Развитие зрительного восприятия у детей
консультация на тему

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_zritelnogo_vospriyatiya_u_detey.docx15.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие зрительного восприятия у детей

Цель: разъяснение  родителям  важности развития зрительного восприятия у школьников.

Зрительное восприятие у детей является сложным нейрофизиологическим процессом получения и преобразования информации об окружающем мире. В нем задействованы различные составные компоненты зрительного анализатора – от глазных яблок и проводящих путей до коры головного мозга.

Зрительное восприятие у детей как одна из форм познания Известно, что более 80% информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению. Как и любое другое, зрительное восприятие у детей должно обладать следующими свойствами:

*Предметностью;

*Постоянством;

*Целостностью;

*Категориальностью.

В первый год жизни зрительное восприятие мало дифференцировано. Развитие зрительного восприятия у детей происходит по мере совершенствования органов чувств, а также благодаря накопленному жизненному опыту и знаниям, при усилении связей восприятия с памятью, вниманием, воображением и чувствами. Построение зрительного образа об окружающем мире определяется разными процессами, наиболее простые из них – это оценка «светло – темно» или видимая яркость, цвет и его насыщенность. Цветовое восприятие основано на врожденных особенностях и возможно благодаря особым структурам в подкорковой зоне головного мозга.

Пространственное зрительное восприятие у детей развивается несколько позже, так как механизмы его филогенетически более новые. Пространственное восприятие требует интеграции сведений от слуховых, вестибулярных и кожно-мышечных анализаторов.

Основы зрительного восприятия

Зрительное восприятие оказывает существенное влияние на сенсомоторное воспитание, а значит, и на интеллектуальное развитие ребенка, его способности к обучению, овладению письмом и другими навыками работы руками, а также на психоэмоциональное здоровье.

В процессе зрительного восприятия осуществляется анализ большого количества раздражителей, воздействующих на глаза. Ощущения от явлений и предметов тем более выразительны, чем сильнее развит зрительный анализатор. Особые свойства предметов иногда невозможно изучить без движения глаз и рук, то есть детям надо обследовать предмет со всех сторон.

Зрительные образы включают 3 уровня отражения:

*Сенситивный;

*Представлений;

*Вербально-логический.

У детей с нарушениями развития формирование любого из них нарушено, зрительные образы часто обедненные, неустойчивые и деформированные. Нарушения зрительного восприятия у детей отрицательно сказываются на их способностях к письму, различию фигур, соотношения частей и др. Но при постоянных упражнениях на развитие зрительного восприятия его недостаточность можно компенсировать. Для дополнительной стимуляции зрительного анализа и синтеза важно регулярно предлагать ребенку задачи на определение изменений в ряду, нахождение сходств и различий, нелепых или нереальных предметов, запоминание последовательности предметов, фигур, цифр или букв, рассмотрение сюжетных картинок, узнавание предметов по контуру и др. Любая активизация зрительной работы должна учитывать правила гигиены зрения и профилактики его нарушения.

Занятия по развитию зрительного восприятия цвета

Цветные крышки. Игра подходит для младших и средних дошкольников, она требует внимания, сосредоточенности и быстрой реакции. Необходимо взять разноцветные крышки от пластиковых бутылок (по 10 штук каждого цвета). Начинать можно с 2-3 цветов, постепенно добавляя новые по мере усвоения предыдущих.

Дети рассаживаются по местам, воспитатель садится напротив с коробкой, в которой перемешаны эти крышки, берет любую не глядя и просит назвать ее цвет. Если дети затрудняются, им можно помочь. Самым маленьким в качестве подсказки можно заранее дать наглядный образец. Проверив таким образом, что дети знают цвета, воспитатель дает крышечки для игры детям одновременно с пустыми коробочками, в каждой из которых лежит по крышке одного цвета.

Воспитатель предлагает детям собрать в свою коробочку крышки такого же цвета. Когда все крышки будут разобраны, дети возвращаются на свои места и все вместе начинают проверять, правильно ли они собрали. По такому же принципу вместо крышечек можно использовать пирамидки, грибочки, разноцветные листочки и т.д.

Игра на развитие зрительного восприятия формы

 Геометрические снежинки. Игра подходит для старших дошкольников. Ее задача – закрепить знания о геометрических фигурах, развить умение их различать и группировать. Кроме того, в игре хорошо развиваются поисковая функция зрения и умение ориентироваться в пространстве. Материал для игры – картонные снежинки диаметром 5 – 7 см, в серединку каждой приклеивают геометрическую фигуру размером около 3 см из цветной бумаги. Требуется по 10 экземпляров снежинок для каждой фигуры.

Занятия по развитию зрительного восприятия проводят в спортзале, воспитатель показывает детям 3 снежинки и спрашивает, какие фигуры на них изображены. Затем он передает снежинки детям, а остальные рассыпает на полу вперемешку. После сигнала дети начинают на скорость собирать снежинки – каждый со своей геометрической фигурой. Когда все снежинки собраны, воспитатель останавливает игру и начинает проверять, правильно ли дети справились с задачей. Как вариант, летом можно предложить вместо снежинок геометрические цветочки, а осенью – листья. После подобных игр детей следует обязательно похвалить, если они успешно справились с задачей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.

Структура зрительного анализатора человекаРабота тифлопедагога по развитию зрительного восприятия.Лечебные компьютерные программыРазвивающие компьютерные игрыРазработки в программе Microsoft Off...

Развитие зрительного восприятия. Выделение буквенных форм. (дети с ОВЗ)

Цель:  формирование и развитие зрительного восприятия. Выделение буквенных форм.  Задачи:•развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, исключения),•развитие концентраци...

Развитие зрительного восприятия. 4 класс. Тема: Учить детей узнавать время по часам, определять, правильно ли показывают время часы.

Тема: Учить детей узнавать время по часам, определять, правильно ли показывают время часы.Развивать чувство времени, навыки ориентировки во времени, память, мышление, внимание, совместную работу руки ...

Конспект занятия по "Развитию зрительного восприятия": Развитие восприятия цвета, формы, величины, расстояния предметов

Цель: Развитие зрительного восприятия различных характеристик предметов: цвета, формы, величины, расстояния.Задачи:1. Развитие представлений о цвете, форме, величине, пространственном расположении пре...

Развитие зрительного восприятия детей с ОВЗ с помошью игры "Зашумленные буквы"

Наибольшей эффективностью в формировании всех зрительных функций у  младшего школьника обладают сенсибилизированные зашумленные предметные картинки.Игра "Зашумленные буквы"Цель:...

Дидактические игры на развитие зрительного восприятия у детей младшего возраста.

Развитие зрительного восприятия необходимо человеку для того, чтобы правильно ориентироваться в пространстве, оценивать положение предметов относительно друг друга (выше - ниже, дальше - ближе, левее ...