"Формирование навыка смыслового чтения как одно из главных направлений работы с текстом"
презентация к уроку (1 класс)
В современном обществе умение работать с информацией становится обязательным условием успешности. Поэтому развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание в начальной школе. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование навыков смыслового чтения | 1.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Смысловое чтение в начальной школе – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Цель смыслового чтения- максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Работа с текстом должна быть организована на каждом уроке, и это может быть не только урок литературного чтения, так как тексты присутствуют на уроках и по другим учебным предметам ( русский язык, окружающий мир, математика или музыка, физкультура или изобразительная деятельность), а также и в процессе проведения воспитательной работы, например в рамках классного часа.
В процессе обучения смысловому чтению у младших школьников формируются умения : понимать текст; анализировать; сравнивать; видоизменять; генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи).
Виды смыслового чтения просмотровое ; ознакомительное; изучающее (исследовательское); функциональное (поисковое); рефлексивное.
Этапы работы с текстом Работа с текстом до чтения 1 Работа с текстом во время чтения 2 3 3 Работа с текстом после чтения
Система специальных упражнений при работе с текстом и словом - работа с незнакомыми словами; - работа со словами-ключиками; - работа со словами образами.
У пруда утенок-крошка в страхе кличет утку-мать: «Ой, боюсь! Укусит мошка, помоги мне убежать». Ф.Бобылев - Что обозначает данное слово? -Какими другими словами можно его заменить. -Придумайте предложение со словом «кличет». Работа с незнакомыми словами Азбука, стр.38
Работа с многозначными словами Слово одно, а значения разные. (Азбука, стр.30)
Работа с ключевыми словами В тексте стихотворения автор спрятал важную информацию. Отыскать ее помогут « слова-ключики ». ФУТБОЛ Сказала тетя: - Фи, футбол! Сказала мама: - Фу, футбол! Сестра сказала: - Ну, футбол … А я ответил: - Во, футбол! ( Г.Сапгир ) « Слова-ключики » здесь такие: фи, фу, ну, во. С их помощью автор показал разное отношение людей к футболу.
Игра «Буква заблудилась»
Работа с пословицами
Отгадай пословицы
Ассоциативный куст Азбука, стр.52 А.С.Пушкин . Сказки кот ученый волшебный мудрый добрый
Работа со словами-образами Знакомство со словами-образами, в которых скрываются секреты красоты текста, начинается с понятия о сравнении. По мере развития читательского воображения детей через обсуждение роли сравнения в создании образов можно переходить к введению терминов, называющих художественные средства. Однако цель обучения должна оставаться прежней: показать, что образность текста подчинена замыслу автора и помогает читателю « сблизиться » с текстом. Нужно обращать внимание не только на слова-образы, но и на звуки, части слов, на формы или порядок слов.
Прочитай стихотворение. Какой увидел березу автор? С чем сравнивается снег? Составь небольшой рассказ о березе. Азбука, стр.100 Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. С.Есенин
«Игра в прятки» Учитель начинает читать не сначала, а где попало, называя только страничку, остальные должны найти и подстроиться под чтение. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает учитель.
Спасибо за внимание. Желаю творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков смыслового чтения младших школьников с художественным текстом
На современном этапе в соответствии с требованиями федеральногогосударственного образовательного стандарта учащиеся начальной школыдолжны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоват...
ПРОЕКТ «Формирование навыка смыслового чтения и работы с информацией»
Реально ли выйти на оптимальное чтение, ведь разные ученики имеют разный темперамент?...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Формирование навыков смыслового чтения как основа умения работать с печатными источниками информации"
Виды упражнений по формирования навыков смыслового чтения....
Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.
Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять с...
Формирование навыка смыслового чтения у младших школьниках на основе научно-познавательного текста на уроках окружающего мира.
В данной статье говорится о формировании навыка смыслового чтения у младших школьниках на основе научно-познавательных текстов на уроках окружающего мира. Приводятся методы и приемы технол...
"Формирование навыков смыслового чтения у учащихся через организацию работы с текстом с использованием современных педагогических технологий"
В статье раскрывается опыт работы по формированию читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения с применением современных педагогических технологий. ...
Презентация «Формирование навыков смыслового чтения у учащихся через организацию работы с текстом»
Смысловое чтение-это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Цель смыслового чтения-максимально точно и полно понять содержани...