Адаптация первоклассников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к обучению в школе.
статья (1 класс)

Доклад на тему адаптации первоклассников с УО (интеллектуальными нарушениями) к обучению в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Адаптация первоклассников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к обучению в школе.

Адаптация к школе – это процесс привыкания, приспособления к новым школьным условиям, к новой деятельности, который каждый первоклассник переживает по- своему. Но для всех, особенно умственно-отсталых обучающихся, этот процесс непростой. Период адаптации в школе у обучающихся с интеллектуальными нарушениями длится до нескольких месяцев.

Признаки успешной адаптации:

  • первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, он понимает, что главная цель его пребывания – обучение, то есть ребенок принимает новую роль – обучающегося,
  • ребенок принимает руководящий контроль педагогов,
  • первоклассник не слишком устает, выдерживает режим школы, активен, жизнерадостен, редко болеет,
  • первоклассник достаточно самостоятелен, ориентируется в школьном здании, с небольшой помощью готовится к уроку, при необходимости умеет обратиться за помощью к взрослым,
  • у него появились друзья – одноклассники,
  • на вопрос «А может быть лучше вернуться в детский сад?» отвечает:  «Нет»

Психолог  школы проводит входное тестирование первоклассников по школьной мотивации, уровню  тревожности и адаптации в начале учебного года. Педагоги организуют наблюдение за детьми.

В психолого – педагогической литературе по степени адаптированности к обучению выделяют 3 группы обучающихся:

Первая группа (нормальная адаптация)  - дети адаптируются в течение первых месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования и задания учителя.

Имеющиеся трудности, как правило, преодолеваются достаточно быстро, ребенок осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.

Вторая группа (неустойчивая адаптация) - имеет более длительный период адаптации, период несоответствия поведения обучающихся требованиям школы затягивается.

Дети  с трудом принимают новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми.

Такие школьники могут играть на уроках, конфликтуют с одноклассниками, они часто неадекватно реагируют на замечания педагогов. Лишь к  концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.  

Существует еще и третья группа (дезадаптация) - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы, "мешают" работать классу.  

Психолог анализирует результаты входного обследования первоклассников  и дает рекомендации: учителю важно создавать ситуацию успеха и комфорта на уроке, организовывать личностно-ориентированный подход, создание доверительной, искренней эмоциональной обстановки в классе. Сотрудничество учителя и родителей обеспечивает снижение уровня тревожности у ребенка. Это позволяет сделать период адаптации первоклассников недолгим и более продуктивным.

В августе и в конце первой  четверти проводятся родительские собрания по теме адаптации, родителям даются рекомендации,  в течение четверти педагогами проводятся индивидуальные беседы с родителями, родители привлекаются  к  активному участию в делах класса и школы.

В течение всего периода адаптации проводится фронтальная и индивидуальная работа с обучающимися, направленная на преодоление трудностей.  Педагогический микроколлектив старается создать положительную атмосферу в классе (похвала, эмоциональная поддержка, положительный и спокойный эмоциональный фон, доброжелательность), обеспечить доступность и увлекательность обучения (дидактические игры, игровые упражнения, коррекционные и практические задания, связь обучения с жизнью, творческие задания, игры на сплочение коллектива). Применяются здоровьесберегающие технологии (смена видов деятельности, динамические паузы, физкультминутки, обеспечение правильной посадки при письме).  Осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку, педагоги не должны допускать оценку личности ребенка, оценивается лишь его работа, подчеркивается успех каждого.

В конце 1 четверти проводится опрос родителей по вопросу адаптации. Родители отвечают на вопросы: «Нравится ли вашему ребенку в школе?» (варианты ответов - да, скорее да, скорее нет, нет); «Устает ли ваш ребенок в школе?» (не устает, не слишком устает, сильно устает); «Изменилось ли самочувствие, поведение ребенка с началом обучения в школе (с переходом в нашу школу)?» (варианты ответов:  изменилось к худшему - ребенок стал хуже себя вести или плохо спать или плохо есть или появились неврологические нарушения; не изменилось; изменилось к лучшему); «Есть ли у вашего ребенка друзья  - одноклассники?» (есть, наверно есть, нет) и др.

В конце первого полугодия, а также в конце учебного года психологом проводится дополнительные обследования первоклассников для определения уровня адаптации, выявляются обучающиеся, которым нужна индивидуальная психолого – педагогическая помощь, создание специальных условий обучения и воспитания.

Таким образом, специальная работа, осуществляемая целенаправленно всеми педагогами, работающими в 1 классе (классным руководителем, воспитателем, психологом, дефектологом, социальным педагогом и др.) обеспечивает стабильное и положительное прохождение адаптации. Большинство обучающихся могут достаточно быстро и успешно освоить новую социальную роль. Детям с неустойчивой адаптацией предоставляется постоянная индивидуальная помощь, психолого - педагогическое сопровождение. Это позволяет им хоть и более длительно, но продуктивно преодолевать трудности адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему: «Социальная адаптация детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом индивидуального развития».

Социальной адаптацией называется активное приспособление к условиям социальной среды благодаря усвоению и принятию ценностей, норм, стилей поведения, принятых в обществе. У детей с интеллектуальными н...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 5 КЛАСС (ВАРИАНТ 2) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ

Адаптированная рабочая программа основного общего образования 5 класс (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучение на дому. Рабочая программа составлен...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 7 КЛАСС (ВАРИАНТ 2) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ

Адаптированная рабочая программа основного общего образования 7 класс (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучение на дому. Рабочая программа составлен...

Методы и технологии обучения лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Статья на тему: Олигофренопедагогика. Методы и технологии обучения лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

«Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в специальной коррекционной школе »

laquo;Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов с  легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в специальной коррекционной школе ...

Конспект классного часа «Правила поведения в школе» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития 2-3 класса

Классный час Тема: «Правила поведения в школе»Данный конспект будет полезен учителям и воспитателям, работающим с обучающимися начальных классов коррекционной школы VIII вида.А так же с де...