Презентация «Формирование навыков смыслового чтения у учащихся через организацию работы с текстом»
презентация к уроку по чтению (4 класс)
Смысловое чтение-это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Цель смыслового чтения-максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рассказывается о смысловом чтении | 2.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Автор проекта Идрисова М.Е.- учитель начальных классов Актуальность проекта Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата. В ФГОС НОО подчеркивается важность обучения смысловому чтению. Проблема Непонимание обучающимися формулировок заданий к текстам при выполнении самостоятельной работы. Ограничение самостоятельной работы. Узкий круг чтения обучающихся. Низкий уровень читательской культуры родителей обучающихся.
Цель: формирование у учащихся навыки смыслового чтения через организацию работы с текстом Задачи: изучить теорию смыслового чтения; выявить начальный уровень овладения учащимися смысловым чтением; формировать у учащихся навыки смыслового чтения через организацию работы с текстом
Гипотеза Если у учащихся сформирую навыки смыслового чтения, то получу личность, способную размышлять, расширять свои знания и возможности . Объект исследования Уровень овладения учащимися смысловым чтением. Предмет исследования Способы и приёмы смыслового чтения Основные направления деятельности по реализации проекта -разработать мониторинг измерения и оценки смыслового чтения --освоение и внедрение в практику работы педагогов технологии смыслового чтения Предполагаемый эффект от реализации проекта Школьники будут относиться к тексту не только как формальному источнику информации, но и будут любить читать , научаться процессу работы с текстом.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ Этап реализации проекта Мероприятие Дата Ответственные Аналитический Изучение технологии смыслового чтения август Идрисова М.Е. Диагностика уровня сформированности навыков смыслового чтения сентябрь Идрисова М.Е . Анкетирование родителей «Домашнее чтение» ноябрь Идрисова М.Е. Родительские собрания «Важность чтения для успешного обучения ребёнка» ноябрь Идрисова М.Е. Основной этап Проведение уроков с применением технологии смыслового чтения сентябрь-май Идрисова М.Е. Организация внеурочной деятельности «В мире книг», направленной на поддержание интереса к чтению у детей. в течение года Идрисова М.Е. Заключительный (аналитический) Диагностика уровня сформированности навыков смыслового чтения декабрь, апрель Идрисова М.Е. . Анализ результатов диагностики апрель Идрисова М.Е.
Смысловое чтение Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения . Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Если ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная . В процессе обучения смысловому чтению младшие школьники должны научиться : • понимать тексты ; • анализировать ; • сравнивать ; • видоизменять ; • генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи)
Смысловое чтение Методы и приемы : Развитие умения анализировать задание. Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию. Ответы на поставленные вопросы (и письменные, и устные). Определение последовательности событий в тексте. Формулирование простых выводов после прочтения. Преобразование прочитанного текста в таблицу . Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией. Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста. Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения. Нахождение нужной информации в различных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.
Смысловое чтение
Смысловое чтение
Приёмы вопросно-ответные упражнения восстановление / заполнение пропусков упражнение на дополнение сопоставление / нахождение сходств и различий деление текста на абзацы составление плана предвосхищение/прогнозирование (приём антиципации) логическая перегруппировка/восстановление последовательности заполнение таблицы верные/неверные утверждения
Смысловое чтение Виды смыслового чтения: просмотровое; ознакомительное; изучающее; рефлексивное. Просмотровое чтение — вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта. Ознакомительное чтение — вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация. Изучающее — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается. Рефлексивное — самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.
Смысловое чтение Просмотровое чтение — вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта.
Смысловое чтение Ознакомительное чтение — вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация.
Смысловое чтение Изучающее — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.
Смысловое чтение Изучающее — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.
Смысловое чтение Рефлексивное — самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.
Проведение диагностики уровня сформированности навыков смыслового чтения Текст Вопросы автору Работа с художественным текстом. 1 этап. Задание: попытайтесь предугадать, о чём это произведение? знаете ли вы другие произведения этого автора? можете ли вы заранее сказать, о каком историческом времени пойдет речь в произведении? 2 этап. Диалог с автором. Задание: прочитайте рассказ с карандашом; по ходу чтения «задайте вопросы автору» и запишите их на полях.
№ Мероприятия Сроки Ответственные 1. Создание литературного сборника «Проба пера» В течение года Идрисова М.Е. 2. Создание презентаций и фильмов «Мой любимый писатель» 1 раз в четверть Идрисова М.Е. учащиеся , родители 3. Фотоконкурс: Читающая семья Я и моя любимая книга Сентябрь-декабрь Идрисова М.Е. учащиеся , родители 4. Читаем вместе 1 раз в четверть Идрисова М.Е. учащиеся , родители 5. Читательский дневник года (по желанию учащихся) В течение года Идрисова М.Е. учащиеся , родители 6. Книги из детства наших родителей. февраль Идрисова М.Е. учащиеся , родители 7. Литературные перемены. Октябрь-май Идрисова М.Е. учащиеся , родители 8. Орфографические перемены. Октябрь - май Идрисова М.Е. учащиеся , родители
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе
Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...
формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе
Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...
Формирование навыков смыслового чтения младших школьников с художественным текстом
На современном этапе в соответствии с требованиями федеральногогосударственного образовательного стандарта учащиеся начальной школыдолжны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоват...
Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.
Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять с...
Формирование навыка смыслового чтения у младших школьниках на основе научно-познавательного текста на уроках окружающего мира.
В данной статье говорится о формировании навыка смыслового чтения у младших школьниках на основе научно-познавательных текстов на уроках окружающего мира. Приводятся методы и приемы технол...
"Формирование навыков смыслового чтения у учащихся через организацию работы с текстом с использованием современных педагогических технологий"
В статье раскрывается опыт работы по формированию читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения с применением современных педагогических технологий. ...
"Формирование навыка смыслового чтения как одно из главных направлений работы с текстом"
В современном обществе умение работать с информацией становится обязательным условием успешности. Поэтому развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание в начальной школе....