Также педагог зачитывал отрывки произведения. В свободной деятельности дети сами неоднократно брали эти книги, вместе рассматривали иллюстрации, обсуждали, перерисовывали образы, подсказывая и помогая друг другу. Проект так заинтересовал детей, что когда педагог завязывал беседу с несколькими детьми по той или иной книге, непременно подключались остальные дети, и она перерастала в эмоциональное обсуждение.

Другой важнейшей составляющей работы по развитию эстетического восприятия является создание развивающей среды, в которой все компоненты подобраны в соответствии с поставленными задачами эстетического плана. О важности этого компонента говорят многие ученые, в том числе Л.С. Выготский, Е.А. Флерина, Р.М. Чумичева и многие другие.

Предметно-пространственная часть среды формируется из таких компонентов, как общее цветовое решение, эргономика пространства, наполнение произведениями искусства, мебелью и предметами быта, поддерживающими общий стиль помещения. Говоря о важной роли цвета,  педагог-исследователь художественного творчества М.А. Семенова отмечает: «С древнейших времен и до наших дней цвет тесно связан с жизнью человека в ее различных психологических, эмоциональных и духовных проявлениях. Дошедшие до нас исторические памятники свидетельствуют о том, что человек был постоянно занят поиском цветовых решений – простых, утонченных, сложных, но неизменно связанных с обычаями своего народа, с поиском художественного образа и стремлением к художественному выражению» [5с.202]. Именно поэтому к цветовому решению развивающей среды необходимо подходить серьезно, с опорой на психологические, эстетические и культурологические исследования в данной области.

Также, обязательным компонентом является пространство, отведенное для художественного творчества, в поддержку которому выступают библиотека, музыкальный уголок и отдел театрализованной деятельности. Так, например, наборы для инсценировки сказок на фланелеграфе или магнитной доске, созданные по мотивам книжной графики, служат не только прекрасным зрительным образом, развивающим эстетическое восприятие, но и конструктором для составления композиций, являющихся опорой для дальнейшей художественной деятельности.

Проводя работу по развитию эстетического восприятия, эффективно использовать чередование и комбинирование различных форм деятельности, объединенных одной темой. Современной тенденцией является использование «темы недели» или «темы месяца», позволяющей вовлечь в художественно-эстетическую деятельность детей с разными психологическими особенностями, разными интересами. Чередуя и интегрируя такие формы работы, как игра-занятие, игра-экспериментирование, выставка работ, творческий мастер-класс, музыкальный досуг и другие в различных комбинациях, педагог вовлекает детей в проживание заданной темы, многократное ненавязчивое повторение восприятия образов, идей, смысловых категорий.

Подводя итог,  выскажем суждение о том, что развитие эстетического восприятия является базовым компонентом эстетического воспитания в целом, роль которого в гармоническом развитии личности трудно переоценить. Грамотное использование компонентов развивающей среды, включение задач по развитию эстетического восприятия в различные формы организации художественно-творческой деятельности, чередование и комбинирование этих форм дают возможность эффективно организовать работу по развитию эстетического восприятия в условиях ДОУ.

Литература

  1. Буровкина Л.А., Шматко Т.В. Проблема художественного образования в условиях поликультурного образовательного пространства города Москвы / Современные тенденции развития изобразительного, декоративно-прикладного искусств и дизайна. Сборник статей. ФГБОУ ВПО «МГПУ». Москва, 2015, с. 192 – 196.
  2. Быковская М.А. Формирование эстетических представлений у детей дошкольного возраста средствами книжной графики, - интерпретация накопленного опыта в свете современных Федеральных государственных образовательных стандартов / Стратегии и тренды развития науки в современных условиях. – Уфа: Ника, 2016, с. 22 – 29.
  3. Дубровин В.М. Некоторые проблемы современной культуры и образования / Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». Чебоксары, 2015.
  4. Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников. – М.: Просвещение, 2000. 254 с.
  5. Семенова М.А. Цветообраз как структура и синтезирующая категория  акварельной живописи и других видов искусств // Педагогика искусства. 2010. – № 2. С. 202-212.
  6. Семенова М.А. Мастер-класс как система творческого показа / Педагогика искусства. 2008. № 4. С. 98-127.
  7. Семенова М.А. Эстетика постановки натюрморта в акварельной живописи // Начальная школа плюс До и После. 2011. № 5. С. 86-89.
  8. Шиленко Л.В., Хозяшева Л.С. Влияние цвета на художественно-эстетическое воспитание обучающихся (на примере декоративного натюрморта) / Инновационные внедрения в области педагогики и психологии. Сборник научных трудов по итогам научно-практической конференции. Федеральный центр науки и образования «Эвенсис». Нижний Новгород: АНО Институт инновационных технологий, 2017. С.15-18.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс занятий, направленных на развитие эстетического восприятия младших школьников в процессе изучения джазовой музыки.

Здесь представлены конспекты 8 занятий, которые помогут в развитии эстетического восприятия младших школьников посредством джазовой музыки учителям музыки, работающим в общеобразовательной школе, а та...

Презентация на тему: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ПРИ РАЗВИТИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Презентация на тему: "Развитие фонематического восприятия у детей с умеренной умственной отсталостью"...

Развитие пространственного восприятия у детей

карточки для развития пространственного восприятия детей...

Развитие зрительного восприятия у детей

Консультация для родителей...

Особенности и система логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В презентации представлены материалы по развитию фонематического восприятия у детей  на логопедических занятиях....