ФГОС нового поколения. Основные виды учебной деятельности обучающихся по ФГОС
статья (1 класс)

Петренко Галина Дмитриевна

 Новый подход к образованию основывается на современных знаниях в области психологии, а также использовании инновационных методов, что повысит эффективность работы педагогов в школе.

Овладение учащимися основными видами деятельности позволяет им в школе и в дальнейшей жизни самостоятельно получать знания, умения и компетентности, в том числе, дает возможность успешно организовать свой процесс обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_deyatelnosti.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Основные виды учебной деятельности обучающихся по ФГОС способствуют:

 •развитию личности ребенка,

 •становлению его мыслительных процессов,

•развивают способности,

 •закладывают высокие моральные нормы.

 Новый подход к образованию основывается на современных знаниях в области психологии, а также использовании инновационных методов, что повысит эффективность работы педагогов в школе. Овладение учащимися основными видами деятельности позволяет им в школе и в дальнейшей жизни самостоятельно получать знания, умения и компетентности, в том числе, дает возможность успешно организовать свой процесс обучения.

Это становится возможным благодаря тому, что УУД представляют собой действия, которые порождают способность ориентироваться в различных предметных областях познания и обеспечивают высокую мотивацию к обучению.

 Роль учителя сводится к тому, чтобы организовывать и направлять познавательную деятельность детей, поддерживать их заинтересованность

Выделяется четыре категории, требующие развития в ходе деятельности с использованием УУД:

1.Регулятивные действия.

 Еще в начальной школе ребенок ставит цели, учится оценивать свои возможности, знания и умения, находить оптимальный способ решения задач. При необходимости он может откорректировать свои усилия, обладает способностью к самоконтролю, волевому усилию, мобилизации энергии для достижения цели.

2.Познавательные навыки.

В ходе этого вида деятельности ученик учится изучать окружающий мир, анализировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии, классифицировать, выделять главное из текста или видеоматериала, формулировать цели познавательной деятельности, определять проблему, искать наиболее эффективные пути ее решения. Овладев этим навыком, ребенок умеет аргументировано отстаивать свою точку зрения, подводить итог деятельности, оценивать свой труд.

3.Коммуникативные действия.

 Трудно переоценить важность этого вида деятельности, поскольку она развивает умение правильно выстраивать взаимоотношения с людьми, разрешать конфликтные ситуации, учитывать и принимать мнение оппонента, эффективно сотрудничать со сверстниками и учителем. Дети могут быть слишком застенчивыми или слишком напористыми, что приводит к изоляции или конфликтам. Задача педагога – научить их эффективной коммуникации.

4.Личностные качества.

Форма учебной деятельности, которая, по ФГОС, приводит к пониманию ребенком существующих в обществе моральных норм, способности оценивать свои действия, развитию умения сопереживать, видеть, в чем нуждается близкий человек или собеседник. Дети учатся просить и предлагать помощь эмоционально поддерживать друзей, оценивать свои возможности и наклонности для определения жизненного пути.

Ниже приведены примеры видов учебной деятельности обучающихся. Таблица с примерами видов деятельности обучающихся по ФГОС, которые можно использовать во время проведения уроков

Источник получения знаний, формирования умений, навыков

Форма деятельности

Слово, текст, знаки

Слушание учителя

Слушание и анализ докладов соклассников Самостоятельная работа с текстом в учебнике, научнопопулярной литературе

Отбор материала из нескольких источников Написание докладов, рефератов

Вывод формул

Доказательство, анализ формул и теорем Программирование

Выполнение упражнений по разграничению понятий

Систематизация

Редактирование программ

Элементы действительности

Просмотр познавательных фильмов

Анализ таблиц, графиков, схем

Поиск объяснения наблюдаемым событиям Определение свойств приборов по чертежам и моделям

 Анализ возникающих проблемных ситуаций

Опыт и исследовательская деятельность

Работа с кинематическими схемами

Анализ раздаточных материалов

Решение различных экспериментальных задач Сбор и сортировка коллекционных материалов Сборка электроцепей

 Использование измерительных приборов Постановка опытов

 Выполнение лабораторных и практических работ

Сборка приборов и конструкций

Диагностика и устранение неисправностей приборов Усовершенствование приборов Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных

Разработка методики эксперимента Конструирование и моделирование

Роль педагога при выборе видов учебной деятельности ФГОС стимулируют переосмыслить роль учителя при организации видов учебной деятельности учащихся на уроке. Основная задача педагога сводится к поиску наиболее эффективной деятельности, которые позволят с максимальной пользой усвоить материал, а также развить личностные качества ребенка, понять, какое применение можно найти полученным знаниям в жизни. В идеале учитель скрыто управляет процессом самостоятельного обучения детей, вдохновляет их.

 Источник получения знаний, формирования умений, навыков Форма деятельности Слово, текст, знаки, Слушание учителя, Слушание и анализ докладов одноклассников, Самостоятельная работа с текстом в учебнике, научнопопулярной литературе,  Отбор материала из нескольких источников, Написание докладов, рефератов, Вывод формул, Доказательство, анализ формул и теорем, Программирование , Выполнение упражнений по разграничению понятий, Систематизация Редактирование программ, Элементы действительности, Просмотр познавательных фильмов, Анализ таблиц, графиков, схем Поиск объяснения наблюдаемым событиям, Определение свойств приборов по чертежам и моделям, Анализ возникающих проблемных ситуаций,  Опыт и исследовательская деятельность, Работа с кинематическими схемами, Анализ раздаточных материалов, Решение различных экспериментальных задач, Сбор и сортировка коллекционных материалов, Сборка электроцепей,  Использование измерительных приборов, Постановка опытов, Выполнение лабораторных и практических работ, Сборка приборов и конструкций,  Диагностика и устранение неисправностей приборов, Усовершенствование приборов, Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных, Разработка методики эксперимента Конструирование и моделирование.

Во время урока важно сосредоточить внимание обучающихся на ценности задания для собственного развития и деятельности. Для этого используются специальные методики, ведется работа над правильной постановкой вопросов. Похвала осуществляется за счет сравнивания ребенка с его предыдущими оценками, а не с результатами одноклассников. При проведении активности при определенном виде деятельности на уроке учитель объясняет, как полученные знания и навыки могут использоваться в повседневной жизни. Также необходимо научить детей самопроверке. Для этого педагог показывает способы поиска и устранения ошибок. Результаты должны объясняться:

 •почему поставлена именно такая оценка,

•что нужно сделать, чтобы ее улучшить.

 При осуществлении детьми различных видов деятельности важно научить их правильно работать с информацией:

 •выделять главное,

•читать подтекст,

•пересказывать связно и без потери важных деталей,

 •составлять план

 Дети должны уметь пользоваться учебниками, справочниками, периодической литературой и интернетом.

 Формы реализации деятельностного подхода

Для достижения результатов могут выбираться различные формы реализации деятельностного подхода. Например, работа в группе позволяет сосредоточить внимание учеников на коллективных способах решения задач, умении договариваться и необходимости учета мнения всех участников группы.

 Во время внеурочной деятельности школьники учатся применять знания на практике, совершенствуют и развивают коммуникативные навыки, лучше познают себя и окружающий мир.

 Высокую эффективность показывают проектные формы работы. Они поддерживают мотивацию на высоком уровне, успешно формируют у учащихся УУД. Проект может быть растянут на один или несколько уроков, а может занимать всего несколько минут с подробным обсуждением процесса и полученного результата. Таким образом, реализация деятельностного подхода, который является основным по ФГОС, позволяет сделать учебный процесс легким, интересным и менее травматичным психологически для детей. Педагоги используют природную пытливость ума ребенка, его стремление к познанию мира, развивают умение творчески мыслить и искать ответы на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся по предмету русский язык,1 класс (ОС РО Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)

Тематическое планирование разработано в соответствии с ФГОС с определением основных видов учебной деятельности обучающихся  по предмету  русский язык для 1   класса в образова...

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся по предмету русский язык,1 класс (ОС РО Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)

Тематическое планирование разработано в соответствии с ФГОС с определением основных видов учебной деятельности обучающихся  по предмету  русский язык для 1   класса в образова...

Тематическое планирование по физической культуре для 4 класса с определением основных видов учебной деятельности.

Пояснительная запискаРабочая программа по физической культуре для 4 классов составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом второго поколения, Обязательным минимумом...

Основные подходы к организации познавательной деятельности учащихся в образовательном процессе с учетом требований ФГОС нового поколения

Основные подходы к организации познавательной деятельности учащихся в образовательном процессе с учетом требований ФГОС нового поколения...

Тематическое планирование по литературному чтению с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 2 класс

Литературное чтение — один из основных предметов в об¬учении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литератур...

Материал по теме самообразования "Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО второго поколения"

С 2015 года и по настоящее время ( 2 – 3 класс) поставила перед собой следующую тему самообразования «Формирование навыков самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО», к...